Вопросительно-относительные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ирина Викторовна Потапова

Урок русского языка на тему «Вопросительно-относительные местоимения» направлен на достижение следующих целей:

  1. Обучающая: познакомить учащихся с относительными и вопросительными местоимениями, формировать умение находить в тексте относительные и вопросительные местоимения, учить правильно писать, склонять и употреблять в речи вопросительные и относительные местоимения, расширять лексический запас учащихся.

  1. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности, навыки работы с текстом, внимание.

  1. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._voprositelno-otnositelnye.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Пояснительная записка

Приведенная технологическая карта составлена к уроку по теме «Вопросительно-относительные местоимения» в 6 классе на основе учебника под редакцией Т.А. Ладыженской. Это урок усвоения новых знаний. Главная его цель – знакомство с грамматическими признаками вопросительно-относительных местоимений, их ролью в речи, развитие умение разграничивать вопросительные и относительные местоимения между собой, их употребление в вопросительных и сложных предложениях. Для решения данной задачи на уроке используются работа с таблицей, упражнениями учебника, работа в парах, работа у доски.

Класс: 6

УМК: под ред. Т.А. Ладыженской

Тема урока: «Вопросительно-относительные местоимения»

Цель урока: познакомить с морфологическими особенностями вопросительных и относительных местоимений; научить правильно склонять вопросительные местоимения кто, что, чей, сколько, соблюдать норму ударения при склонении местоимения сколько, научить различать вопросительные и относительные местоимения, употреблять относительные местоимения как средство связи простых предложений в составе сложных.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Распознавать вопросительные и относительные местоимения; определять их грамматическое значение, уметь склонять местоимения, правильно ставить ударение, определять их функцию в сложном предложении, употреблять в собственной речи.

Метапредметные (УУД):  

Познавательные:

 выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

– устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (местоимений),

– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

– анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах;

Коммуникативные:

– выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Регулятивные:

– давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

Личностные результаты:

– осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Оборудование: учебник, меловая доска, раздаточный материал: таблица «Разряды местоимений».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ожидаемые результаты

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Проверьте наличие на столе необходимых принадлежностей, присаживайтесь.

Здороваются. Слушают учителя. Настраиваются на урок.

Мотивация к учебной деятельности

Разыграем сценку разговора сказочных персонажей из сказки «Теремок».

– Вспомните ваши реплики, какие местоимения чаще всего встречались в диалогах между животными?

Каким по цели высказывания являются предложения «Кто в теремочке живет»?

Разыгрывают сценку из сказки «Теремок»: договариваются о распределении ролей по желанию и разыгрывают диалог героев сказки с употреблением в речи местоимений.

Отмечают, что часто произносилось местоимение «кто» и «я», определяют разряд местоимения «я», затрудняются с местоимением «кто»

Р.: давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

К.: понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Постановка учебной задачи

– Посмотрите на доску и сравните предложения по следующим критериям:

– какое местоимение повторяется,

– какие это предложения по цели высказывания,

– какие это предложения по количеству грамматических основ:

Кто живет в этом доме?

Прохожий поинтересовался, кто живет в этом доме.  

– На 86 странице учебника представлен перечень местоимений, которым мы посвятим наш урок. Обратите внимание, что рядом с каждым из них в скобке стоит вопросительный знак. О чем бы это могло говорить? Как называется разряд таких местоимений? Какую цель вы поставите перед собой на этот урок?

Анализируют предложения и отмечают, что местоимение «кто» используется в предложениях с разной целью. Отвечают на вопросы, ставят цель урока.

Р.: давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

Работа по теме урока. Открытие нового знания

– Выполните упражнение 570, затем прочитайте об особенностях вопросительных местоимений на странице 86.

– Выполните упражнение 571 в тетрадях, к доске приглашаю…

– Прочитаем хором, чтобы запомнить, какое ударение правильное в формах местоимения сколько.

– Чем вопросительные местоимения отличаются от относительных? Проверьте правильность своих ответов по правилу на странице 88.

Закрепим ваши знания с помощью упражнения 574.

– Вместе с соседом по парте составьте по паре предложений с одним и тем же местоимений, чтобы в одном случае это было вопросительное местоимение, во втором – относительное.

Заслушивает предложения, комментирует наиболее удачные.

Выполняют упражнение, читают правило, делают выводы,

 

Один ученик работает у доски.

Предлагают варианты ответов, читают правило на стр. 88

П.: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов, анализировать информацию, представленную в текстах;

К.: выражать себя в диалогах, в устной монологической речи и в письменных текстах;

Обобщение

Предлагает обобщить работу на уроке заполнением таблицы:

 Разряд

Местоимения

Грамматические особенности

Примечание

1.

– Продолжим заполнение таблицы о местоимениях разных разрядов. Запишите, что вы узнали о вопросительно-относительных местоимениях на данном уроке.

Следит, чтобы были записаны отличия местоимений, особенности изменения отдельных местоимений.

Продолжают работу над обобщающей таблицей.

П.: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах;

Рефлексия

Итак, в начале урока вы ставили перед собой цель узнать о морфологических признаках, синтаксической роли местоимений. Насколько удалось достичь ее?

Отмечают, что из запланированного удалось сделать, к каким выводам пришли.

Л.: осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Домашнее задание

Дает инструкцию к выполнению домашнего задания (упр. 573, с. 88)

Записывают домашнее задание.

Библиографический список:

  1. Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016. – 240 с.
  2. Русский язык. Сборник примерных рабочих программ. 5—11 классы. Предметная линия учебников Т.  А.  Ладыженской, М.  Т.  Баранова, С.  Г.  Бархударова и др. 5—9 классы. Предметная линия учебников Л.  М.  Рыбченковой, О.  М.  Александровой и  др. 5—9 классы. Предметная линия учебников Л.  М.  Рыбченковой, О.  М.  Александровой и др. 10—11  классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М.  А.  Бондаренко и  др.].  – Москва : Просвещение, 2021. – 320 с. 
  3. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 159 с.
  4. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М.Т. Баранов, Т. А Ладыженская, Л.А. Тростенцова [и др.]. – 5-е изд. – Москва : Просвещение, 2022. – 208 с.
  5. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Русский язык (для 5–9 классов образовательных организаций) / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». – Москва, 2022. – 129 с.