Критерии 7и8 ЕГЭ 2023
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Геладзе Марина Рафиковна

Изменения в критериях ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_7_i_8_ege._geladze_m.r.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изменения в критериях 7 и 8 оценивания сочинения ЕГЭ «Изменения в ЕГЭ по русскому языку есть, их немного, и они все плановые. В ЕГЭ-2023 по русскому языку изменились формулировки, система ответов и спектр предъявляемого языкового материала в отдельных заданиях. В критериях оценивания соблюдения орфографических и пунктуационных норм исключено понятие «негрубая ошибка». (Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку Роман Дощинский )

Слайд 2

Критерии 7 и 8 оценивания сочинения ЕГЭ Материал подготовлен на основе официальных источников ( fipi.ru)

Слайд 3

Изменения в критерих 7 и 8 Часть 2. Сочинение. ( Задание27 ). Позиция экзаменуемого в целом останется неизменной, так как основная часть орфографических и пунктуационных ошибок, которые ранее квалифицировались как негрубые ошибки, перейдет в группу ошибок, не учитываемых при проверке, то есть не влияющих на выставляемые баллы.

Слайд 4

Причины выхода на 3 проверку Критерий К7 (Соблюдение орфографических норм) Причины выхода работ на третью проверку: 1. Пропуск ошибок исскуство коментируя импатия 2. Нахождение ошибок там, где их нет преданны Родине мучали 3. Игнорирование однотипных ошибок: 3 ошибки = 3 ошибки волей не волей безвести по-совести 4. Неправильный подсчёт: 3 ошибки = 2 балла 5. Полноценные орфографические ошибки считаются негрубыми Сколько ни старайся, всё равно невозможно жить вне времени. Повсюду было слышно её негромкое пение.

Слайд 5

Причины выхода на 3 проверку Критерий К8 (Соблюдение пунктуационных норм) Причины выхода работ на третью проверку: Пропуск ошибок По словам рассказчика природа врачует душу человека. Автор считает, что возвращаясь в родные края, мы возрождаемся душой и телом . 2. Нахождение ошибок там, где их нет Совесть – не разменная монета. Обратимся к воспоминаниям, несомненно раскрасившим жизнь героя. Для того, чтобы…; благодаря тому, что 3. К пунктуационным ошибкам необоснованно относятся не пропечатанные точки в конце предложения 4. Неправильный подсчёт: 3 ошибки = 2 балла 5. Полноценные пунктуационные ошибки считаются негрубыми Автор, воспитанный в традициях русской литературы трепетно относится к своей библиотеке.

Слайд 6

6 К7–К 8 . Грамотность Грамотность речи оценивается в зависимости от количества ошибок, допущенных экзаменуемым в тексте письменной работы, по шкале от 3 до 0 баллов. К7 Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет 3 Допущены одна-две ошибки 2 Допущены три-четыре ошибки 1 Допущено пять или более ошибок 0 К8 Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет 3 Допущены одна-две ошибки 2 Допущены три-четыре ошибки 1 Допущено пять или более ошибок 0 Практика проведения экзамена показала, что при проверке и оценке задания с развёрнутым ответом (сочинения) эксперты испытывают определённые затруднения при квалификации ошибок в письменной речи экзаменуемых. Рекомендации по квалификации ошибок Современные нормы правописания кодифицированы в следующих словарях и справочниках. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. – М.: АСТ-Пресс, 2008. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: АСТ-Пресс, 2020. Правила русской орфографии и пунктуации: утверждены Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР, Минпросвещения РСФСР / Л.В. Щерба и др. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. Универсальный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Практическая стилистика. Розенталь Д.Э. – М.: Мир и Образование, 2015. Орфографическая ошибка – это написание слова, не соответствующее орфографическим правилам. Орфографические правила устанавливаются академическими орфографическими словарями и справочниками . Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационному оформлению, отражённому в пунктуационном правиле .

Слайд 7

Эти ошибки могут быть допущены только на письме: их можно увидеть, услышать их нельзя. Эксперт при проверке должен учитывать следующее. В школе изучаются далеко не все тонкости русской орфографии и пунктуации. Некоторые правила русского правописания предоставляют пишущему возможность выбора написания и способа пунктуационного оформления синтаксической конструкции. Рекомендации словарей и справочников по правописанию не всегда совпадают. Существуют объективные трудности орфографии и пунктуации, связанные с переходностью языковых явлений. В некоторых случаях возможно двоякое объяснение синтаксической структуры предложения и, соответственно, возможна разная пунктуация . НЕ ДОЛЖНЫ ВЛИЯТЬ НА ОЦЕНКУ ГРАМОТНОСТИ (не учитываются при проверке): негрубые ошибки – ошибки, не имеющие существенного значения для характеристики грамотности, то есть связанные с нарушением правил, которые не включены в школьную программу или обусловлены явлениями языковой переходности (примеры в скобках даны в неискажённом виде) 6 : написание необщеупотребительных собственных имён ( Свант е Арре н иус , Шлезв иг Г о льшт е йн ) 7 ; употребление прописной буквы в составных собственных именах ( площадь Никитские ворота, страна восходящего солнца, дон Педро, Дон Кихот, Международный астрономический союз, Великая Отечественная война ), в собственных именах, использованных в переносном значении ( обломовы ); необоснованное написание имён прилагательных на -ский с прописной буквы ( шекспировские трагедии) ; буквы э/е в иноязычных словах ( рэкет, пленэр, Мариетта; риелтор, Бэла, Белла, Мери, Сэлинджер ); написание - н- и - нн- в причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых глаголов ( завещанный, обещанный, казнённый, рождённый, крещёный человек, крещённый вчера человек ); написание не с отглагольными прилагательными и причастиями на - мый ( неделимый на части – не делимый людьми ); написание сложных существительных без соединительной гласной, образованных с помощью заимствованных элементов ( ноу-хау, рок-музыка, мини-маркет, супермаркет, ультразвук ); написание сложных имён прилагательных, которое противоречит школьному правилу ( глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный ); написание сложных имён прилагательных и причастий, которое зависит от контекста ( сильнодействующее средство – сильно действующее на меня средство ); 6 Указанные случаи не распространяются на слова и конструкции, использованные автором исходного текста. 7 7 Ошибка в инициалах автора/героя исходного текста и/или автора/героя произведения является фактической ошибкой. Фактической ошибкой является случай типа: Хрусталёв (вместо Хлестакова ). Допустимо упоминание известных писателей и поэтов с одним инициалом или без инициалов (не считается ошибкой употребление Л. Толстой вместо Л.Н. Толстой ).

Слайд 8

пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или конце обособленного оборота ( Посреди поляны росло большое дерево, судя по всему вяз. ); отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествуют отрицание не или частицы совсем, совершенно, почти, именно, прямо и т.п. ( Было светло, почти как днём. ); пропуск или добавление одного из сочетающихся в конце предложения знаков препинания (за исключением кавычек) или нарушение их последовательности в конце предложения ( А.П. Чехов писал: «В человеке должно быть всё прекрасно…» ) 8 ; 2) выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных словарями и справочниками: написание - н- и - нн- в кратких формах отглагольных прилагательных и соотносимых с ними кратких причастиях, ср.: Её действия оправданны. – Её действия оправданы. ; написание не в случаях возможного двоякого толкования высказывания, ср.: Эта задача нетрудная. – Эта задача не трудная. ; вариативные написания слов, ср.: бивак и бивуак ; фортепьяно и фортепиано ; ошибки в переносе слов; употребление тире между подлежащим и сказуемым – оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и т.п., ср.: Пруд как блестящая сталь. – Пруд – как блестящая сталь. ; употребление тире в неполном предложении, ср.: А в доме стук, ходьба. – А в доме – стук, ходьба. ; обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным, ср.: Продавец в чистом белом халате обслуживал клиента. – Продавец, в чистом белом халате, обслуживал клиента. ; обособление ограничительно-выделительных оборотов, ср.: Кроме блюд и соусников на столе стояло множество горшочков. – Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков. ; пунктуационное оформление сложноподчинённого предложения с придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно забылось. – Что Вася говорил про эту встречу – совершенно забылось. ; передача авторской пунктуации; 3) графические ошибки 9 : пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится ); перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов ); замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное ); 8 «Незакавыченная» чужая речь (в любом количестве) – это пунктуационная ошибка (включая случай, когда пишущий активно использует исходный текст, берёт из него точные цитаты, при этом кавычки не использует совсем). 9 Графические ошибки – разновидность ошибок, связанных с графикой, то есть средствами письменности языка, фиксирующими отношения между звуками устной речи и буквами, которыми они обозначаются. При этом важно помнить, что экзаменуемый должен писать аккуратно, разборчивым почерком. Он имеет право многократно исправлять написанное. Сам по себе почерк не может являться причиной снижения баллов до тех пор, пока он даёт возможность эксперту различать написания. 8

Слайд 9

9 добавление лишних букв, например: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях... (следует: даже ); к графическим средствам помимо букв относятся различные приёмы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчёркивания и шрифтовые выделения; 4) напи с ания, например: бог / Бог для которых менялись орфографические рекомендации, в «Вии» / в «Вие» водноспортивный / водно-спортивный вторая мировая война / Вторая мировая война деланный / деланый (в знач. неестественный, ненатуральный: делан(н)ая улыбка ) естественнонаучный / естественно-научный заполдень / за полдень заполночь / за полночь зорянка / зарянка (птица) интернет / Интернет как-то / как то (перед перечислением, например: Острогою бьётся крупная рыба, как(-)то: щуки, сомы, жерехи, судаки. ) красавец сынишка / красавец-сынишка лироэпический / лиро-эпический масленица / Масленица масс-культура / масскультура масс-медиа / массмедиа мелочёвка / мелочовка народнопоэтический / народно-поэтический народнохозяйственный / народно-хозяйственный не сегодня-завтра / не сегодня завтра не взирая на лица / невзирая на лица непрошенный (прил.) / непрошеный (прил.) первобытнообщинный / первобытно-общинный плащёвка / плащовка плейер / плеер рождество / Рождество розыскник / разыскник розыскной / разыскной считанный / считаный (в знач. малый по количеству: считан(н)ые минуты ) церковнославянский / церковно-славянский чёрно-бурый / чёрнобурый ; 5) варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных явлений: разграничение фразеологизмов, которые не требуют знаков препинания, и свободных сочетаний слов, которые необходимо обособлять или внутри которых необходимы знаки, ср.: Труслив как заяц. – ТрУсит(,) как заяц.; Делай что хочешь. – Делай, что хочешь. ; трудные случаи разграничения некоторых вводных слов и конструкций первый взгляд, между тем, правда, главным с о о т в е т ст в е нно, и омонимичных им невводных, например: на образом, прежде всего, в первую очередь, действительно ;

Слайд 10

различение омонимичных частиц и междометий, ср.: О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями? – О, дорогой мой, как это прекрасно! ; разграничение сравнительных оборотов, которые можно заменить творительным сравнения, и тех, которые такой замене не поддаются, ср.: В гневе он как гром загремел. – Но в это время, как гром, тарарахнул выстрел. ; примеры предложений, которые допускают двоякое объяснение их синтаксической структуры, ср.: Во всём – и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершённое. – Во всём: и в природе, и среди полей – чувствовалось что-то незаконченное, недовершённое; Самые скороспелые грибы, например: берёзовики и сыроежки – достигают полного развития в три дня. – Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня; Я не понимаю, какая муха тебя укусила. – Я не понимаю: какая муха тебя укусила? На оценку сочинения распространяются положения о повторяющихся и однотипных ошибках, изложенные в рекомендательных документах 10 и скорректированные с учётом формата экзаменационной работы. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют, борются ) и фонетических ( пирожок, сверчок ) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода – воды; рот – ротик; грустный – грустить; резкий – резок ). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку, например: п осо жир . Внимание! Понятия о повторяющихся и однотипных ошибках не распространяются на пунктуаци онные ошибки. Рассмотрим примеры оценивания экзаменационных работ по критериям К7 и К8. Высшую оценку (3 балла) по этим критериям экзаменуемый получает в том случае, если орфографических и пунктуационных ошибок нет. Рассмотрим пример. Сочинение по тексту Е.М. Богата 10 Приказ Министерства просвещения РСФСР от 03.09.1984 № 234 «Об утверждении норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»; Баранов М.Т. Проверка и оценка орфографической и пунктуационной грамотности. – М., 1989; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сб. статей / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. – М., 1986; Русский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. / Сост. Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова. – М., 2007; О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 № 364-М (Извлечения). // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – М., Просвещение, 1980, № 34–35, с. 32–45. 10

Слайд 11

В приведённом выше сочинении отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки. Отсутствие точек в конце предложений не является пунктуационной ошибкой, если границы предложений просматриваются по заглавной букве. Отсутствие кавычек при небольшом объёме цитирования исходного текста в 3-м абзаце сочинения также не является пунктуационной ошибкой. Оценку 2 балла по этим критериям экзаменуемый получает в том случае, если допущены одна-две орфографические/пунктуационные ошибки. Сочинение по тексту В.П. Катаева 11

Слайд 12

В при в е д ё нном в ы ше с о ч ин е нии от с у т с т в у ют орфографи ч е с кие ошиб к и (по критерию К7 – 3 балла), но допущена 1 пунктуационная ошибка – в предпоследнем 12

Слайд 13

предложении не закрыта придаточная часть сложноподчинённого предложения перед союзом И (по критерию К8 – 2 балла). Обратите внимание на конструкцию во 2-м абзаце сочинения «Именно любовь к родине, желание защитить свою страну, сделали…»; запятая после слова «страну» возможна, так как это пример предложения, которое допускает двоякое объяснение его синтаксической структуры; следовательно, поставленная экзаменуемым запятая не влияет на оценку его грамотности. В том же абзаце экзаменуемый в конце предложения допустил негрубую ошибку при сочетании знаков препинания ( из автомата…». ); подобная ошибка также не влияет на оценку грамотности экзаменуемого. В том же ракурсе следует рассматривать запятую в конструкции «для того, чтобы…». Запятая после слова «врага» предположительно зачёркнута экзаменуемым. В предпоследнем абзаце слово «не достаточно» написано с не раздельно. Такое написание считается допустимым (перед нами написание не в случаях возможного двоякого толкования высказывания, ср.: Эта задача нетрудная. – Эта задача не трудная. ) и снова не влияет на оценку грамотности экзаменуемого. Оценку 1 балл по этим критериям экзаменуемый получает в том случае, если допущены три-четыре орфографические/пунктуационные ошибки. Внимание ! При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок уменьшается. Два балла по критериям К7 и К8 ставится в следующих случаях : К7 – орфографических ошибок нет; К8 – пунктуационных ошибок нет . Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – допущено не более двух ошибок ; К8 – допущено не более двух ошибок . Сочинение по тексту И.С. Соколова-Микитова В приведённом выше сочинении нет 150 слов, при этом их больше 70. Поэтому при оценке по критериям К7 и К8 следует учитывать, что работа в данном диапазоне не может иметь высшие баллы. Так, по критерию К7 выставляем 2 балла, несмотря на то что в работе отсутствуют орфографические ошибки. В то же время экзаменуемый допустил 2 пунктуационные ошибки (поставил лишние запятые в 1-м и последнем предложениях), однако за эти 2 ошибки по критерию К8 работа может быть оценена только 1 баллом. 13

Слайд 14

Оценку 0 баллов по этим критериям экзаменуемый получает в том случае, если допущены четыре или более орфографические/пунктуационные ошибки. Сочинение по тексту Е.М. Богата В приведённом выше сочинении суммарно допущено 8 орфографических и 8 пунктуационных ошибок. Но среди орфографических ошибок встречаются повторяющиеся и однотипные. К повторяющимся ошибкам относятся: проблемме – проблемме ; расскрытие – расскрыли – расскрыть . К однотипным ошибкам относятся: расскрытие – расспространённый ; то-же – этиже . Написание «философоф» является не графической, а обычной орфографической ошибкой. Таким образом, фиксируемое в процессе проверки количество орфографических ошибок в итоге составляет 4 (по критерию К7 – 1 балл). При этом, какое бы количество раз экзаменуемый ни поставил запятую между частями сложноподчинённого предложения, каждое отсутствие такой запятой будет учитываться как отдельная пунктуационная ошибка. Значит, в работе эксперт должен отметить 8 пунктуационных ошибок и не распространять на данные ошибки понятия о повторяющихся и однотипных ошибках (по критерию К8 – 0 баллов ). 14

Слайд 15

Критерии 7 и 8 • Внимание! Если в одном месте экзаменуемый написал слово правильно, а в другом – неправильно, эксперт в любом случае отмечает наличие орфографической ошибки. Например: проблемме – проблемы.

Слайд 16

Изменения в критериях 7 и 8 • Внимание! Ошибка в инициалах автора/героя исходного текста и/или автора/героя произведения является фактической ошибкой. Фактической ошибкой также является случай типа: Хрусталёв (вместо Хлестакова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на конкурс "Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных организаций ЗАТО Александровск - 2023". Номинация "Дебют года 2023"

Эссе на конкурс "Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных организаций ЗАТО Александровск - 2023". Номинация "Дебют года 2023"...

ПРИКАЗ От 03.02.2023 года № 07 - 0 Об итогах районного этапа регионального литературно-художественного конкурса "Проба пера - 2023"

ПРИКАЗ     От 03.02.2023 года   № 07 - 0 Об итогах районного этапа регионального литературно-художественного конкурса "Проба пера - 2023"...

27.02.2023 -18.03.2023 г.г. Диплом I степени "Педагоги России"

Всероссийский конкурс работников образования "Педагоги России 2023" .  «Мастер – класс»      Цель:    создание условий для...

ПРИКАЗ № 162 - О от 29.08.2023 года О проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в Велижском районе в 2023-2024 учебном году

ПРИКАЗ  № 162 - О     от  29.08.2023 года    О проведении школьного  этапа Всероссийской олимпиады  школьников в Велижском районе  в 2023-2024 учебном...