"Игровые технологии на урокаах русского языка и чтения для обучающихся с ОВЗ"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Резяпова Гульфира Нуриахметовна

Игровые технологии одной из форм обучения, которые позволяют сделать увлекательными и интересными работу учащихся по изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokl.igrovye_tehnologii.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ШМО учителей русского языка и чтения

ДОКЛАД

Игровые технологии на уроках русского языка и чтения

для учащихся с ОВЗ.

РЕЗЯПОВА Г.Н., соцпедагог,

первая квалификационная категория.

19.02.24г.

Тема:  Игровые технологии на уроках русского языка и чтения для учащихся с ОВЗ.  Заседание №4 ШМО учителей русского языка и чтения.

          Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.       Использование  игры  помогает  снять  ряд  трудностей,  вести  изучение  и  закрепление  материала  на  уровне  эмоционального  осознания,  что  способствует  в  дальнейшем  появлению  элементарного  познавательного  процесса  к  русскому  языку,  как  к  учебному  предмету.

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

         Игра считается необходимым ключевым условием воздействия на ребенка. Она освобождает подсознание, делает процесс воспитания и обучения свободным, притягательным и ненавязчивым.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

        Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и    учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

            Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя.

           Высокая степень заинтересованности предметом может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей ученика. Психологические исследования показывают, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Таким образом, можно сделать вывод, что в школе не может быть неуспешных учеников. Учитель должен поддерживать желание учащихся изучать русский язык на всех этапах обучения от начальной до старшей школы.

Одним из наиболее эффективных и универсальных приемов обучения является игра. Именно игра способна активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию к изучению русского языка.

Каковы же основные характеристики игры?

Игра это:

  • деятельность;
  • отсутствие принуждения, мотивированность;
  • индивидуализированная деятельность;
  • обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
  • развитие психических функций и способностей;
  • учение с увлечением.

Учебная игра выполняет несколько функций:

обучающую (заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует формированию навыков и умений);

воспитывающую (заключается в воспитании внимательного отношения к партнеру по игре; также развивает чувство взаимопомощи и взаимоподдержки). Именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу;

развлекательную (состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке);

коммуникативную (заключается в создании естественной атмосферы общения в процессе игры);

релаксационную (снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении русскому языку);

психологическую (снижает уровень психического напряжения при освоении больших объемов информации/ в ролевых играх возможен психологический тренинг);

развивающую (направлена на гармоническое развитие личностных качеств учащегося).

            Игровые технологии представляют особую ценность при работе с детьми с ОВЗ. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие и выполнять развлекательную, коммуникативную, диагностическую, игротерапевтическую функции, функцию самореализации, коррекции в игре.

Начало урока должно быть интересным, настраивающим на работу, поэтому на этапе подведения к теме урока использую приём   Анаграммы (Анаграммы с нумерацией)

Это коррекционный приём оживляют начало урока, повышают интерес детей к изучаемому предмету; развивают у учащихся внимание, кратковременную память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.

Одним из важнейших этапов урока русского языка является словарная работа.

Представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности, поэтому на этом этапе урока использую различные коррекционные приёмы и упражнения для развития логического мышления, внимания, памяти, восприятия, речи с целью повышения эффективности словарной работы, активности школьников, обеспечения на данном структурном этапе урока его развивающей направленности.

С помощью коррекционных упражнений учащиеся самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарной работы. Например,​ решение анаграмм

ЯИЦАИВА - авиация, 

ШАФТЛАНД- ландшафт,

РГСТРТРЕИАУА - регистратура,

ШЕВЯ - швея и т. д.

Еще один вид упражнений основан на связи словарного слова с лингвистическим материалом. В зависимости от содержания учебного материала, от цели урока варианты работы могут быть самые разные.

1)​ Например, при закреплении материала о глухих и звонких согласных предлагаю зачеркнуть глухие согласные в данной цепочке

2)​  При изучении темы «Местоимение» предлагаю задание:
правильно расположить местоимения в порядке их изменения по падежам и соединить буквы в скобках.

мне (Т), меня (И), я (М), обо мне (Г), мной (Н), меня (И).

Например, при закреплении знаний о глаголах прошедшего времени предлагаю ребятам прочитать SМS -сообщение:

Мыходиливпаркбылотеплоявстретиладругаонподарилцветокяулыбнуласьипоблагодарила.

Затем работаем с текстом: разбиваем на предложения, записываем в тетрадь, выделяем окончания глаголов.

При закреплении знаний о составе слова применяю упражнение «Телефон». Например: образуй и запиши слова из слогов, записанных под цифрами на диске телефона

Сбежавший медведь

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.

Содержание игры: “Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.

Материалы“Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) ... . Близко подходить (к кому?) к ... опасно. Я видел (кого?) ... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за ... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о ...”

Ребусы – один из видов деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, он способствует развитию воображения, остроумия, находчивости.

Игры на планирование: лабиринты, логические квадраты – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели.

«Найди пару» (Ребенку предлагаются различные карточки с рисунками, например, обувь. Учитель показывает любую картинку, а ребенок ищет пару этой картинке.)

-«Найди лишнее»(Ребенку предлагается ряд слов, из которых он должен по какому либо признаку убрать лишнее  и объяснить, почему)

-«Продолжи ряд» (Ребенку предлагается продолжить ряд слов, установив закономерность)

-«Загадки»

-«Занимательные таблицы» - предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает?»

Использование различных мячей на уроках, самоподготовке, в свободное время дает положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребенка (так как ребенок думает, что он играет).

Мяч идеальное средство для коррекционных упражнений.

Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

      Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).

      Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое,  образное представление о предмете.

Березка высокая (кудрявая, стройная, тоненькая и т. д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная, ласковая, молчаливая и др.); вьюга февральская (злая, дикая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная и др.); туча грозовая (зловещая, хмурая, громыхающая и др.); русский язык (богатый, могучий, яркий, образный и др.); сорока пестрая (болтливая, суетливая, бойкая, хитрая и др.); осина тонкая (трепетная, дрожащая, огненная, лепечущая и др.).

Антонимы.

Существительное. Повторение.

A) Угадайте слово, в котором: корень от слова земля, суффиксы от слов весенний, кровать, окончание от слова лопата (землянка).

Б) Угадайте слово: государственная песня + часть мира (гимназия). 

B) Угадайте слово: воронье слово + игровая карта (картуз).

Г) Угадайте слово, в котором: приставку от слова бесцветный, корень от слова вода, суффикс от слова парный, окончание от слова красивый (безводный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации позна вательной деятельности обучающихся 5–9-х классов

Материал содержит различные грамматические игры и упражнения по русскому языку, которые можно использовать как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке...

"Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов"

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Из личного опыта учителя. Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС".

В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к сл...

ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020

Игровые педагогические технологии   Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...