рабочий лист (ВПР-5 класс)
рабочие листы по русскому языку (5 класс)

Опекина Алёна Евгеньевна

Данный рабочий лист разработан с целью предоставления ученикам возможности систематизировать пройденный материал  по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_vpr-5_kl.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 2.1. Фонетический разбор (звуко-буквенный разбор)

  1. Количество слогов, ударение.
  2. Полная транскрипция слова.
  3. Гласные звуки: ударный или безударный, какой буквой обозначен.
  4. Согласные звуки: звонкий или глухой, парный или непарный; твердый или мягкий, парный или непарный; какой буквой обозначен.
  5. Общее количество букв и звуков.

Задание 2.3. Морфологический разбор.

Порядок морфологического разбора имени существительного:

       I. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

       II.Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительном падеже, единственного числа).

2. Постоянные признаки:

    *собственное или нарицательное;

    *одушевленное или неодушевленное;

    *род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);

    *склонение;

3. Непостоянные признаки:

*число;

*падеж;

       III. Синтаксическая роль.

План морфологического разбора имени прилагательного

1. Часть речи.

2. Морфологические признаки:

— начальная форма (им. п., ед. ч., м. р.);

— полная или краткая форма;

— род (только в ед. ч.);

— число;

— падеж.

3. Синтаксическая роль (роль в предложении).

План морфологического разбора глагола

    I.Часть речи, Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

    II. Морфологические признаки

1.Начальная форма (инфинитив).

2.Постоянные морфологические признаки: вид, спряжение.

3.Непостоянные морфологические признаки: наклонение, время, число, лицо, род (если есть).

    III.Синтаксическая роль

Задание 2.4. Синтаксический разбор.

Порядок синтаксического разбора предложения:

1.Определить, какое предложение по цели высказывания:

*повествовательное — сообщение, факт (Я сплю.)

*побудительное — глагол в повелительном наклонении выражает просьбу или приказ (Спи!)

*вопросительное — в конце предложения есть вопросительный знак (Ты спишь?)

2.Найти основу предложения. Убедиться, что предложение простое.

3.Определить, односоставное или двусоставное предложение.

*Односоставное — предложение с одним главным членом: подлежащее или сказуемое. (Пойдем домой.)

*Двусоставное — предложение содержит два главных члена: подлежащее и сказуемое. (Мальчик сделал домашнюю работу.)

4.Определить, распространённое или нераспространённое.

*Нераспространённое предложение содержит лишь грамматическую основу. (Он пришёл)

*Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов. (Он пришёл в уютное кафе.)

5.Отметить, если предложение чем–либо осложнено: однородные члены или прямая речь.

*Осложнённое — когда есть обращения, вводные слова и вводные конструкции, прямая речь, дополнения, причастные или деепричастные обороты, однородные члены. (Катя, иди делать уроки.)

*Неосложненное — предложение, которое не содержит осложненные члены. (Иди делать уроки.)

6.Сделать разбор по членам предложения и указать, какими частями речи они являются.

Задание 4. Части речи.

Часть речи

ОГЗ (что обозначает)

Вопросы

Имя существительное

предмет

Кто? Что?

Имя прилагательное

Признак предмета

Какой? Чей?

Глагол

Действие предмета

Что делать? Что сделать? Каков? Кто такой?

Имя Числительное

количество или порядок предметов при счёте

сколько? который?

Наречие

признак действия, состояния или другого признака

как? где? когда? почему? зачем?

Задание 5. Прямая речь

Схемы предложения с прямой речью

Прямая речь перед словами автора

Прямая речь после слов автора

Слова автора внутри прямой речи.

«П!»-а.

«П?»-а.

«П»-а.

А: «П!»

А: «П?»

А: «П».

«П,-а.-П».

«П,-а,-п».

«П?-а.-П»

Задание 6. Обращение

ЗП в предложениях с обращениями.

[О, …]

МАМА, прочитай сказку.

[…,О,…]

Прочитай, МАМА, сказку.

[…,О]

Прочитай сказку, МАМА

Задание 11. Тип речи.

Типы речи

Описание

Повествование

Рассуждение

Описываются признаки предметов, явления, человека

Описываются события в определенной последовательности

Утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие

Какой?

Что делает?

Почему?

Задание 12. Анализ слова

Антонимы — это слова одной и той же части речи, имеющие прямо противоположные значения.

Синоним-слова, не совпадающее с данным по звучанию и написанию, но имеющее одинаковое с ним или очень близкое значение

Омонимы — это слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но при этом различны по значению.

Задание 3. Ударение

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

алфавИт

бАнты

водопровОд

ворОта

газопровОд

договОр

докумЕнт

досУг

жАворонки

инженЕров

шофЁр

щавЕль

каталОг

каучУк

квартАл

киломЕтр

партЕр

свЁкла

срЕдство

стАтуя

столЯр

тОрты

фарфОр

цемЕнт

шАрфы

алфавИтный
красИвее
кУхонный
слИвовый
совремЕнный
щавЕлевый

балУешь, балУешься
далА ждалА
звонИть, звонИт, звонИшь
перезвонИт
позвонИт, позвонЯт
нАчали, (она) началА началсЯ
облегчИть, облегчИт
пОнял, понялА
повторИт, повторИшь, повторИм
положИть, положИл, положИла
прИнял, принялА
создАл, создалА
углубИть, упростИть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист для 6 класса по теме: " Погода и климат"

Этот материал разработан к учебной линии "Полярная звезда" под редакцией АлексееваА.И. Он поможет организовать самостоятельную работу класса при изучении темы: "Погода и к лимат"...

рабочий лист по 5 класс " Наземно -воздушная среда" по учебнику Сухоруква Л.И.

Этот лист разработан для лучшего усвоения знаний по этой теме.Дети самостоятельно или с помощью учитела работают с книгой....

Рабочий лист ученика 6 класс

Материал может быть использован  для проверки домашнего задания или самостоятельной работы на уроке...

Рабочий лист для 11 класса по теме: " Как по частям лучше познавать мир"

Данный материал составлен к учебнику 11 класса линия " Полярная звезда",  редация Гладкий Ю.Н, Николина В.В....

Рабочий лист для 5 класса 2 иностранный (английский)

Рабочий лист для 5 класса 2 иностранный (английский)...

Рабочие листы для старших классов

Индвидиуальные задания для учащихся старших классов...

Рабочий лист учащегося 9 класса по теме "Общая характеристика Дальнего Востока"

Рабочий лист состоит из трех заданий, которые необходимо выполнить при помощи учебника (страницы указаны в рабочем листе). Учащийся выполняет следующие задания: задание №1 - работа с таблицей;  з...