Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 класах
статья по русскому языку
Статья о том, как развивать функционалную грамотность на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах средней школы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые знания и умения для решения широкого круга задач в реальной жизни. Она необходима для успешной адаптации в современном мире, обучения на протяжении всей жизни и активного участия в обществе.
Функциональная грамотность включает в себя: общую грамотность, информационную и коммуникативную.
Навыки общей грамотности охватывают умение писать эссе, доклады, давать развернутые ответы; формулировать мысли без особых сложностей, а также составлять официальные письма и заполнять различные формуляры.
Информационная грамотность подразумевает способность к поиску и отбору нужных сведений из книг, справочных изданий, энциклопедий и иных источников в печатном формате.
Коммуникативная грамотность включает в себя умение эффективно взаимодействовать как в парной, так и в групповой работе.
В рамках изучения русского языка и литературы реализуется ряд ключевых задач, которые хотелось бы выделить:
- Развитие навыков понимания и анализа прочитанного (читательская грамотность).
- Стимулирование нестандартного подхода к решению задач (креативное мышление).
Читательская компетентность представляет собой умение обучающихся понимать и интерпретировать тексты разного типа и структуры. Это также способность применять полученные знания на практике, включая достижение личных целей, углубление знаний и расширение горизонтов, что является важным компонентом функциональной грамотности. Процесс обучения работе с информацией ориентирован на развитие навыков чтения текстов для удовлетворения любознательности, усвоения и применения информации при решении как учебных, так и реальных жизненных задач. Читательская компетентность - это основной элемент функциональной грамотности.
Креативное мышление – это способ мыслить, который приводит к инновационным решениям, оригинальным идеям и новым способам понимания и осмысления действительности. Это способность воспринимать мир по-новому, используя воображение для создания свежих перспектив.
Креативность основывается на нескольких ключевых элементах:
Во-первых, это пытливость ума, проявляющаяся в стремлении исследовать мир и самостоятельно находить решения. Важно активно искать новые сведения, даже в нестандартных местах.
Во-вторых, важную роль играет развитое воображение, позволяющее генерировать неординарные идеи и их большое количество.
В-третьих, необходима гибкость, то есть способность адаптировать свою работу, когда меняются обстоятельства или появляются новые данные об изучаемом объекте.
Эти навыки начинают формироваться в раннем возрасте и зависят от детского развития, влияния семьи и педагогов, образовательной программы, а также от личных усилий.
Развитие креативности на уроках русского языка и литературы
Анализ текстов различных жанров и эпох способствует развитию критического мышления и способности видеть разные точки зрения. Создание собственных текстов, будь то сочинения, эссе или даже стихотворения, стимулирует воображение и креативность.
Использование дискуссий, дебатов и ролевых игр помогает ученикам формировать собственное мнение, аргументировать его и находить нестандартные решения. Работа с языком, его структурой и выразительными средствами, развивает лингвистическую интуицию и способность к метафорическому мышлению.
Приемы и методы включают: мозговой штурм, ролевые игры (драматизация эпизодов, создание диалогов), метод синектики (нахождение общих черт между несвязанными понятиями для решения проблемы), написание "письма герою", создание комиксов и инфографики по прочитанным произведениям.
Важно стимулировать нестандартные подходы к анализу текста, поощрять оригинальность и творческое самовыражение, создавая атмосферу поддержки и принятия любых, даже самых неожиданных, идей. Акцент делается на процессе, а не на безупречном результате, что позволяет ученикам не бояться экспериментировать и мыслить нестандартно.
Креативность мышления на уроках литературы развивается на основе таких заданий:
- Упражнение "Составь вопросы, зная ответ":
рассказ о трагической судьбе пса, которого владелец, повинуясь воле помещицы, был вынужден утопить.
(Каково название литературного произведения? Кто его создатель? Как обращались к человеку, утопившему собаку?)
5-й класс. Иван Сергеевич Тургенев. "Муму"
- Сочинение сказок с необычными героями (5 класс – сказка о частях речи, сказка о буквах и звуках).
- Написание стихов с использованием метафор и олицетворений (6 класс).
- Создание сценариев к короткометражным фильмам по мотивам литературных произведений (7 класс).
- Работа с цитатой («Быть, а не казаться – девиз, который должен носить в своем сердце каждый гражданин, любящий свою родину». – Николай Пирогов. Цитата используется на уроках литературы 7 классе, посвященных повести «Тарас Бульба» Гоголя).
- Игра «Ассоциации». При изучении в 5 классе рассказа Л. Андреева учащимся предлагается подобрать слова и образы, связанные с понятием «милосердие». Это задание вызывает у школьников живой интерес, они фиксируют свои ассоциации в тетради, а потом делятся мыслями вслух.
- Прослушивание аудиокниг. Учащиеся прослушивают отрывки произведений, сравнивают их, анализируют актерское чтение, делятся впечатлениями.
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка
Орфографическая минутка – это короткое упражнение, направленное на закрепление правил правописания. В 6 классе она помогает улучшить грамотность и внимание к деталям.
Задание 1: Вставь пропущенные буквы.
Предлагается текст с пропусками гласных или согласных. Например: З…мл…ника р…сла у д…роги. Ученики должны вставить пропущенные буквы, объясняя свой выбор правилом.
Задание 2: Найди и исправь ошибки.
В небольшом тексте намеренно допущены орфографические ошибки. Задача учеников – выявить и исправить их, аргументируя свои исправления. Например: Сонце ярко светило.
Задание 3: Словарный диктант.
Короткий диктант из 5-7 слов, правописание которых нужно запомнить. Слова должны соответствовать изучаемой теме. Например: горизонт, иллюстрация, коллекция.
Задание 4: Выборочное письмо.
Ученикам предлагается текст, из которого нужно выписать только слова с определенной орфограммой (например, слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением).
Эти задания способствуют закреплению орфографических навыков и повышают грамотность учащихся.
На уроках русского языка в 7 классе по теме «Стили речи» используются такие задания:
Задание 1: Прочитайте тексты. Определите стиль каждого. Обоснуйте свой ответ. (Примеры текстов: научная статья о грибах, художественное описание осеннего леса, инструкция по использованию телефона).
Задание 2: Перепишите текст (например, отрывок из сказки) в научном стиле. Подчеркните слова и выражения, которые вы изменили.
Задание 3: Напишите небольшое объявление (в официально-деловом стиле) о пропаже котенка. Укажите приметы.
Задание 4: Составьте диалог (в разговорном стиле) между двумя друзьями, обсуждающими новый фильм. Используйте разговорные выражения и сленг.
Задание 5: Напишите небольшое эссе (в публицистическом стиле) на тему "Зачем нужно читать книги?".
На уроках русского языка используется современный прием «Инфографика».
Инфографика – это визуализация данных, преобразующая сложную информацию в легко усваиваемые образы. На уроках русского языка она оживляет грамматические правила и расширяет словарный запас.
Грамматика в графиках: Создание блок-схем, иллюстрирующих правила правописания, например, алгоритм выбора "н" или "нн" в причастиях.
Словарный запас в визуализациях: Изображение родственных слов в виде дерева, где корень – ствол, а однокоренные – ветви.
Анализ текста через инфографику: Представление сюжета произведения в виде хронологической ленты с ключевыми событиями и персонажами.
Создание "облака тегов": Визуализация самых частотных слов в тексте, акцентирующая основные темы.
Мнемонические карточки: Использование визуальных ассоциаций для запоминания сложных орфограмм.
Инфографика делает обучение более интерактивным, развивает критическое мышление и облегчает запоминание информации.
На уроках русского языка и литературы в 5-9 классах функциональная грамотность развивается через анализ текстов различной направленности (инструкции, статьи, художественная литература), создание собственных текстов (сочинения, эссе, отзывы), выполнение заданий, требующих интерпретации информации и применения знаний в нестандартных ситуациях.
Используются такие упражнения, как поиск информации в тексте, составление плана, выделение главной мысли, определение авторской позиции, сравнение точек зрения.
Даются творческие задания: написание писем героям, создание рекламных текстов, инсценировки, проекты, требующие исследования и представления информации в разных форматах.
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы не только повышает уровень владения языком, но и формирует критическое мышление, коммуникативные навыки и готовность к решению жизненных задач.
Важным аспектом развития функциональной грамотности является работа с текстами разных жанров и стилей. Ученики учатся извлекать необходимую информацию из научно-популярных статей, анализировать структуру и аргументацию публицистических текстов, интерпретировать художественные образы и идеи, заложенные в литературных произведениях. Это позволяет им понимать цели и намерения автора, определять целевую аудиторию и оценивать достоверность информации.
Особое внимание уделяется развитию навыков смыслового чтения. Ученики учатся не только понимать буквальное значение текста, но и выявлять скрытый смысл, подтекст, оценивать эмоциональную окраску и авторскую позицию. Они учатся критически оценивать прочитанное, сопоставлять разные точки зрения и формировать собственное мнение.
Интерактивные методы обучения, такие как дискуссии, дебаты, ролевые игры и работа в группах, способствуют развитию коммуникативных навыков и умения сотрудничать. Ученики учатся аргументированно выражать свои мысли, слушать и понимать других, а также эффективно взаимодействовать для достижения общих целей.
Использование современных образовательных технологий, таких как онлайн-платформы и интерактивные ресурсы, расширяет возможности для развития функциональной грамотности. Ученики получают доступ к разнообразным источникам информации, могут выполнять задания в интерактивном формате и получать обратную связь от учителя и сверстников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.
Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы
Статья о том, какими методами выявляется функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы...
статья «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы».
Функциональная грамотность — это способность человека применять на практике свои знания и умения. Лингвистической наукой функциональная грамотность определяется как способность че...
Выступление на методическом объединении общественно- гуманитарного цикла Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы основной школе
Как включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?Для выращивани...

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решат...

