Программа внеурочной деятельности "Основы речевой деятельности"
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7 класс)
Программа расширяет и углубляет представления обучающихся о системе языка, нормах и иего законах,дает возможность научиться грамотно строить собственные тексты и выступать перед публикой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Л.В. Подгорбунская
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Предисловие
Актуальность программы курса «Основы речевой деятельности» определяется запросом общества, в котором преимущество за людьми, обладающими не только хорошими знаниями по своей специальности, но и широким кругозором, высокой культурой. Первоклассный профессионал должен владеть грамотной и красивой речью. Чтобы добиться успеха в том или ином деле, надо уметь договариваться, четко, конкретно и обстоятельно вести переговоры. Именно владение богатством языка во многом определяет взаимопонимание между собеседниками. Кроме того, знания родного языка и владение культурой речи – необходимое условие для углубления своих познаний в разных областях жизнедеятельности.
Программа «Основы речевой деятельности» - это развивающая программа социально-гуманитарной направленности для обучающихся 5-7 классов. Программа расширяет и углубляет представления обучающихся о системе языка, нормах, его законах, дает возможность научиться грамотно строить собственные тексты и выступать перед публикой. В программе используется системно-деятельностный подход.
В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обязательным целеполаганием, основное (тематическое) содержание, планируемые результаты обучения, в том числе личностные и метапредметные, инструментарий для оценивания, учебно-тематический план, список литературы, приложения, в которых приведены методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса. Программа предполагает формирование универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных).
Программа основывается преимущественно на активных методах обучения. Материал распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях- СанПиН 2.4..2.2821-10 (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010, зарегистрированным в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993)
Древнегреческий философ Марк Туллий Цицерон справедливо заметил: «Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь». Исходя из этой цитаты, можно с уверенностью сказать, что человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Человек, умеющий грамотно и красиво говорить, всегда успешен во всех сферах жизни: в учебе, на работе. Однако речь современных детей неграмотна, они затрудняются в создании правильных монологических высказываний, испытывают боязнь публичного выступления. Усугубляет ситуацию и дефицит общения, так как современные дети предпочитают социальные сети взамен живой беседе. Кроме того, базовый курс русского языка недостаточно времени отводит решению проблемы формирования речевой культуры. С целью удовлетворения потребностей учащихся была разработана элективного курса социально-гуманитарной направленности. В процессе реализации данной программы решаются следующие вопросы: изучение наиболее значимых в курсе «Русский язык и культура речи» тем, повышение интереса школьников к решению проблем, связанных с культурой речи и публичного выступления, вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность.
Цели программы: сформировать у школьников коммуникативную компетенцию:
-познакомить учащихся с основными речеведческими понятиями,
-развить все виды речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо),
-помочь овладеть основами культуры речи, а также навыками публичного выступления
- привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах творческой направленности;
Задачи:
-формирование знаний о базовых понятиях культуры речи;
- овладение коммуникативными нормами современного русского языка;
- формирование учебно-практических умений работы с текстами разных стилей и типов речи;
- развитие творческих умений детей, интереса к изучению русского языка и литературы посредством участия в конкурсах ораторского мастерства, конкурсах чтецов, сочинений, в научно-практических конференциях;
-воспитание чувства бережного и ответственного отношения к языку
Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать свои тексты в жанре эссе, рассказа, сказки, сочинять стихи, оказывать посильную помощь в формировании речевой культуры одноклассников, пропагандировать бережное отношение к языку.
Настоящая программа является годичной программой для учащихся 5-7 класса. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы социально-гуманитарной направленности.
Программа элективного курса «Основы речевой деятельности» расширяет и углубляет раздел «Речь», изучаемый в курсе русского языка , за счет применения практических и исследовательских методов и средств обучения.
Программа предполагает формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД
При этом ученик научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия;
- строить логическое рассуждение; для высказывания, интересно раскрывать тему и главную мысль сочинения
Ученик получит возможность научиться:
-получать информацию;
- самостоятельно проводить исследование на основе переработки полученной информации;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнения и позицию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров;
- планировать пути достижения целей;
-соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
-реализовывать высказывание на заданную тему;
-самостоятельно работать с заданиями, осознавать недостаток информации, использовать Интернет и другие СМИ;
-сотрудничать в совместной деятельности;
-делать выводы и обобщения в результате совместной работы
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить цели и задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Личностные УУД
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- ориентация в системе моральных норм и ценностей;
- основы социально-критического мышления;
-осознание роли речи в жизни людей
- знание основных принципов и принципов отношения к родному языку.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, ее языку;
- уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение окружающим;
- потребность в самовыражении и самореализации.
Включенные в содержание программы информация и способы деятельности обучающихся позволят обеспечить достижение планируемых результатов обучения
Образовательная программа рассчитана на обучающихся основной школы- 11-13 лет
Реализация программы «Основы речевой деятельности» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 34 часа в год.
Результаты освоения учебного курса (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные результаты:
- Понимание значимости владения основами речевой деятельности для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении.
- Стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить
собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать.
Метапредметные результаты:
- Владение всеми видами речевой деятельности;
- Применение приобретенных коммуникативных навыков в
повседневной жизни;
- Организация эффективного взаимодействия с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения проекта, участия в дискуссиях;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Предметные результаты:
- Овладение навыками составления текстов различных жанров;
- Умение общаться в соответствии с речевой ситуацией, в том числе и
импровизировать, соблюдая при этом критерий уместности использования речевого жанра.
-Освоение базовых основ лингвистики
-Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
-Владение формами обработки информации исходного текста;
-Умение анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам, фиксировать и исправлять нарушения норм, понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
-Осознание эстетической функции родного языка, умение оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые образовательные результаты и уровень их достижения
5 класс
Уровень достижения образовательного результата | Планируемые образовательные результаты |
Воспроизведение |
|
Понимание |
|
Применение |
|
Анализ | Анализирует разговорную и книжную речь по заданному плану |
Синтез | Делает выводы о различии книжной и разговорной речи |
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||
1 | Язык и речь. | Характеризует особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи. Воспроизводит различия языка и речи в соответствии с классификацией. Перечисляет признаки диалогической и монологической речи. Перечисляет виды диалога и монолога. Владеет различными видами диалога и монолога. Называет следующие нормы речевого этикета:… Дает определение понятия «текст». Определяет основную мысль/ извлекает требуемую информацию из учебно-научного, художественного текста объемом 5-7 предложений. Находит в незнакомом тексте разговорную и книжную речь. Выбирает вид диалога под задачу коммуникации. Излагает содержание текста подробно, сжато, выборочно. Объясняет сферы применения следующих видов диалога и монолога: Объясняет важность использования норм речевого этикета для точного выражения мысли и установления контакта с собеседником или аудиторией… Самостоятельно сопоставляет текст с точки зрения содержания. Создает устные монологические высказывания по заданной теме(объем). Создает письменные монологические высказывания (указать формат и темы). Создает диалогические высказывания на заданную тему. Применяет правила постановки знаков препинания при диалоге. Приводит примеры диалога по заданной схеме. Создает небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи. | Личностные: Когнитивный компонент: Приводит толкование понятий, составляющих базовые национальные ценности, перечисленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, ценность знания» Объясняет моральные и нравственные основания собственных решений и поступков (в том числе в модельных ситуациях) Перечисляет и характеризует виды и сферы деятельности человека Деятельностный компонент: Получил и проанализировал опыт анализа, интерпретации и реконструкции смыслов художественных объектов Ценностный и эмоциональный компонент: Сознает необходимость самообразования, иллюстрирует свое понимание ситуациями из ближнего и дальнего социального окружения Регулятивные: Самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своей деятельности Коммуникативные: Воспринимает требуемое содержание фактической и оценочной информации в монологе, письменном источнике, извлекая необходимую информацию Познавательные: Вербализует эмоциональное впечатление, оказанное на него источником Выделяет главные и второстепенные признаки, даёт определение понятиям |
2 | Речь и речевое общение. | ||
4 | Речь устная и письменная. | ||
5 | Речь книжная и разговорная. | ||
6 | Речь диалогическая и монологическая | ||
7 | Речевой этикет | ||
8 | Текст как речевое произведение | ||
9 | Основные при- знаки текста | ||
10 | Тема, основная мысль и структура текста. | ||
11 | Микротема текста | ||
12 | Средства связи предложений в тексте | ||
13 | Простой и сложный план текста | ||
14 | Типы речи | ||
15 | Текст-повествование | ||
16 | Текст-описание | ||
17 | Текст-рассуждение | ||
18 | Текст разного типа речи | ||
Планируемые образовательные результаты и уровень их достижения
6 класс
Уровень достижения образовательного результата | Планируемые образовательные результаты |
Воспроизведение |
Строит небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; |
Понимание |
|
Применение |
|
Анализ | Анализирует тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи |
Синтез | Делает выводы о различии текстов разного типа речи. |
Тематическое планирование для 6 класса
№п/п | Тема занятия | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | ||
1 | Текст. Тема и основная мысль текста. | Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте. | Формулирует идею текста. |
2 | Как строится текст. Связь предложений в тексте. | Определять смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). | Распределяет время на решение учебных задач. Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
3 | Способы связи предложений в тексте. | Знать цепную и параллельную связь и грамматические средства связи предложений текста и частей текста. | Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и умением анализировать и извлекать информацию. |
4 | Типы речи. | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. | Имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. |
5 | Сочетание разных типов речи. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их типа. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
6 | Стили речи. | Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы | Делает вывод на основе полученной информации и приводит несколько аргументов для его подтверждения. |
7 | Разговорный язык. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы | Делает вывод на основе полученной информации и приводит несколько аргументов для его подтверждения. |
8 | Научный стиль речи. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы | Осуществляет сравнение, сериацию, классификацию по заданным признакам. Выделяет признаки по заданным критериям. |
9 | Научный стиль речи. Практикум. | Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. | Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
10 | Официально-деловой стиль речи. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы | Осуществляет сравнение, сериацию, классификацию по заданным признакам. Выделяет признаки по заданным критериям. |
11 | Письмо. | Создавать письменные высказывания заданного типа речи, жанра. | Оценивают работу, исправляют и объясняют ошибки. |
12 | Жанры официально-делового стиля. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы | Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и умением анализировать и извлекать информацию. |
13 | Язык художественной литературы. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения использованных языковых средств. | Понимают, в чём значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний. |
14 | Изобразительно-выразительные средства языка. | Сравнивать речевые высказывания с точки зрения использованных языковых средств. | Осуществляют для решения учебных задач операции анализа/ синтеза/ сравнения/ классификации. |
Планируемые образовательные результаты и уровень их достижения
7 класс
Уровень достижения образовательного результата | Планируемые образовательные результаты |
Воспроизведение |
Строит небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; |
Понимание |
|
Применение |
|
Анализ | Анализирует тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи |
Синтез | Совершенствует содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находит и устраняет неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов. |
Тематическое планирование 7 класс
№ | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Планируемые метапредметные результаты |
1 | Текст. Тема широкая и узкая. | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства предложений текста и частей текста | Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин¸ средняя часть, концовка). Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. |
2 | Создание текста на заданную тему | Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). | Оценивать собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. |
3 | Редактирование текста | Самостоятельно исправлять ошибочные написания. | Объяснять причины ошибочных написаний. Комментировать условия выбора правильного написания по алгоритмам. |
4 | Тема широкая и узкая. | Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. | Высказывают и обосновывают свою точку зрения |
5 | Простой и сложный план текста. | Создавать устное и письменное монологическое высказывание на социально-культурную тему. | Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п. |
6 | Чтение – основной вид речевой деятельности. | Правила эффективного слушания. Культура работы с книгой и другими источниками информации. | Стратегии ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения; приемы работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. |
7 | Виды чтения. | Овладеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста. |
8 | Построение связного текста | Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. | Публичное выступление |
9 | Типы и стили речи. | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи. | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. |
10 | Функциональные стили речи. | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). | Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами. |
11 | Научно-учебный и научно-популярный стили. | Осуществлять поиск информации с помощью словарей, справочной литературы. Работать в группах и индивидуально. | Работать в группах и индивидуально. Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. |
12 | Публицистический стиль, его особенности. | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. | Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. |
13 | Создание текста публицистического стиля | Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. | Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные нравственно-этические темы. |
Формы подведения итогов реализации программы:
- Тестирование;
- Выполнение практических работ;
- защита проектов гуманитарного содержания;
- участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах гуманитарной направленности ;
- участие в предметных олимпиадах;
Инструментарий для оценивания
Тестирование:
Высокий уровень: обучающийся выполнил 80-100% заданий.
Средний уровень: обучающийся выполнил 50-79% заданий.
Низкий уровень: если выполнено 0-49% заданий.
Выполнение практических работ
Высокий уровень:
1. Обучающийся выполняет работу самостоятельно в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности в соответствии с правилами речевого этикета и нормами литературного языка.
2. Грамотно, логично описывает последовательность работы с текстом, правильно формулирует выводы.
3. Создает текст на заданную тему в полном объеме.
Средний уровень:
1. Обучающийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности, но допускает незначительные речевые недочеты.
2. Делает неполные выводы.
3. Создает текст на заданную тему не в полном объеме.
Низкий уровень:
1. Обучающийся выполняет работу с помощью учителя, допускает ошибки в интерпретации текста
2. Допускает ошибки в выводах.
3. Затрудняется в создании собственного текста.
Защита проектов в форме презентации:
Критерий | К-во баллов (макс) |
1.Четкость поставленной цели и задач | 2 |
2. Тематическая актуальность и объем использованной литературы | 2 |
3. Обоснованность выбранных методик для проведения исследований | 2 |
4. Полнота раскрытия выбранной темы проекта | 2 |
5. Наличие в работе вывода или практических рекомендаций | 2 |
6. Обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам | 2 |
7. Качество оформления работы | 2 |
8.Компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы | 2 |
Итого: максимально – 16 баллов
Высокий уровень: 13-16 баллов
Средний уровень: 8-12 баллов
Низкий уровень: 2-7 баллов
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды, компьютер, проектор, экран, ноутбуки.
Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы , справочники, энциклопедии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В.И. Деловая риторика – М., 1995
2. Аристотель. Риторика – М., 2000
3. Безменова Н.А. Теория и история риторики. М.: Наука, 1991
4. Варгапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.,1999
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д, 1999.
6. Голуб КБ. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.
7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. — М., 1978.
8. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., Эксмо, 1999.
9. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. — М., 2000.
10. Львов М.Р. Риторика. — М, 1996.
11. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. — М., 2004.
12. Поварнин СИ. Спор. О теории и практике спора. — М., 2002
13. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: «Русское слово», 2005.
Приложения
Образцы учебных материалов и оценочных средств, используемые при реализации программы
Приложение 1.
«Примерные темы проектов к НПК Рост потребностей человека и глобальная экологическая нестабильность.
1.Устная речь моих одноклассников.
2.Школьный жаргон.
3.Речевой этикет как показатель культуры общения.
4.Влияние Интернета на речевую культуру человека.
5.Русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.
6.Речевые ошибки нашего класса.
Приложение 2
«Тестовая работа по теме «Текст. Стили речи.»
1.Для какого стиля характерен диалог?
- Научный
- Разговорный
- Официально-деловой
- художественный
- публицистический
2.Какой стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг?
- научный
- официально-деловой
- художественный
- публицистический
- разговорный
3.Какой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.?
- научный
- публицистический
- официально-деловой
- разговорный
- художественный
4.Какой стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях?
- художественный
- публицистический
- разговорный
- официально-деловой
- научный
5.Какой стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью, использованием изобразительно-выразительных средства языка?
- научный
- художественный
- публицистический
- официально-деловой
- разговорный
6.Определите стиль речи текста.
Распоряжение
Во исполнение пункта 8 протокола №1 от 15.05.2019 заседания организационного комитета по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева утвердить План основных мероприятий согласно приложению настоящего распоряжения.
- официально-деловой
- научный
- разговорный
- публицистический
- художественный
7.Определите стиль речи текста.
Говорил, что в субботу пойдем все вместе в кино, а теперь дал задний ход. Лень, мол, одолела. Хоть бы наскреб денег, пошли бы мороженого поели. Все-таки выходные…
- разговорный
- публицистический
- официально-деловой
- художественный
- научный
8.Определите стиль речи текста.
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».
- художественный
- официально-деловой
- научный
- разговорный
- публицистический
Подгорбунская Лариса Викторовна
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
\
Материалы для учителя
Пописано в печать 20.05.2019
Формат 60х84 1/16. Бумага офисная. Печать оперативная
Усл.п.л. 1,3 Тираж 50 экз. Заказ №
Отпечатано в типографии «Формат»
446436, Самарская обл., г. Кинель, ул Маяковского, 57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной туриско-краеведческой деятельности "Секция туризма и краеведения"
Программа секции «Туризма и краеведения» составлена путем модификации программы внеурочной туристко-краеведческой деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), автор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По русскому языку (внеурочная деятельность «Речь. Речевая деятельность»)
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность. Речевая деятельность пронизывает всю жи...
Программа внеурочного оздоровительно-спортивной деятельности
Коррегирующая гимнастика. Программа о физических упражнениях коррегирующей направленности, при нарушении осанки и плоскостопии....

Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности
«Подготовка учащихся к сдаче норм комплекса ГТО» 1, 4 класс...

Программа внеурочной деятельности в 9 классе "Основы речевой деятельности"
Программа внеурочной деятельности...

Внеурочная деятельность. Программа "Речевая деятельность школьников"
В основу данной Программы «Речевая деятельность школьников» заложен основной аспект языка – речевая деятельность как важная сторона его практической реализации в ра...

