Программа внеурочной деятельности "Основы речевой деятельности"
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Подгорбунская Лариса Викторовна

Программа расширяет и углубляет представления обучающихся о системе языка, нормах и иего законах,дает возможность научиться грамотно строить собственные тексты и выступать перед публикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_rechevoy_deyatelnosti.docx68.13 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Подгорбунская

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Предисловие

         Актуальность программы курса «Основы речевой деятельности» определяется запросом общества, в котором преимущество за людьми, обладающими не только хорошими знаниями по своей специальности, но и широким кругозором, высокой культурой. Первоклассный профессионал должен владеть грамотной и красивой речью. Чтобы добиться успеха в том или ином деле, надо уметь договариваться, четко, конкретно и обстоятельно вести переговоры. Именно владение богатством языка во многом определяет взаимопонимание между собеседниками.  Кроме того, знания родного языка и владение культурой речи – необходимое условие для углубления своих познаний в разных областях жизнедеятельности.

       Программа «Основы речевой деятельности» - это развивающая программа социально-гуманитарной направленности для обучающихся 5-7 классов. Программа расширяет и углубляет представления обучающихся о системе языка, нормах, его законах, дает возможность научиться грамотно строить собственные тексты и выступать перед публикой. В программе используется системно-деятельностный подход.

       В программе имеются необходимые разделы: пояснительная записка с обязательным целеполаганием, основное (тематическое) содержание, планируемые результаты обучения, в том числе личностные и метапредметные, инструментарий для оценивания, учебно-тематический план, список литературы, приложения, в которых приведены методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса. Программа предполагает формирование универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных).

       Программа основывается преимущественно на активных методах обучения. Материал распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

•        Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

•        Приказ  Министерства образования и науки Российской федерации  № 1897 от 17.12.2010 года  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

•        Санитарно-эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях- СанПиН  2.4..2.2821-10 (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010, зарегистрированным в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993)

Древнегреческий философ Марк Туллий Цицерон справедливо заметил: «Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь». Исходя из этой цитаты, можно с уверенностью сказать, что человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Человек, умеющий грамотно и красиво говорить, всегда успешен во всех сферах жизни: в учебе, на работе. Однако речь современных детей неграмотна, они затрудняются в создании правильных монологических высказываний, испытывают боязнь публичного выступления. Усугубляет ситуацию и дефицит общения, так как современные дети предпочитают социальные сети взамен живой беседе. Кроме того, базовый курс русского языка недостаточно времени отводит решению проблемы формирования речевой культуры. С целью удовлетворения потребностей учащихся  была разработана элективного курса социально-гуманитарной направленности. В процессе реализации данной программы решаются следующие вопросы: изучение наиболее значимых в курсе «Русский язык и культура речи» тем, повышение интереса школьников к решению проблем, связанных с культурой речи и публичного выступления, вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность.

Цели программы: сформировать у школьников коммуникативную компетенцию:

-познакомить учащихся с основными речеведческими понятиями,

-развить все виды речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо),

-помочь овладеть основами культуры речи, а также навыками публичного выступления

- привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах творческой направленности;

Задачи:

-формирование знаний о базовых понятиях культуры речи;

- овладение коммуникативными нормами современного русского языка;

- формирование учебно-практических умений работы с текстами разных стилей и типов речи;

- развитие творческих умений детей, интереса к изучению русского языка и литературы посредством участия в конкурсах ораторского мастерства, конкурсах чтецов, сочинений, в научно-практических конференциях;

-воспитание чувства бережного и ответственного отношения к языку

Практическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать свои тексты  в жанре эссе, рассказа, сказки, сочинять стихи, оказывать посильную помощь в формировании речевой культуры одноклассников, пропагандировать бережное отношение к языку.

Настоящая программа является годичной программой для учащихся 5-7 класса. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы социально-гуманитарной  направленности.

Программа элективного курса «Основы речевой деятельности» расширяет и углубляет раздел «Речь», изучаемый  в курсе русского языка , за счет применения практических и исследовательских методов и средств обучения.

Программа предполагает формирование универсальных учебных действий.  

Познавательные УУД

При этом ученик научится:

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдение под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- обобщать понятия;

- строить логическое рассуждение; для высказывания, интересно раскрывать тему и главную мысль сочинения

Ученик получит возможность научиться:

-получать информацию;

- самостоятельно проводить исследование на основе переработки полученной информации;

- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнения и позицию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы;

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров;

- планировать пути достижения целей;

-соблюдать правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

-реализовывать высказывание на заданную тему;

-самостоятельно работать с заданиями, осознавать недостаток информации, использовать Интернет и другие СМИ;

-сотрудничать в совместной деятельности;

-делать выводы и обобщения в результате совместной работы

- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить цели и задачи;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Личностные УУД

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

- ориентация в системе моральных норм и ценностей;

- основы социально-критического мышления;

-осознание роли речи в жизни людей

- знание основных принципов и принципов отношения к родному языку.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, ее языку;

- уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение окружающим;

- потребность в самовыражении и самореализации.

Включенные в содержание программы информация и способы деятельности обучающихся позволят обеспечить достижение планируемых результатов обучения

Образовательная программа рассчитана на обучающихся основной школы- 11-13 лет

Реализация программы  «Основы речевой деятельности» планируется в режиме практико-ориентированных  занятий. На реализацию программы отведено 34 часа в год.

Результаты освоения учебного курса (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты:

- Понимание  значимости  владения  основами речевой деятельности для  успешности  в профессиональной деятельности и межличностном общении.

- Стремление  к  речевому  самосовершенствованию;  умение  осмыслить

собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать.

Метапредметные результаты:

- Владение всеми видами речевой деятельности;

- Применение  приобретенных  коммуникативных навыков  в

повседневной жизни;

- Организация  эффективного  взаимодействия  с  окружающими  людьми  в

процессе речевого общения, совместного выполнения проекта, участия в дискуссиях;

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. 

         способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

 Предметные результаты:

-  Овладение навыками составления текстов различных жанров;

- Умение общаться в соответствии с речевой ситуацией, в том числе и

импровизировать,  соблюдая  при  этом  критерий  уместности  использования речевого жанра.

своение базовых основ лингвистики

-Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

-Владение формами обработки информации исходного текста;

-Умение анализировать языковые явления с точки зрения их соответствия нормам, фиксировать и исправлять нарушения норм, понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

-Осознание эстетической функции родного языка, умение оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Планируемые образовательные результаты и уровень их достижения

5 класс

Уровень достижения образовательного результата

Планируемые образовательные результаты

Воспроизведение

  • Характеризует особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной  речи
  • Воспроизводит различия языка и речи в соответствии с классификацией
  • Перечисляет  признаки диалогической и монологической речи
  • Перечисляет виды диалога и монолога
  • Владеет различными видами диалога и монолога
  • Называет  нормы речевого этикета
  • Дает определение  понятия «текст»

Понимание

  • Определяет основную мысль/ извлекает требуемую информацию из учебно-научного, художественного текста  объемом 5-7 предложений
  • Находит в незнакомом тексте разговорную и книжную речь
  • Выбирает вид диалога под задачу коммуникации
  • Излагает содержание текста подробно, сжато, выборочно
  • Объясняет сферы применения следующих  видов диалога и монолога:
  • Объясняет  важность использования норм речевого этикета для точного выражения мысли и установления контакта с собеседником или аудиторией…

Применение

  • Самостоятельно сопоставляет текст с точки зрения содержания
  • Создает устные монологические высказывания по заданной теме(объем)
  • Создает  письменные монологические высказывания (указать формат и темы)
  • Создает диалогические высказывания на заданную тему
  • Применяет правила постановки знаков препинания при диалоге
  • Приводит примеры диалога по заданной схеме
  • Создает небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи
  • Выбирает требуемую норму речевого этикета в зависимости от цели коммуникации

Анализ

Анализирует разговорную и книжную речь по заданному плану

Синтез

           Делает выводы о различии книжной и разговорной речи

                                                      Тематическое планирование 5 класс

Тема урока

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1

Язык и речь.

Характеризует особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной  речи.

Воспроизводит различия языка и речи в соответствии с классификацией.

Перечисляет  признаки диалогической и монологической речи.

Перечисляет виды диалога и монолога.

Владеет различными видами диалога и монолога.

Называет следующие нормы речевого этикета:…

Дает определение  понятия «текст».

Определяет основную мысль/ извлекает требуемую информацию из учебно-научного, художественного текста  объемом 5-7 предложений.

Находит в незнакомом тексте разговорную и книжную речь.

Выбирает вид диалога под задачу коммуникации.

Излагает содержание текста подробно, сжато, выборочно.

Объясняет сферы применения следующих  видов диалога и монолога:

Объясняет  важность использования норм речевого этикета для точного выражения мысли и установления контакта с собеседником или аудиторией…

Самостоятельно сопоставляет текст с точки зрения содержания.

Создает устные монологические высказывания по заданной теме(объем).

Создает  письменные монологические высказывания (указать формат и темы).

Создает диалогические высказывания на заданную тему.

Применяет правила постановки знаков препинания при диалоге.

Приводит примеры диалога по заданной схеме.

Создает небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) в соответствии с нормами построения различных функционально-смысловых типов речи.

Личностные:

Когнитивный компонент:

Приводит толкование понятий, составляющих базовые национальные ценности, перечисленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: «духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, ценность знания»

Объясняет моральные и нравственные основания собственных решений и поступков (в том числе в модельных ситуациях)

Перечисляет и характеризует виды и сферы деятельности человека

Деятельностный компонент:

Получил и проанализировал опыт анализа, интерпретации и реконструкции смыслов художественных объектов

Ценностный и эмоциональный компонент:

Сознает необходимость самообразования, иллюстрирует свое понимание ситуациями из ближнего и дальнего социального окружения

Регулятивные:

Самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своей деятельности

Коммуникативные:

Воспринимает требуемое содержание фактической и оценочной информации в монологе, письменном источнике, извлекая необходимую информацию

Познавательные:

Вербализует эмоциональное впечатление, оказанное на него источником

Выделяет главные и второстепенные признаки, даёт определение понятиям

2

 Речь и речевое общение.

4

Речь устная и письменная.

5

Речь книжная и разговорная.

6

Речь диалогическая и монологическая

7

Речевой этикет

8

Текст как речевое произведение

9

 Основные при-

знаки текста

10

Тема, основная мысль и структура текста.

11

Микротема текста

12

Средства связи предложений в тексте

13

Простой и сложный план текста

14

Типы речи

15

Текст-повествование

16

Текст-описание

17

Текст-рассуждение

18

Текст разного типа речи

Планируемые образовательные результаты и уровень их достижения

6 класс

Уровень достижения образовательного результата

Планируемые образовательные результаты

Воспроизведение

  • Сохраняет при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру   текста и выразительные  языковые речевые средства.
  • Создает собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности  и выразительности речи.
  • Сохраняет при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства.
  • Уместно использует этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.
  • Размышляет о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдает основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные).
  • Формулирует выводы по результатам проведенного анализа  текста

Строит небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;

Понимание

  • Устанавливает в тексте ведущий тип речи, находит в нем фрагменты с иным типовым значением;
  • Кратко, в тезисной форме выражает основную мысль текста;
  • Определяет тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

Применение

  • Строит небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
  • Создает собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
  • Пишет тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы;
  • Рецензирует чужие тексты и редактирует   собственные с учетом требований к построению связного текста;
  • Воспроизводит текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • Осуществляет информационную переработку текста: передает его содержание в виде плана (простого, сложного), типологической схемы, таблицы;
  • Создает устные и письменные высказывания.

Анализ

Анализирует     тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи

Синтез

           Делает выводы о различии текстов разного типа речи.

Тематическое планирование для 6 класса

№п/п

Тема занятия

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

1

Текст. Тема и основная мысль текста.

Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте.

Формулирует идею текста.

2

Как строится текст. Связь предложений в тексте.

Определять смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка).

Распределяет время на решение учебных задач. Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

3

Способы связи предложений в тексте.

Знать цепную и параллельную связь и грамматические средства связи предложений текста и частей текста.

Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и умением анализировать и извлекать информацию.

4

 Типы речи.

Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.

Имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

5

Сочетание разных типов речи.

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их типа.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6

Стили речи.

Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы

Делает вывод на основе полученной информации и приводит несколько аргументов для его подтверждения.

7

Разговорный язык.

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы

Делает вывод на основе полученной информации и приводит несколько аргументов для его подтверждения.

8

Научный стиль речи.

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы

Осуществляет сравнение, сериацию, классификацию по заданным признакам.

Выделяет признаки по заданным критериям.

9

Научный стиль речи. Практикум.

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности.

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

10

Официально-деловой стиль речи.

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы

Осуществляет сравнение, сериацию, классификацию по заданным признакам.

Выделяет признаки по заданным критериям.

11

Письмо.

Создавать письменные высказывания заданного типа речи, жанра.

Оценивают работу, исправляют и объясняют ошибки.

12

Жанры официально-делового стиля.

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы

Устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и умением анализировать и извлекать информацию.

13

Язык художественной литературы.

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения использованных языковых средств.

Понимают, в чём значение знаний для человека, стремятся к приобретению новых знаний.

14

Изобразительно-выразительные средства языка.

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения использованных языковых средств.

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа/ синтеза/ сравнения/ классификации.

Планируемые образовательные результаты и уровень их достижения

7 класс

Уровень достижения образовательного результата

Планируемые образовательные результаты

Воспроизведение

  • Сохраняет при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру   текста и выразительные  языковые речевые средства.
  • Создает собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности  и выразительности речи.
  • Сохраняет при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства.
  • Уместно использует этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации.
  • Размышляет о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдает основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные).
  • Формулирует выводы по результатам проведенного анализа  текста

Строит небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;

Понимание

  • Устанавливает в тексте ведущий тип речи, находит в нем фрагменты с иным типовым значением;
  • Кратко, в тезисной форме выражает основную мысль текста;
  • Определяет тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

Применение

  • Строит небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
  • Создает собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
  • Пишет тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы;
  • Рецензирует чужие тексты и редактирует   собственные с учетом требований к построению связного текста;
  • Воспроизводит текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • Осуществляет информационную переработку текста: передает его содержание в виде плана (простого, сложного), типологической схемы, таблицы;
  • Создает устные и письменные высказывания.

Анализ

Анализирует     тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи

Синтез

             Совершенствует содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находит и устраняет неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.

Тематическое планирование 7  класс

Тема урока

Планируемые предметные результаты

Планируемые метапредметные результаты

1

Текст. Тема широкая и узкая.

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства предложений текста и частей текста

Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин¸ средняя часть, концовка). Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения.

2

Создание текста на заданную тему

Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Оценивать собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

3

Редактирование текста

Самостоятельно исправлять ошибочные написания.

Объяснять причины ошибочных написаний. Комментировать условия выбора правильного  написания по алгоритмам.

4

Тема широкая и узкая.

Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения

5

Простой и сложный план текста.

Создавать устное и письменное монологическое высказывание на социально-культурную тему.

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.п.

6

Чтение – основной вид речевой деятельности.

Правила эффективного слушания. Культура работы с книгой и другими источниками информации.

Стратегии ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения; приемы работы с учебной книгой и другими информационными  источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

7

Виды чтения.

Овладеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным),  различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными  источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.  

Осуществлять изучающее, поисковое чтение текста.  

8

Построение связного текста

Создавать и редактировать собственные тексты различного типа, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста.

Публичное выступление

9

Типы и стили речи.

Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

10

Функциональные стили речи.

Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

11

Научно-учебный и научно-популярный стили.

Осуществлять поиск информации  с помощью словарей, справочной литературы. Работать в группах и индивидуально.

Работать в группах и индивидуально. Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения.

12

Публицистический стиль, его особенности.

Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.

Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы.

13

Создание текста  публицистического стиля

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные нравственно-этические темы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Тестирование;
  • Выполнение практических работ;
  • защита проектов гуманитарного содержания;
  • участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах  гуманитарной направленности ;
  • участие в предметных олимпиадах;

Инструментарий для оценивания

Тестирование: 

Высокий уровень: обучающийся выполнил  80-100% заданий.

Средний уровень: обучающийся выполнил  50-79% заданий.

Низкий уровень: если выполнено 0-49% заданий.

Выполнение практических работ


Высокий уровень:


1.  Обучающийся выполняет работу самостоятельно  в полном объёме с соблюдением необходимой   последовательности в соответствии с правилами речевого этикета и нормами литературного языка.

2.  Грамотно, логично описывает последовательность работы с текстом, правильно формулирует выводы.

3.  Создает текст на заданную тему в полном объеме.


Средний уровень:

1.  Обучающийся выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой   последовательности, но допускает незначительные речевые недочеты.

2.  Делает неполные выводы.

3.  Создает текст на заданную тему не в полном объеме.


Низкий уровень:

 

1. Обучающийся выполняет работу  с помощью учителя, допускает ошибки в интерпретации текста

2.  Допускает ошибки в выводах.

3.  Затрудняется в создании собственного текста.


Защита проектов в форме презентации:

Критерий

К-во баллов (макс)

1.Четкость поставленной цели и задач

2

2. Тематическая актуальность и объем использованной литературы

2

3. Обоснованность выбранных методик для проведения исследований

2

4. Полнота раскрытия выбранной темы проекта

2

5. Наличие в работе вывода или практических рекомендаций

2

6. Обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам

2

7. Качество оформления работы

2

8.Компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы

2

Итого: максимально – 16  баллов

Высокий уровень:  13-16 баллов

Средний уровень:   8-12 баллов

Низкий уровень:   2-7 баллов

Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды, компьютер, проектор, экран, ноутбуки.

Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы , справочники, энциклопедии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.И. Деловая риторика – М., 1995

2. Аристотель. Риторика – М., 2000

3. Безменова Н.А. Теория и история риторики. М.: Наука, 1991

4. Варгапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.,1999

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д, 1999.

6. Голуб КБ. Стилистика современного русского языка. — М., 1996.

7. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. — М., 1978.

8. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., Эксмо, 1999.

9. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. — М., 2000.

10. Львов М.Р. Риторика. — М, 1996.

11. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Дидактические и справочные материалы. Тесты. — М., 2004.

12. Поварнин СИ. Спор. О теории и практике спора. — М., 2002

13. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: «Русское слово», 2005.

Приложения

Образцы учебных материалов  и оценочных средств, используемые при реализации программы

Приложение 1.

«Примерные темы проектов к НПК Рост потребностей человека и глобальная экологическая нестабильность.

1.Устная речь моих одноклассников.

2.Школьный жаргон.

3.Речевой этикет как показатель  культуры общения.

4.Влияние Интернета на речевую культуру человека.

5.Русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом  прошлого.

6.Речевые ошибки нашего класса.

 Приложение 2

«Тестовая работа по теме «Текст. Стили речи.»

1.Для какого стиля характерен диалог?

  • Научный
  • Разговорный
  • Официально-деловой
  • художественный
  • публицистический

2.Какой стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг?

  • научный
  • официально-деловой
  • художественный
  • публицистический
  • разговорный

3.Какой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.?

  • научный
  • публицистический
  • официально-деловой
  • разговорный
  • художественный

4.Какой стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях?

  • художественный
  • публицистический
  • разговорный
  • официально-деловой
  • научный

5.Какой стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью, использованием изобразительно-выразительных средства языка?

  • научный
  • художественный
  • публицистический
  • официально-деловой
  • разговорный

6.Определите стиль речи текста.

Распоряжение

Во исполнение пункта 8 протокола №1 от 15.05.2019 заседания организационного комитета по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева утвердить План основных мероприятий согласно приложению настоящего распоряжения.

  • официально-деловой
  • научный
  • разговорный
  • публицистический
  • художественный

7.Определите стиль речи текста.

Говорил, что в субботу пойдем все вместе в кино, а теперь дал задний ход. Лень, мол, одолела. Хоть бы наскреб денег, пошли бы мороженого поели. Все-таки выходные…

  • разговорный
  • публицистический
  • официально-деловой
  • художественный
  • научный

8.Определите стиль речи текста.

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».

  • художественный
  • официально-деловой
  • научный
  • разговорный
  • публицистический

Подгорбунская Лариса Викторовна

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

\

Материалы для учителя

Пописано в печать 20.05.2019

Формат 60х84  1/16. Бумага офисная. Печать оперативная

Усл.п.л. 1,3 Тираж 50 экз. Заказ №

Отпечатано в типографии «Формат»

446436, Самарская обл., г. Кинель, ул Маяковского, 57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной туриско-краеведческой деятельности "Секция туризма и краеведения"

Программа секции «Туризма и краеведения» составлена путем модификации программы внеурочной  туристко-краеведческой  деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), автор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По русскому языку (внеурочная деятельность «Речь. Речевая деятельность»)

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность.  Речевая деятельность пронизывает всю жи...

Программа внеурочного оздоровительно-спортивной деятельности

Коррегирующая гимнастика. Программа о физических упражнениях коррегирующей направленности, при нарушении осанки и плоскостопии....

Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности

«Подготовка учащихся к сдаче норм комплекса ГТО» 1, 4 класс...

Внеурочная деятельность. Программа "Речевая деятельность школьников"

В основу данной  Программы «Речевая деятельность школьников» заложен  основной аспект языка – речевая деятельность как  важная сторона его практической реализации в ра...