Тренировочные упражнения по русскому языку при подготовке к олимпиаде
тренажёр по русскому языку

Образцы заданий по лексике и фразеологии, синтаксису. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренировочные упражнения для подготовки к олимпиаде по русскому языку

Лексика

  1. Сколько осмысленных слов можно составить из букв о, т р, и с?
  2. Подберите русские синонимы к словам иноязычного происхождения: актуальный, ажиотаж, адаптация, эксклюзивный?
  3. Какое из перечисленных слов по смыслу лишнее? Поэтесса, молдованка, утка, волчица. обезьяна, гусыня.
  4. Какие существительные из данного списка могут менять свои значения при перенесении ударения с первого слога на второй? Белки,замки, трусы, полки, стрелы, стрелки, стены, кружки.
  5. Сколько из перечисленных слов являются названиями профессий? Избиратель, спасатель, указатель, учитель, самоучитель, путеводитель, водитель, осветитель.
  6. Даны пары синонимов. В какой паре отношения между синонимами не такие, как в остальных? Отменить – аннулировать; путешествие – вояж; доброволец – волонтер; черта – линия; изящество – грация; купец – торговец; промышленность –индустрия.
  7. Каким человеческим порокам соответствуют эти прозвища? Лентяй, пустомеля, дармоед, тунеядец, бездельник, невежа, лодырь, ротозей, разиня, скряга, скупердяй, невежда, разгильдяй, оболтус, олух.
  8. В сочетании с каким существительным прилагательное тонкий  употребляется не в том значении, что в остальных? Запах, работа, намек, одеяло, различия, обращение, ценитель.

Фразеология

  1. Составьте все возможные фразеологизмы с использованием названий домашних животных из левой графы. Менять число и падеж существительных разрешается. Найдите «лишнее» животное. Известны ли вам фразеологизмы, в которых участвуют несколько « героев» левой графы?

Баран

Коза

Козел

Конь

Корова

Кот

Кошка

Курица

Лошадь

Собака

В мешке

В огород

Дранная

Зарыта

Лапой

Мокрая

На новые ворота

На сене

Наплакал

Не валялся

Не клюют

Не подъедешь

Отпущенная

Сидорова

Скребут на сердце

Языком слизала

  1. Что кому? Вспомните известные вам устойчивые выражения и распределите между животными слова из списка. Какие из фразеологизмов – синонимы? Каково их значение? Каково значение остальных идиом?

Собаке –

Слону –

Рыбке –

Коту –

Кобыле –

Корове –

Дробина, зонтик, масленица, пятая нога, седло, хвост.

  1. Что чье? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение и найдите одно «лишнее» по структуре выражение.

Кузькина пята, маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан,  валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.

  1. Объясните особенности употребления и значения следующих слов: типун, тютелька, турусы, сапа, стоеросовый, баклуши, лясы, ляд.
  2. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:

___ в _____ не клади; ______ востро; _____кровью обливается; ________ не дорос; _____ не лежит; ________ не моргнуть; ______ не поднимется; ____нет; ________ о ____ не ударить; ________оближешь; ______подать; ______подвешен; _______  развесить; _______тонка; _________чешутся; без задних _________; в ___ не дует; в мгновение ______; водить за _________; встать с левой _______; высасывать из ____________4 голова на _______; гора с ____; давать ______на отсечение;держать себя в __________; до мозга ______; душа в _______;за обе ______; заговаривать ___________; задирать ____; зарубить на __________; золотые ________; из ______ лезть; как ____сняло; как на ______; как свои пять __________; капать на _______; косая сажень в ________; луженая _________; мастер на все________; медведь на ______ наступил; мозолить ____; море по _____; мотать на _____; на широкую _____; не казать____; нечист на ____; обвести вокруг _____; оставить с _____; отбиться от ______; оторвать с ____; перемывать _____; повесить ____; под горячую _____; положа руку на ______; попасть ____в небо; прижать к ______; развесить ______; с гулькин ____; с молодых_____; семи пядей во ____; смотреть сквозь ____; со всех _______; ударить _____ в грязь; утереть _____; чесать ___.

  1. В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?

Тертый калач - стреляный воробей; два сапога пара - одного поля ягоды; ни рыба ни мясо - ни богу свечка на черту кочерга; сесть на мель - сесть в калошу; протянуть ноги - приказать долго жить; что есть духу - во все лопатки; после дождичка в четверг - когда рак на горе свистнет.

  1. Узнайте слова по описаниям устойчивых выражений, в которых они встречаются.

 А      Её не со всеми можно приготовить, те, кто пренебрегает ею, ослабевают, но иногда её просят неодушевлённые предметы.

 Б    Оно является отличной средой для передвижения кисломолочных продуктов, прекрасным средством для поддержания горения, а также основой для чепухи.

В    Находчивые люди умеют поддерживать беседу, не пользуясь им, у людей малоимущих он обычно меньше, чем многие необходимые вещи, а некоторых людей, испытывающих напрасные ожидания, приходиться призывать к более открытому пользованию им.

                                        Синтаксис

  1. Сколько смыслов имеет  предложение:

За окном автомобиля поля, перелески и деревеньки сменили городские дома и шумные улицы.

  1. Какую из этих фраз можно понять только одним способом?

А    Мать любит дочь.

Б    Роняет лес багряный свой убор ( А.С.Пушкин).

В   Как заинтересовали её картины моего друга!

Г   Я люблю читать книги по истории.

Д   Дядю Олега угощали чаем с вареньем.

  1. В каких предложениях выделенные слова являются дополнениями?

А   Орлята учатся летать.

Б   Мне слышался знакомый шум домой бегущих табунов.

В   Он прочитал на память несколько строк.

Г   Нас не нужно жалеть.

Д   Цыплят по осени считают.

Е   От добра добра не ищут.

  1. В каком словосочетании представлен иной способ связи, чем в остальных:

Кожаный портфель

Мой портфель

Его портфель

Открытый портфель

Ванин портфель

Этот портфель

  1. В каких предложениях казалось и кажется являются вводными словами и требуют обособления?

А    Казалось все только и ждут его решения.

Б    Мне казалось нет никакого выхода из ситуации.

В    Кажется мы где-то встречались.

Г    Нам кажется пора домой.

Д    Нам кажется подозрительным ваше поведение.

  1. В каких предложениях можно выделить придатоное предложение со значением причины?
  1. Я очень устал и потому не успел закончить статью.
  2. Я давно хочу понять,почему вы не любите музыку.
  3. Чтобы не опоздать, мы взяли такси.
  4. Мать велела нам вернуться домой пораньше, чтобы успеть сделать уроки.
  5. Я опоздал, потому что забыл дома портфель и возвращался с полдороги.
  6. О родителях судят по тому, ка ведут себя их дети.
  7. Не стойте у края платформы, так как это опасно.
  8. Пошел сильный дождь, и потому мы остались дома.
  1. Сколько раз в этих стихотворных отрывках встречается подчинительный союз что?

Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною...

(А.С.Пушкин)

Известно, что слоны в диковинку у нас....

(И.А.Крылов)

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку...

(Б.Л.Пастернак)

Знаешь, я читала,

Что бессмертны души...

(А.А.Ахматова)

  1. В скольких предложениях из перечисленных представлено составное глагольное сказуемое?
  1. Федор отправился купаться.
  2. Аню попросили закрыть окно.
  3. Ветер начал крепчать.
  4. Мы будем отдыхать после обеда.
  5. Работа никак не шла ему на ум.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные упражнения по русскому языку 1 класс

Тренировочные упражнения по руссскому языку 1класс...

Тренировочные упражнения по русскому языку 3класс

Тренировочные упражнения по русскому языку 3класс...

Тренировочные упражнения по русскому языку 2класс

Тренировочные упражнения по русскому языку 2класс...

Тренировочные упражнения по русскому языку "Обособленные члены предложения"

Тренировочные упражнения по русскому языку "Обособленные члены предложения"...

Тренировочные упражнения 7кл русский язык по теме Производные предлоги

Тренировочные упражнения помогают отрабатывать навык нахождения и написания производных предлогов...

Карточки, тренировочные упражнения по русскому языку для учащихся с ОВЗ

Представлены карточки, тренировочные упражнения для индивидуальной работы с учениками с ОРЗ 6-9 классов на уроках русского языка...