Проверочная работа по русскому языку "Лексические нормы" 10 класс
тест по русскому языку (10 класс)
Проверочная работа по русскому языку "Лексические нормы" 10 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа «Лексические нормы» 10 класс В-1
- В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы
- В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный
- В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
- Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
а) И не он один испытывал это чувство в те ПАМЯТНЫЕ дни, предшествующие Аустерлицкому сражению.
б) Он помолчал, выражая жестом свою покорность ЖЕСТОКОЙ судьбе.
в) Взволнованный и РАЗДРАЖЕННЫЙ этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день.
г) Она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого,
но всем улыбаясь и как бы любезно ПРЕДСТАВЛЯЯ каждому право любоваться красотою своего стана.
д) Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта УДАЧНОЙ стрельбы по французам, наши артиллеристы не заметили эту батарею.
- Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
а) За десятилетия своего развития архитектура классицизма ПЕРЕТЕРПЕЛА значительные изменения и как художественная система, и как отражение
менявшихся предпочтений.
б) Меры по защите прав потребителей обсудили участники ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ конференции, которая прошла в крупном столичном магазине.
в) В СОСЕДНЕМ районе собрали богатый урожай пшеницы.
г) ОТЛИЧИЕ романа от повести в том, что ему свойственны масштабность
изображения описываемых событий, многоплановость сюжета, широкие
временные рамки.
д) Гигантское месторождение железной руды стало причиной резкого ОТКЛОНЕНИЯ магнитной стрелки компаса.
- В каждом представленном предложении допущена лексическая ошибка, связанная с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.
- Из всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.
- Митридат VI Евпатор вошел в историю, как жестокий тиран, типичный авторитарный деспот, наделенный, однако, рядом уникальных способностей.
- Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом.
7. Отредактируйте каждое предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
2. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.
- Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.
8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.
1. Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так оставляет молодёжь на земле свой зелёный автограф.
2. Во всю длину газеты дан аншлаг: «Пусть горит земля под ногами хулиганов».
3. Планктон – армада загадок.
4. Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма – сбалансировать применение радиоактивного облучения и антибиотиков.
5. Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь.
Проверочная работа «Лексические нормы» 10 класс В-2
- В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) аутентичный - действительный, подлинный, соответствующий подлинному.
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание.
в) гравитация – тяжесть, всемирное тяготение.
г) привилегия - первенство по времени в открытии, изобретении чего-н.
- В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) синхронный - пропорциональный
в) работать - корпеть
г) утверждать-ратифицировать
- В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
- Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.
После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.
Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий.
Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция.
- Найдите предложение с речевой ошибкой. Исправьте её, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
Цель программы - расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.
- В каждом из представленных предложениях допущена лексическая ошибка, связанная с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.
1. В течение ста лет оркестровая яма в театре была задвинута под переднюю авансцену, а гидравлические подъемники, необходимые для перемещения пола, были смонтированы только в 1970-х годах.
2. Цветы, волны, спутанный орнамент линий и нитей создают мистическую, волнующую атмосферу ее креативного творчества.
3.В случае непогашения задолженности в течение тридцати дней с момента вручения уведомления исполнитель вправе ограничить или временно приостановить подачу электроэнергии.
7. Отредактируйте каждое предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.
2. В любом историческом романе присутствует художественный вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.
3.«Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы».
8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.
1. Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина.
2. Их семнадцать – героев только что закончившегося первенства. Среди них и ветераны, и дебютанты мирового кворума.
3. После десяти туров возглавляет турнирную таблицу квартет динамовских команд.
4. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо.
5. Планктон – армада загадок.
Проверочная работа «Лексические нормы» В-1.Ключ
1. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы
2. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный
3. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
4. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
а) И не он один испытывал это чувство в те ПАМЯТНЫЕ дни, предшествующие Аустерлицкому сражению.
б) Он помолчал, выражая жестом свою покорность ЖЕСТОКОЙ судьбе.
в) Взволнованный и РАЗДРАЖЕННЫЙ этими мыслями, князь Андрей пошел в свою комнату, чтобы написать отцу, которому он писал каждый день.
г) Она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно ПРЕДСТАВЛЯЯ каждому право любоваться красотою своего стана.
д) Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта УДАЧНОЙ стрельбы по французам, наши артиллеристы не заметили эту батарею
ПРЕДОСТАВЛЯЯ
5. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
а) За десятилетия своего развития архитектура классицизма ПЕРЕТЕРПЕЛА значительные изменения и как художественная система, и как отражение менявшихся предпочтений.
б) Меры по защите прав потребителей обсудили участники ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ конференции, которая прошла в крупном столичном магазине.
в) В СОСЕДНЕМ районе собрали богатый урожай пшеницы.
г) ОТЛИЧИЕ романа от повести в том, что ему свойственны масштабность изображения описываемых событий, многоплановость сюжета, широкие временные рамки.
д) Гигантское месторождение железной руды стало причиной резкого ОТКЛОНЕНИЯ магнитной стрелки компаса.
ПРЕТЕРПЕЛА
6. В представленных предложениях допущены лексические ошибки, связанные с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.
- Из всего многообразия комнатных цветов можно выбрать такие виды, которые не только украсят внутренний интерьер вашего дома, но и будут полезны для здоровья.
Внутренний
- Митридат VI Евпатор вошел в историю, как жестокий тиран, типичный авторитарный деспот, наделенный, однако, рядом уникальных способностей.
Авторитарный
- Дипломатическая почта, следующая транзитом, и дипкурьер, который получил транзитную визу, пользуются неприкосновенным иммунитетом.
Неприкосновенным
7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
Приняли – принять решение
2. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.
Принесли – принести славу
3. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения.
Симпатизирует – симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо,
8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.
1. Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так оставляет молодёжь на земле свой зелёный автограф/память о себе/.
2. Во всю длину газеты дан аншлаг: «Пусть горит земля под ногами хулиганов»./лозунг/
3. Планктон – армада загадок./множество/
4. Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма – сбалансировать применение радиоактивного облучения и антибиотиков./проблема/
5. Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь./набором/
…………………………………………………………………………………………..
Проверочная работа «Лексические нормы» Ключ В-2
- В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) аутентичный - действительный, подлинный, соответствующий подлинному.
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание.
в) гравитация – тяжесть, всемирное тяготение.
г) привилегия - первенство по времени в открытии, изобретении чего-н.
- В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) синхронный - пропорциональный
в) работать - корпеть
г) утверждать-ратифицировать - В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык. - Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.
После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.
Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.
Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий.
Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция.
ИСКУСНОЙ
- Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову ПАРОНИМ.
Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
Цель программы - расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ
- В представленных предложениях допущены лексические ошибки, связанные с употреблением в речи лишних слов, в том числе с плеоназмами. Необходимо найти лишнее слово и ИСКЛЮЧИТЬ его.
1. В течение ста лет оркестровая яма в театре была задвинута под переднюю авансцену, а гидравлические подъемники, необходимые для перемещения пола, были смонтированы только в 1970-х годах.
Переднюю
2. Цветы, волны, спутанный орнамент линий и нитей создают мистическую, волнующую атмосферу ее креативного творчества.
Креативного
3.В случае непогашения задолженности в течение тридцати дней с момента вручения уведомления исполнитель вправе ограничить или временно приостановить подачу электроэнергии.
Временно
7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
1. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан.
Взгляд – бросить взгляд
2. В любом историческом романе присутствует художественны вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ.
Совершать – совершать поступки
3.«Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы».
Косяк – косяк рыб, стая птиц.
8. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.
1. Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина./колонна/
2. Их семнадцать – героев только что закончившегося первенства. Среди них и ветераны, и дебютанты мирового кворума/чемпионата/.
3. После десяти туров возглавляет турнирную таблицу квартет динамовских команд./четвёрка/
4. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо./свою точку зрения/
5. Планктон – армада загадок. /множество/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проверочная работа по русскому языку 8 класс
проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...
проверочная работа по русскому языку 8 класс
проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...
проверочная работа по русскому языку 8 класс
проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...
проверочная работа по русскому языку 8 класс
проверочная работа по пунктуации для проверки знаний учащихся 8 класса, 2 варианта...
Карточки-информаторы и проверочные работы по русскому языку. 8 класс.
Карточки-информаторы, сопровождающие проверочные работы, помогают систематизировать основные сведения по изучаемой теме. Хорошо подходит для дифференцированных заданий, для учеников-визуалов, спо...

Проверочная работа по русскому языку. 6 класс.
Данная работа позволяет вспомнить такие правила как- Е - И в окончаниях глагола,- чередование гласных в корнях,- фонетический, морфологический, синтаксический разборы....
Проверочная работа по русскому языку. 8 класс
Проверочная работа для обучающихся 8 класса...