Методическая разработка «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку обучающихся с разным уровнем знаний и умений»
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс)
Методическая разработка посвящена подготовке к итоговой аттестации по русскому языку учеников 9-11 классов с разным уровнем знаний и умений.
В данной разработке представлены задания по разделам «Синтаксис и пунктуация», которые можно использовать при подготовке к ГИА в работе с тремя группами обучающихся:
1. высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний;
2. обучающиеся со средним уровнем подготовки;
3. обучающиеся с низким уровнем подготовки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 236.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку обучающихся
с разным уровнем знаний и умений
Методическая разработка для учителей русского языка
Автор: Милорадова Людмила Кимовна, учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 3» г. Оренбурга.
2025 г.
Здравствуйте, коллеги!
Рада представить вам методическую разработку, посвященную подготовке к итоговой аттестации по русскому языку учеников 9-11 классов с разным уровнем знаний и умений. Этот вопрос – один из самых актуальных в нашей работе, ведь каждый ученик уникален и требует индивидуального подхода.
В данной разработке представлены задания по разделам «Синтаксис и пунктуация», которые можно использовать при подготовке к ЕГЭ в работе с тремя группами обучающихся:
- высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний;
- обучающиеся со средним уровнем подготовки;
- обучающиеся с низким уровнем подготовки.
Тема: «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку обучающихся
с разным уровнем знаний и умений»
Цель: Создание эффективной системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся с разным уровнем подготовки.
Задачи:
- Диагностика: Определение уровня подготовки каждого ученика с помощью входного тестирования и анализа текущей успеваемости.
- Дифференциация: Разработка индивидуальных образовательных траекторий для каждой группы обучающихся.
- Мотивация: Создание позитивной образовательной среды, стимулирующей интерес к предмету и повышающей мотивацию к успешной сдаче экзамена.
- Систематизация: Повторение и систематизация теоретического материала по всем разделам русского языка.
- Практика: Отработка практических навыков выполнения заданий ЕГЭ различных типов и уровней сложности.
- Психологическая подготовка: Формирование уверенности в своих силах и снижение уровня тревожности перед экзаменом.
Принципы:
- Индивидуализация: Учет индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей каждого ученика.
- Доступность: Предоставление учебного материала в доступной и понятной форме.
- Постепенность: Последовательное усложнение заданий, от простого к сложному.
- Систематичность: Регулярное повторение и закрепление изученного материала.
- Практико-ориентированность: Акцент на практическое применение теоретических знаний.
- Позитивность: Создание благоприятной атмосферы для обучения и стимулирование положительной самооценки.
Сложности подготовки к ЕГЭ обучающихся с разными уровнями подготовки:
- Разный объем знаний: Необходимость учитывать разницу в объеме и глубине знаний у разных учеников.
- Разные темпы усвоения материала: У каждого ученика своя скорость усвоения новой информации.
- Разная мотивация: Уровень мотивации к учебе и сдаче ЕГЭ может существенно различаться.
- Разные образовательные потребности: Необходимость подбирать задания и материалы, отвечающие индивидуальным потребностям каждого ученика.
- Ограниченность времени: Недостаток времени на индивидуальную работу с каждым учеником.
Подходы к работе с обучающимися разного уровня подготовки
1. Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний:
- Роль учителя: Куратор, консультант, эксперт.
- Формы работы:
- Индивидуальные консультации по сложным вопросам.
- Решение задач повышенной сложности, олимпиадные задания.
- Самостоятельная работа с дополнительной литературой и ресурсами.
- Написание эссе и исследовательских работ по русскому языку и литературе.
- Работа в формате “ученик-учитель” (объяснение материала более слабым ученикам).
- Работа с текстами повышенной сложности (научные статьи, публицистика).
- Разбор нестандартных заданий ЕГЭ.
2. Обучающиеся со средним уровнем подготовки:
- Роль учителя: Наставник, помощник, организатор.
- Формы работы:
- Групповые занятия с акцентом на повторение и систематизацию материала.
- Решение типовых заданий ЕГЭ под руководством учителя.
- Работа с алгоритмами выполнения заданий.
- Выполнение домашних заданий с последующей проверкой и разбором ошибок.
- Регулярные проверочные работы для оценки прогресса.
- Взаимопроверка работ.
- Использование интерактивных ресурсов и онлайн-тестов.
3. Обучающиеся с низким уровнем подготовки:
- Роль учителя: Тьютор, помощник, мотиватор.
- Формы работы:
- Индивидуальные занятия для восполнения пробелов в знаниях.
- Упрощенные объяснения материала с использованием наглядных пособий.
- Разбиение сложных заданий на более простые этапы.
- Регулярная похвала и поддержка для повышения уверенности в себе.
- Работа с карточками-подсказками и опорными схемами.
- Многократное повторение основных правил и понятий.
- Использование игровых форм обучения.
- Индивидуальные консультации по вопросам, вызывающим наибольшие затруднения.
Общие рекомендации:
- Регулярно проводите диагностику уровня подготовки учащихся.
- Используйте разнообразные формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные.
- Организуйте взаимопроверку работ и работу в парах.
- Используйте интерактивные ресурсы и онлайн-тесты.
- Поощряйте самостоятельность и инициативу учащихся.
- Создавайте атмосферу поддержки и взаимопомощи.
- Не забывайте о психологической подготовке к экзамену.
Комплексы заданий по повторению пунктуации
Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний
Задание 1. Расставьте знаки препинания в предложениях, определите тип связи между частями сложного предложения (союзная, бессоюзная, смешанная). Объясните свой выбор.
- Искусство не есть зеркало отражающее мир но молот формирующий его.
- Мне грустно потому что я люблю тебя.
- Прошло несколько лет он вернулся совсем другим человеком.
- Река вышла из берегов затопило все вокруг.
- Солнце село день угас померкли краски.
Задание 2. Составьте сложные предложения разных типов, используя данные ниже союзы и союзные слова. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор.
- Когда…
- Несмотря на то что…
- Чтобы…
- Если… то…
- Как… так и…
- Однако…
Задание 3. Проанализируйте пунктуацию в текстах художественной литературы. Выпишите предложения, в которых постановка знаков препинания вызывает затруднения. Объясните авторский замысел пунктуационного оформления.
Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки
Задание 1. Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами. Подчеркните однородные члены и обобщающие слова (если есть).
- Я люблю читать книги журналы газеты.
- В лесу росли грибы и ягоды цветы и травы.
- Все вокруг и деревья и кусты и трава было покрыто инеем.
- Она любила рисовать и петь и танцевать.
- В саду росли яблоки груши сливы то есть фруктовые деревья.
Задание 2. Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.
- Утомлённый дорогой я присел отдохнуть.
- Солнце яркое и теплое согревало землю.
- Москва столица России красивый город.
- Его брат студент учится в университете.
- Книга интересная и познавательная понравилась всем.
Задание 3. Расставьте знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.
- Солнце светило ярко и птицы весело щебетали.
- Я знал что он придет.
- Когда наступит весна все оживет.
- Идет дождь поэтому я останусь дома.
- Он сказал что вернется завтра.
Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки
Задание 1. Расставьте запятые в простых предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.
- Я люблю чай кофе какао.
- Он умный но ленивый.
- На столе лежали книги тетради ручки.
- Она пошла в театр а я остался дома.
- Я хочу купить яблоки и груши.
Задание 2. Расставьте знаки препинания в простых предложениях с обращениями и вводными словами.
- Мама я пришел.
- К сожалению я не могу прийти.
- Во-первых я не хочу.
- Друг мой послушай меня.
- Конечно я согласен.
Задание 3. Соедините два простых предложения в сложносочиненное, используя союзы и, а, но, тоже. Расставьте знаки препинания.
- Идет дождь. Я останусь дома.
- Он учится хорошо. Он ленится.
- Я люблю читать. Я люблю гулять.
- Она пошла в кино. Я пошел в театр.
- Солнце светит. Птицы поют.
Задания по пунктуации в предложениях с однородными членами
Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний
Задание: Расставьте знаки препинания в предложениях. Определите вид однородных членов (распространенные/нераспространенные), объясните особенности пунктуационного оформления в каждом случае. Аргументируйте свой выбор правил.
- Сложные переплетения исторических судеб культурных влияний географических особенностей всё это сформировало неповторимый облик этого региона.
- Он прекрасно играл на скрипке пел романсы декламировал стихи и вообще был душой любой компании.
- Не только красота природы но и величие исторических памятников привлекает сюда туристов со всего мира.
- В его голосе звучали нотки как восхищения так и легкой грусти.
- Интересна не сама по себе теория но и её практическое применение в решении реальных проблем.
- В саду росли не только розы но и тюльпаны лилии нарциссы.
- Облака то белые то серые то почти черные быстро неслись по небу.
- Писатель ярко достоверно реалистично изобразил жизнь крестьянства.
- Путешественники восхищались как величием гор так и красотой озер.
- В книге рассказывается о древних цивилизациях о загадках истории о невероятных открытиях.
- Ветер нес опавшие листья сухие ветки и даже небольшие камни.
- В музее были представлены картины скульптуры и другие произведения искусства различных эпох.
Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки
Задание: Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными различными союзами (одиночными и повторяющимися), обобщающими словами, а также в предложениях с однородными членами, выраженными разными частями речи.
- На столе лежали книги журналы тетради ручки и карандаши.
- Он был не только умным но и красивым и талантливым.
- В лесу можно найти грибы ягоды орехи а также различные лекарственные растения.
- Он любил читать книги смотреть фильмы слушать музыку и заниматься спортом.
- В саду росли яблони груши сливы вишни то есть плодовые деревья.
- Ветер срывал с деревьев листья желтые красные бурые.
- Он говорил медленно тихо спокойно.
- В комнате стояла тишина прерываемая лишь тиканьем часов.
- На небе появились звезды яркие крупные далекие.
- И дождь и ветер и холод не смогли помешать нам добраться до цели.
- Он любит как комедии, так и драмы.
- В походе нам понадобится все: палатки, спальники, еда, вода.
Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки
Задание: Расставьте запятые в простых предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но, а также.
- Я купил яблоки груши бананы.
- Солнце светит ярко и тепло.
- Он добрый но строгий.
- На столе лежала книга тетрадь ручка.
- Она пошла в магазин а я остался дома.
- Мы собирали грибы ягоды цветы.
- Он любит чай кофе а также сок.
- День был солнечный и теплый но нерадостный.
- В саду росли розы тюльпаны лилии.
- Я хочу поехать в горы на море а не в лес.
- В комнате стояли диван стол и два кресла.
- На небе плыли облака белые и пушистые.
Примечание. На начальном этапе работы с этой группой можно использовать карточки с пропущенными знаками препинания, чтобы ученик выбирал правильный вариант из предложенных.
Задания по пунктуации в предложениях с обращениями и
вводными конструкциями
Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний
Задание: Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните роль вводных конструкций в тексте, их значение и оттенки смысла. Определите случаи, когда слова, похожие на вводные, не являются таковыми. Аргументируйте свой выбор правил.
- Правда ли что он действительно собирается уехать за границу?
- К счастью надвигающаяся гроза миновала нас стороной.
- Мне кажется что это решение не совсем правильное.
- Он казалось совсем не замечал наших усилий.
- Во-первых нужно составить план во-вторых собрать необходимые материалы и в-третьих приступить к работе.
- По мнению ученых глобальное потепление является серьезной угрозой для нашей планеты.
- Как говорил классик учиться никогда не поздно.
- Однако нужно признать что не все получилось так как мы задумывали.
- Следовательно мы должны принять меры для предотвращения подобных ситуаций в будущем.
- Вы верно решили эту задачу.
- Представьте себе читатель картину летнего утра.
- Дождь кажется закончился.
Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки
Задание: Расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, обозначающими различные чувства, оценку, источник сообщения, связь мыслей.
- Дорогой друг я рад тебя видеть.
- К сожалению я не смогу прийти на встречу.
- Во-первых нужно подготовить отчет во-вторых проверить все данные.
- Он казалось был чем-то озабочен.
- По словам очевидцев авария произошла из-за превышения скорости.
- Я думаю что он прав.
- Как известно история повторяется.
- Итак мы можем подвести итоги нашей работы.
- Напротив его слова звучали убедительно.
- Правда ли что он получил эту награду?
- Знаешь ли ты что завтра будет контрольная работа?
- Он должно быть уже приехал.
Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки
Задание: Расставьте запятые в простых предложениях с обращениями и наиболее распространенными вводными словами (например: к сожалению, пожалуйста, конечно, наверное).
- Мама я хочу кушать.
- К сожалению я не успел на автобус.
- Пожалуйста помоги мне.
- Конечно я согласен с тобой.
- Наверное завтра будет дождь.
- Дети давайте играть.
- Друг мой я тебе благодарен.
- Во-первых нужно позвонить.
- Представь себе какое чудо!
- Бабушка расскажи сказку.
- Здравствуйте ребята!
- Скажите пожалуйста который час?
Примечание. На начальном этапе работы с этой группой полезно использовать карточки с вводными словами, которые нужно вставить в предложения и правильно выделить запятыми. Также можно использовать наглядные пособия и примеры из знакомых ситуаций.
Задания по употреблению тире и двоеточия
в простых и сложных предложениях
Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний
Задание: Расставьте знаки препинания. Определите функцию тире и двоеточия в каждом предложении, учитывая контекст и стилистические особенности. Аргументируйте свой выбор правил, анализируя различные случаи использования знаков.
- Жизнь прожить не поле перейти.
- Книга лучший друг человека в ней можно найти ответы на любые вопросы.
- Все у него было аккуратным одежда движения речь.
- Согласие есть необходимое условие для общей работы без него ничего не получится.
- Дважды два четыре простая истина.
- Вот мое мнение нужно действовать немедленно.
- Вся комната наполнена одним запахом яблок.
- Иван Петрович мой давний приятель оказался талантливым художником.
- Ум хорошо а два лучше народная мудрость.
- Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты.
- Один мой знакомый любитель приключений отправился в кругосветное путешествие.
- Любите книгу источник знаний она поможет вам стать умнее.
- Не говори гоп пока не перепрыгнешь вот что важно.
- Золото добывают из земли знания из книг.
- Она всегда поступала так как считала нужным то есть по зову сердца.
Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки
Задание: Расставьте знаки препинания. В каждом предложении определите, почему необходимо использовать тире или двоеточие (укажите соответствующую категорию: подлежащее и сказуемое, обобщающее слово, бессоюзное сложное предложение, приложение, неполное предложение).
- Москва столица России.
- Единственный выход поступить по совести.
- Все вокруг деревья трава цветы было покрыто инеем.
- Я знаю он обязательно добьется успеха.
- Ночь на дворе.
- Солнце взошло день наступил.
- Книга лучший подарок.
- Точность первое условие успеха.
- Он сказал одно я не согласен.
- Учиться всегда пригодится вот что важно.
- Мой брат студент приехал на каникулы.
- Утро вечера мудренее.
- Хорошо ему а мне?
- Все краски осени красный желтый оранжевый радовали глаз.
- Намерения у него были самые серьезные жениться и завести семью.
Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки
Задание: Расставьте тире или двоеточие в предложениях, где это необходимо (знаки препинания отсутствуют). В скобках указано, какой знак нужно поставить.
- Моя мама врач. (Тире между подлежащим и сказуемым)
- Все фрукты яблоки груши бананы лежали на столе. (Двоеточие после обобщающего слова)
- Я знаю он придет. (Тире в бессоюзном сложном предложении)
- Тишина лучший отдых. (Тире между подлежащим и сказуемым)
- Вот моя мечта увидеть мир. (Тире между подлежащим и сказуемым)
- Его хобби коллекционирование марок. (Тире между подлежащим и сказуемым)
- Он опоздал виновата пробка. (Двоеточие в бессоюзном сложном предложении)
- Самое главное не сдаваться. (Тире между подлежащим и сказуемым)
- Весна время любви. (Тире между подлежащим и сказуемым)
- Сделал дело гуляй смело. (Тире в бессоюзном сложном предложении)
- Слово серебро молчание золото. (Тире в бессоюзном сложном предложении)
- Скучен день до вечера коли делать нечего. (Тире между частями сложного предложения)
- Ученье свет неученье тьма. (Тире между частями сложного предложения)
- Его глаза два ярких огонька сияли от радости. (Тире перед приложением)
- Ты за мной а я? (Тире в неполном предложении)
Примечание: Для этой группы необходимо давать больше простых и понятных примеров. Важно акцентировать внимание на основных случаях употребления тире и двоеточия. Можно использовать карточки-подсказки с правилами.
Задания по пунктуации при обособленных определениях и обстоятельствах
Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний
Задание: Расставьте знаки препинания, определите виды обособленных членов (определения, обстоятельства, приложения). Обоснуйте постановку знаков препинания, обращая внимание на место обособленного члена по отношению к определяемому слову, способ выражения, наличие дополнительных оттенков значения. Определите, являются ли обособленные члены однородными.
- Над озером повис туман густой и неподвижный скрывая очертания берегов.
- Утомленный долгой дорогой он присел отдохнуть у старого дуба.
- Несмотря на усталость и плохое самочувствие он продолжал работать над проектом.
- Солнце скрытое тучами пробивалось сквозь них слабыми лучами.
- Она всегда мечтала побывать в Париже городе любви и романтики.
- Решив отдохнуть он присел на скамейку в парке.
- Испугавшись громкого звука она вскрикнула и отпрянула назад.
- Погода улучшилась несмотря на мрачные прогнозы синоптиков и вопреки всем ожиданиям.
- Она говорила тихо почти шепотом боясь разбудить спящих детей.
- Улыбаясь и подмигивая он рассказал нам эту забавную историю.
- Обрадованный встречей он крепко обнял старого друга.
- Подгоняемый ветром и страхом он бежал не оглядываясь.
- Работая не покладая рук и не жалея сил он добился успеха.
- Благодаря его помощи и поддержке мы справились с трудностями.
- Дождь барабанил по крыше не переставая ни на минуту и создавая умиротворяющую атмосферу.
- Выражая свою благодарность и признательность я хотел бы вручить вам этот подарок.
- Уставший от работы и голодный он мечтал только об одном — горячем ужине.
Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки
Задание: Расставьте знаки препинания. Определите, какие члены предложения являются обособленными определениями и обстоятельствами. Подчеркните обособленные члены и слова, к которым они относятся. Укажите, являются ли обособленные члены однородными.
- Осень золотая и багряная вступила в свои права.
- Увлеченный работой он забыл о времени.
- Несмотря на поздний час они продолжали разговор.
- Довольный результатом он улыбнулся.
- Испугавшись грома дети спрятались под одеяло.
- Она пела стоя у окна.
- Решив пойти в кино мы купили билеты заранее.
- Он говорил медленно с расстановкой.
- Уставший от жары он мечтал о прохладном душе.
- Рассердившись на него она ушла не попрощавшись.
- Написав письмо он отправил его по почте.
- Осмотревшись по сторонам он перешел дорогу.
- Боясь опоздать он побежал на автобус.
- Прочитав книгу он поделился впечатлениями.
- Несмотря на дождь и ветер мы пошли гулять.
- Получив известие он очень обрадовался.
- Услышав шум он выглянул в окно.
Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки
Задание: Расставьте запятые в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами. (Предложения подобраны таким образом, чтобы минимизировать сложность синтаксической конструкции).
- Утомленный солнцем он заснул в тени дерева.
- Бегущий по полю заяц испугался шороха.
- Читая книгу он забыл обо всем.
- Слушая музыку она мечтала о будущем.
- Посмотрев фильм они пошли домой.
- Задумавшись она остановилась на перекрестке.
- Освещенная луной дорога вела к лесу.
- Нарисованная красками картина висела на стене.
- Улыбаясь она протянула ему руку.
- Сделав уроки он пошел гулять.
- Распустившиеся весной цветы радовали глаз.
- Забыв про осторожность он бросился в воду.
- Подгоняемый ветром парусник быстро плыл по морю.
- Наполнив чашку чаем она села у окна.
- Разбуженный шумом он вскочил с кровати.
- Потеряв ключ он не смог открыть дверь.
- Оставшись один он почувствовал грусть.
Примечание: Для учеников с низким уровнем подготовки важно давать простые предложения с четко выраженными обособленными членами. Используйте карточки-подсказки с правилами и алгоритмами определения обособленных членов. Разбирайте примеры вместе, объясняя каждый шаг. Обратите особое внимание на интонацию при чтении предложений с обособленными членами.
Задания по пунктуации при обособленных определениях и обстоятельствах (Формат ЕГЭ - указание цифр)
Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний
Задание 1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
- Затихший (1) после бури (2) лес (3) казался (4) полным тайн и загадок.
- Рассказывая о своих приключениях (1) он (2) часто (3) приукрашивал события (4) придавая им больший драматизм (5) и (6) умалчивая о незначительных деталях.
- Несмотря на ранний час (1) и (2) отсутствие яркого солнца (3) город (4) уже просыпался (5) готовясь к новому дню.
- Выражая свою признательность (1) и (2) надеясь на дальнейшее сотрудничество (3) мы (4) хотели бы вручить вам этот памятный подарок.
- Дождь (1) барабанящий по крыше (2) и (3) создающий уютную атмосферу (4) не прекращался ни на минуту.
- Подгоняемая ветром (1) и (2) чувствуя приближение опасности (3) лодка (4) мчалась к берегу.
- Решив отдохнуть (1) и (2) набраться сил (3) он (4) уехал в деревню к бабушке.
- Сидя у камина (1) и (2) наблюдая за пляшущими языками пламени (3) он предавался воспоминаниям о прошлом.
- Книга (1) прочитанная им еще в детстве (2) и (3) оставившая неизгладимый след в его душе (4) навсегда осталась его любимой.
- Она шла по улице (1) напевая веселую песенку (2) и (3) не замечая ничего вокруг.
Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки
Задание 2. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
- Утомленный (1) дорогой (2) путник (3) присел отдохнуть.
- Слушая музыку (1) она (2) закрыла глаза (3) и (4) погрузилась в мир грез.
- Испугавшись (1) он (2) отскочил назад (3) и (4) закричал.
- Прочитав книгу (1) он (2) вернул её в библиотеку (3) и (4) поделился своими впечатлениями.
- Несмотря на дождь (1) мы (2) пошли гулять в парк (3).
- Она (1) улыбаясь (2) протянула ему руку.
- Потеряв ключи (1) он (2) не смог открыть дверь (3).
- Солнце (1) скрытое тучами (2) слабо освещало землю.
- Решив задачу (1) он (2) вздохнул с облегчением.
- Оглянувшись (1) он (2) увидел незнакомца (3) и (4) насторожился.
Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки
Задание 3. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
- Читая (1) она (2) забыла обо всем.
- Улыбаясь (1) он (2) подошел к ней.
- Слушая (1) она (2) кивала головой.
- Посмотрев (1) он (2) увидел ее.
- Задумавшись (1) она (2) остановилась.
- Сидя (1) он (2) читал книгу.
- Потеряв (1) он (2) заплакал.
- Написав (1) он (2) отправил.
- Закончив (1) он (2) вышел.
- Обернувшись (1) она (2) увидела.
Примечание: Для учеников с низким уровнем подготовки в этих заданиях стоит использовать короткие и простые предложения с небольшим количеством цифр для выбора. Важно сначала разобрать несколько примеров вместе, объясняя логику расстановки запятых. Можно использовать мнемонические правила для запоминания.
Задания по пунктуации в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях (Формат ЕГЭ - указание цифр)
Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний
Задание 1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
- Она знала (1) что (2) несмотря на все трудности (3) он обязательно добьется успеха (4) и (5) что его упорство будет вознаграждено.
- Поскольку (1) времени оставалось мало (2) и (3) задача была сложной (4) он решил (5) что (6) нужно действовать быстро и решительно.
- В тот момент (1) когда солнце начало садиться (2) и (3) когда небо окрасилось в багряные тона (4) он почувствовал (5) что наступает его время.
- Она всегда говорила то (1) что думала (2) и (3) делала то (4) что считала правильным (5) не боясь критики и осуждения.
- Чем (1) больше он узнавал об этом человеке (2) тем (3) больше он понимал (4) что (5) перед ним личность неординарная и многогранная.
- Несмотря на то (1) что (2) шел дождь (3) и (4) дул сильный ветер (5) они решили (6) что пойдут гулять в парк.
- Она спросила его (1) где он был (2) и (3) почему не позвонил (4) хотя обещал.
- Так как (1) он был очень уставшим (2) и (3) ему хотелось отдохнуть (4) он решил (5) что ляжет спать пораньше.
- Она понимала (1) что (2) если она не сделает это сейчас (3) то (4) потом будет поздно (5) и (6) что она будет жалеть об этом всю жизнь.
- Он вспомнил (1) как (2) когда он был маленьким (3) и (4) как они вместе с бабушкой ходили в лес за грибами.
Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки
Задание 2. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
- Он знал (1) что (2) она придет (3) и (4) что все будет хорошо.
- Когда (1) он пришел (2) все уже собрались (3) и (4) ждали его.
- Она спросила (1) где он был (2) и (3) что делал.
- Я думаю (1) что (2) он прав (3) и (4) что его нужно послушать.
- Если (1) пойдет дождь (2) мы (3) останемся дома (4) и (5) будем читать книги.
- Он сказал (1) что (2) вернется завтра (3) и (4) что все исправит.
- Так как (1) было поздно (2) и (3) все устали (4) они решили (5) что пора идти спать.
- Он читал книгу (1) и (2) слушал музыку (3) одновременно.
- Я пошел в магазин (1) а (2) он остался дома.
- Она пришла (1) хотя (2) ее никто не ждал.
Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки
Задание 3. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
- Я знаю (1) что (2) он придет.
- Он сказал (1) что (2) он устал.
- Когда (1) он пришел (2) она ушла.
- Если (1) будет дождь (2) я останусь дома.
- Он читал (1) и (2) она писала.
- Она пела (1) а (2) он танцевал.
- Я люблю чай (1) а (2) он кофе.
- Солнце светит (1) и (2) птицы поют.
- Он пришел (1) хотя (2) его не звали.
- Я пошел гулять (1) а (2) он спать.
Примечание: Важно помнить, что для третьей группы необходимо упрощать задания, избегать сложных конструкций и многосоставных предложений. Фокусироваться на базовых правилах пунктуации в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Можно использовать схемы и алгоритмы для определения границ частей предложения и выбора правильного знака препинания.
Надеюсь, эти задания будут полезны в вашей работе!
Данная методическая разработка – лишь отправная точка. Успех подготовки к ЕГЭ зависит от вашего опыта, творчества и любви к своему делу. Желаю вам успехов в важном и благородном труде!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку
В представленной статье рассмотрен вопрос применения системно-деятельностного подхода при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку, приведены приемы вовлечения школьников в уче...
Подготовка к итоговой аттестации по русскому языкув среднем звене
Презентация опыта работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ в 5-8 классах с использованием интерактивных игровых заданий...

Использование ИКТ при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.
Личность ученика, его развитие и саморазвитие - вот главная задача современной школы. Поэтому занятия должны быть интересным, с высокой мотивацией....

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса
Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса...
Применение алгоритмов по орфографии на уроках подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.
Модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы орфографических действий, эффективна в условиях, когда нужно обобщить пройденный материал,...
Повышение качества подготовки к итоговой аттестации по русскому языку
В документе представлена методическая рекомендация по созданию учебно-дидактического комплекса для подготовки учащихся по русскому языку...

Методическая разработка Подготовка к итоговому сочинению по русскому языку "Семь шагов к успеху"
quot;По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы мое определить степень интеллектуальности человека",- утвердал Д.С.Лихачев.Вот и часть С по ...
- Мне нравится (1)




