Методическая разработка «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку обучающихся с разным уровнем знаний и умений»
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Милорадова Людмила Кимовна

Методическая разработка посвящена подготовке к итоговой аттестации по русскому языку учеников 9-11 классов с разным уровнем знаний и умений.

В данной разработке представлены задания по разделам «Синтаксис и пунктуация», которые можно использовать при подготовке к ГИА в работе с тремя группами обучающихся:

1. высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний;

2. обучающиеся со средним уровнем подготовки;

3. обучающиеся с низким уровнем подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_moya.docx236.38 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку обучающихся

с разным уровнем знаний и умений

Методическая разработка для учителей русского языка

Автор: Милорадова Людмила Кимовна, учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 3» г. Оренбурга.

2025 г.

Здравствуйте, коллеги!

Рада представить вам методическую разработку, посвященную подготовке к итоговой аттестации по русскому языку учеников 9-11 классов с разным уровнем знаний и умений. Этот вопрос – один из самых актуальных в нашей работе, ведь каждый ученик уникален и требует индивидуального подхода.

В данной разработке представлены задания по разделам «Синтаксис и пунктуация», которые можно использовать при подготовке к ЕГЭ в работе с тремя группами обучающихся:

  1. высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний;
  2. обучающиеся со средним уровнем подготовки;
  3. обучающиеся с низким уровнем подготовки.

Тема: «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку обучающихся

с разным уровнем знаний и умений»

Цель: Создание эффективной системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся с разным уровнем подготовки.

Задачи:

  • Диагностика: Определение уровня подготовки каждого ученика с помощью входного тестирования и анализа текущей успеваемости.
  • Дифференциация: Разработка индивидуальных образовательных траекторий для каждой группы обучающихся.
  • Мотивация: Создание позитивной образовательной среды, стимулирующей интерес к предмету и повышающей мотивацию к успешной сдаче экзамена.
  • Систематизация: Повторение и систематизация теоретического материала по всем разделам русского языка.
  • Практика: Отработка практических навыков выполнения заданий ЕГЭ различных типов и уровней сложности.
  • Психологическая подготовка: Формирование уверенности в своих силах и снижение уровня тревожности перед экзаменом.

Принципы:

  • Индивидуализация: Учет индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей каждого ученика.
  • Доступность: Предоставление учебного материала в доступной и понятной форме.
  • Постепенность: Последовательное усложнение заданий, от простого к сложному.
  • Систематичность: Регулярное повторение и закрепление изученного материала.
  • Практико-ориентированность: Акцент на практическое применение теоретических знаний.
  • Позитивность: Создание благоприятной атмосферы для обучения и стимулирование положительной самооценки.

Сложности подготовки к ЕГЭ обучающихся с разными уровнями подготовки:

  • Разный объем знаний: Необходимость учитывать разницу в объеме и глубине знаний у разных учеников.
  • Разные темпы усвоения материала: У каждого ученика своя скорость усвоения новой информации.
  • Разная мотивация: Уровень мотивации к учебе и сдаче ЕГЭ может существенно различаться.
  • Разные образовательные потребности: Необходимость подбирать задания и материалы, отвечающие индивидуальным потребностям каждого ученика.
  • Ограниченность времени: Недостаток времени на индивидуальную работу с каждым учеником.

Подходы к работе с обучающимися разного уровня подготовки

1. Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний:

  • Роль учителя: Куратор, консультант, эксперт.
  • Формы работы:
  • Индивидуальные консультации по сложным вопросам.
  • Решение задач повышенной сложности, олимпиадные задания.
  • Самостоятельная работа с дополнительной литературой и ресурсами.
  • Написание эссе и исследовательских работ по русскому языку и литературе.
  • Работа в формате “ученик-учитель” (объяснение материала более слабым ученикам).
  • Работа с текстами повышенной сложности (научные статьи, публицистика).
  • Разбор нестандартных заданий ЕГЭ.

2. Обучающиеся со средним уровнем подготовки:

  • Роль учителя: Наставник, помощник, организатор.
  • Формы работы:
  • Групповые занятия с акцентом на повторение и систематизацию материала.
  • Решение типовых заданий ЕГЭ под руководством учителя.
  • Работа с алгоритмами выполнения заданий.
  • Выполнение домашних заданий с последующей проверкой и разбором ошибок.
  • Регулярные проверочные работы для оценки прогресса.
  • Взаимопроверка работ.
  • Использование интерактивных ресурсов и онлайн-тестов.

3. Обучающиеся с низким уровнем подготовки:

  • Роль учителя: Тьютор, помощник, мотиватор.
  • Формы работы:
  • Индивидуальные занятия для восполнения пробелов в знаниях.
  • Упрощенные объяснения материала с использованием наглядных пособий.
  • Разбиение сложных заданий на более простые этапы.
  • Регулярная похвала и поддержка для повышения уверенности в себе.
  • Работа с карточками-подсказками и опорными схемами.
  • Многократное повторение основных правил и понятий.
  • Использование игровых форм обучения.
  • Индивидуальные консультации по вопросам, вызывающим наибольшие затруднения.

Общие рекомендации:

  • Регулярно проводите диагностику уровня подготовки учащихся.
  • Используйте разнообразные формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные.
  • Организуйте взаимопроверку работ и работу в парах.
  • Используйте интерактивные ресурсы и онлайн-тесты.
  • Поощряйте самостоятельность и инициативу учащихся.
  • Создавайте атмосферу поддержки и взаимопомощи.
  • Не забывайте о психологической подготовке к экзамену.

Комплексы заданий по повторению пунктуации

Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний

Задание 1. Расставьте знаки препинания в предложениях, определите тип связи между частями сложного предложения (союзная, бессоюзная, смешанная). Объясните свой выбор.

  1. Искусство не есть зеркало отражающее мир но молот формирующий его.
  2. Мне грустно потому что я люблю тебя.
  3. Прошло несколько лет он вернулся совсем другим человеком.
  4. Река вышла из берегов затопило все вокруг.
  5. Солнце село день угас померкли краски.

Задание 2. Составьте сложные предложения разных типов, используя данные ниже союзы и союзные слова. Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор.

  1. Когда…
  2. Несмотря на то что…
  3. Чтобы…
  4. Если… то…
  5. Как… так и…
  6. Однако…

Задание 3. Проанализируйте пунктуацию в текстах художественной литературы. Выпишите предложения, в которых постановка знаков препинания вызывает затруднения. Объясните авторский замысел пунктуационного оформления.

Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки

Задание 1. Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами. Подчеркните однородные члены и обобщающие слова (если есть).

  1. Я люблю читать книги журналы газеты.
  2. В лесу росли грибы и ягоды цветы и травы.
  3. Все вокруг и деревья и кусты и трава было покрыто инеем.
  4. Она любила рисовать и петь и танцевать.
  5. В саду росли яблоки груши сливы то есть фруктовые деревья.

Задание 2. Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.

  1. Утомлённый дорогой я присел отдохнуть.
  2. Солнце яркое и теплое согревало землю.
  3. Москва столица России красивый город.
  4. Его брат студент учится в университете.
  5. Книга интересная и познавательная понравилась всем.

Задание 3. Расставьте знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

  1. Солнце светило ярко и птицы весело щебетали.
  2. Я знал что он придет.
  3. Когда наступит весна все оживет.
  4. Идет дождь поэтому я останусь дома.
  5. Он сказал что вернется завтра.

Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки

Задание 1. Расставьте запятые в простых предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но.

  1. Я люблю чай кофе какао.
  2. Он умный но ленивый.
  3. На столе лежали книги тетради ручки.
  4. Она пошла в театр а я остался дома.
  5. Я хочу купить яблоки и груши.

Задание 2. Расставьте знаки препинания в простых предложениях с обращениями и вводными словами.

  1. Мама я пришел.
  2. К сожалению я не могу прийти.
  3. Во-первых я не хочу.
  4. Друг мой послушай меня.
  5. Конечно я согласен.

Задание 3. Соедините два простых предложения в сложносочиненное, используя союзы и, а, но, тоже. Расставьте знаки препинания.

  1. Идет дождь. Я останусь дома.
  2. Он учится хорошо. Он ленится.
  3. Я люблю читать. Я люблю гулять.
  4. Она пошла в кино. Я пошел в театр.
  5. Солнце светит. Птицы поют.

Задания по пунктуации в предложениях с однородными членами

Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний

Задание: Расставьте знаки препинания в предложениях. Определите вид однородных членов (распространенные/нераспространенные), объясните особенности пунктуационного оформления в каждом случае. Аргументируйте свой выбор правил.

  1. Сложные переплетения исторических судеб культурных влияний географических особенностей всё это сформировало неповторимый облик этого региона.
  2. Он прекрасно играл на скрипке пел романсы декламировал стихи и вообще был душой любой компании.
  3. Не только красота природы но и величие исторических памятников привлекает сюда туристов со всего мира.
  4. В его голосе звучали нотки как восхищения так и легкой грусти.
  5. Интересна не сама по себе теория но и её практическое применение в решении реальных проблем.
  6. В саду росли не только розы но и тюльпаны лилии нарциссы.
  7. Облака то белые то серые то почти черные быстро неслись по небу.
  8. Писатель ярко достоверно реалистично изобразил жизнь крестьянства.
  9. Путешественники восхищались как величием гор так и красотой озер.
  10. В книге рассказывается о древних цивилизациях о загадках истории о невероятных открытиях.
  11. Ветер нес опавшие листья сухие ветки и даже небольшие камни.
  12. В музее были представлены картины скульптуры и другие произведения искусства различных эпох.

Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки

Задание: Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными различными союзами (одиночными и повторяющимися), обобщающими словами, а также в предложениях с однородными членами, выраженными разными частями речи.

  1. На столе лежали книги журналы тетради ручки и карандаши.
  2. Он был не только умным но и красивым и талантливым.
  3. В лесу можно найти грибы ягоды орехи а также различные лекарственные растения.
  4. Он любил читать книги смотреть фильмы слушать музыку и заниматься спортом.
  5. В саду росли яблони груши сливы вишни то есть плодовые деревья.
  6. Ветер срывал с деревьев листья желтые красные бурые.
  7. Он говорил медленно тихо спокойно.
  8. В комнате стояла тишина прерываемая лишь тиканьем часов.
  9. На небе появились звезды яркие крупные далекие.
  10. И дождь и ветер и холод не смогли помешать нам добраться до цели.
  11. Он любит как комедии, так и драмы.
  12. В походе нам понадобится все: палатки, спальники, еда, вода.

Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки

Задание: Расставьте запятые в простых предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но, а также.

  1. Я купил яблоки груши бананы.
  2. Солнце светит ярко и тепло.
  3. Он добрый но строгий.
  4. На столе лежала книга тетрадь ручка.
  5. Она пошла в магазин а я остался дома.
  6. Мы собирали грибы ягоды цветы.
  7. Он любит чай кофе а также сок.
  8. День был солнечный и теплый но нерадостный.
  9. В саду росли розы тюльпаны лилии.
  10. Я хочу поехать в горы на море а не в лес.
  11. В комнате стояли диван стол и два кресла.
  12. На небе плыли облака белые и пушистые.

Примечание. На начальном этапе работы с этой группой можно использовать карточки с пропущенными знаками препинания, чтобы ученик выбирал правильный вариант из предложенных.

Задания по пунктуации в предложениях с обращениями и

вводными конструкциями

Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний

Задание: Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните роль вводных конструкций в тексте, их значение и оттенки смысла. Определите случаи, когда слова, похожие на вводные, не являются таковыми. Аргументируйте свой выбор правил.

  1. Правда ли что он действительно собирается уехать за границу?
  2. К счастью надвигающаяся гроза миновала нас стороной.
  3. Мне кажется что это решение не совсем правильное.
  4. Он казалось совсем не замечал наших усилий.
  5. Во-первых нужно составить план во-вторых собрать необходимые материалы и в-третьих приступить к работе.
  6. По мнению ученых глобальное потепление является серьезной угрозой для нашей планеты.
  7. Как говорил классик учиться никогда не поздно.
  8. Однако нужно признать что не все получилось так как мы задумывали.
  9. Следовательно мы должны принять меры для предотвращения подобных ситуаций в будущем.
  10. Вы верно решили эту задачу.
  11. Представьте себе читатель картину летнего утра.
  12. Дождь кажется закончился.

Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки

Задание: Расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, обозначающими различные чувства, оценку, источник сообщения, связь мыслей.

  1. Дорогой друг я рад тебя видеть.
  2. К сожалению я не смогу прийти на встречу.
  3. Во-первых нужно подготовить отчет во-вторых проверить все данные.
  4. Он казалось был чем-то озабочен.
  5. По словам очевидцев авария произошла из-за превышения скорости.
  6. Я думаю что он прав.
  7. Как известно история повторяется.
  8. Итак мы можем подвести итоги нашей работы.
  9. Напротив его слова звучали убедительно.
  10. Правда ли что он получил эту награду?
  11. Знаешь ли ты что завтра будет контрольная работа?
  12. Он должно быть уже приехал.

Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки

Задание: Расставьте запятые в простых предложениях с обращениями и наиболее распространенными вводными словами (например: к сожалению, пожалуйста, конечно, наверное).

  1. Мама я хочу кушать.
  2. К сожалению я не успел на автобус.
  3. Пожалуйста помоги мне.
  4. Конечно я согласен с тобой.
  5. Наверное завтра будет дождь.
  6. Дети давайте играть.
  7. Друг мой я тебе благодарен.
  8. Во-первых нужно позвонить.
  9. Представь себе какое чудо!
  10. Бабушка расскажи сказку.
  11. Здравствуйте ребята!
  12. Скажите пожалуйста который час?

Примечание. На начальном этапе работы с этой группой полезно использовать карточки с вводными словами, которые нужно вставить в предложения и правильно выделить запятыми. Также можно использовать наглядные пособия и примеры из знакомых ситуаций.

Задания по употреблению тире и двоеточия

в простых и сложных предложениях

Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний

Задание: Расставьте знаки препинания. Определите функцию тире и двоеточия в каждом предложении, учитывая контекст и стилистические особенности. Аргументируйте свой выбор правил, анализируя различные случаи использования знаков.

  1. Жизнь прожить не поле перейти.
  2. Книга лучший друг человека в ней можно найти ответы на любые вопросы.
  3. Все у него было аккуратным одежда движения речь.
  4. Согласие есть необходимое условие для общей работы без него ничего не получится.
  5. Дважды два четыре простая истина.
  6. Вот мое мнение нужно действовать немедленно.
  7. Вся комната наполнена одним запахом яблок.
  8. Иван Петрович мой давний приятель оказался талантливым художником.
  9. Ум хорошо а два лучше народная мудрость.
  10. Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты.
  11. Один мой знакомый любитель приключений отправился в кругосветное путешествие.
  12. Любите книгу источник знаний она поможет вам стать умнее.
  13. Не говори гоп пока не перепрыгнешь вот что важно.
  14. Золото добывают из земли знания из книг.
  15. Она всегда поступала так как считала нужным то есть по зову сердца.

Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки

Задание: Расставьте знаки препинания. В каждом предложении определите, почему необходимо использовать тире или двоеточие (укажите соответствующую категорию: подлежащее и сказуемое, обобщающее слово, бессоюзное сложное предложение, приложение, неполное предложение).

  1. Москва столица России.
  2. Единственный выход поступить по совести.
  3. Все вокруг деревья трава цветы было покрыто инеем.
  4. Я знаю он обязательно добьется успеха.
  5. Ночь на дворе.
  6. Солнце взошло день наступил.
  7. Книга лучший подарок.
  8. Точность первое условие успеха.
  9. Он сказал одно я не согласен.
  10. Учиться всегда пригодится вот что важно.
  11. Мой брат студент приехал на каникулы.
  12. Утро вечера мудренее.
  13. Хорошо ему а мне?
  14. Все краски осени красный желтый оранжевый радовали глаз.
  15. Намерения у него были самые серьезные жениться и завести семью.

Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки

Задание: Расставьте тире или двоеточие в предложениях, где это необходимо (знаки препинания отсутствуют). В скобках указано, какой знак нужно поставить.

  1. Моя мама врач. (Тире между подлежащим и сказуемым)
  2. Все фрукты яблоки груши бананы лежали на столе. (Двоеточие после обобщающего слова)
  3. Я знаю он придет. (Тире в бессоюзном сложном предложении)
  4. Тишина лучший отдых. (Тире между подлежащим и сказуемым)
  5. Вот моя мечта увидеть мир. (Тире между подлежащим и сказуемым)
  6. Его хобби коллекционирование марок. (Тире между подлежащим и сказуемым)
  7. Он опоздал виновата пробка. (Двоеточие в бессоюзном сложном предложении)
  8. Самое главное не сдаваться. (Тире между подлежащим и сказуемым)
  9. Весна время любви. (Тире между подлежащим и сказуемым)
  10. Сделал дело гуляй смело. (Тире в бессоюзном сложном предложении)
  11. Слово серебро молчание золото. (Тире в бессоюзном сложном предложении)
  12. Скучен день до вечера коли делать нечего. (Тире между частями сложного предложения)
  13. Ученье свет неученье тьма. (Тире между частями сложного предложения)
  14. Его глаза два ярких огонька сияли от радости. (Тире перед приложением)
  15. Ты за мной а я? (Тире в неполном предложении)

Примечание: Для этой группы необходимо давать больше простых и понятных примеров. Важно акцентировать внимание на основных случаях употребления тире и двоеточия. Можно использовать карточки-подсказки с правилами.

Задания по пунктуации при обособленных определениях и обстоятельствах

Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний

Задание: Расставьте знаки препинания, определите виды обособленных членов (определения, обстоятельства, приложения). Обоснуйте постановку знаков препинания, обращая внимание на место обособленного члена по отношению к определяемому слову, способ выражения, наличие дополнительных оттенков значения. Определите, являются ли обособленные члены однородными.

  1. Над озером повис туман густой и неподвижный скрывая очертания берегов.
  2. Утомленный долгой дорогой он присел отдохнуть у старого дуба.
  3. Несмотря на усталость и плохое самочувствие он продолжал работать над проектом.
  4. Солнце скрытое тучами пробивалось сквозь них слабыми лучами.
  5. Она всегда мечтала побывать в Париже городе любви и романтики.
  6. Решив отдохнуть он присел на скамейку в парке.
  7. Испугавшись громкого звука она вскрикнула и отпрянула назад.
  8. Погода улучшилась несмотря на мрачные прогнозы синоптиков и вопреки всем ожиданиям.
  9. Она говорила тихо почти шепотом боясь разбудить спящих детей.
  10. Улыбаясь и подмигивая он рассказал нам эту забавную историю.
  11. Обрадованный встречей он крепко обнял старого друга.
  12. Подгоняемый ветром и страхом он бежал не оглядываясь.
  13. Работая не покладая рук и не жалея сил он добился успеха.
  14. Благодаря его помощи и поддержке мы справились с трудностями.
  15. Дождь барабанил по крыше не переставая ни на минуту и создавая умиротворяющую атмосферу.
  16. Выражая свою благодарность и признательность я хотел бы вручить вам этот подарок.
  17. Уставший от работы и голодный он мечтал только об одном — горячем ужине.

Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки

Задание: Расставьте знаки препинания. Определите, какие члены предложения являются обособленными определениями и обстоятельствами. Подчеркните обособленные члены и слова, к которым они относятся. Укажите, являются ли обособленные члены однородными.

  1. Осень золотая и багряная вступила в свои права.
  2. Увлеченный работой он забыл о времени.
  3. Несмотря на поздний час они продолжали разговор.
  4. Довольный результатом он улыбнулся.
  5. Испугавшись грома дети спрятались под одеяло.
  6. Она пела стоя у окна.
  7. Решив пойти в кино мы купили билеты заранее.
  8. Он говорил медленно с расстановкой.
  9. Уставший от жары он мечтал о прохладном душе.
  10. Рассердившись на него она ушла не попрощавшись.
  11. Написав письмо он отправил его по почте.
  12. Осмотревшись по сторонам он перешел дорогу.
  13. Боясь опоздать он побежал на автобус.
  14. Прочитав книгу он поделился впечатлениями.
  15. Несмотря на дождь и ветер мы пошли гулять.
  16. Получив известие он очень обрадовался.
  17. Услышав шум он выглянул в окно.

Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки

Задание: Расставьте запятые в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами. (Предложения подобраны таким образом, чтобы минимизировать сложность синтаксической конструкции).

  1. Утомленный солнцем он заснул в тени дерева.
  2. Бегущий по полю заяц испугался шороха.
  3. Читая книгу он забыл обо всем.
  4. Слушая музыку она мечтала о будущем.
  5. Посмотрев фильм они пошли домой.
  6. Задумавшись она остановилась на перекрестке.
  7. Освещенная луной дорога вела к лесу.
  8. Нарисованная красками картина висела на стене.
  9. Улыбаясь она протянула ему руку.
  10. Сделав уроки он пошел гулять.
  11. Распустившиеся весной цветы радовали глаз.
  12. Забыв про осторожность он бросился в воду.
  13. Подгоняемый ветром парусник быстро плыл по морю.
  14. Наполнив чашку чаем она села у окна.
  15. Разбуженный шумом он вскочил с кровати.
  16. Потеряв ключ он не смог открыть дверь.
  17. Оставшись один он почувствовал грусть.

Примечание: Для учеников с низким уровнем подготовки важно давать простые предложения с четко выраженными обособленными членами. Используйте карточки-подсказки с правилами и алгоритмами определения обособленных членов. Разбирайте примеры вместе, объясняя каждый шаг. Обратите особое внимание на интонацию при чтении предложений с обособленными членами.

Задания по пунктуации при обособленных определениях и обстоятельствах (Формат ЕГЭ - указание цифр)

Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний

Задание 1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  1. Затихший (1) после бури (2) лес (3) казался (4) полным тайн и загадок.
  2. Рассказывая о своих приключениях (1) он (2) часто (3) приукрашивал события (4) придавая им больший драматизм (5) и (6) умалчивая о незначительных деталях.
  3. Несмотря на ранний час (1) и (2) отсутствие яркого солнца (3) город (4) уже просыпался (5) готовясь к новому дню.
  4. Выражая свою признательность (1) и (2) надеясь на дальнейшее сотрудничество (3) мы (4) хотели бы вручить вам этот памятный подарок.
  5. Дождь (1) барабанящий по крыше (2) и (3) создающий уютную атмосферу (4) не прекращался ни на минуту.
  6. Подгоняемая ветром (1) и (2) чувствуя приближение опасности (3) лодка (4) мчалась к берегу.
  7. Решив отдохнуть (1) и (2) набраться сил (3) он (4) уехал в деревню к бабушке.
  8. Сидя у камина (1) и (2) наблюдая за пляшущими языками пламени (3) он предавался воспоминаниям о прошлом.
  9. Книга (1) прочитанная им еще в детстве (2) и (3) оставившая неизгладимый след в его душе (4) навсегда осталась его любимой.
  10. Она шла по улице (1) напевая веселую песенку (2) и (3) не замечая ничего вокруг.

Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки

Задание 2. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  1. Утомленный (1) дорогой (2) путник (3) присел отдохнуть.
  2. Слушая музыку (1) она (2) закрыла глаза (3) и (4) погрузилась в мир грез.
  3. Испугавшись (1) он (2) отскочил назад (3) и (4) закричал.
  4. Прочитав книгу (1) он (2) вернул её в библиотеку (3) и (4) поделился своими впечатлениями.
  5. Несмотря на дождь (1) мы (2) пошли гулять в парк (3).
  6. Она (1) улыбаясь (2) протянула ему руку.
  7. Потеряв ключи (1) он (2) не смог открыть дверь (3).
  8. Солнце (1) скрытое тучами (2) слабо освещало землю.
  9. Решив задачу (1) он (2) вздохнул с облегчением.
  10. Оглянувшись (1) он (2) увидел незнакомца (3) и (4) насторожился.

Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки

Задание 3. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  1. Читая (1) она (2) забыла обо всем.
  2. Улыбаясь (1) он (2) подошел к ней.
  3. Слушая (1) она (2) кивала головой.
  4. Посмотрев (1) он (2) увидел ее.
  5. Задумавшись (1) она (2) остановилась.
  6. Сидя (1) он (2) читал книгу.
  7. Потеряв (1) он (2) заплакал.
  8. Написав (1) он (2) отправил.
  9. Закончив (1) он (2) вышел.
  10. Обернувшись (1) она (2) увидела.

Примечание: Для учеников с низким уровнем подготовки в этих заданиях стоит использовать короткие и простые предложения с небольшим количеством цифр для выбора. Важно сначала разобрать несколько примеров вместе, объясняя логику расстановки запятых. Можно использовать мнемонические правила для запоминания.

Задания по пунктуации в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях (Формат ЕГЭ - указание цифр)

Группа 1: Высокомотивированные обучающиеся с высоким уровнем знаний

Задание 1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  1. Она знала (1) что (2) несмотря на все трудности (3) он обязательно добьется успеха (4) и (5) что его упорство будет вознаграждено.
  2. Поскольку (1) времени оставалось мало (2) и (3) задача была сложной (4) он решил (5) что (6) нужно действовать быстро и решительно.
  3. В тот момент (1) когда солнце начало садиться (2) и (3) когда небо окрасилось в багряные тона (4) он почувствовал (5) что наступает его время.
  4. Она всегда говорила то (1) что думала (2) и (3) делала то (4) что считала правильным (5) не боясь критики и осуждения.
  5. Чем (1) больше он узнавал об этом человеке (2) тем (3) больше он понимал (4) что (5) перед ним личность неординарная и многогранная.
  6. Несмотря на то (1) что (2) шел дождь (3) и (4) дул сильный ветер (5) они решили (6) что пойдут гулять в парк.
  7. Она спросила его (1) где он был (2) и (3) почему не позвонил (4) хотя обещал.
  8. Так как (1) он был очень уставшим (2) и (3) ему хотелось отдохнуть (4) он решил (5) что ляжет спать пораньше.
  9. Она понимала (1) что (2) если она не сделает это сейчас (3) то (4) потом будет поздно (5) и (6) что она будет жалеть об этом всю жизнь.
  10. Он вспомнил (1) как (2) когда он был маленьким (3) и (4) как они вместе с бабушкой ходили в лес за грибами.

Группа 2: Обучающиеся со средним уровнем подготовки

Задание 2. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  1. Он знал (1) что (2) она придет (3) и (4) что все будет хорошо.
  2. Когда (1) он пришел (2) все уже собрались (3) и (4) ждали его.
  3. Она спросила (1) где он был (2) и (3) что делал.
  4. Я думаю (1) что (2) он прав (3) и (4) что его нужно послушать.
  5. Если (1) пойдет дождь (2) мы (3) останемся дома (4) и (5) будем читать книги.
  6. Он сказал (1) что (2) вернется завтра (3) и (4) что все исправит.
  7. Так как (1) было поздно (2) и (3) все устали (4) они решили (5) что пора идти спать.
  8. Он читал книгу (1) и (2) слушал музыку (3) одновременно.
  9. Я пошел в магазин (1) а (2) он остался дома.
  10. Она пришла (1) хотя (2) ее никто не ждал.

Группа 3: Обучающиеся с низким уровнем подготовки

Задание 3. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  1. Я знаю (1) что (2) он придет.
  2. Он сказал (1) что (2) он устал.
  3. Когда (1) он пришел (2) она ушла.
  4. Если (1) будет дождь (2) я останусь дома.
  5. Он читал (1) и (2) она писала.
  6. Она пела (1) а (2) он танцевал.
  7. Я люблю чай (1) а (2) он кофе.
  8. Солнце светит (1) и (2) птицы поют.
  9. Он пришел (1) хотя (2) его не звали.
  10. Я пошел гулять (1) а (2) он спать.

Примечание: Важно помнить, что для третьей группы необходимо упрощать задания, избегать сложных конструкций и многосоставных предложений. Фокусироваться на базовых правилах пунктуации в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Можно использовать схемы и алгоритмы для определения границ частей предложения и выбора правильного знака препинания.

Надеюсь, эти задания будут полезны в вашей работе!

Данная методическая разработка – лишь отправная точка. Успех подготовки к ЕГЭ зависит от вашего опыта, творчества и любви к своему делу. Желаю вам успехов в важном и благородном труде!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку

В  представленной статье  рассмотрен вопрос применения системно-деятельностного подхода при подготовке обучающихся  к ЕГЭ по русскому языку, приведены приемы вовлечения школьников в уче...

Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в среднем звене

Презентация опыта работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ в 5-8 классах с использованием интерактивных игровых заданий...

Использование ИКТ при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку.

Личность ученика, его развитие и саморазвитие - вот главная задача современной школы. Поэтому занятия должны быть интересным, с высокой мотивацией....

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса

Применение ИКТ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку выпускников 9 класса...

Применение алгоритмов по орфографии на уроках подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.

    Модель обучения орфографии, построенная по принципу опоры на алгоритмы  орфографических  действий,  эффективна в условиях, когда нужно обобщить пройденный материал,...

Повышение качества подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

В документе представлена методическая рекомендация по созданию учебно-дидактического комплекса для подготовки учащихся по русскому языку...

Методическая разработка Подготовка к итоговому сочинению по русскому языку "Семь шагов к успеху"

quot;По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы мое определить степень интеллектуальности человека",- утвердал Д.С.Лихачев.Вот и часть С по  ...