Исследовательский проект «Фразеологизмы в школьной жизни»
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Как известно, основной способ общения между людьми – это речь. Часто, чтобы выразить свои чувства, отношение к чему-либо, простых слов бывает недостаточно. И тогда на помощь могут прийти средства выразительности языка - фразеологизмы. К сожалению, в наше время речь многих людей отличается бедным словарным запасом. В ней часто отсутствуют фразеологизмы. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо иметь достаточный словарный запас, частью которого является фразеология. Отсюда и возник интерес к исследованию в данной области.
Объект исследования- фразеологизмы русского языка.
Предмет исследования - происхождение, значение и использование фразеологизмов в речи.
Цель исследования: выяснить источники происхождения и значение фразеологических оборотов, определить особенности использования фразеологизмов в речи современных школьников и педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 152.5 КБ | |
| 993.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Исследовательский проект
«Фразеологизмы в школьной жизни»
Автор: Сахаров Евгений,
обучающийся 9А класса
Руководитель работы:
Петрова Ольга Константиновна
2024 год
Введение
Как известно, основной способ общения между людьми – это речь. Часто, чтобы выразить свои чувства, отношение к чему-либо, простых слов бывает недостаточно. И тогда на помощь могут прийти средства выразительности языка - фразеологизмы. К сожалению, в наше время речь многих людей отличается бедным словарным запасом. В ней часто отсутствуют фразеологизмы. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо иметь достаточный словарный запас, частью которого является фразеология. Отсюда и возник интерес к исследованию в данной области.
Объект исследования- фразеологизмы русского языка.
Предмет исследования - происхождение, значение и использование фразеологизмов в речи.
Цель исследования: выяснить источники происхождения и значение фразеологических оборотов, определить особенности использования фразеологизмов в речи современных школьников и педагогов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить понятие «фразеологизм».
- Рассмотреть вопрос возникновения фразеологизмов.
- Выяснить значение некоторых фразеологизмов.
- Выяснить, употребляют ли фразеологизмы в своей речи учащиеся и педагоги.
5. Составить мини-словарь использования фразеологизмов в речи старшеклассников.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, обобщение результатов.
План
1. Понятие фразеологизм .
3. История происхождения фразеологизмов.
4. Изучение значений некоторых фразеологизмов.
5. Итоги анкетирования.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Что такое Фразеологизмы?
Приступая к проекту, необходимо дать определение понятию фразеологизм. Изучаются фразеологизмы в разделе науки о языке, которая называется фразеология. Я рассмотрел несколько источников: словари, учебники, интернет-порталы.
Самое понятное определением я нашел в учебнике Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. ... « Русский язык, 6 класс»
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
Сравните: на краю света (земли) - далеко;
намылить шею - проучить, наказать;
зуб на зуб не попадает - замерзнуть;
зарубить на носу - запомнить;
как в воду глядеть-предвидеть.
Фразеологизмы трудно перевести на другой язык. Например, попробуйте перевести на английский язык словосочетание медвежья услуга. «Какой-то медведь оказывает какие-то услуги»? Вероятно, речь идёт о дрессированном медведе? Но мы-то прекрасно понимаем этот фразеологизм, который означает «помочь так, что стало ещё хуже».
Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.
Фразеологизмы - синонимы: два сапога пара, одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала, вложить меч в ножны (закончить войну, распрю) и другие.
Фразеологизмы - антонимы: засучив рукава - спустя рукава, заварить кашу-расхлебывать кашу, тяжел на подъем-легок на подъем и другие.
Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.
Фразеологизмы всегда употребляются в переносном смысле. Делать из мухи слона – сильно преувеличивать, сесть в лужу – оказаться в неприятной ситуации, водить за нос – обманывать, как с гуся вода – всё безразлично.
Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения: Отделкой, чистовой ларец в глаза кидался (выделялся, отличался). ( И. Крылов). Ребята работали засучив рукава (хорошо, прилежно).
История происхождения фразеологизмов.
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки).
Все фразеологизмы русского языка по происхождению можно разделить на две группы: 1) русского происхождения; 2) заимствованные из других языков.
Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян. Ярким примером таких фразеологизмов являются следующие устойчивые сочетания: за пояс заткнуть, где раки зимуют, калачом не заманишь.
Устное народное творчество также является одним из источников появления фразеологизмов. Вот примеры фразеологизмов из русских народных сказок: битый небитого везет, Кащей Бессмертный. Существуют устойчивые выражения, образованные от пословиц: гоняться за двумя зайцами – от пословицы «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь»; без царя в голове («несерьезный человек») от пословицы: «Свой ум - царь в голове».
Происхождение некоторых фразеологизмов связано с русскими древними ремеслами. Так, например, от столяров ведут начало фразеологизмы: без сучка, без задоринки, снять стружку. От сапожников -два сапога пара, сделаны на одну колодку.
Достаточно много фразеологизмов пришло к нам из басен И.А.Крылова. Вот некоторые из них: слона-то я и не приметил (И. Крылов) - «не заметить главного»; мартышкин труд (И. Крылов) - «напрасный, суетливый труд»;
В русской фразеологии есть немалое количество фразеологизмов, которые пришли к нам из других языков. В основном, это выражения, связанные с греческой мифологией: например выражение авгиевы конюшни, имеющее значение «запущенное помещение или трудно устранимый беспорядок», связано с мифом о Геракле, который очистил огромные конюшни царя Авгия.
Таким образом, рассмотрев пути происхождения устойчивых выражений, мы пришли к следующим выводам:
-фразеологизмы издавна использовались в речи людей;
- происхождение фразеологизмов связано с традициями, обычаями, ремеслами русских людей;
-многие фразеологизмы пришли в нашу речь из устного народного творчества, литературных произведений, греческой мифологии.
Изучение значений некоторых фразеологизмов.
Живут-поживают слова отдельно друг от друга, и каждое слово имеет своё лексическое значение. А в какой-то момент эти слова сливаются в одно неделимое сочетание, слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом. Вот значения некоторых фразеологизмов:
Зарубить на носу – хорошо запомнить. Не вполне приятная процедура, не правда ли? Нос в данном случае – это деревянная палочка, которую неграмотные люди носили в качестве записной книжки. Когда они хотели что-то запомнить, то делали на этой палочке особые зарубки.
Казанская сирота - человек, прикидывающийся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. Выражение происходит из 1552 г., когда царь Иван Грозный покорил Казанское царство. На его сторону начали массово переходить казанские богачи, перекрещиваясь в христиан, чтобы сохранить свое богатство. Царь это приветствовал, награждал богато и брал с собой в Москву. Таких людей народ насмешливо называл "казанскими сиротами": при дворе они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и жалованья.
Кричать во всю ивановскую – кричать очень громко. Связано это выражение с Московским кремлем. Площадь в кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки – оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касающиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
На лбу написано. Если про человека говорят, что у него на лбу написано, то обычно подразумевается, что ничего хорошего написано там быть не может. Выражение это появилось при Елизавете Петровне, которая в 1746 г. приказала клеймить лбы преступникам, чтобы они "от прочих добрых и не подозрительных людей отличны были. Отсюда же ведут происхождение выражения заклеймить позором и прожженный преступник.
Остаться с носом – остаться ни с чем. Нос имеет совсем другое значение – от слова ноша, нести. Человек оставался с носом, если его подношение (как правило, взятка) не было принято.
Перемывать кости – обсуждать человека. Выражение известно всем с детства и интересно тем, что является, пожалуй, одной из самых древних идиом русского языка. Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения: спустя три года после смерти покойника извлекали из могилы, очищали кости от тлена и заново хоронили. Это действие сопровождалось воспоминаниями о покойном, оценкой его характера, дел и поступков. Данный обряд был хорошо известен еще в XII веке, свидетельством чего являются строки из "Слова о полку Игореве": "Кто же омоет твои мощи?" ("Плач Ярославны").
Пускать пыль в глаза - создавать ложное впечатление о своих возможностях. Выражение появилось в XVI веке: во время кулачных боев нечестные бойцы брали с собой мешочки с песком, который бросали в глаза соперникам. В 1726 г. этот прием был запрещен специальным указом.
Сбоку припека – лишний, ненужный, не имеющий прямого отношения к кому-либо или к чему-либо. Припека, или припек, - это пригоревшие кусочки теста, прилипающие снаружи к разным хлебным изделиям, то есть ненужные, лишние. Именно в таком значении выражение "сбоку припека" вошло в разговорный язык и означает все случайное, постороннее, приставшее к чему-либо.
Собаку съел - характеристика человека, имеющего богатый опыт в каком-либо деле. На самом же деле данное выражение первоначально носило ярко выраженный иронический характер, так как является первой частью поговорки собаку съел, а хвостом подавился. То есть говорила она о человеке, который выполнил трудную работу, а споткнулся на пустяке.
Филькина грамота – документ, не имеющий силы. Выражение появилось при Иване Грозном. Так царь называл обличительные послания своего врага – митрополита Филиппа Колычева.
Итоги анкетирования.
Изучив теорию, я решил проверить на практике знакомо ли значение понятия фразеологизм учащимся школы-интерната, учителям, где чаще всего они сталкиваются с выражениями, знают ли их значение. Опрос проводился среди обучающихся 5-9 классов (выборочно) и педагогов. Обучающимся были предложены 3 вопроса:
- Знаете ли вы, что такое фразеологизмы? (да/нет)
- Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи? (да/нет/иногда)
- Известно ли вам значение данных выражений?
Как курица лапой - …………………………..
Спустя рукава - …………………………………
Как с гуся вода - ………………………………
Медвежья услуга- ……………
Бить баклуши-………….
Знать назубок-………….
В анкетировании приняли участие 20 обучающихся.
На вопрос: «Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?» ответили:
-«да» - 15 человек (75%);
-«нет» - 5 человек (25%).
На вопрос: «Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи?» ответили:
-«да» - 2 человека (10%);
-«нет» - 10 человек (50%);
-«иногда» - 8 человек(40%) .
Предложенные фразеологизмы были знакомы 50% обучающихся.
В анкетировании приняли участие 25 педагогов.
Педагогам предложены следующие вопросы:
1.Употребляете ли Вы фразеологизмы во время учебного процесса?
а) да
б) нет
в) редко
2. Как Вы считаете, понимают ли ученики смысл употребляемых Вами фразеологизмов?
а) понимают
б) не понимают
в) не всегда понимают
3. Запишите фразеологизмы, которые Вы употребляете чаще всего.
Все 100% педагогов употребляют фразеологизмы во время учебного процесса, 90% педагогов считают, что обучающиеся не всегда понимают смысл употребляемых фразеологизмов.
Чаще всего педагоги употребляют выражения «спустя рукава», «бить баклуши», «как курица лапой», «витать в облаках», «водить за нос»,» чесать языки».
Таким образом, я выяснил, что большинство участников анкетирования (83%) знают фразеологизмы и используют их в своей речи.
Мои наблюдения позволили сделать следующий вывод: наши обучающиеся и педагоги знают и употребляют много фразеологизмов. Некоторые фразеологизмы настолько распространены, что их знают и учащиеся и учителя. Я пришел к выводу о пользе проведения подобного опроса, так как многие ученики осознали бедность своего языка, заинтересовались происхождением фразеологизмов, наконец, пополнили свой словарный запас.
Заключение
Мне в голову пришла идея создать словарь фразеологизмов, который можно будет предложить обучающимся школы-интерната для изучения и использования. В словаре разъясняется значение самых распространённых фразеологизмов.
Для словаря были выбраны наиболее часто встречающиеся в повседневной речи фразеологизмы, значение которых будет интересно узнать школьникам. Так же в словарь были добавлены фразеологизмы, которые при анкетировании вызвали трудности у большинства детей. Всего в словаре содержится 30 фразеологизмов.
Рассмотрев данную тему и изучив соответствующую литературу, я:
- Выяснил, что такое фразеологизмы.
- Узнал, откуда в русском языке появились фразеологизмы.
- Выяснил значение некоторых устойчивых сочетаний слов.
- Узнал, употребляют ли фразеологизмы в своей речи обучающиеся и педагоги школы-интерната.
- Составил мини-словарь использования фразеологизмов в речи старшеклассников.
Роль фразеологизмов в русском языке велика. Зачастую они выражают мудрые изречения людей, ставшие устойчивыми словосочетаниями. Каждый фразеологизм - это краткое выражение длинной человеческой мысли.
Так же можно отметить, что фразеологизм - это частица жизни наших предков, ведь именно они впервые употребляли их, значит, это часть нашей истории. В большей степени, конечно, истории русского языка. Красивая правильная речь — несомненное достоинство, как взрослых, так и детей. Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет.
Цели и задачи моей работы были достигнуты. Гипотеза, поставленная в ходе исследования, подтвердилась. Я доказал, что если знать источники происхождения фразеологизмов и их значение, то можно научиться правильно употреблять их, что, в свою очередь, позволит сделать устную речь более образной и выразительной.
Считаю, что моя работа получилась яркой и познавательной. Собранные мною данные могут быть использованы не только как замечательный дополнительный материал при изучении русского языка, но и поможет через фразеологизмы изучить историю, традиции, обычаи русского народа.
Список используемой литературы.
- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова – «Русский язык 6 класс» Часть 1-2023 -192с.
- С.И. Ожегов «Словарь русского языка». - М: «Русский язык», 1984.
- Т. В.Розе, Большой фразеологический словарь, 2010 г.,
- Интернет ресурсы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБЪЕКТ исследования- фразеологизмы русского языка. ПРЕДМЕТ исследования - происхождение, значение и использование фразеологизмов в речи. ЦЕЛЬ исследования: выяснить источники происхождения и значение фразеологических оборотов, определить особенности использования фразеологизмов в речи современных школьников и педагогов. ГИПОТЕЗА : я предполагаю, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ЗАДАЧИ: Изучить понятие «фразеологизм». Рассмотреть вопрос возникновения фразеологизмов. Выяснить значение некоторых фразеологизмов. Выяснить, употребляют ли фразеологизмы в своей речи учащиеся и педагоги. 5. Составить мини-словарь использования фразеологизмов в речи старшеклассников. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ : анализ литературы, анкетирование, обобщение результатов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову .
Происхождение устойчивых выражений фразеологизмы издавна использовались в речи людей; происхождение фразеологизмов связано с традициями, обычаями, ремеслами русских людей; многие фразеологизмы пришли в нашу речь из устного народного творчества, литературных произведений, греческой мифологии.
Зарубить на носу – хорошо запомнить.
Остаться с носом – остаться ни с чем, потерпеть неудачу
Писать как курица лапой – неразборчиво, непонятно, некрасиво
Витать в облаках – отвлекаться, мечтать
Итоги анкетирования В анкетировании приняли участие 20 обучающихся 5-10 классов(выборочно). На вопрос: «Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?» ответили: -«да» - 15 человек (75%); -«нет» - 5 человек (25%). На вопрос: «Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи?» ответили: -«да» - 2 человека (10%); -«нет» - 10 человек (50%); -«иногда» - 8 человек(40%) .
Итоги анкетирования Обучающимся было предложено написать, что обозначают фразеологизмы Как курица лапой - ………………………….. Спустя рукава - ………………………………… Как с гуся вода - ……………………………… Медвежья услуга- …………… Бить баклуши-…………. Знать назубок-…………. Предложенные фразеологизмы были знакомы 50% обучающихся.
100% педагогов употребляют фразеологизмы во время учебного процесса. 90% педагогов считают, что обучающиеся не всегда понимают смысл употребляемых фразеологизмов. Чаще всего педагоги употребляют выражения « спустя рукава », «бить баклуши», «как курица лапой», «чесать языки», «зарубить на носу», «витать в облаках», «как с гуся вода», «знать назубок». Итоги анкетирования
Итог работы Мини-словарь фразеологизмов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Формирование здорового образа жизни молодежи"
Модель социальной работы по здоровому образу жизни молодежи включает: анализ благоприятных и неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на социальную работу с молодежью; деятельность по созданию ус...
Исследовательский проект "Книги в нашей жизни" (английский язык)
Роль книги в жизни учащихся...
Исследовательский проект "С математикой по жизни"
Обучающиеся 6 класса исседуют вопрос "Зачем надо изучать математику"...

Исследовательский проект "Новогодней ёлке - вторую жизнь"
В проекте рассматривается проблема утилизации выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев....

Исследовательский проект "Роль воды в жизни человека"
В исследовательском проекте приведены интересные факты о роли и значении воды в жизни всего живого на планете Земля. Дано описание опытов, подтверждающих значение воды.. Изложены выступле...

Исследовательский проект "Роль воды в жизни человека"
В проекте изложен интересный материал о роли воды в жизни всего живого на планете Земля. Приведены выступления детей на защите проекта по данной теме....

Исследовательский проект «РОЛЬ ОБЕРЕГОВ В ЖИЗНИ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ»
Актуальность данного проекта заключается в том, что каждый образованный человек должен знать культурные традиции своего народа и почитать их, так как изучение этих традиций позволяет приобщиться ...

