Подготовка к ЕГЭ 2025 Задания 21-22
презентация к уроку по русскому языку (10, 11 класс)
Презентация послужит подспорьем для подготовки к ЕГЭ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм выполнения 21 задания: 1. Внимательно прочитайте задание, вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом. 2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания. 3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак. Например, 1 - между подлежащим и сказуемым, 2 - приложение и т.д. 4. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое. Будьте внимательны! могут быть разные вариации ответов.
Чтобы решить 21 задание ЕГЭ по русскому необходимо знать следующие темы: Тире между подлежащим и сказуемым; Тире в неполном предложении; Знаки препинания в предложении с однородными членами; Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом; Знаки препинания в предложении с обособленными определениями; Знаки препинания в предложении с обособленными приложениями; Знаки препинания в предложении с обособленными обстоятельствами (включая сравнительный оборот); Знаки препинания в предложении с уточняющими членами; Знаки препинания в предложениях с вводным словом или вводной конструкцией; Знаки препинания (тире и скобки) в предложениях со вставной конструкцией; Знаки препинания в предложении с обращениями; Знаки препинания в предложении с междометиями; Знаки препинания в сложносочинённом предложении; Знаки препинания в сложноподчинённом предложении; Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении; Знаки препинания при передаче на письме чужой речи (прямая речь, цитирование, диалог).
Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. ( 1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».
Ответ: 13
Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Флаг Ростова -на-Дону представляет собой прямоугольное полотнище «золотого свечения», состоящее из цветов герба города: синего и красного. (2)На флаге в центре воспроизведён малый герб города в контурном изображении: щит рассечён, на синем поле – башня, на красном – военные доспехи. (3)Цвета флага и гербовые фигуры на оборотной стороне располагаются в следующей последовательности от древка флага: на синем фоне – сторожевая башня; на красном – военные трофеи. (4)Исследователи отмечают: «Гербовые фигуры воспроизведены схематически, без излишней детализации, белым цветом». (5)В этом много символического: в гербовых фигурах читается чистота помыслов, свобода и доброта ростовчан, мирное сосуществование граждан разных национальностей в городском сообществе, открытость города для своих друзей, готовность горожан к сотрудничеству.
Ответ: 235
Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ(-ЫЕ) ставится(- ятся ) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. ( 1)Как происходит зарождение погоды в Мировом океане? (2)Чтобы найти ответ, учёные используют современную технику – крупные научно-исследовательские суда и специальные буи. (3)Собранные данные позволяют прогнозировать погоду на несколько лет вперёд. (4)Долгосрочные прогнозы вполне реальны, залогом этого служит не только мощь современных компьютеров. (5)Метеорологи приступили к самому грандиозному исследованию Мирового океана, которое когда-либо затевалось. (6)Участники проекта – учёные из 30 стран – уже более 10 лет исследуют Океан. (7)Никогда прежде наука не уделяла столько внимания водной среде. (8)По некоторым данным, всего за какое-то десятилетие количество собранной информации об Океане увеличилось в десятки раз. (9)«Когда мы приступали к работе, то думали создать нечто вроде моментальной фотографии Океана», – вспоминает один из руководителей проекта.
Ответ: 259
Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. ( 1) Хатангский тракт — торговый путь на северо-западе полуострова Таймыр, проложенный русскими купцами в XVII веке. (2)В XIX столетии здесь сформировался отдельный этнос — долганы, самый молодой из малочисленных народов Таймыра, впитавший традиции эвенков, якутов и других северных народностей. (3) На картах XIX века Хатангский тракт выглядит как пунктирная линия, вытянутая от современной Дудинки в сторону моря Лаптевых. (4)К северу от тракта простирается тундра, к югу — неприступное плато Путорана. (5) Каждая точка линии — обустроенное жилище (зимовье), где можно было переждать непогоду и холода. (6) Большинство зимовий закладывалось русскими первопроходцами, поэтому Хатангский тракт часто называли «большой русской дорогой». (7) По Хатангскому тракту ездили купцы, ученые и проповедники. (8) Путешественникам доставались пушнина и надежные проводники по тундре. (9) Коренным жителям — медная посуда, соль, порох, язык и религия.
ВАЖНО!!! В качестве ответа можно указать 15 ИЛИ 49. Не нужно записывать все цифры, только те предложения, в которых постановка объясняется одним и тем же правилом.
Алгоритм и особенности выполнения задания 22 1. Внимательно прочитайте все термины из второй колонки, вспомните определение каждого термина. 2. Прочитайте предложения из левой колонки. Сначала проанализируйте промаркированные явления (если они есть). Всегда маркируются ассонанс, аллитерация и метонимия. При аллитерации и ассонансе будут подчеркнуты и выделены полужирно отдельные буквы. В остальных случаях слово/словосочетание будет выделено полужирным и курсивом. Если маркировка отсутствует, необходимо проанализировать весь представленный фрагмент. 3. Иногда в качестве языкового материала используются предложения с фразеологизмом. Экзаменуемый должен понять, какое средство выразительности лежит в основе фразеологизма. Так, в основе фразеологизма «море по колено», лежит литота, а в основе фразеологизма «ангельское терпение» - эпитет. 4. Ответ на задание 22 представляет собой пять цифр, которые должны быть записаны по порядку. Максимально за полностью правильный ответ можно получить 2 балла. Если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, то экзаменуемый получит 1 балл. Обратите внимание! Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы. 5. В ответе не может быть повторяющихся цифр. Значит, если в двух языковых примерах присутствует, предположим, гипербола, необходимо в каждом случае проанализировать, какие ещё средства выразительности встречаются в этих примерах, и соотнести средства выразительности с представленным списком таким образом, чтобы избежать повторяющихся цифр в ответе.
Список средств выразительности (задание 22 ЕГЭ 2025 г.) Изобразительно-выразительные средства фонетики : аллитерация, ассонанс Изобразительно-выразительные средства лексики : эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, сравнение. Изобразительно-выразительные средства синтаксиса : синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие.
А) Закружилась листва золотая… (С. Есенин) Б) И сосна до звезды достаёт. (О. Мандельштам) В) Буря на море и думы, Много мучительных дум. (А. Фет) Г) У меня в кармане одна медь. Д) Позвонишь ли ты мне? Не знаю. Напишешь ли ты мне? Вряд ли. 1) ассонанс 2) метонимия 3) синтаксический параллелизм 4) аллитерация 5) анафора 6) гипербола 7) риторическое восклицание 8) эпитет 9) многосоюзие
86123 А) Эпитет (8): «золотая» - образное определение. Б) Гипербола (6): явное преувеличение (сосна физически не может достать до звезды). В) Ассонанс (1): средство выразительности промаркировано, выделены гласные. Ассонанс – повторение одинаковых / однородных гласных звуков. Г) Метонимия (2): "медь" используется вместо "медные монеты" (материал вместо предмета). Д) Синтаксический параллелизм (3): Синтаксический параллелизм в удалённых друг от друга предложениях (Позвонишь ли ты мне? <...> Напишешь ли ты мне?)
А) Писатель часто бывает удивлён, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы. (К. Паустовский) Б) Над долиной мглистой в выси синей Чистый-чистый серебристый иней. (А. Белый) В) Далее здесь были два мягкие кресла с ослабевшими пружинами; стол наподобие письменного… (Н. Лесков) Г) Пришёл я домой, лёг и лежу. И ужасно скучаю от огорчения. (М. Зощенко) Д) Каждый хочет быть любимым, каждый желает любить. 1) метонимия 2) парцелляция 3) ассонанс 4) литота 5) сравнение 6) эпифора 7) метафора 8) аллитерация 9) анафора
73529 А) Метафора (7) – "подробность вдруг расцветают в его памяти". Употреблено переносное значение: воспоминания сравниваются с цветущими растениями (без прямого указания на сравнение). Б) Ассонанс (3) – повтор выделенных гласных. В) Сравнение (5) – "стол наподобие письменного". Прямое указание на сравнение через сравнительный предлог "наподобие". Г) Парцелляция (2) – намеренное разделение предложения на части. Вторая часть оформлена как отдельное предложение для усиления экспрессии. Д) Анафора (9) – единоначатие. Повтор слова "каждый" в начале предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по математике. ОГЭ 2025, Задания №1-5
В данной разработке собраны все актуальные прототипы заданий 1-5 из ОГЭ по математике. Источник - открытый банк ФИПИ....

Подготовка к ОГЭ 2025
Новая программа по биологиии . Основная теория для подготовке к ОГЭ по ботанике...

Что нужно знать родителям выпускников в период подготовки к ЕГЭ - 2025
Что нужно знать родителям выпускников в период подготовки к ЕГЭ - 2025...

Тестирование № 1(ответы) из курса подготовки специалистов ГИА-2025
Подготовка организаторов ППЭ (технологии передачи ЭМ по сети Интернет и сканирования в аудитории ППЭ) 2025 года...

Тестирование № 2 (ответы) из курса подготовки специалистов ГИА-2025
Подготовка организаторов ППЭ (технологии передачи ЭМ по сети Интернет и сканирования в аудитории ППЭ) 2025 год...

Тестирование № 3 из курса подготовки специалистов ГИА-2025
Тестирование № 3 из курса подготовки специалистов ГИА-2025Подготовка организаторов ППЭ (технологии передачи ЭМ по сети Интернет и сканирования в аудитории ППЭ) 2025 год...

Методическая разработка по теме "Практикум по теме "Кодирование данных, комбинаторика, системы счисления. КЕГЭ -2025, задание 10»
Кодирование — это представление информации в форме, удобной для её хранения, передачи и обработки.Алфавит – набор символов, используемых при кодировании.Мощность алфавита – кол...