Как правильно сформулировать вступление и заключение к сочинению ЕГЭ
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)
Способы формулирования вступления и заключения к сочинению ЕГЭ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Формулируем вступление и заключение
ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ не являются обязательными элементами сочинения, однако существует критерий 5, проверяющий логику, последовательность и связность сочинения. Неудачное вступление или заключение может привести к потере баллов по К5.
Вступлением может считаться сама формулировка проблемы. Заключение может содержаться в микровыводе (в обосновании).
Формальный вывод (со словами «таким образом, в заключение и др.) может отсутствовать, главное, чтобы сочинение было логически завершенным.
КАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ
• С формулировки проблемы;
• Написать общие сведения о проблеме/ эмоции, которые вызывает обсуждение данной проблемы, плавно перейти к формулировке;
• Сослаться на авторитетное мнение известного человека (писателя, музыканта, художника), далее сформулировать проблему;
• Обратиться к биографии автора текста, его творческому пути.
Вступление должно быть обязательно связано с текстом, его проблемой по смыслу и стилистически!
КАК ЗАКОНЧИТЬ СОЧИНЕНИЕ:
• Обобщить основные мысли автора, подвести итог. Заключение будет перекликаться с авторской позицией, но не должно ее дублировать. Необходимо не просто переформулировать уже изложенные в сочинении мысли, нужно написать новую информацию, имеющую обобщающий характер.
• Обратиться к читателю. Напишите свое мнение по проблемному вопросу в форме призыва.
• Привести цитату. Цитата должна быть уместна в заключении: она должна перекликаться с проблемой и авторской позицией.
Клише для вывода (заключения) Таким образом, можно сделать вывод: ...
Обобщая сказанное, можно сделать вывод …
В заключение хотелось бы сказать/ хотелось бы еще раз подчеркнуть/важно отметить …
В заключение хочется выразить надежду на то, что …
Таким образом, ФИО стремится убедить нас в следующем: …
Проанализировав текст ФИО и произведение ФИО, я пришел к следующему выводу:...
Подводя итоги сказанному, можно сделать следующий вывод: …
В заключение хотелось бы отметить, что текст ФИО заставил задуматься о том, что ...
Следовательно, …
Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: ...
Таким образом, мы доказали, что …
Итак, текст ФИО еще раз заставил меня убедиться в том, что …
Неслучайно ФИО писал: … (цитата)
Ведь как гласит народная мудрость: ... (пословица/поговорка).
Хочется верить/ надеяться ...
Инструкция по проверке сочинения
В первую очередь важно руководствоваться следующим принципом: не пытаться найти сразу все ошибки. Следует несколько раз проверить сочинение.
Проверка по К1-К4
• Проверить, правильно ли сформулирована проблема (нет ли в формулировке логических, речевых ошибок). Проверить, нет ли расширения или сужения проблемы (не путать проблему и тему). Не высказывать позицию автора в проблеме. Проверить, является ли вопрос, который вы сформулировали, важным, спорным.
• Соотнести примеры-иллюстрации с проблемой. Проверить, действительно ли они позволяют раскрыть авторский замысел, подводят ли они читателя к авторской позиции.
• Проверить, есть ли опора на текст (любые формы цитирования, указание на конкретные предложения, анализ содержания текста). Оценить качество комментария: в хорошем комментарии должно быть больше вашего анализа, меньше – отрывков из текста (чтобы избежать чрезмерного цитирования). Важно проверить, связаны ли приведенные цитаты с рассуждениями, нет ли пересказа исходного текста.
• Проверить связь между примерами, правильно ли она выражена (она не должна быть лишь формальной, необходимо проанализировать ее с точки зрения проблемы).
• Проверить, действительно ли мысль, отраженная в авторской позиции, является ответом на поставленный в начале сочинения вопрос.
• Проверить, выразили ли вы свое согласие/несогласие с авторской позицией (важно не только выразить свое отношение к позиции автора, необходимо объяснить, в чем именно согласны/не согласны с автором, почему).
Проверка по К5.
Проверяем сочинение на наличие логических и композиционных ошибок.
• Проверить, все ли абзацы выделены правильно;
• Проверить качество вступления и заключения (вступление не должно быть искусственным, должно быть оправдано дальнейшим ходом размышлений, а заключение должно содержать итог всех размышлений, а не повторять какую-либо часть сочинения);
• Проверить высказывания на логичность (нет ли неоправданных противопоставлений, сопоставлений, нет ли противоречащих высказываний);
• Проверить средства связи в сочинении (используются ли средства связи между предложениями/частями сочинения);
• Проверить сочинение на наличие смысловых повторов (повтор одних и тех же мыслей). Также проверить сочинение на наличие рассуждений, не связанных с проблемой (важно не допускать «ухода» от темы сочинения).
Проверка по К6, К10.
Проверяем сочинение на наличие основных речевых ошибок:
• РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ (повторы, тавтология, плеоназм);
• РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ (пропуск необходимых слов в предложении);
• НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ (способности слова употребляться совместно с другим словом; в том числе использование фразеологизмов (неделимых сочетаний);
• НЕУДАЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ (при использовании местоимений важно учитывать контекст, проверять, какие слова заменяют местоимения; особого внимания заслуживают указательные, личные, притяжательные, относительные местоимения);
• НЕУСТРАНЕННАЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА (смысл многозначного слова должен раскрываться в контексте);
• НЕРАЗЛИЧЕНИЕ СИНОНИМОВ, ПАРОНИМОВ (гуманитарный-гуманный);
• СИНТАКСИЧЕСКОЕ ОДНООБРАЗИЕ (одинаковое построение предложений, из-за которого речь становится бедной и невыразительной);
• КАНЦЕЛЯРИТ (бюрократический стиль речи; стилистические ошибки, которые часто приводят к грамматическим, речевым ошибкам);
• НЕОПРАВДАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ разговорных слов, жаргонизмов, просторечий и других эмоционально-окрашенных слов.
Проверка по К9
Проверяем сочинение на наличие основных грамматических ошибок.
НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ;
• НАРУШЕНИЕ СОГЛАСОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ;
• ОШИБОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВА;
• НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ;
• ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ, ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ;
• ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ;
• НАРУШЕНИЕ ВИДО-ВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ;
• НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ;
• СМЕШЕНИЕ ПРЯМОЙ И КОСВЕННОЙ РЕЧИ;
• МЕСТОИМЕННОЕ ДУБЛИРОВАНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО;
Для проверки сочинения на наличие грамматических ошибок рекомендуем выделить в предложениях грамматические основы и задать вопросы к второстепенным членам предложения. Так можно увидеть отсутствие согласования, неправильное падежное управление, нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Обратите внимание на маркеры: однородные члены, причастный/ деепричастный обороты, приложения, производные предлоги, СПП (проверить, нет ли лишних местоимений, союзов). Нужно обязательно проверить, нет ли ошибок в предложениях с «маркерами».
Проверка по К7, К8
1) Сначала проверьте сочинение на наличие орфографических ошибок:
Наиболее частые орфографические ошибки в сочинениях: • Н/НН в разных частях речи; • Слитное/раздельное/дефисное написание (союзов, предлогов, наречий, местоименных слов); • Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи; • Правописание окончаний существительных и глаголов; • Правописание суффиксов разных частей речи. |
2) Далее следует проверить сочинение на наличие пунктуационных ошибок.
закрытый причастный/деепричастный оборот;
• Придаточное в СПП выделено только с одной стороны (придаточная часть находится в начале СПП или в середине);
• Отсутствие запятой при вводных словах, а также выделение запятыми слов, которые не являются вводными;
• Пропуск тире между подлежащим и сказуемым (а также постановка тире там, где оно не требуется);
• Необоснованная постановка знаков препинания после дополнений и обстоятельств, которые не обособляются;
• Неправильное выделение приложений;
• Замена знака препинания (неразличение случаев постановки тире, двоеточия и запятой).
При поиске пунктуационных ошибок можно начать с последнего предложения и постепенно дойти до первого, чтобы не отвлекаться на содержание.
Чтобы найти пунктуационные ошибки в сочинении, необходимо
• выделить грамматическую основу, чтобы понять, простое или сложное предложение перед нами;
• если предложение простое, найти осложняющие элементы: однородные члены, обособленные определения, обстоятельства и дополнения (причастные/деепричастные, сравнительные обороты и др.), приложения, вводные слова и конструкции (особого внимания заслуживают лжевводные слова, которые никогда не выделяются запятыми) и др.
• если предложение сложное, определите тип (ССП, СПП, БСП); Не забывайте о том, что в сложном предложении также могут быть вышеперечисленные осложнения. Особое внимание уделите тем предложениям, которые содержат большое количество грамматических основ (например, СПП с несколькими придаточными). Там может возникать последовательное, однородное, неоднородное подчинение. Также не забывайте «закрывать» обороты, если необходимо, выделять придаточную часть СПП с двух сторон запятыми.
Проверка по К11, К12
Проверить сочинение на наличие этических и фактических ошибок.
• Проверьте фоновые сведения, то есть не связанные с текстом (даты, имена, названия и др.)
• Отнеситесь к своему сочинению критически, проверьте, нет ли в нем пренебрежительных, оскорбительных высказываний, нет ли грубой лексики, жаргона и т.д.
Сочинение ЕГЭ по тексту Д. Гранина. Как война влияет на человека? "Тот, кто видел однажды блокадный этот город, никогда не забудет его улиц, его воздуха, полного шелеста снарядов..."
Исходный текст
(1)Тот, кто видел однажды блокадный этот город, никогда не забудет его улиц, его воздуха, полного шелеста снарядов, странного сочетания войны, которая была не то чтобы рядом, на окраинах, а забиралась внутрь города, и быта – городского быта с очередями, толкучкой, заводской работой.
(2)Все знаменитые петербургские архитектурные ансамбли на месте, так же прекрасны и мосты, и набережные, и дворцы – с той только разницей, что, как точно определил один ленинградец, они теперь не возвышают душу, а отягощают ее своей призрачностью, «обнаружилась в них способность не только принять смертное запустение, но и стать его принадлежностью вместе с знаменитой землей и коробками сгоревших домов».
(3)Блокада не уходит вместе с иными событиями в тихие заводи прошлого, куда заглядывают лишь от случая к случаю. (4)Особенность блокады – она как бы остается поодаль, но рядом, как нечто такое, что следует всегда иметь в виду. (5)Время от времени с ней сопоставляешь и других и самого себя.
(6)Трупы были на улицах, в квартирах, они стали частью блокадного пейзажа. (7)Массовость смерти, обыденность ее рождали чувство бренности человеческой жизни, разрушали смысл любой вещи, любого желания. (8)Человек открывался в своем несовершенстве, он был унижен физически, он нравственно оказывался уязвим. (9)Сколько людей не выдерживали испытаний, теряли себя!
(10)Рослый этот, красивый человек, умеющий вдумчиво слушать и также вдумчиво произносить только собственное, выношенное, просил не называть его имени. (11)Он говорил сильно и убежденно не только о себе, но и о других, потому что он употреблял местоимение «мы». (12)Он считал, что в первую очередь погибали физически слабые по здоровью, по возрасту, затем погибали честные, великодушные, не способные примениться к обстановке, где ожесточение и окаменелость души были необходимым условием выживания: «После блокады мир рисовался мне затаившимся зверем. (13)Я ведь встретил блокаду одиннадцатилетним. (14)В таком возрасте трудно противостоять натиску чрезвычайных обстоятельств. (15)Они навязывали свои критерии и ценности как единственно возможные. (16)Я стал подозрителен, ожесточен, несправедлив к людям, как и они ко мне. (17)Глядя на них, я думал: «Да, сейчас вы притворяетесь добрыми, честными, но чуть отними от вас хлеб, тепло, свет – в каких двуногих зверей вы все тогда обратитесь». (18)Именно в первые послеблокадные годы я совершил несколько сквернейших поступков, до сих пор отягчающих мою совесть. (19)Выздоровление затянулось почти на десятилетие.
(20)Лет до двадцати я чувствовал в себе что-то безнадежно старческое, взирал на мир взглядом надломленного и искушенного человека. (21)Лишь в студенческие годы молодость взяла свое и жажда полезной людям деятельности позволила стряхнуть с себя ипохондрию. (22)Однако прежняя детская вера в безусловное всесилие и совершенство человека, раздавленная блокадой, уже никогда не возродилась».
По Д. Гранину
Д. Гранин (1919 – 2017гг.) – советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.
Как война влияет на человека? Именно эта проблема волнует Д. Гранина, автора представленного для анализа текста.
Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, обратимся к тексту. Автор показывает нам Ленинград глазами людей, которые пережили его блокаду. Он пишет, что участников тех страшных событий уже не могут радовать архитектурные ансамбли и набережные города: «Теперь они не возвышают душу, а отягощают своей призрачностью». Жители блокадного Ленинграда никогда уже не насладятся его красотой, ведь в их памяти навсегда запечатлены те страшные картины, когда трупы «стали частью блокадного пейзажа». Слова автора помогают осознать страшную истину: человек, переживший войну, не сможет стереть ее из памяти никогда. Родной город, улицы, дома навсегда утратили свою не оскверненную несчастьем красоту и теплоту, теперь они будут напоминать о страшных событиях прошлого.
Продолжая размышлять о том, как влияет на человека война, Д. Гранин переключает свое внимание с того, как изменился Ленинград в глазах людей, на то, как изменились сами люди внутренне. Автор знакомит нас с героем, который просит не называть его имени. Мы узнаем, что после блокады он стал озлобленным и подозрительным. Тяжкой ношей стали для него собственные взгляды на жизнь и других людей. Во всех собеседниках он видел лжецов: «Да, сейчас вы притворяетесь добрыми, честными, но чуть отними от вас хлеб, тепло, свет – в каких двуногих зверей вы все тогда обратитесь». Несправедливое отношение к людям выражалось также в поступках героя, которые сам он характеризует как «сквернейшие», за которые его мучает совесть. Рассказывая об этом человеке, автор показывает нам его душевную боль, которая даже спустя годы отражается в его поступках. Человек, переживший войну, уже никогда не сможет стать прежним. Он закрывается от всех, кто, как он считает, не способен его понять.
Мнение автора весьма ясно выражено в тексте: война навсегда меняет характер человека и то, каким он видит мир вокруг себя. Она не уходит в прошлое, не становится призрачным воспоминанием, а остается где-то рядом. Я согласен с мнением автора. Невозможно забыть боль, страх, смерть, с которыми люди сталкиваются во время войны. Она подвергает их нечеловеческим испытаниям духовной силы. Даже самые стойкие не остаются такими, как были.
Пример влияния войны на человека мы находим на страницах рассказа Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов вернулся с фронта, пережив жестокость нацистов в плену и потерю всей своей семьи. Сломленный солдат остался наедине со своим горем. Да, вскоре в жизни героя появится мальчик-сирота, для которого Андрей попытается стать отцом. Но это не исцелит полностью несчастного человека, раздавленного тоской. Навсегда в сердце Андрея Соколова поселилась боль, причиненная страшной войной.
Таким образом, влияние войны на человека колоссально: она меняет характер человека, разрушает его личность и заполняет сердце тоской, от которой нельзя избавиться даже спустя многие годы.
Сочинение ЕГЭ. Как обрести счастье? По М. Мольцу!вар. (3, 7,11)
6 Сочинение ЕГЭ по тексту М. Мольца. Как обрести счастье? "Счастье не зарабатывается и не заслуживается."
Исходный текст
Как обрести счастье? Этот вопрос волнует автора предложенного для анализа текста.
Отвечая на свой вопрос, автор размышляет о бескорыстии и о том, как оно способно принести счастье человеку, проявляющему его. М. Мольц пишет, что бескорыстие «позволяет проявить себя творчески и наиболее полно в помощи другим людям» и таким образом оно способствует счастью. Доводы автора подводят нас к мысли о том, что, реализуя свой потенциал, направляя на ощутимый результат свои таланты и силы, человек, действительно, становится счастливей.
Продолжая свои размышления, М. Мольц приводит пример еще одного следствия бескорыстных поступков – это мысль человека о том, что «в нем кто-то нуждается, что он играет достаточно важную роль». Эта мысль, безусловно, приятна человеку, она дарит ощущение собственной значимости, которое помогает чувствовать себя счастливым. Каждый должен знать, что он приносит пользу, что его действия находят отклик у других людей.
Эти два примера взаимосвязаны, с их помощью автор показывает, что бескорыстные помыслы и поступки – это верный путь к собственному счастью.
Мнение автора заключается в том, что счастью способствует бескорыстие. М. Мольц считает, что его можно достигнуть именно таким путем – помогая другим, но не стремясь получить свою выгоду. Я согласен с мнением автора. Участие в жизни других позволяет самореализоваться, использовать по назначению свою жизненную энергию, а благодарность людей, которую иногда даже не нужно выражать словами, дарит самые яркие эмоции.
В качестве примера хочу вспомнить самоотверженную героиню романа Достоевского Соню Мармеладову. Она бескорыстно и абсолютно искренне пытается спасти несчастного Раскольникова, совершившего страшное убийство. Верой в Бога и собственной любовью к Родиону Соня пытается излечить его душу. Героиня даже отправляется вместе с Раскольниковым на каторгу, чтобы быть рядом и помогать ему. Несмотря на собственные жертвы ради другого человека, Соня Мармеладова счастлива, потому что она чувствует себя нужной и обретает способ тратить свой потенциал на добрые поступки.
Таким образом, бескорыстие помогает обрести счастье. Направляя свое добро на нуждающихся в этом, человек получает гораздо больше, чем отдает.
Сочинение ЕГЭ о техническом прогрессе. По тексту В. Легасова(1,9)
Сочинение ЕГЭ: Какие люди двигают технический прогресс? По тексту В. Легасова "Было бы относительно просто, если бы можно было врага определять, скажем, в виде ядерного реактора или в виде ядерной энергетики."
Какие люди двигают технический прогресс? Этим вопросом задается советский ученый В. Легасов, автор предложенного для анализа текста.
Чтобы ответить на этот вопрос, автор описывает людей прошлого поколения, создавших технику и технологии, которыми мы гордимся. В. Легасов пишет о том, что те люди были «воспитаны на величайших гуманитарных идеях. На прекрасной литературе. На высоком искусстве». Поэтому уровень их культуры и высокое нравственное чувство находило отражение в отношении к технике. Они старались все делать хорошо, не допускать ошибок, ответственно подходили даже к мелочам. Автор подводит нас к мысли о том, что передовое общество построено на нравственных качествах людей.
Передовому обществу прошлого автор текста противопоставляет следующие поколения, культура и нравственность которых сильно отличаются. В. Легасов пишет, что новое поколение воспитано иначе и видит «только техническую сторону дела». Это значительно замедляет технический прогресс, потому что такие люди могут лишь «тиражировать технику, совершенствовать ее», но не могут создавать что-то новое. Автор прослеживает прямую связь между нравственным воспитанием и техническим прогрессом. Низкий нравственный уровень ведет к безответственности людей, которые не стараются найти лучшие решения. Что происходит с обществом в итоге? Оно останавливается в развитии.
Эти два примера очень важны для понимания проблемы: сравнивая разные поколения людей, автор показывает, как сильно культура и нравственность влияет на развитие общества, в том числе на технический прогресс.
Автор считает, что прогресс двигают высоконравственные люди, культура и воспитание которых заставляет относиться к технике ответственно. Они вкладывают в свою работу не только технические знания, но и чувство «критичности, чувство нового». Я согласен с мнением автора. Высокий нравственный уровень человека заставляет его думать, искать новые решения, перепроверять свою работу, понимая, как много от него зависит. Он не делает работу механически, а вкладывает в каждый свой проект часть себя.
Мое мнение подтверждает мировая история. Как люди перешли от плуга к тракторам? Как лошадиная тяга сменилась на автомобиль? Как появился первый аппарат, способный поднять человека в небо? Ответ прост – за каждым из этих технических прорывов стоит человек с высоким уровнем нравственности, ответственный и скрупулёзный.
Таким образом, технический прогресс невозможен без нравственного отношения людей к своей работе.
Проблемы текста☹4,6,8)
- Как должен проявляться истинный патриотизм?
- Как следует относиться к окружающему миру?
- Проблема жизненных приоритетов
- Как следует относиться к памятникам культуры?
- Почему важно сохранять культуру?
Истинный патриотизм должен быть не насловах, недостаточно говорить хорошее о Родине, нужно ценить и оберегать природу, сохранять памятники, решать проблемы.
- Необходимо беречь природу, есть то что невозможно восстановить.
- Каждый человек выбирает сам, что для него является приоритетом, однако есть некие общечеловеческие понятия: патриотизм, любовь к природе, забота о культурном наследии.
- Памятники необходимо сохранять, это часть истории и наследия.
- Культуру важно сохранять, так как без нее люди теряют духовность, смотрят на жизнь скептически, теряют духовные ценности.
- Настоящие писатель -это тот, кто описывает происходящее без прикрас, рассказывает о достоинствах
Почему для многих людей наследие прошлого не имеет значения? Об этом задумываешься, читая текст Бориса Андреевича Можаева, который ставит проблему утраты культурных ценностей.
Герой-рассказчик беседует с молодым доктором, и его удивляет равнодушие этого человека к старине: «Людям нашим нужны другие ценности. Вы ещё храм пожалейте. Теперь это модно». Печально, что есть подобные люди, не умеющие ценить красоты, созданной с душой и старанием руками предков.
Но молодые люди больше ценят всё новое: «Что озеро спустили – это вы заметили. Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена — этого вы не замечаете». Современные реалии в глазах молодого человека имею гораздо большую ценность, чем культурное наследие.
Авторская позиция открыто не выражена, но мы можем догадаться, что писатель думает так же, как и его герой: «Жалко…что не сохранилось всё это».
Я соглашусь с позицией автора, ведь культурные ценности – это наше общее достояние. Любопытно было бы взглянуть, какая красота царила раньше в барском доме: «Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела». Но мы этого уже никогда не увидим, как не увидим, например, янтарной комнаты, похищенной врагами.
И тут стоит задуматься: может быть, и мы враги сами себе?
Сочинение ЕГЭ какова роль памятников истории и культуры в жизни человека?
Какова роль памятников истории и культуры в жизни человека? Такая проблема находится в центре внимания автора.
Размышляя над данной проблемой, Борис Андреевич Можаев рассказывает нам историю одного человека, однажды решившего приехать в поселок Гусь-Железный, чтобы «полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нем», но как только герой рассказа добрался до нужного места, он обнаружил, что озера нет. «На месте этом проходила обыкновенная дорожная насыпь», а барский дом стал похожим на «длинную казарму».
Все то, что когда-то представляло для рассказчика ценность, исчезло или было переделано людьми. Главный герой очень жалеет, что «от давнего времени» ничего не сохранилось.
Противоположную точку зрения имеет главный врач детского санатория, с которым рассказчик вступает в дискуссию. По мнению врача, «людям нашим нужны другие ценности». Ни храм, ни барский дом, ни парк не имеют для него какого-то важного значения. Таким образом, мы видим абсолютно разное отношения главного героя и врача к одним и тем же вещам.
Позиция автора поставлена четко: Борис Андреевич Можаев уверен, что храмы, парки, озера – все сохранившееся с давних времен представляет огромную ценность.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Ведь действительно, любой памятник истории или культуры обладает особым свойством напоминать нам об историческом прошлом нашей Родины. Многие достопримечательности ассоциируются у нас с определенным местом. Например, Красная площадь – с Москвой, Эрмитаж – с Санкт – Петербургом. К тому же, у каждого из нас есть место, здание или что-либо еще, имеющее ассоциацию с родным городом или поселком.
Итак, как мы можем увидеть, роль памятников истории и культуры в нашей жизни огромна, поэтому они являются важной ценностью для человека.
Сочинение ЕГЭ проблема сохранения исторического наследия
Почему важно сохранить вещи, строения прошлых лет? Какую ценность они представляют для человечества? Именно эти вопросы тревожат Можаева в предложенном тексте.
Раскрывая проблему, автор повествует нам о своей поездке в старинный посёлок Гусь-Железный, в котором стоял боярский дом, ныне переоборудованный в детский санаторий. Внутреннее убранство было разграблено и осталось лишь в памяти. Писатель хочет показать нам, что если бы люди сохраняли изначальный быт культурного памятника и понимали его ценность, то будущее поколение смогло бы изучать историю более наглядно. Подобные дома и вещи в них являются культурным наследием человечества, они помогают окунуться в прошлый век, прочувствовать его атмосферу.
Ещё одним примером, важным для понимания проблемы, является момент, в котором автор беседует с главным врачом санатория. Их мнения были противоположны. Медицинский работник не видел надобности сохранения строений прошлых лет. Публицист хочет донести до нас, что пропаганда сохранения культурных памятников среди населения нашей страны необходима. Люди начинают более халатно относиться к истории. Прогресс такого отношения необходимо остановить, чтобы не допустить полного исчезновения влияния истории на нашу жизнь.
Данные примеры помогают понять, почему важно сохранять строения, вещи прошлых лет и какую ценность они представляют для человечества.
Авторская позиция такова: памятники культуры – вечная ценность, которая является основой воспитания и духовного мира настоящего человека.
Я солидарна с мнением автора, так как история – это большая книга поколений, книга жизни, именно она помогает человечеству прогрессировать, а культурные памятники – это иллюстрации, делающие книгу интересной и запоминающейся. В подтверждение своих слов хочу привести пример из жизни.
Каждый из нас не раз был в музеях, видел строения далеких лет: усадьбы, храмы, крепости. С каждым годом страницы истории становятся всё менее чёткими: что-то забывается, уходит в прошлое. Однако наглядные исторические памятники помогают продлевать в нашей памяти жизнь далёким событиям и их участникам.
Подводя итоги, я хочу сказать, что именно история и её составляющие одухотворяют человека, поэтому их значение для нашего мира невозможно переоценить.
Сочинение ЕГЭ проблема важности сохранения культуры
Часто мы слышим о таком понятии, как культура, но не всегда задумываемся о необходимости её сохранения. В предложенном для анализа тексте Борис Андреевич Можаев поднимает проблему важности сохранения культуры.
В качестве примера автор противопоставляет жизненные ценности людей в разные периоды времени. Именно контраст между примерами позволяет острее понять важность сохранения культуры для человека.
Так, «ещё в тридцатые годы», в поселке Гусь-Железный люди ценили свое культурное наследие. Успевая «свои рабочие дела делать», они чинили плотину, держали озеро в берегах и обхаживали парк. Значит, бережное отношение к окружающей среде воспитывало в людях ответственность и рачительность. Жители старинного поселка умели не только созидать, но и созерцать.
С другой стороны, Б. А. Можаев акцентирует внимание читателя на «новом» населении поселка, у которого уже «другие ценности». Люди не сохранили культуру своих предков, а лишь «наспех» переделали и построили новые дома. Теперь старый храм «цены не имеет», разве что его можно пожалеть, ведь «это модно». Сохранением парка жители тоже не занимаются, «в любую минуту его насадить можно». Таким примером автор убеждает нас, что небрежное отношение к культуре явно сказывается на менталитете: люди теряют духовность и ответственность, начинают смотреть на жизнь скептически.
Оба приведенных примера, противопоставленные друг другу, помогают читателям понять, что внимательное отношение к культуре воспитывает в человеке усердие и умение наблюдать, в то время как равнодушие к окружающей действительности развивает в людях непринужденность и нигилизм.
Таким образом, размышляя над проблемой, Б. А. Можаев приходит к выводу, что культуру необходимо сохранять, так как без неё в людях пропадает нравственность и понимание духовных ценностей.
Мне близка позиция автора. Бережное отношение к культуре действительно необходимо людям. Например, в пожаре 1812 года сгорела летопись с текстом произведения «Слово о полку Игореве…». Эта ситуация вызвала трудности в изучении рукописи, были допущены неточности в передаче текста. Но все же, благодаря «Слову…» мы знаем имена многих князей, имеем представление о разногласиях между ними, о противостояниях с половцами. Подобные культурные ценности содержат историю нашей родины, и очень важно внимательно относиться к ним.
Исходя из вышесказанного, я пришёл к выводу, что необходимо бережно относиться к культуре, ведь она приносит пользу, духовно развивая нас.
Сочинение ЕГЭ какова роль культурных ценностей?
Какова роль культурных ценностей в жизни человека? Проблему памятников культуры поднимает Можаев в предложенном тексте.
Автор повествует о герое, решившим приехать в посёлок, чтобы «полюбоваться на озеро», но он, добравшись до нужного места, обнаруживает, что озера нет. Теперь «на месте этом проходила обыкновенная дорожная насыпь». Эти изменения неприятный рассказчику, ведь для него озеро было настоящей ценностью.
Но, к сожалению, не все так бережно относятся к окружающим красотам, что доказывает собеседник герои рассказа. В отличие от рассказчика, доктору не было жалко, что «всё убранство» барского дома растащили, так как, по его мнению, «архитектурной ценности дом не имеет». Тем самым главный герой духовно богаче своего собеседника, ведь он умеет видеть прекрасное в окружающих его вещах, когда доктор замечает лишь установленные телевизионные тарелки.
Автор своим повествованием пытается донести до читателя мысль о том, что необходимо видеть красоту в обыденных вещах, а также ценить и сохранять культурные памятники.
Я полностью поддерживаю мнение Можаева и понимаю, что действительно нужно духовно развиваться, чтобы научиться дорожить природными ценностям, окружающими нас.
Хорошим примером может послужить повесть Распутина «Прощание с Матёрой».
Автор затрагивает важную проблему сохранения природного наследия. Писатель отмечает, что без знания прошлого невозможно построить будущее, ведь природа — это тоже память. Так, гибель острова Матера и маленькой деревушки стали причиной утраты памяти а прекрасный, светлый днём жизни прежних жителей этой местности. Тем самым Матера — не просто остров, это связь с прошлым.
Таким образом, Б. А. Можаев своим текстом заставил задуматься читателя, какова роль культурных ценностей в жизни человека.
Сочинение ЕГЭ какова роль культурных ценностей?
Борис Андреевич Можаев, советский и российский писатель, поднимает в своем произведении проблему роли памятников истории и культуры в жизни человека.
Рассуждая над данной проблемой, автор рассказывает нам свою историю : он решил приехать в поселок Гусь-Железный, чтобы» полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нем», но, добравшись до нужного места, обнаружил, что озера нет. » На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь». » А барский дом стал похожим на казарму».
Все то, что было ценно для рассказчика и хранило историю, исчезло или было переделано людьми. Главный герой, что ничего не сохранилось » от давнего времени». Действительно, обидно осознавать, что все то, что создавалось десятилетиями, разрушается.
Чтобы показать противоположную точку зрения по вопросу роли исторических памятников в жизни человека, автор пишет о дискуссии рассказчика с врачом детского санатория. По мнению врача, » людям нашим нужны другие ценности». Ни храм, ни барский дом, ни парк не представляют ценности для него. Он безразлично относится к их сохранению. Именно такая позиция ведет к исчезновению памятников культуры и искусства, ведь, не ценя их, нельзя их беречь.
Борис Андреевич Можаев считает, что все, что удалось сохранить с давних времен — богатство народа.
Я согласна с мнением автора, так как, действительно, любой памятник истории обладает свойством напоминать людям об историческом прошлом Родины.
К примеру, благодаря памятнику русскому солдату Алеше в Болгарии, болгарский народ и все туристы, посетившие город Пловдив, знают и помнят советских воинов- освободителей, помогавших в освобождении Болгарии от фашизма.
Таким образом, роль исторических и культурных памятников в нашей жизни очень велика, они являются большой ценностью для каждого человека.
Сочинение ЕГЭ проблема отношения к памяти
Как необходимо относиться к памяти? В чём ценность того, что досталось от предшественников? Ответы на эти вопросы ищет Борис Андреевич Можаев, поставив проблему отношения к памяти.
Для того, что обратить внимание на поставленную проблему автор показывает диалог врача и писателя, выражая отношение каждого из них к старинному посёлку Гусь-Железный. Этот посёлок был испорчен новыми жителями, которые халатно относятся к истории места, где они проживают. Например, старинный барский дом превратился в детский санаторий с плохим ремонтом, сделанным наспех, где от прошлого остались лишь фотографии. А отношение к истории этого места работающего здесь врача безразлично и бездушно: «О чём жалеть?», «Барские покои, и ничего большего»; «И храм цены не имеет…». Эта ситуация показывает то, как халатно и не пренебрежительно новые жители поселка относятся к памяти. Однако, врачу противостоит писатель, который прибывал в ужасе, наблюдая затем, что стало с Гусь-Железным с момента его последнего пребывания здесь. Рассказчик усиливает своё негодование, используя восклицательные предложения:»О ужас!», «Это ж дом!».
Писатель дорожит историй посёлка и переживает о том, что с ним стало, задавая множество вопросов: «Как не имеет ценности?»; «Увеличился посёлок за пол века?». Отношение рассказчика к памяти об этом месте показывает, что ещё имеются люди, которые дорожат историей потомков и хранят её множество лет. Эти примеры противопоставлены друг другу, что помогает частично увидеть неоднозначность отношения людей к истории этого старинного посёлка.
Таким образом, можно увидеть позицию автора по поставленной проблеме. Можаев считает, что необходимо чутко и бережно относиться к памяти о предыдущих поколениях и дорожить тем опытом, что остаётся от них.
Я разделяю позицию автора, ведь память о тех, кто жил до нас помогает во многих жизненных ситуациях. Опыт переходящий из поколения в поколение делает нас лучше, и сильнее морально. Если бы люди не помнили о прошлом, тогда создавать будущее было бы гораздо сложнее.
Поэтому, всем людям необходимо хранить память о прошлом на множество лет ради светлого и счастливого будущего следующих поколений.
Сочинение ЕГЭ проблема отношения к памяти
В предложенном для анализа тексте Борис Андреевич Можаев ставит проблему утраты истинных ценностей.
Раскрывая данную проблему, автор описывает пребывание человека, от которого ведётся рассказ, в старинном посёлке Гусь-Железный, где рассказчик встречается главным врачом детского санатория. У них завязывается диалог о переменах произошедших в Гусь-Железном за последние годы. Рассказчика пугают такие изменения, но на все расспросы о причинах такого отношения к озеру, парку и церкви врач даёт односложные ответы: «Археологической ценности не имеет». — или — «Людям нужны другие ценности». В этом эпизоде автор хочет показать, как люди бездумно и пренебрежительно относятся к своему невостребованному культурному прошлому и окружающей среде, ведь людям нужны «другие ценности» — Материальные. Далее диалог продолжает развиваться, рассказчик говорит о том, что, несмотря на увеличение численности населения посёлка, озеро и парк пребывают в запустелом состоянии, нежели было раньше.
На что получает ответ: «Это всё ваше писательское ворчание» — «Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена — этого не замечаете.». Данная часть диалога ярко иллюстрирует изменение предпочтительных ценностей населения этого посёлка , теперь для них важнее телевизионные тарелки, а не окружающая их природа. Исходя из вышеперечисленных примеров, автор показывает в сторону чего произошло смещение человеческих ценностей и как изменения отразились на повседневной жизни людей.
Позиция автора заключается в следующем: на данный момент людям ближе материальные ценности, а не те, что несут в себе историческое, культурное или природное наследие.
Я согласен с позицией автора и тоже считаю, что сейчас происходит деградация истинных ценностей в пользу ценностей материальных. Например, массовые вырубки лесов, загрязнение озёр и рек — всё это наше природное достояние и гордость, но им жертвуется ради получения материальных благ.
Хочется сделать вывод, в наше время данная проблема актуальна как никогда, хорошо что есть ещё люди, которые освещают столь важные и насущные проблемы человечества.
Сочинение ЕГЭ о необходимости сохранять память о прошлом
Важно ли сохранять память о прошлом? Именно такая проблема поднимается в тексте Бориса Можаева.
Рассказчик приезжает в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро и поплавать в нём. Но видит, что озера нет, как нет и плотины — всё осталось только на фотографиях. Когда главный врач детского санатория водил героя рассказа по «внутренним покоям огромного старинного дома», тот спросил его: «Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? С полами, дверями и окнами?» Врач ответил, что всё растащили, ведь полы были из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра висела позолоченная.
Рассказчика охватила грусть, но доктор не понял её: «О чём жалеть? Архитектурной ценности дом не имеет». И на все другие вопросы врач отвечал спокойно, равнодушно. Главное, по его мнению, что поселок численно увеличился за полвека, а то, что люди перестали следить за памятниками культуры, не очень важно – «им нужны другие ценности». Оба примера противопоставлены друг другу. Они иллюстрируют разное отношение людей к родному краю.
Автор хочет донести до читателей мысль о том, что нельзя пренебрежительно относиться к природе и старинным постройкам.
И с этим нельзя не согласиться. Действительно, человек должен заботиться об окружающей его красоте. В противном случае будет, как в рассказе Б. Можаева: природа погибает, кругом разруха и забвение.
В заключение хочется сказать, что человек должен помнить о тех местах, где он родился и жил когда-то. И если уж он не может украсить их, то хотя бы не должен губить и разорять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум в 11 классе «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» с применением информационно – коммуникационных технологий
Тема урока: «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» (урок-практикум с применением информационно – коммуникационных технологий). Цели:...

Подготовка к экзамену.Сочинение.Вступление.Приемы, используемые во вступлениях к сочинению.
Вступление к сочинению должно быть очень небольшим-предложения два-три.Ничего лишнего.Время все ценят и разговоры "вокруг да около " не нужны. Итак,вступление должно быть коротким и обязате...

Презентация "Урок – практикум в 11 классе по написанию итогового сочинения: алгоритм работы по формулировке тезиса , создание вступления и заключения."
Учебная презентация , на основе которой проводятся первые два или три урока по подготовке к написаню итогового сочинения в 11 классе. Внимательно просмотрите материал, обратите внимание на алгоритм ра...

Вступление к итоговому сочинению или сочинению в формате ЕГЭ
Как писать вступление к итоговому сочинению. На что обращать внимание. Структура вступления....

Материал к ЕГЭ ( Задание 27, варианты вступления и заключения)
Здесь представлено несколько вариантов вступления и заключения по тексту Т.Жаровой." Какое же зеркало жизни наш язык!..."...

Внеклассное мероприятие по повышению уровня правовой культуры обучающихся старшего звена с ориентированием на осознанный выбор будущего супруга по теме: «Мотивы вступления в брак. Условия и порядок заключения брака»
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук - психологии, права, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в ...

