Грамматические ошибки
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Грамматические ошибки
Грамматическая правильность речи – это соблюдение в ней основных грамматических норм, большая часть которых сформулирована в виде правил грамматики. Это – нормы словообразования частей речи, склонение и спряжение слов, согласования, построения предложений той или иной структуры, а также нормы управления, которые усваиваются практически. Отступление от этих норм квалифицируются как грамматические ошибки.
Характер ошибок | Пример | Исправление | |
Существительное Существительное | Ошибочное словообразование. | Фамусовское общество провозглашает рабское чинопочитательство. Для рабочих и всех трудовиков загорелось солнце свободы | Фамусовское общество провозглашает рабское чинопочитание. Для трудящихся загорелось солнце свободы. |
Неправильный выбор падежного окончания. | У нас нет время. Выбора показали… | У нас нет времени Выборы показали… | |
Существительные мужского рода II склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь окончание У (а не А). | Ни слуха ни духа. С мира по нитке. | Ни слуху ни духу. С миру по нитке. | |
Существительные мужского рода II склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание У, в случае объектного значения окончание Е. | Деревья в вишнёвом саде. Декорации в "Вишнёвом саду". | Деревья в вишнёвом саду. Декорации в "Вишнёвом саде". | |
Не допускается образование множественного числа от отвлечённых и вещественных существительных. | В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы | В партизанском движении участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственно тонкое понимание русской природы. | |
Неверный выбор падежа. | Мечта к свободе. Согласно плана ... | Мечта о свободе. Согласно плану ... | |
Нарушение управления. | Толстой описывает о войне. Маяковский - певец за мир. | Толстой описывает войну. Маяковский - певец мира. | |
Ошибка в роде существительных. | Мама научилась делать повидлу. | Мама научилась делать повидло. | |
Ошибка в употребление числа существительных. | В городе побежали ручьи по асфальтам. | В городе побежали ручьи по асфальту. | |
Управляемые слова могут быть только при краткой форме прилагательного. | Сюжет рассказа интересный во многих отношениях. | Сюжет рассказа интересен во многих отношениях. | |
Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы: обеих степеней сравнения. | Это произведение более худшее. Самый способнейший студент. | Это произведение еще хуже. Самый способный студент. Способнейший студент. | |
Форма прилагательных на ЕНЕН сейчас почти не встречается. | Его вклад в работу был существенен. | Его вклад в работу был существен. | |
Числительное | При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав; при склонении составныхпорядковых числительных только последнее. | Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров. Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвёртого года. | Этот переход составил около четырехсот шестидесяти пяти километров. Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого года. |
Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ и проч.) не должны употребляться с одушевлёнными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. | двое героинь трое зайцев | две героини три зайца | |
Недопустимо употребление формы ОБА с существительными женского рода (форма женского рода ОБЕ). | обоими героинями | обеими героинями | |
Местоимения | Сочетания ДЛЯ НЕЙ, ОТ НЕЙ имеют архаический характер. | Для ней нет имени. | Для неё нет имени. |
Ошибочное образование форм местоимений. | ихний ребёнок около его | их ребёнок около него | |
Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность. | Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её захватила полиция (кого - Ниловну или речь Павла?). Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего (кому Чацкому или Фамусову?). | Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла. Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Андреевичу ничего хорошего. | |
Местоимения | Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные с собирательным значением (СТУДЕНЧЕСТВО, КРЕСТЬЯНСТВО, НАРОД и проч.). | В комедии обличаются провинциальное чиновничество. Среди них процветают Взяточничество, беззаконие, воровство. | В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветает взяточничество, беззаконие, воровство. |
Местоимения СВОЙ и СЕБЯ указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность. | Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок (чьих - Тургенева или героя?). Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе (к кому к помещику или к самому себе?). | Исправление Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых им ошибок. Помещики уговаривают Павла Ивановича поехать к ним в гости. Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал | |
Глагол | Ошибочное образование глагольных форм. | ложит ездиет | кладёт ездит |
У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ и некоторых других не употребляются формы l-го лица единственного числа. | Я ощущу ... Я побежу (побежду) ... Я убежу его ... | Я могу ощутить ... Я надеюсь победить ... Я должен убедить его... | |
Недопустимо использование суффикса ЫВОВА вместо ОВА (ИВА). | результаты подытоживовались | результаты подытоживались | |
При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с не различением собственно возвратного и страдательного значений таких глаголов. Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов | После лекции слушатели нередко задерживаются в аудиториях (сами остаются или их задерживают?). Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления. Чтобы правильно понять творчество писателя, необходимо тщательно изучать его эпоху | После лекции слушатели нередко остаются в аудиториях. После лекции слушателей нередко задерживают в аудиториях. Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления. Чтобы правильно понять (понимать) творчество писателя, необходимо тщательно изучить (изучать) его эпоху | |
Причастие | Недопустимо одновременное использование суффиксов ОВА и ЕМ (ИМ). | исследоваемый процесс | исследуемый процесс |
Нельзя пропускать частицу СЯ в причастиях, образуемых от возвратных глаголов. | В центре повести представитель нарождающего класса буржуазии. | В центре повести представитель нарождающегося класса буржуазии. | |
Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом-сказуемым или окружающей лексикой. | На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительным причинам. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего в дореволюционное время в России. | На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших по уважительным причинам. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего в дореволюционное время в России. | |
Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. | отредактированная рукопись автором | отредактированная автором рукопись; рукопись, отредактированная автором | |
Причастный оборот примыкает (спереди или сзади) определенному существительному; переносить оборот не рекомендуется. | Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов. | Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад. Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад. | |
Деепричастие | Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов или лиц. | Выражая в песнях, сказках былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы. | Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы. |
Деепричастие | Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. | Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки. | Читая (прочитав) статью и отмечая (отметив) нужный материал, я всегда делаю выписки. |
Нельзя относить деепричастный оборот к сказуемому, выраженному страдательным причастием. | На картине изображен мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени. | На картине изображен мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в·колени. | |
Простое предложение | Нарушение согласования между членами предложения: нарушения согласования в числе отсутствие согласования в роде между подлежащим и сказуемым | Молодёжь всегда были впереди Выставка-просмотр открыт ежедневно. Герману очень нравилось военная служба. | Молодёжь всегда была впереди Выставка-просмотр открыта ежедневно. Герману очень нравилась военная служба. |
Падежное рассогласование имён. | Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской. | Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской. | |
Нельзя сочетать в качестве однородных членов инфинитив и существительное. | Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей. | Эта книга научила меня честности, смелости и уважению к друзьям. | |
В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы. | Жизненный путь героя тяжёл и трагичный. | Жизненный путь героя тяжёл и трагичен. Жизненный путь героя тяжёлый и трагичный. | |
Однородные члены должнысогласовываться в падеже с обобщающим словом. | Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англия, Франция, Италия. | Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии. | |
Нельзя ставить общее слово при однородных членах, требующих разного управления. | Трест организовал и руководит предприятиями. | Трест организовал предприятия и руководит ими. | |
Простое предложение | Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов. | Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры. | Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры. |
Нарушение порядка слов в предложении | Детство прошло Онегина в Петербурге. Светское общество показал в романе «Евгений Онегин» Пушкин. | Детство Онегина прошло в Петербурге. Пушкин показал в романе «Евгений Онегин» светское общество. | |
Пропуск необходимых слов. | Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол. | Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол. | |
Нарушение границ предложения. | Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. | Охотник положил ружьё, привязал собаку и пошёл к зверю. | |
Сложное предложение | Загромождение сложного предложения придаточными. | Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного. | Врачи считают болезнь настолько серьёзной, что приходится опасаться за жизнь больного. |
Разнотипность частей сложного предложения. | В повести содержится две идеи: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) роль в этой работе широких слоёв интеллигенции. | В повести содержится две идеи: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества; 2) большую роль в этой работе играют широкие слои интеллигенции (или: необходимо вовлечь в эту работу широкие слои интеллигенции) | |
Нельзя смешивать конструкции главного и придаточного предложений. | Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о Ленском. | Последнее, на чём я остановлюсь, это вопрос о Ленском. | |
Неправильное совмещение конструкции простого и сложного предложений. | Пьеса разоблачает "тёмное царство" и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. | Пьеса разоблачает "тёмное царство", показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. | |
Сложное предложение | Нельзя объединять причастный оборот и придаточное определительное предложение. | На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал. | На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал. |
Придаточное определительное предложение со словом КОТОРЫЙ нельзя отрывать от определяемого существительного. | Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует. | Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует. | |
Неоправданное повторение одинаковых союзов. | Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему. | Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему. | |
Неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов. | Он считал, что будто мы его неправильно поняли. | Он считал, что мы его неправильно поняли. Он считал, будто мы его неправильно поняли. | |
Неверное употребление союзов и союзных слов. | Вопрос обсуждался на совещании, где и было принято решение. | Вопрос обсуждался на совещании, на котором и было принято решение. | |
Смешение прямой и косвенной речи. | Базаров говорит Аркадию, что твой отец - человек отстав- ной. | Базаров говорит Аркадию, что его, Аркадия, отец - человек отставной. Базаров говорит Аркадию: "Твой отец - человек отставной". | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания.
В презентации рассматриваются основные ошибки в структуре слова и словосочетания....

Грамматические ошибки в структуре предложения
Презентация может быть использована при подготовке к ЕГЭ. В презентации представлены основные типы ошибок в структуре предложения....

презентация "Речевые и грамматические ошибки"
презентация "Речевые и грамматические ошибки" включает теоретический материал, а также задания для самостоятельной работы....

Грамматические ошибки в образовании форм слов.
Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ....

Грамматические ошибки в образовании форм слов. Тест.
Тест по теме: "Грамматические ошибки в образовании форм слов" для закрепления материала по данной теме при подготовке К ЕГЭ....

Грамматические ошибки.Ошибка в построении предложения с однородными членами .
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагател...
















