Конспект урока "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предмет | Русский язык | |
Класс | 7 класс | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Время реализации | 40 минут | |
Содержательная цель | Сформировать систему новых понятий, связанных с изучением причастия и основных признаков данной языковой категории; | |
Деятельностная цель | Формирование универсальных учебных действий, необходимых при изучении темы «Причастие» | |
Задачи | Образовательные: повторить грамматические признаки имени прилагательного и глагола; дать понятие о причастии как новой языковой категории; научить отличать причастие от глагола и от имени прилагательного, употреблять причастия в речи; | |
Образовательные ресурсы, оборудование, материалы | Учебник, тетрадь, раздаточный материал, компьютер, электронная презентация, рабочие тетради по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык.7 класс» | |
Использование педагогических технологий, методов и приемов | На уроке использовалась технология критического мышления, развивающего обучения, ИКТ и здоровьесберегающая технология. | |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, учебно-исследовательский, практический, контроля. | |
Основные понятия | Причастие, признаки прилагательного у причастия, признаки глагола у причастия, определяемое слово, определение | |
Планируемые результаты | Познавательные УУД: извлекают информацию из текстов, структурировать её, строить на основании её устные и письменные высказывания умеют ориентироваться в своей системе знаний: находят ответы на вопросы, используя учебник; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение, умозаключение; | |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Приёмы, цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СТАДИЯ ВЫЗОВА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап: Мотивация к учебной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Рефлексия и побуждение к учебно-исследовательской деятельности» Цель этапа: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. «Погружение в тему» Цель этапа: установить тематические рамки. | Приветствие. -Скажите, ребята, каких учеников мы отмечаем в журнале в начале урока? -А какие же ученики вы, присутствующие сегодня на уроке? Выберите вариант ответа и прокомментируйте его. Ученики, ожидающие новых открытий; Ученики, настроившиеся продуктивно работать; а может, Ученики, сомневающиеся, что оказались в нужное время в нужном месте?
-Интересно, какой частью речи являются выделенные слова? Ваши предположения Ваши идеи соберём в корзинку. Уверены ли вы в своих знаниях об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Давайте проверим это. | Отвечают, отсутствующих учеников. Слушают учителя, высказывают своё мнение.
Возможные ответы: Имя существительное, так как отвечает на вопрос кто? (отсутствующие) Имя прилагательное, так как отвечает на вопрос какие? Глагол, отвечает на вопрос что делающие? Сегодня отсутствующие ученики, а вчера отсутствовавшими были те же, значит, это слово может быть в другом времени, как глагол. | Личностные УУД: сформированность потребности в самовыражении и самореализации Коммуникативные УУД: совместно договариваются о правилах поведения и общения, оформляют свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: умение строить речевое высказывание, умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Верно-неверно» Цель этапа: коррекция знаний, подготовка к восприятию нового материала, формирование способности к рефлексии | Предлагаю поиграть в «верно-неверно» Проверьте себя. Я приготовила несколько утверждений, а вам нужно определить, какие из них верные, а какие ложные. В тетрадях верный ответ «+», а неверный – «-« 1.Верно ли, что прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак по действию? 2.Верно ли, что прилагательное изменяется по числам, родам и падежам? 3.Верно ли, что морфологический разбор части речи состоит из 3 пунктов: общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль? 4.Верно ли, что имена прилагательные изменяются по временам? 5)Верно ли, что слова в русском языке иногда образуются путем перехода из одной части речи в другую? 6) Верно ли, что глагол отвечает на вопросы кто? что? 7) Верно ли, что глаголы не изменяются по временам? 8) Верно ли, что вид и спряжение – постоянные признаки глагола, а время, лицо, число, род- непостоянные признаки глагола? 9)Верно ли, что инфинитив отвечает на вопросы что делать? Что сделать? 10) Верно ли, что слово «мороженое» может быть прилагательным и субстантивированным существительным? Оцените своего соседа по парте. Поставьте ему оценку на полях тетради. | Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-". Поднимают руки, оценивают степень своей подготовки. Выполняют работу. Анализируют высказывания. Определяют их истинность. и ложность. Оформляют графический ответ на вопросы диктанта. Ключи:-++-+--+++ с обратной стороны доски Осуществляют самооценку и взаимооценку. | Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ 3 этап. Выявление места и причины затруднения. Определение темы урока и целеполагание. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Корзина идей» Цель этапа: активизация мыслительной деятельности «Целеполагание» Цель этапа: постановка учебных целей и задач | -Ребята, давайте вернемся к нашим идеям. Почему вы так считаете? Докажите, что выделенные слова относятся к той или иной части речи. Учитель дает контраргументы: -А разве имена существительные отвечают на вопрос какие? -Имена прилагательные изменяются по временам? -Глаголы отвечают на вопрос что делающие? Вывод: это новая часть речи, которая является предметом спора ученых до сих пор (самостоятельная часть речи или особая форма глагола). Именно она явилась причиной наших разногласий, объединила в себе признаки имени прилагательного и глагола и, способная стать в определённых условиях именем существительным, называется причастием, о котором впервые указал М.В. Ломоносов в классификации частей речи в 1757 году. Запись темы вместо многоточия Определите тему урока «Причастие -предмет и причина спора учёных » С помощью ключевых слов сформулируйте цели урока. Повторим… | Дети аргументируют, почему выделенные слова они отнесли к той или иной части речи Версии учеников Выдвигают версии. Учитель все принимает и называет правильно. Записывают в тетрадях число, тему урока. На доске оформляется запись: Причастие 1. Грамматическое значение ? 2.Морфологические признаки ? 3.Синтаксическая роль ? | Регулятивные УУД: умение выдвигать версии, средства достижения цели, планировать результат. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебных целей и задач. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Учебно-исследовательская деятельность» Цель этапа: ввести понятия «причастия», «глагольность определения» в ходе исследовательской деятельности Приём «Кластер» Цель: запомнить теоретический материал по теме, структурировать знания. | -Предлагаю вашему вниманию несколько определений о причастии. М.В. Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»? Вот как сказал об этой удивительной части речи Владимир Иванович Даль, автор знаменитого словаря: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». -Как вы понимаете слова М.В.Ломоносова и В.И.Даля? -Что общего в их определениях? -Прочитаем определение причастия в учебнике пар.12 стр.33. и составим кластер в виде жука об этой части речи. Учитель или подготовленный ученик после объяснений учащихся комментирует кластер с помощью стихотворения. -Как различить причастие и прилагательное? Например, белый и белеющий Сформулируйте основную мысль в виде тезиса. ПОДСКАЗКИ Кроме того, есть формула причастия КОТОРЫЙ+ГЛАГОЛ/ БЕЛЕЮЩИЙ = КОТОРЫЙ БЕЛЕЕТ И ярким признаком причастий являются суффиксы -АЩ-,- ЯЩ-,- УЩ-,- ЮЩ-,- ВШ-,- Ш-,- ЕМ-,- ОМ-,- ИМ-, ----ЕНН-,- НН-,-Т-. | Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, и согласовывают тему урока. Создание алгоритма определения причастия. Отвечают на поставленные вопросы, сравнивают два определения и обобщают. В обоих определениях говорится о признаках имени прилагательного и признаках глагола у причастия. Узнают понятие «глагольность определения» Работают в 6 группах по составлению кластера по определению в учебнике. Для этого приготовлены листы формата А4, фломастеры Делают самостоятельные выводы о признаках прилагательного и признаках глагола у причастия Отвечают на поставленный вопрос: прилагательные обозначают постоянные (статичные )признаки, а причастия-динамичные, то есть такие, которые создаются действием. Записывают подсказки в тетради-справочники | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей. Личностные УУД: проявление познавательного интереса к изучению предмета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здоровьесберегающая пауза | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: снять напряжение, дать возможность расслабиться. отдохнуть. | -Ребята, а теперь мы немного отдохнём. Выполним физические упражнения, но с морфологическим уклоном. Нужно встать рядом со своей партой. Если я называю имя прилагательное, вы поворачиваетесь направо, глаголы-налево, а причастия-кругом. Молодцы! Ни у кого не закружилась голова от причастий? | Выполняют упражнения . Молодой, молодеющий, молодеть,,зреющий, зрелый, зреть, седеть, седеющий, седой, бродячий, бродящий, бродит, пугливый, испуганный.
| Личностные УУД: умение применять способы снятия напряжения, концентрации внимания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Логические поисковые задания" Найди «лишнее». Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания. Прием «Синонимическая замена» | -Ребята, сейчас, зная, что такое причастие и пользуясь подсказками, найдите лишнее слово в ряду однокоренных слов. Белый, беловатый, белеющий, иссиня-белый; Чернеющий, чёрный, иссиня-чёрный, черноватый; Зелёный, светло-зелёный, зеленеющий, зеленоватый А в это время 4 человека выйдут к доске и выполнят индивидуальное задание. По формуле который+ глагол произвести синонимическую замену этого сочетания на словосочетание причастие+ сущ, убедившись еще раз , что причастие согласуется с существительным Листва, которая пожелтела Уточки, которые плавают Цветок, который распустился Желуди, которые созрели | . Работа в парах. Находят «лишнее» слово-причастие, аргументируют свой выбор. Записывают в тетради и на доске, выделяют суффиксы причастий. Индивидуально выполняют 4 человека у доски Указывают главное слово, определяют смысловую связь и грамматическую между словами Пожелтевшая листва Плавающие уточки Распустившийся цветок Созревшие жёлуди | Личностные УУД: развитие познавательных, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные УУД: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приём «Проблемный поиск» Цель: | Задания в группах: прочитать стихотворение, найти причастия, определить признаки глагола и признаки прилагательного. Оформить в виде таблицы. Необычная пора в природе наступает4. Негреющее солнце нас лучами не ласкает. Все чаще льет непрекращающийся дождь, Уже недолог день, зато длиннее ночь. И тишина, не нарушаемая птичьим пением, нас грустью наполняет, омрачает настроение.
| Выполняют (в группах) задание на новый способ действий. проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма.
| Познавательные:- использование знаково- символических средств; Коммуникативные УУД: участие в диалоге; умение слушать и понимать других; Регулятивные УУД: -построение логической цепи рассуждений и доказательств -К. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приём «Клоуз-тест». Цель: определить уровень усвоения знаний учащимися. | На уроке мы много говорили о новой части речи причастии, а теперь проверим, как вы поняли материал. Самостоятельная работа в виде клоуз-теста с вставкой ключевых понятий о причастии с последующей самопроверкой. Причастие- это часть речи, которая имеет признаки двух частей речи:________и ___________ и обозначает____________________________.На ____________________причастия «похожи», потому что имеют те же окончания, изменяются по ___________,___________,___________, согласуются с ______________в________,_______,_________.Отвечают на вопрос_____________. Причастия имеют также признаки _________: _____, _______,_____________, способность___________________, особые__________________вопросы:________________________.В предложении обычно бывают______________, реже _______________. | Пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Фиксируют и оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Проверяют себя по эталону (презентация). Причастие- это часть речи, которая имеет признаки двух частей речи: прилагательного и глагола и обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию. На прилагательные причастия «похожи», потому что имеют те же окончания, изменяются по числам, родам, падежам, согласуются с существительными в числе, роде и падеже. Отвечают на вопрос: какой (-ая,-ое,-ие). Причастия имеют также признаки глагола: вид, время, возвратность, способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие, особые глагольные вопросы: что делающий? Что сделавший? В предложении обычно бывают определениями, реже сказуемыми. Предоставляется возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность). | Познавательные УУД: создание способов решения проблем поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Регулятивные УУД: оценивание собственной деятельности, определение позиции ученика. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Включение в систему знаний и повторения (Домашняя работа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Вариативность» Цель этапа: разъяснить домашнюю работу, учитывая индивидуальные особенности детей. | Домашнее задание(на выбор)
| Записывают домашнее задание. Выбирают то задание, которое им кажется более важным и интересным. | Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Синквейн» Цель этапа: развить творческие способности учащихся; совершенствовать коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли. | Подведем итог работы на уроке. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? Напишите синквейн на тему «Причастие» Спасибо за урок. До свидания. | Ученики читают вслух стихотворения. Например, ПРИЧАСТИЕ Настоящего, прошедшего Анализируют работу на уроке. определяют уровень достижения цели. | Личностные УУД: проявление познавательного интереса к изучению предмета. Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Причастие как часть речи".
Познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, сформировать умение различать причастия и прилагательные, повторить грамматические признаки глагола, прилагательного.Презентация к уроку....

Конспект урока "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА« Причастие как часть речи»с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов1. ФИО (полностью)Цой Наталья Федоровна2. Место работыМОУ «СОШ № 31»...
Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс
Технологическая карта урока по теме: "Причастие как часть речи", 7 класс...

Презентация к уроку «Причастие как часть речи»
Презентация поможет при обобщении и повторении причастий....

Конспект урока "Причастие как часть речи"
Конспект первого урока по теме "Причастие как часть речи" 7 класс...




