Конспект урока "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Жиган Марина Николаевна

Предмет

Русский язык

Класс

7 класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Время реализации

40 минут

Содержательная цель

Сформировать систему новых понятий, связанных с изучением причастия и основных признаков  данной языковой категории;

Деятельностная цель

Формирование универсальных учебных действий, необходимых при изучении темы «Причастие»

Задачи

Образовательные: повторить грамматические признаки имени прилагательного и глагола; дать понятие о причастии как новой языковой категории; научить отличать причастие от глагола и от имени прилагательного, употреблять причастия в речи;
Развивающие развивать организационные навыки самостоятельной деятельности и деятельности в коллективе; развивать логическое мышление (сравнивать, обобщать, анализировать); развивать умение корректировать результаты своей работы.
Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, доброжелательное отношение друг к другу, самостоятельность в поиске достижения цели, дисциплинарные навыки; интерес к предмету «русский язык».

Образовательные ресурсы, оборудование, материалы

Учебник, тетрадь, раздаточный материал, компьютер, электронная презентация, рабочие тетради по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской «Русский язык.7 класс»

Использование педагогических технологий, методов и приемов

На уроке использовалась технология критического мышления, развивающего обучения, ИКТ и здоровьесберегающая технология.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, учебно-исследовательский, практический, контроля.
Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Основные понятия

Причастие, признаки прилагательного у причастия, признаки глагола у причастия, определяемое слово, определение

Планируемые результаты

Познавательные УУД: извлекают информацию из текстов, структурировать её, строить на основании её устные и письменные высказывания умеют ориентироваться в своей системе знаний: находят ответы на вопросы, используя учебник; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение, умозаключение;
Регулятивные УУД: умеют прогнозировать, определять и формулировать цель урока, оценивают уровень владения учебным действием;
Коммуникативные УУД: строят продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражают мысли и оценивают свою и чужую речь, умеют организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные УУД: способны к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastie.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Приёмы, цель

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

 Формируемые УУД

 

СТАДИЯ ВЫЗОВА

1 этап: Мотивация к учебной деятельности

«Рефлексия  и побуждение к учебно-исследовательской деятельности»

 Цель этапа: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

«Погружение в тему»

Цель этапа: установить тематические рамки.

Приветствие.

-Скажите, ребята, каких учеников мы отмечаем в журнале в начале урока?

-А какие  же ученики   вы, присутствующие сегодня на уроке? Выберите вариант ответа и прокомментируйте его.

Ученики, ожидающие новых открытий;

Ученики, настроившиеся продуктивно работать;

а может,

Ученики, сомневающиеся, что оказались в нужное время в нужном месте?

 

-Интересно, какой частью речи являются выделенные слова? Ваши предположения

Ваши идеи соберём в корзинку.

  Уверены ли вы в своих знаниях об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Давайте проверим это.

Отвечают, отсутствующих учеников.

Слушают учителя, высказывают своё мнение.

 

Возможные ответы:

Имя существительное,  так как отвечает на вопрос кто? (отсутствующие)

Имя прилагательное, так как отвечает на вопрос какие?

Глагол, отвечает на вопрос что делающие?

Сегодня отсутствующие ученики, а вчера отсутствовавшими  были те же, значит, это слово может быть в другом времени, как глагол.

Личностные УУД:

сформированность потребности в самовыражении и самореализации

Коммуникативные УУД: совместно договариваются о правилах поведения и общения, оформляют свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

умение строить речевое высказывание, умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать.

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

«Верно-неверно»

Цель этапа: коррекция знаний, подготовка к восприятию нового материала, формирование способности к рефлексии

Предлагаю поиграть  в «верно-неверно»

Проверьте себя. Я приготовила несколько  утверждений, а вам нужно определить, какие из них верные, а какие ложные. В тетрадях верный ответ «+», а неверный –  «-«

1.Верно ли, что прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак   по действию?

2.Верно ли, что прилагательное изменяется  по  числам, родам и падежам?

3.Верно ли, что морфологический разбор части речи состоит из 3 пунктов: общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль?

4.Верно ли, что имена прилагательные изменяются по временам?

5)Верно ли,  что слова в русском языке иногда образуются путем перехода из одной части речи в другую?

6) Верно ли, что  глагол отвечает на вопросы кто? что?

7) Верно ли, что глаголы не изменяются по временам?

8)  Верно ли, что вид и спряжение – постоянные признаки глагола, а время, лицо, число, род- непостоянные признаки глагола?

9)Верно ли, что инфинитив отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

10) Верно ли, что слово «мороженое» может быть прилагательным  и субстантивированным существительным?

Оцените своего соседа по парте. Поставьте ему оценку на полях тетради.

Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-". Поднимают руки, оценивают степень своей подготовки.

Выполняют работу.

Анализируют высказывания. Определяют их истинность. и ложность.

Оформляют графический ответ на вопросы диктанта.

Ключи:-++-+--+++ с обратной стороны доски

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

3 этап. Выявление места и причины затруднения. Определение темы урока и целеполагание.

«Корзина идей»

Цель этапа: активизация мыслительной деятельности

«Целеполагание»

Цель этапа: постановка учебных целей и задач

 -Ребята, давайте вернемся к нашим идеям. Почему вы так считаете? Докажите, что выделенные слова относятся к той или иной части речи.

Учитель дает контраргументы:

-А разве имена существительные  отвечают на вопрос какие?

 -Имена  прилагательные  изменяются  по временам?

 -Глаголы   отвечают на вопрос что делающие?

Вывод:  это новая часть речи, которая  является предметом спора ученых до сих  пор (самостоятельная часть речи или особая форма глагола). Именно она явилась причиной наших разногласий, объединила в себе признаки имени прилагательного и глагола и, способная стать в определённых условиях именем существительным, называется причастием, о котором впервые указал М.В. Ломоносов  в классификации  частей речи в 1757 году.

Запись  темы вместо многоточия

Определите тему урока «Причастие  -предмет и причина спора учёных »

С помощью ключевых слов сформулируйте цели урока.

 Повторим…
 Изучим…
 Узнаем…
 Проверим…

Дети аргументируют, почему выделенные слова они отнесли к той или иной части речи

Версии учеников    

Выдвигают версии. Учитель все принимает и называет правильно.

Записывают в тетрадях число, тему урока.

На доске оформляется запись:

 Причастие

1. Грамматическое значение ?  

2.Морфологические признаки ?

3.Синтаксическая роль ?

Регулятивные УУД: умение выдвигать версии, средства достижения цели, планировать результат.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебных целей и задач.

4.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

«Учебно-исследовательская деятельность»

Цель этапа: ввести понятия «причастия», «глагольность определения» в ходе  исследовательской деятельности

Приём «Кластер»

Цель: запомнить теоретический материал по теме, структурировать  знания.

-Предлагаю вашему вниманию несколько определений  о причастии.

М.В. Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу»?

Вот как сказал об этой удивительной части речи Владимир Иванович Даль, автор знаменитого словаря: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».

-Как вы понимаете слова М.В.Ломоносова и  В.И.Даля?

-Что общего в их определениях?

-Прочитаем определение причастия в учебнике пар.12 стр.33. и составим кластер в виде жука об этой части речи.

 Учитель или подготовленный ученик  после объяснений учащихся комментирует  кластер  с помощью стихотворения.

https://myslide.ru/documents_2/087ff3636a8894170a56b1a938bd38b1/img3.jpg

-Как различить причастие и прилагательное?

Например, белый и белеющий

Сформулируйте основную мысль в виде тезиса.

ПОДСКАЗКИ

Кроме того, есть формула причастия

 КОТОРЫЙ+ГЛАГОЛ/

 БЕЛЕЮЩИЙ = КОТОРЫЙ БЕЛЕЕТ

И ярким признаком причастий являются суффиксы

-АЩ-,- ЯЩ-,- УЩ-,- ЮЩ-,- ВШ-,- Ш-,- ЕМ-,- ОМ-,- ИМ-, ----ЕНН-,- НН-,-Т-.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий,  устраняющих причину возникшего затруднения, и согласовывают тему урока.

Создание алгоритма определения причастия.

Отвечают на поставленные вопросы, сравнивают два определения и обобщают.

В обоих определениях говорится о признаках имени прилагательного и признаках глагола у причастия. Узнают понятие  «глагольность определения»

Работают в 6 группах  по составлению кластера по  определению в учебнике.

 Для этого приготовлены листы формата А4, фломастеры

Делают самостоятельные выводы о признаках прилагательного и признаках глагола у причастия

Отвечают на поставленный вопрос: прилагательные обозначают постоянные (статичные )признаки, а причастия-динамичные, то есть такие, которые создаются действием.

Записывают подсказки в тетради-справочники

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей.

Личностные УУД: проявление познавательного интереса к изучению предмета

Здоровьесберегающая пауза

Цель: снять напряжение, дать возможность расслабиться. отдохнуть.

-Ребята, а теперь мы немного отдохнём. Выполним  физические упражнения, но с морфологическим уклоном.

Нужно встать рядом со своей партой. Если я называю имя прилагательное, вы поворачиваетесь направо, глаголы-налево, а причастия-кругом.  

Молодцы! Ни у кого не закружилась голова от причастий?

Выполняют упражнения .

Молодой, молодеющий, молодеть,,зреющий, зрелый, зреть, седеть, седеющий, седой, бродячий, бродящий, бродит, пугливый, испуганный.  

     

Личностные УУД: умение применять способы снятия напряжения, концентрации внимания.

5. Реализация построенного проекта.

"Логические поисковые задания"

Найди «лишнее».

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания.

Прием «Синонимическая замена»

-Ребята, сейчас, зная, что такое причастие и пользуясь подсказками, найдите лишнее слово в ряду однокоренных слов.

Белый, беловатый, белеющий, иссиня-белый;

Чернеющий, чёрный, иссиня-чёрный, черноватый;

Зелёный, светло-зелёный, зеленеющий, зеленоватый

А в это время 4 человека выйдут к доске и выполнят индивидуальное задание. По формуле который+ глагол произвести синонимическую замену этого сочетания на  словосочетание причастие+ сущ, убедившись еще раз , что причастие согласуется с существительным

Листва, которая пожелтела

Уточки, которые плавают

Цветок, который распустился

Желуди, которые созрели

.

Работа в парах.

Находят «лишнее» слово-причастие, аргументируют свой выбор.

Записывают в тетради и на доске, выделяют суффиксы причастий.

Индивидуально  выполняют 4 человека у доски

Указывают главное слово, определяют смысловую связь и грамматическую между словами

Пожелтевшая листва

Плавающие уточки

Распустившийся цветок

Созревшие жёлуди

Личностные УУД: развитие познавательных, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные УУД:
формулирование собственного мнения,
построение монологического высказывания.

6.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Приём «Проблемный поиск»

Цель:

Задания в  группах: прочитать стихотворение, найти причастия, определить признаки глагола и признаки прилагательного. Оформить в виде таблицы.

Необычная пора в природе наступает4.

Негреющее солнце нас лучами не ласкает.

Все чаще льет непрекращающийся дождь,

Уже недолог день, зато длиннее ночь.

И тишина, не нарушаемая  птичьим пением,

нас грустью наполняет, омрачает настроение.

Прич+сущ

От какого глагола образовано

Признаки глагола

Признаки прилагательного

вид

время

возвратность

число

род

падеж

 Выполняют  (в группах)  задание на новый способ действий.  проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма.

Прич+сущ

От какого глагола образовано

Признаки глагола

Признаки прилагательного

вид

время

возвратность

число

род

падеж

негреющее

греть

нес

наст

невозвр

ед

ср

И.П

непрекращающийся

прекращаться

нес

наст

возвр

ед

М.р

И.п

Не нарушаемая

нарушать

нес

наст

невозвр

ед

Ж.р

И.п

 Познавательные:- использование знаково- символических средств;

 Коммуникативные УУД: участие в диалоге;  умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

-построение логической цепи рассуждений и доказательств -К.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Приём «Клоуз-тест».

Цель: определить уровень усвоения знаний учащимися.

На уроке мы много говорили о новой части речи причастии, а теперь проверим, как вы поняли материал.

Самостоятельная работа в виде клоуз-теста с вставкой ключевых понятий о причастии с последующей самопроверкой.

Причастие- это часть речи, которая имеет признаки двух частей речи:________и ___________ и обозначает____________________________.На ____________________причастия «похожи», потому что имеют те же окончания, изменяются по ___________,___________,___________, согласуются  с ______________в________,_______,_________.Отвечают на вопрос_____________. Причастия имеют также признаки _________: _____,   _______,_____________, способность___________________, особые__________________вопросы:________________________.В предложении обычно бывают______________, реже _______________.

 Пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания.  Фиксируют и оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Проверяют себя по эталону (презентация).

Причастие- это часть речи, которая имеет признаки двух частей речи: прилагательного и глагола и обозначает проявляющийся  во времени признак предмета по действию. На   прилагательные причастия «похожи», потому что имеют те же окончания, изменяются по числам, родам, падежам, согласуются  с существительными в числе, роде и падеже. Отвечают на вопрос: какой (-ая,-ое,-ие). Причастия имеют также признаки глагола: вид,   время, возвратность, способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие, особые  глагольные вопросы: что делающий? Что сделавший? В предложении обычно бывают определениями, реже сказуемыми.

Предоставляется возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность).

Познавательные УУД: создание способов решения проблем поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы.

 Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Регулятивные УУД: оценивание собственной деятельности, определение позиции ученика.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

8.Включение в систему знаний и повторения  (Домашняя работа)

«Вариативность»

Цель этапа:

разъяснить домашнюю работу, учитывая индивидуальные  особенности детей.

Домашнее задание(на выбор)

  1. Выполнить упражнение 77(стр.34) из учебника.
  2. Выполнить упр.27(стр.19) в РТ.
  3. Написать творческую работу.
    Подберите как можно больше определений к слову «листок», распределяя их в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: осенний и падающий, сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.). Используя данные определения, напишите связный текст – описание осеннего пейзажа. Можно проиллюстрировать свой рассказ.

Записывают домашнее задание. Выбирают то задание, которое им кажется более важным и интересным.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

«Синквейн»

Цель этапа: развить творческие способности учащихся; совершенствовать коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли.

Подведем итог работы на уроке.  Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?  Что нового узнали?

Напишите синквейн на тему «Причастие»

Спасибо за урок. До свидания.

Ученики читают вслух стихотворения.

Например,

ПРИЧАСТИЕ

Настоящего, прошедшего
Обозначает, образует, переходит
Обладает свойствами  глагола и прилагательного
ПРЕДМЕТ И ПРИЧИНА СПОРА УЧЁНЫХ

Анализируют работу на уроке. определяют уровень достижения цели.

Личностные УУД: проявление познавательного интереса к изучению предмета.

Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Причастие как часть речи".

Познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, сформировать умение различать причастия и прилагательные, повторить грамматические признаки глагола, прилагательного.Презентация к уроку....

Конспект урока "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА« Причастие как часть речи»с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов1.  ФИО (полностью)Цой Наталья Федоровна2.  Место работыМОУ «СОШ № 31»...

Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс

Технологическая карта урока по теме: "Причастие как часть речи", 7 класс...

план урока "Причастие как часть речи" (7класс)

План урока "Причастие как часть речи"...

Презентация к уроку «Причастие как часть речи»

Презентация поможет при обобщении и повторении причастий....

Конспект урока "Причастие как часть речи"

Конспект первого урока по теме "Причастие как часть речи" 7 класс...