Конспект урока по русскому языку. Повторение темы «Односоставные предложения». (8 класс)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Евгения Андреевна Дементьева

Конспект урока по русскому языку

Повторение   темы  «Односоставные предложения». (8 класс)

ЦЕЛЬ: обобщить и проверить знания учащихся.

ЗАДАЧИ:

  • развивать умения различать двусоставные и односоставные предложения,
  • определять виды односоставных предложений,
  • различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения,

в состав которых входят односоставные предложения;

  • воспитывать любовь к художественной литературе.

 

Планируемые результаты:

Предметные: умение сопоставлять различные виды односоставных предложений.

Регулятивные: постановка учебной задачи.

Познавательные: сравнивать и сопоставлять речевые высказывания с точки зрения содержания;

Коммуникативные: правильно, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста.

Оборудование: таблицы, разноуровневые карточки, тесты, презентация

Технология: системно-деятельностный метод обучения, проблемно-диалогическое, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Повторение темы «Односоставные предложения». (8 класс)

ЦЕЛЬ: обобщить и проверить знания учащихся.

ЗАДАЧИ:

  • развивать умения различать двусоставные и односоставные предложения,
  • определять виды односоставных предложений,
  • различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения,

в состав которых входят односоставные предложения;

  • воспитывать любовь к художественной литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: умение сопоставлять различные виды односоставных предложений.

Регулятивные: постановка учебной задачи.

Познавательные: сравнивать и сопоставлять речевые высказывания с точки зрения содержания;

Коммуникативные: правильно, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста.

Оборудование: таблицы, разноуровневые карточки, тесты, презентация

Технология: системно-деятельностный метод обучения, проблемно-диалогическое, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Здравствуйте, ребята! Урок сегодня не совсем обычный, а в присутствии гостей. Давайте поприветствуем друг друга, гостей, подарим улыбки , пожелаем удачи друг другу и начнём урок.
А начать его я хочу с отрывка из замечательного стихотворения великого русского поэта, но книги с текстом под рукой не оказалось. Ребята, помогите мне его вспомнить. Оно идеально подходит к теме сегодняшнего урока. Там были слова… Подсказки
(утро, зима, Пушкин)
Учащиеся должны выяснить, о каком стихотворении идёт речь. Учитель даёт некоторые подсказки, подводя к нужному ответу: “Зимнее утро”
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
- Прекрасные стихи. За окном мы видим великолепный зимний день.
Объясните мне значение слов: нега и Аврора.
Нега – блаженство, приятное состояние.
Северная Аврора – богиня утренней зари у древних римлян.
Молодцы. Отправляемся дальше.
- Как выдумаете, почему эти стихи я сегодня решила вспомнить?
(здесь даны односоставные предложения)
Каким настроением проникнуто стихотворение?
(чувством радости, счастья, автор прямо утверждает «День чудесный»)
О чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
Кто мне поможет сформулировать тему урока?
Повторение по теме «Односоставные предложения».

И сегодня мы отправимся в страну односоставных предложений, на нашем пути – много разных станций, на которых мы должны будем демонстрировать свои знания.
Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие!

Названия станций нам помогут обозначить задачи, которые мы должны будем выполнить.
1) теоретическая (Вспомнить теорию и особенности односоставных предложений);

2) практическая (уметь находить односоставные предложения, отличать их от двусоставных, определять вид односоставных предложений);

3) контрольная (проверить свои знания по данной теме);

4) познавательная ( выяснить, где встречаются односоставные предложения и где нам помогут полученные знания по теме);

5) поэтическая (выяснить , какую функцию выполняют односоставные предложения в поэзии).

1. Станция "Теоретическая". 1 человек у доски задание 5 из домашнего задания. ( остальные взаимопроверка домашнего задания и выполнение задания 1 в рабочем листе).

Повторение теории (метод коллизии).При подготовке к уроку мой компьютер сыграл со мной злую шутку и всё перепутал. Помогите расставить всё на свои места. Стрелками соедините левую и правую части таблицы (работа в парах). Приведите примеры. Проверка.

Виды предложений

Главный член предложения выражен…

Пример

Назывные

Глаголы 2 л. ед. ч. и 3 л. ед.ч. (ты, он, все)

Определенно-личные

Безличный глагол., категория состояния.

Неопределенно-личные

Глаголы 1 и 2 лица (я, мы, ты, вы)

Безличные

Глаголы 3л. мн.ч.(они)

Обобщенно-личные

Существительное в Им.п.

2. Станция « Практическая». Работа с текстом.

Наступило прекрасное время года, когда можно кататься с горок, бороздить снег на лыжах, рисовать картины на льду коньками, крутить виражи на снегоходах. Это зима! Я предлагаю вам выступить сейчас в роли преобразователей. Перед вами текст, состоящий из двусоставных предложений. Вам необходимо заменить эти предложения на односоставные и определить их вид (коллективная, фронтальная работа)

Задание: Замените двусоставные предложения односоставными, определите их вид.

Пришла долгожданная зима. Снежное покрывало укрыло землю. На улице дует холодный ветер. Мороз щиплет лицо.

( Долгожданная зима! НП Снегом укрыло землю. БлП На улице холодно и ветрено. БлП Морозом щиплет лицо. БлП).

Алгоритм

1. Найдите грамматическую основу предложения.

2. Определите: двусоставное предложение или односоставное.

3. Посмотрите, чем выражен главный член предложения.

4. Проверьте, можно ли вставить в предложение подлежащее (местоимение или существительное).

5. Определите вид односоставного предложения.

Отработка практического материала по вариантам (Работа в парах).

Карточка 1.Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)_________

2) Изба лесничего. Медвежье царство. _____________

3) Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)____________

4)Забыли о свете вечерних окон…(О.Берггольц) __________

5) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________

Карточка 2. Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)__________

2) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)____________

3) Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)________

4) Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков) ____________

5) Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)___________

Карточка 3.Подчеркните грамматическую основу предложения. Определите и запишите тип односоставных предложений.

1) Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов). __________

2) Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова). __________

3) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин).__________

4) Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин). _____________

5) От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин). __________

12. Знаковый диктант. Определить тип односоставных предложений .

Условные обозначения:

1- определённо-личное (О-Л)

2 – Неопределённо-личное (Н-Л)

3 - обобщённо-личное (Об-Л)

4 – безличное (Б)

5 - назывное (Н)

1) Вечер.

2) Легко и вольно дышится на Родине

3) В осенней природе было уныло и грустно

4) Приветствую тебя, пустынный уголок!

5) Преодолели еще один горный перевал.

6) Такой красоты не найдете нигде. ответ 544121

Какие предложения не встретились? Обобщённо- личные (Пословицы)

ФИЗМИНУТКА (Собрать пословицы)

Сделал дело, гуляй смело.

Что посеешь, то и пожнёшь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Сам погибай, а товарища выручай.

Что объединяет эти пословицы???

3. Станция "Контрольная". (Проверочная работа).

4. Станция "Познавательная".

Прочитайте текст и выполните задания .

(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, и местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмная, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.


Задание1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. В сложном предложении 2 первая часть представлена односоставным назывным предложением.
  2. Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
  3. Предложение 4 сложносочинённое.
  4. Предложение 5 односоставное безличное.

Задание 2. Дайте устную характеристику 5 предложения.

Задание 3. Выпишите грамматическую основу предложения № 5 , определите вид сказуемого.

Задание 4.Подчеркнит только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

По лесной зоне

кроме юга

может желтеть

отражает его

кожа тёмная

может желтеть летом

Задание 5.Замените словосочетание (по) лесной зоне (предложение 1), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание

5. Станция "Поэтическая"

Б) Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря! (
А.Фет)
(Стихотворение состоит только из назывных предложений, которые рисуют картину прекрасного летнего вечера, наполненного мягкими звуками и красками.)

В) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя. (А.Блок)
(Определенно - личные предложения позволяют лирическому герою ясно лаконично рассказать о своем внутреннем состоянии.)

Г) За что – то меня упрекают
И в чем – то согласны со мной:
Так исповедь льется немая
Беседы блаженнейшей той.
(А.А.Ахматова)
(Неопределенно – личные предложения не указывают на деятеля, а нам понятно. Главное – само действие, заключенное в глаголах 3 лица мн. числа. Акцент сосредоточен на действии.)

Д) Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
(Ф.И.Тютчев)
(Безличные предложения. Их употребление вполне объяснимо: чтобы показать особое отношение поэта к России, её необычность и таинственность.)

Домашнее задание Напишите миниатюру 7-10 предложений на тему "Зимний вечер", используя односоставные предложения. или составьте кроссворд по теме "Односоставные предложения.

Рефлексия: с помощью односоставных предложений

1) оцените работу на уроке

2) дайте совет однокласникам, у которых что-то не получилось.

3) оцените своё эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с использованием тренажеров по теме "Односоставные предложения" 8 класс.

Тема учебного занятия:« Односоставные предложения». Продолжительность учебного занятия: 45 минут.Тип учебного занятия: комбинированный  урок .Технология:технология обобщения  усвоенных...

План - конспект урока по русскому языку на тему : "Односоставные предложения"

Задачи курса русского языка отчасти сводятся к совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, закреплению и совершенствованию навыков конструирования текстов, развитию речи и...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложное предложение" 9 класс...

Конспект урока по русскому языку «Повторение имени числительного»

Конспект урока по русскому языку«Повторение имени числительного»...

Конспект урока по русскому языку на тему "Простое предложение" (8 класс)

Цели:- закрепить изученное о предложении;- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно ч...

Конспект урока по русскому языку "Повторение по теме "Местоимение"

Урок-повторение изученного материала по теме "Местоимение"...