Конспект урока по русскому языку на тему "Словосочетание"\8 класс\
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 215.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 24 8 класс
Тема: Словосочетание, его структура и виды.
Виды связи слов в словосочетании.
Арxипова Елена Валерьевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ г.Керчи РК «Школа №23 имени Героя Советского Союза С. Д. Пошивальникова»
Цель урока: познакомить учащихся со словосочетанием с позиции лексического значения, структуры, грамматического значения, познакомить с основными видами связи слов в словосочетании научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы, развивать логическое мышление, навыки грамотного словоупотребления, воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.
Формируемые УУД: личностные ( оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач)
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,саморегуляция).
Познавательные ( самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач)
Коммуникативные( планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают общие сведения о видах словосочетания; могут определять основные виды связи в словосочетании и синтаксические отношения ; правильно строят и употребляют в речи словосочетания и предложения.
Ход урока
У.Э.1. Организация класса
У.Э.2. Знакомство с темой и целью урока.
У.Э.3. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по вопросам.
• Что такое синтаксис?
• Какие единицы синтаксиса вы знаете?
• Что такое слово?
• Что такое словосочетание?
• Что такое предложение?
• Что такое текст?
2. Проверка упражнения .
У.Э.4.
1. Орфографический практикум, стр. 36 учебника, составить 2 словосочетания с сочинительной связью и 2 – с подчинительной.
2. Укажите вид связи простых предложений в составе сложного.
1 вариант
1.Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги.
2.На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья на дереве.
3.Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотой лица.
4.Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
5.Становилось жарко, и я поспешил домой.
6.То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
7.Вдруг показалось ему, что кто-то вошёл в дом.
8.Когда вода спадёт, сразу начинайте земляные работы.
9.Он ушёл, а я пообедал и прикорнул в кресле.
10.Я вам передавал, что говорил о нём губернатор
Укажите вид связи простых предложений в составе сложного.
2 вариант
1.Начался урок, и ученики приступили к выполнению самостоятельной работы.
2.Дождь не прекращался, поэтому поездку пришлось отложить.
3.Человек перестаёт осуждать других, как только победит самого себя.
4.Мы вышли в дорогу, когда рассеялся туман.
5.Снег выпал только к Новому году, а до тех пор над полянами лежал холодный туман.
6.Теперь известно, что объём человеческой памяти очень велик.
7.Я уверен, что земляничный аромат ни с чем не спутаешь.
8.Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
9.Тёплый ветер гуляет по траве, гнёт деревья и поднимает пыль.
10.Дождь не прекращался, и поездку пришлось отложить.
2.Выборочный диктант.
Выпишите только словосочетания (слова могут быть написаны на доске):
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры. (Хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере.)
2. Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова. (Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры. Главные члены (основа) предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено. Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя.)
У.Э.5. Мотивация учебной деятельности учащихся.
У.Э.6. Объяснение новой темы.
1. Упражнение 49 учебника. 136
2.Изучение теоретического материала, ст. 36. 72
Признаки словосочетания.
1) Словосочетание могут составить только самостоятельные части речи. Так, «около дома» не является словосочетанием, это существительное с предлогом, а предлог — служебная часть речи.
2) Одно из составляющих слов зависит от другого. Например, «летит и кружится» — два независимых слова, соединенных сочинительной связью, а не словосочетание.
3) Словосочетание имеет систему форм, образованную формами главного слова, а значит, и начальную форму. «Ветер стих» не является словосочетанием, это основа предложения, подлежащее и сказуемое.
По морфологической принадлежности словосочетания делятся на именные (главное слово — имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), глагольные (главное слово — глагол или его формы) и наречные (главное слово — наречие)
Виды словосочетаний по главному слову
3..Лингвистическое наблюдение.
Новая книга, прочитать книгу, читать громко
- Новая книга прочитать книгу читать громко
Определите, где главное слово в этих словосочетаниях.
- - Попробуем изменить форму словосочетаний.
- (новая книга прочитать книгу )
- новую книгу прочитаю книгу
- новые книги прочитал книгу
- новым книгам прочитали книги)
- - Как изменяются слова в первом словосочетании?
- (Если при изменении главного слова изменяется и зависимое- согл.)
- Согласовываются ... (причастия, прилагательные, местоимения, числительные).
- связь называется согласованием, так как главное и зависимое слова
- согласуются в роде, числе и падеже).
- - Как изменяются слова во втором словосочетании? (Если при изменении главного слова зависимое остается неизменным – управление) Управляют ... (существительным или местоимением в косвенном падеже).
- такая связь называется управлением, так как главное слово управляет
- зависимым, требует от него определенной формы).
- - А что происходит со словами третьей группы?
- - Почему они не меняются?
- - Какими частями речи являются зависимые слова в данных словосоч.?
- (Если зависимое слово неизменяемая часть речи- примыкание) Примыкают ... (наречия, деепричастия, инфинитив).
Типы связи слов в словосочетаниях
Согласование | Управление | Примыкание |
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (изменяются оба слова). старый сарай (И.п.) старого сарая(Р.п.) старым сараем (Т.п.)
| Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное (изменяется только главное слово). освоение глубин освоением глубин освоению глубин. | Зависимое неизменяемое слово (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие) связывается с главным только по смыслу. настойчиво интересоваться; пришел поговорить; спал улыбаясь. !!!притяжательные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ Т.К. ЭТИ СЛОВОФОРМЫ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ: его портфель, ее сумка, их ребенок |
4. Слово учителя. Связь слов в словосочетании.
Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трех видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.
1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи — согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (Запишем на доске вид связи и вопросы.)
Вопросы:
— Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия.)
— Приведите примеры согласования. (Ранняя осень — ранней осени, своя игра — свою игру, пятый элемент — пятым элементом, лечащий врач — лечащему врачу.)
2) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе — учусь в школе, товарищ по школе — товарища по школе, встретить вас — встретил вас, поддержать оступившегося — поддержали оступившегося.
3) Если зависимое слово — наречие, деепричастие или начальная форма глагола — это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро; макароны по-флотски; шел напевая; собираюсь уехать.
Примечание к выводу: В качестве зависимых слов при согласовании могут употребляться имена прилагательные, имена числительные, местоимения, причастия; при управлении — имена существительные, имена прилагательные и причастия в роли существительных, имена числительные, местоимения; при примыкании — наречия, деепричастия и неопределенная форма глагола.
Алгоритм определения
способов связи в словосочетании
5. Изучение теоретического материала учебника, ст.38. 74
6. Цифровой диктант.
— Определите способ подчинительной связи в предложениях и поставьте нужную цифру; 1 — согласование; 2 — управление; 3 — примыкание.
Лиловые сумерки, быстро удалиться, плывут по воде, стая птиц, шел, оглядываясь; взмахнул рукой, сильно ударился; приятный голос; пошел напиться; услышал шорох; очень далеко.
Проверьте получившийся у вас код с правильным кодом.
К о д: 1, 3, 2, 2, 3, 2, 3, 1, 3, 2, 3.
– Если слышите именное словосочетание – поднимите правую руку, глагольное – встаньте, наречное – поздоровайтесь за руку с соседом по парте.
Правка текста, берестяная грамота, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю
7. Редактирование предложений.
Задание: определите, какие ошибки допущены в предложениях. Исправьте их.
В комнате, выкрашенной светло-зелёной краской, была раставлена мебель, которую накануне привезли из города.
а) Орфографическая; б) пунктуационная.
Ключ: орфографическая (а) – расставлена.
Мы вышли на верхнюю палубу корабля, только что отчалевшего от берега, и тотчас увидели, как вдали полыхал закат.
а) Орфографическая; б) пунктуационная.
Ключ: орфографическая (а) – отчалившего
8. Объяснительный диктант. Спишите и укажите вид подчинительной связи слов в словосочетании. Укажите формы зависимого слова, по которым вы определили вид связи.
Образец. Равнодушный человек \
9..Синтаксический практикум.
Холодный ветер (согл.); повторить правило(упр.); искать долго(прим.); нарисовать картину(упр.) ехать на поезде(упр.)глубокое озеро;(согл.)русский язык(согл.); идти молча(прим.); утренний туман(согл);берег реки(упр.); солнечный день(согл.); сочинять стихи(упр.);хорошее настроение(согл.); начать сначала(прим.); одеться тепло(прим.); петь песню(упр.); крепкая дружба(согл.); березовая роща(согл.); выращивать цветы(упр.); стрелять метко(прим.); сидя у реки(прим.); замечательный подарок(согл.); плыть на корабле(упр.); мастерить поделки(упр.).
Упражнение 55 (учебник)
10.Работа с карточкой.
Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова).Определите вид связи слов в словосочетании.
В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах,
(четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.
Рефлексия. Подведение итогов урока
— Что называется словосочетанием?
— Расскажите о строении словосочетания.
— Каковы основные признаки словосочетания?
— На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?
— Что показывает схема словосочетания?
Тему освоил на : 100% 80% 50%
Домашнее задание
Источники:
Учебник для общеобразовательныx организаций в 2x частяx\
Л .М. Рыбченкова, О.М.Александрова –М.:Просвещение, 2О22г





