Типы речи
учебно-методический материал по русскому языку
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе Клешнева И.С.(2 часа)
Тема «Типы речи»
Тип урока: повторение и закрепление материала.
Вид урока: урок развития речи.
Сверхзадача: осознать ценность устной и письменной речи; формировать бережное отношение к слову.
Цель (планируемый результат): определять тип речи и доказывать свою точку зрения; составлять текст определенного типа речи.
Метапредметные:
формировать умение:
- организовывать учебное сотрудничество;
- работать индивидуально и в группе;
- осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике);
- публично выступать;
- владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации.
№ | Этапы | Содержание | Формируемые УУД | Формы взаимодействия | Способы контроля |
I | Мотивационный | Психологическая минутка. На доске надпись «ПОР».
Просмотр видеоприветствия. В конце на паузу.
Напишите пять шагов, что делаем на уроке.
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности. Личностные: проявляют интерес к теме урока и готовность к учебной деятельности. | Фронтальный опрос | Самооценка |
II | Мини-исследование |
1.Не перебивать. 2.Не кричать. 3.Не молчать. 4.Работать согласованно. 5.Уважать мнение другого.
Текст 1 И.О. Дунаевский песню «Школьный вальс» написал в 1950 году. Однажды композитору пришло письмо от выпускницы воронежской школы. Она вместе с одноклассниками никак не могла написать песню, в которой бы звучали слова благодарности своей учительнице. Не смог и Исаак Осипович. Вместо этого он написал «Школьный вальс», который звучал в каждой школе, а не только в одной воронежской. Именно эта мелодия символизировала окончание школы у советских школьников. Текст 2 Вальс - король танцев, бальный танец, основанный на плавном кружении парами. Это классическое искусство, основа парных танцев и самое популярное направление на планете Земля. Текст 3 Вальс – самый известный танец в мире. Во-первых, благодаря доступности своих движений, невероятной легкости и плавности, но вальс вскружил головы людей еще в Средние века, и не теряет оборотов до сих пор. Во-вторых, вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Не зря он выступает главным танцем на свадьбе. В-третьих, вальс изменил танцевальный мир. Выразительно и раскованно, лирично и душевно – это все о вальсе. Итак, вальс продолжает жить в сердцах миллионов людей. Постановка проблемных вопросов:
| Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. | Групповая работа | Взаимооценка |
III | Практическая работа | Практическая работа на повторение с текстами, выводами и таблицей «Типы речи» в парах по рядам. Анализ.
Чтение текстов. Выступление обучающихся. | Познавательные: осознают познавательную задачу; извлекают нужную информацию; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. | Фронтальный опрос | Самооценка |
IV | Моделирование ситуации |
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Групповая работа | Взаимооценка |
V | Творческая работа |
Просмотр видеоролика «Свободный стих». Составление текста и подсказок. Работа в парах. Выступление с текстами и подсказками и оценивание.
Темы для монолога с УИС. Подготовка 1 минута. | Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строят небольшое монологическое высказывание; вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции синтеза, анализа, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с одноклассниками) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. | Групповая работа | Взаимооценка |
VI | Самостоятельная работа | Обучающиеся выполняют самостоятельную работу на определение типов речи. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Групповая работа | Оценка учителя |
VII | Рефлексия. | Обучающиеся отвечают на вопрос:
| Личностные: проявляют желание осваивать новые виды деятельности, участвуют в творческом и созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Познавательные: самостоятельно решают проблемы творческого характера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. | Фронтальный опрос | Самооценка |
VIII | Домашнее задание | Самооценка и взаимооценка по оценочному листу. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осуществляют самоанализ успешности и взаимооценку. Познавательные: осознают познавательную задачу; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Самостоятельная парная/ индивидуальная работа | Самооценка. Взаимооценка |
Типы речи
Типы речи – это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте (цель): рассказать, изобразить (описать) или доказать (объяснить) что-либо.
№ | Общее основание для сравнения | Повествование (рассказать) | Описание (изобразить/описать) | Рассуждение (объяснить или доказать) |
Прием фотографии | Несколько фото – «комикс», фильм | Одно фото, мир в покое | Невозможно сфотографировать | |
Вопрос к тексту | Что происходит и с кем? | Какой? | Почему? | |
Что в центре внимания | События | Человек, место, природа, окружающая среда, животное, растение и т.д. | Мысли | |
Внимание чему? | Действиям | Частям целого | Доводам, примерам, аргументам | |
Части речи, синтаксис | Больше глаголов | Больше прилагательных | Разные части речи Вводные слова, сложные предложения | |
Композиция | I.Вступление - (герои, место, и время действия)-завязка-II.развитие действия-кульминация-III.заключение | I. Общее представление о предмете II. Признаки предмета (родовидовая схема, выделение частей, описание свойств частей, сопоставление) III. Авторская оценка | Тезис Аргументы/ Доказательства (примеры) Вывод | |
Формальные признаки | Диалоги | Тропы | Вопросы (не в диалоге), союз НО |
Оценочный лист №1
Тема __________________________________________________________________________________
Дата __________________________________________________________________________________
Планируемый предметный результат____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ | Критерии оценивания | ФИ | ||
Самооценка | Оценка группы | Оценка эксперта | ||
Слушал и слышал товарищей, взрослых | ||||
Задавал вопросы, отвечал на вопросы других, вступал в диалог, участвовал в коллективном обсуждении учебной проблемы | ||||
Высказывал свое мнение, приводил аргументы, отстаивал свое мнение | ||||
Выступал перед аудиторией | ||||
Уважительно относился к партнерам по группе/коллективу; оказывал помощь | ||||
Вносил предложения по организации работы группы | ||||
Сотрудничал с другими для достижения цели | ||||
Строил монологическое высказывание | ||||
Соблюдал правила речевого этикета | ||||
Говорил грамотно, без ошибок | ||||
Итого | ||||
2 балла – показатель проявляется постоянно/хорошо умею
1 балл – показатель проявляется периодически/ частично умею
0 баллов – показатель не проявляется/ не умею
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски
Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...
Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)
Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....
методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...
Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.
Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...


