Упражнения по орфографии для отработки заданий №6, 7 ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (7 класс)

Вуколова  Александра Сергеевна

Для выполнения задания №6 и  7 требуется знание правил орфографии,  умение искать орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами.

В этом задании у выпускников проверяются следующие элементы содержания: - Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы  (5 класс)

- Правописание гласных и согласных в корне слова: правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися (-лаг-//-лож-; -раст-//-ращ-//-рос-; -гар-//-гор-; -зар-//-зор-; -клан-//-клон-; -скак-//-скоч-; -бер-//-бир-; -блест-//-блист-; -дер-//-дир-; -жег-//-жиг-; -мер-//-мир-; -пер-//-пир-; -стел-//-стил-; -тер-//-тир-; -кас-//-кос-) гласными (5-6 классы);

- Правописание  ь (5-6 классы);

- Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи: нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами; правописание сложных имён прилагательных; слитное, раздельное и дефисное написание наречий (6-7 классы);

- Написание не (ни) со словами разных частей речи: слитное и раздельное написание не с именами существительными; слитное и раздельное написание не с именами прилагательными; слитное и раздельное написание не с гла голами; слитное и раздельное написание не с причастиями; слитное и раз дельное написание не с деепричастиями; слитное и раз дельное написание не с наречиями (5-7 классы)

- Правописание н и нн в словах разных частей речи: правописание н и нн в именах прилагательных; правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных; правописание н и нн в наречиях на -о (-е) (6-7 классы)

 Для успешной подготовки могут быть предложены следующие задания:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_gruppa._orfografiya.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по орфографии

для отработки заданий №6, 7 ОГЭ по русскому языку

Для выполнения задания №6 и  7 требуется знание правил орфографии,  умение искать орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами.

В этом задании у выпускников проверяются следующие элементы содержания: - Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы  (5 класс)

- Правописание гласных и согласных в корне слова: правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися (-лаг-//-лож-; -раст-//-ращ-//-рос-; -гар-//-гор-; -зар-//-зор-; -клан-//-клон-; -скак-//-скоч-; -бер-//-бир-; -блест-//-блист-; -дер-//-дир-; -жег-//-жиг-; -мер-//-мир-; -пер-//-пир-; -стел-//-стил-; -тер-//-тир-; -кас-//-кос-) гласными (5-6 классы);

- Правописание  ь (5-6 классы);

- Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи: нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами; правописание сложных имён прилагательных; слитное, раздельное и дефисное написание наречий (6-7 классы);

- Написание не (ни) со словами разных частей речи: слитное и раздельное написание не с именами существительными; слитное и раздельное написание не с именами прилагательными; слитное и раздельное написание не с гла голами; слитное и раздельное написание не с причастиями; слитное и раз дельное написание не с деепричастиями; слитное и раз дельное написание не с наречиями (5-7 классы)

- Правописание н и нн в словах разных частей речи: правописание н и нн в именах прилагательных; правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных; правописание н и нн в наречиях на -о (-е) (6-7 классы)

 Для успешной подготовки могут быть предложены следующие задания:

- в 5 классе для учащихся с низким и средним уровнем подготовки: 

1. Опираясь на правила о чередовании гласных в корне слова, распределите слова по группам:

  1. Выбор буквы зависит от ударения
  2. Выбор буквы зависит от последующих согласных
  3. Выбор буквы зависит от суффикса– а-

Расположились, загорают, озарение, водоросль, прикасаются, разбирать, прилагательное, загар, скачет, зорька, растение, выращивает, коснулся, отдерёт, скакать.

2. Выпишите из текста слова с чередованием е-и в корне, выделите суффикс, подчеркните букву в корне (е или и?)

 Ира очень аккуратная. Каждое утро она убирает квартиру, отдирает всю грязь, стирает пыль, запирает шкафы, застилает постели, а потом зажигает лампу и любуется, как все блестит. Она не считается с тем, что просто умирает от усталости. Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уберет, грязь отдерет! Неужели трудно ему запереть шкаф, застелить постель, протереть стол, чтобы все сияло и блестело? Не умер бы, если бы поработал».

3.Поставьте слова из скобок в подходящую форму. Выделите корни, устно объясните выбор буквы в корне.

Наш замечательный город (расположиться) на берегу реки Ишим.

Осенью мы (предложить) провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко (располагаться) недалеко от деревни моей бабушки.

Мы аккуратно (уложить) рюкзаки и отправились по (предложенный) маршруту.

Девочки (расположиться) в тени, а мальчики (разложить) костёр.

Свои мысли о слёте мы (изложить) в сочинениях.

4. Выполни задание по образцу. Поставь мягкий знак, где необходимо.

Образец: луч (м.р.), рожь (ж.р.), у луж (мн.ч.).

Тягач…, гореч…, без груш…, ковш.., меч…, дич…, от пожарищ…, багаж…, около крыш…, мощ…, без передач…, черныш…, молодёж…, стеллаж…, борщ…, без училищ…, доч…, от встреч…, чиж…, нет лыж…, сыч…

5.Раскройте скобки, распределив слова по группам:

Не употребляется без частицы не

Можно подобрать синоним

Есть противопоставление с союзом а

Пишем слитно

Пишем слитно

Пишем раздельно

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, сказать явную (не)правду, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, полный (не)вежда в музыке.

6. Выпиши   слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» в один столбик, а «непроверяемая гласная» -  в другой. Подбери проверочные слова, где возможно.

Гриб, грибок, воробей, вода, водичка, рука, собака, земля, садовый, карандаш, речка, трясёт, висит, малина, огурец, стена, окно, дорога, полёт, листок, листик.

- в 5 классе для учащихся с высоким уровнем подготовки:

1. Опираясь на правила о чередовании гласных в корне слова, распределите слова по группам:

  1. Выбор буквы зависит от ударения
  2. Выбор буквы зависит от последующих согласных
  3. Выбор буквы зависит от суффикса – а-

Расп..ложились, заг..рают, оз..рение, водор..сль, прик..саются, разб..рать, прил..гательное, заг..р, ск..чет, з..рька, р..стение, выр..щивает, к..снулся, отд..рёт, ск..кать.

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Ира очень ак(к)уратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости. Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

3.Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова (смотрите слова для справок). Выделите корни в словах для справок, устно объясните выбор буквы в корне.

Наш замечательный город __ на берегу реки Ишим.

Осенью мы ___провести слёт туристов на берегу этой живописной речки.

Выбранное нами местечко____ недалеко от деревни моей бабушки.

Мы аккуратно______ рюкзаки и отправились по _______ маршруту.

Девочки ________ в тени, а мальчики _______ костёр.

Свои мысли о слёте мы ______ в сочинениях.

Слова для справок: предл…жили, распол…галось,  ул…жили, предл..женному, распол…жился, разл…жили, изл…жили, распол..жились.

4. Выполни задание по образцу. Поставь мягкий знак, где необходимо.

Образец: лучом - луч (м.р., 2 скл.),

с рожью – рожь (ж.р., 3 скл.),

 у луж - лужа (мн.ч., ж.р., 1 скл.).

На тягаче, с горечью, без груш.., в ковше, мечом, за  дичью, от пожарищ…, с багажом, около крыш…, с мощью, без передач…,  на стеллаже,  без училищ…, от дочери, от встреч…,  нет лыж…, про сыча, без краж…, с овощами, без мятежа, для афиш…, с брошью, на пляже.

5.Раскройте скобки, распределив слова на группы:

Не употребляется без частицы не

Можно подобрать синоним

Есть противопоставление с союзом а

Пишем слитно

Пишем слитно

Пишем раздельно

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, полный (не)вежда в музыке

6.К каждому слову подбери проверочное слово. Запиши парами. Выдели корень.

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь).

- в 6 классе для учащихся с низким и средним уровнем подготовки: 

1.Распредели слова по группам, вставь, где нужно, мягкий знак.

1 группа: м.р.;                  2 группа: ж.р.;                 3 группа: мн.ч.

Тягач…, гореч…, без груш…, ковш.., меч…, дич…, от пожарищ…, багаж…, около крыш…, мощ…, без передач…, черныш…, молодёж…, стеллаж…, борщ…, без училищ…, доч…, от встреч…, чиж…, нет лыж…, сыч…, без краж…, овощ…, мятеж…, реч…, грабёж…, ноч…, престиж…, беляш…, для афиш…, у рощ…, брош…, латыш…, пляж…, смерч…, у пастбищ…, падеж…, силач…, печ…, торгаш…, , свищ…, монтаж…, москвич…., клещ…, тираж…., у галош…, крепыш…, пилотаж…, от сокровищ…, вкладыш…., теч….

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание корней с чередованием.

Г..рячо спорить, г..рячиться в споре, г..рячая речь, внезапное оз..рение, к..снуться проблемы, к.саться вопроса, изл..гать мысли, излжить свои идеи, соб..раться с мыслями, подб..рал доводы, бл..стящая мысль, бл..стательная речь, заж..гательные слова.

3.Распределите слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

Над каждым словом с не надпишите часть речи.

Нелепый поступок, не высоко взлететь, а низко; почуять недоброе, неряшливый вид, непринужденный разговор, вовсе не трудовые доходы, не веселый, а грустный вид, нескладность фигуры, перейти неглубокую, но широкую реку, устать с непривычки, бормотать что-то невнятное, далеко не легкое дело, сказать явную неправду, ненавистный человек, недвижимость, некоммерческое, а государственное предприятие; несчастный случай, несовершеннолетние дети.

4.Запишите слова, раскрывая скобки.

Образец: пули метать – пулеметный огонь; фрукты и ягоды – фруктово-ягодный сок.

1 группа: слитное написание.

проводить трубы – (трубо)проводный канал,

широкие плечи – (широко)плечий мужчина,

пять этажей – (пяти)этажный дом,

белый ствол – (бело)ствольная береза,

защита от влаги – (влаго)защитный плащ.

2 группа: дефисное написание.

русский и немецкий – (русско)немецкий словарь,

плоды и ягоды – (плодово)ягодные растения,

красный и оранжевый – (красно)оранжевый диск,

кислый и сладкий – (кисло)сладкий чай,

юг и запад – (юго)западный ветер,

шахматы и шашки – (шахматно)шашечный турнир.

5. Объясните правописание.

Исходить пол…Мексики, остать на пол…очка, отработать пол …смены, встать пол…третьего, перерыв в пол…одиннадцатого, пол…ложки мёду, купить полу…кеды, сделать полу….оборот, положить пол…чайной ложки,выйти в полу….финал,уехало пол…города, построил пол…дома.сломал пол…лестниц

6. От данных существительных образуйте прилагательные с помощью указанных суффиксов.

-енн: мужество – мужественный, торжество, государство, царство.

-онн: авиация – авиационный, традиция, порция, эволюция.

-ан (-ян): глина – глиняный, серебро, песок, рожь, кожа, лёд.

-ин: курица – куриный, журавль, утка, пчела, лебедь.

- н-: старина – старинный, картина, картон, башня, машина, камень.

- в 6 классе для учащихся с высоким уровнем подготовки:

1. Вставьте, где это необходимо, ь; определите грамматическую форму слова. 

Танцуеш(?), упряж(?), виш(?), смерч(?), картеч(?), навзнич(?), камыш(?), злющ(?), толоч(?), кирпич(?), наотмаш(?), сушиш(?), тысяч(?), читаеш(?), чащ(?), рощ(?), бич(?), лиш(?), певуч(?), клещ(?), точ(?)-в-точ(?), тягуч(?), маж(?),брош(?), могуч(?), видиш(?)ся, реж(?).

2. Спишите. Укажите в словосочетаниях главное слово, надпишите вопрос, графически объясните написание корней с чередованием.

Г..рячо спорить, г..рячиться в споре, г..рячая речь, внезапное оз..рение, к..снуться проблемы, к.саться вопроса, изл..гать мысли, излжить свои идеи, соб..раться с мыслями, подб..рал доводы, бл..стящая мысль, бл..стательная речь, заж..гательные слова.

3.Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

(Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

4.Запишите слова, раскрывая скобки.

От слов в скобках образуйте сложные прилагательные. Запишите их по группам.

Образец: (пули метать) огонь – пулеметный огонь; (фрукты и ягоды) сок – фруктово-ягодный сок.

1 группа: слитное написание.

(проводить трубы) канал, (широкие плечи) мужчина, (пять этажей) дом, (белый ствол) береза, (защита от влаги) плащ.

2 группа: дефисное написание.

(русский и немецкий) словарь, (плоды и ягоды) растения, (красный и оранжевый) диск,(кислый и сладкий) чай, (юг и запад) ветер, (шахматы и шашки) турнир.

5. Подберите подходящие по смыслу слова.

Пол..название планеты, пол… название континента, пол…название государства, пол…название столицы государства, пол….название города,пол…название острова, пол..название горы,пол…название озера.пол..название реки.

6. Запишите прилагательные, выделите суффиксы.

 Мужестве(н/нн)ый, торжестве(н/нн)ый, государстве(н/нн)ый, царстве(н/нн)ый.

Авиационный, традицио(н/нн)ый, порцио(н/нн)ый, эволюцио(н/нн)ый.

Глиня(н/нн)ый, серебря(н/нн)ый, песча(н/нн)ый, ржа(н/нн)ой, кожа(н/нн)ый, ледя(н/нн)ой.

Кури(н/нн)ый, журавли(н/нн)ый, ути(н/нн)ый, пчели(н/нн)ый, лебеди(н/нн)ый.

Стари(н/нн)ый, карти(н/нн)ый, карто(н/нн)ый, баше(н/нн)ый, маши(н/нн)ый, каме(н/нн)ый.

- в 7 классе для учащихся с низким и средним уровнем подготовки: 

1. Опираясь на изученные правила, к  каждому пункту в таблице запишите примеры.

Пишется мягкий знак

Не пишется мягкий знак

  1. Сущ. ж.р., 3-е склонение
  2. Наречие
  3. Глагол во 2-ом лице
  4. Глагол в повелительном наклонении
  5. Глагол в инфинитиве
  1. Сущ. м.р.
  2. Сущ. во мн.ч.
  3. Краткое прилагательное
  4. Наречия-исключения

Капроновый плащ, изящная вещь, горечь обиды, ряд неудач, мороз жгуч, разжечь костёр, предостеречь от ошибки, уйти прочь, ударить наотмашь, квас шипуч,  упасть навзничь, небо всё сплошь в тучах, взять реванш, ненужная роскошь, невтерпёж узнать, бережёшь необходимые вещи, настежь открыть двери, подрежьте ветки сирени, кофе горяч, радость неожиданных встреч, ляжешь спать пораньше, потихоньку встанешь, пора уж идти, выйти замуж.

2. Спишите, раскрывая скобки. Пользуйтесь правилом.

  • Глагол: (не)ответишь, (не)было, (не)прячьте, (не)режьте, (не)ставьте, (не)торопишься;
  • Деепричастие: (не)торопясь, (не)читая, (не)открывая;
  • Существительное: (не)приятель, (не)правда, (не)известность;
  • Прилагательное: (не)вежливый, (не)опасный, (не)известный,(не)лестный; (не)красив, (не)хорош, (не)свеж, (не)горяч; вовсе (не)надежный, ничуть (не)горячо, нисколько (не)хорош, отнюдь (не)похож;
  • Наречие: (не)горячо, (не)хорошо, (не)известно, (не)опасно;
  • Причастие:  (не)просохшие дорожки, (не)просохшие после дождя дорожки, (не)сжатая рожь, ещё (не)сжатая рожь, (не)замерзающая речка, (не)замерзающая зимой речка.

3. Выполните задание по образцу. Пользуйтесь словами для справок.

Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный континент, (не)видимый след, (не)занятый работник, (не)меняющийся пейзаж, (не)прочитанный роман, (не)замеченная ошибка, (не)защищенный человек.

Слова для справок: никем, в темноте, делом, никогда, до конца, учителем, от дождя.

4.Запишите словосочетания с причастиями по группам. Обратите внимание на слитно/раздельное написание причастий с частицей не.

1 группа: полное причастие без зависимого слова;

2 группа: полное причастие с зависимым словом;

3 группа: краткое причастие.

Неизученный материал, не изученный на уроке материал, материал не изучен;

Неосвещённое помещение, не освещённое солнцем помещение, помещение не освещено;

Неоправданное волнение, ничем не оправданное волнение, волнение не оправдано.

  1. От прилагательных, порядковых числительных, местоимений образуйте наречия по образцу, выделите приставки и суффиксы.

Образец: весенний – по-весеннему, третий – в-третьих.

Видимый, военный, твой, наш, другой, прежний, дружеский, соседский, первый, второй, рыбацкий, волчий, медвежий, рысий, лисий, заячий.

6.Распределите слова по группам.

Дефисное написание слов

Приставка ПО- и суффиксы –ОМУ, -ЕМУ, -И, -СКИ, -ЦКИ, ЖЬИ, -ЧЬИ, -СЬИ, -БЬИ

Приставка ВО-(В-) и суффиксы –ЫХ, -ИХ

С приставкой КОЕ- и суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ

(По)весеннему, (по)видимому, как(либо), (в)пятых, (по)моему, куда(то), (по)актерски, (по)заячьи, когда(нибудь), (кое)кто, (по)флотски, (по)рыбьи, (во)первых, (кое)где, (по)дружески, (в)третьих, (по)военному, (кое)как, кто(то).

 

7. Спишите сначала сложные прилагательные, выделите в них корни, затем – наречия, выделите  приставки и суффиксы.

По-весеннему, трубопроводный канал, широкоплечий мужчина, как-либо, в-пятых,   пятиэтажный дом, шахматно-шашечный турнир,  по-видимому, по-моему, куда-то, белоствольная береза, влагозащитный плащ, русско-немецкий словарь,  плодово-ягодные растения, по-рыбьи, во-первых, красно-оранжевый диск, кисло-сладкий чай,  юго-западный ветер,  по-заячьи, когда-нибудь, по-флотски, кое-где, по-дружески.

8. Распределите словосочетания на две группы (с отглагольными прилагательными и причастиями).Рядом запишите глагол, от которого образовалось слово, укажите его вид. Укажите наличие зависимого слова у причастия. Обратите внимание на написание суффикса н/нн в словах.

Гашёная известь, гашённая водой известь; крашеный пол, крашенный охрой пол; мазаная хата, мазанная глиной хата; чищеная обувь, чищенная щёткой обувь; кошеный луг, кошенный летом луг; гранёный камень, гранённый на станке камень.

9. От полных причастий образуйте краткую форму, выделите суффиксы, обратите внимание на количество букв н.

Привезённое – привезёно, закопчённое, заострённое, залеченное, полученное, сломленное, написанное, оконченное, выделенное.

- в 7 классе для учащихся с высоким уровнем подготовки:

1. Запишите словосочетания. К каждой группе слов в таблице напишите пояснение.

Пишется мягкий знак после шипящего

Не пишется мягкий знак после шипящего

  1. Изящная вещ.., гореч.. обиды, ненужная роскош..
  2. Уйти проч.., ударить наотмаш.., упасть навзнич.., небо всё сплош.. в тучах, настеж.. открыть двери
  3. Бережёш.. необходимые вещи, ляжеш.. спать пораньше, потихоньку встанеш..
  4. Подреж..те ветки сирени
  5. Разжеч.. костёр, предостереч.. от ошибки.
  1. Капроновый плащ.., взять реванш..
  2. Ряд неудач.., радость неожиданных встреч..
  3. Мороз жгуч.., квас шипуч.., кофе горяч..
  4. Невтерпёж.. узнать, пора уж.. идти, выйти замуж..

 

2. Спишите, раскрывая скобки. В каждой группе слов определите часть речи и грамматическую форму.

  • (не)ответишь, (не)было, (не)прячьте, (не)режьте, (не)ставьте, (не)торопишься;
  • (не)торопясь, (не)читая, (не)открывая;
  • (не)приятель, (не)правда, (не)известность;
  • (не)вежливый, (не)опасный, (не)известный,(не)лестный;
  • (не)горячо, (не)хорошо, (не)известно, (не)опасно;
  • (не)красив, (не)хорош, (не)свеж, (не)горяч;
  • вовсе (не)надежный, ничуть (не)горячо, нисколько (не)хорош, отнюдь (не)похож;
  • (не)просохшие дорожки, (не)просохшие после дождя дорожки, (не)сжатая рожь, ещё (не)сжатая рожь, (не)замерзающая речка, (не)замерзающая зимой речка.

3.Запишите следующие словосочетания, добавив к причастиям зависимые слова. Объясните их правописание.

Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный континент, (не)видимый след, (не)занятый работник, (не)меняющийся пейзаж, (не)успокоенный разум, (не)прочитанный роман, (не)замеченная ошибка, (не)защищенный человек.

4.Спишите, раскройте скобки, укажите условие слитного/раздельного написания причастия с не.

(Не)изученный материал, (не)изученный на уроке материал, материал (не)изучен; (не)освещённое помещение, (не)освещённое солнцем помещение, помещение (не)освещено; (не)оправданное волнение, ничем (не)оправданное волнение, волнение (не)оправдано.

5.Образуйте наречия по образцу, выделите приставки и суффиксы, рядом запишите, от какой части речи образовано наречие.

Образец: весенний – по-весеннему, третий – в-третьих.

Видимый, военный, твой, наш, другой, прежний, дружеский, соседский, первый, второй, рыбацкий, волчий, медвежий, рысий, лисий, заячий.

6.Спишите наречия, объясните написание.

(По)весеннему, (по)видимому, как(либо), (в)пятых, (по)моему, куда(то), (по)актерски, (по)заячьи, когда(нибудь), (кое)куда, (по)флотски, (по)рыбьи, (во)первых, (кое)где, (по)дружески, (в)третьих, (по)военному, (кое)как, как(то).

7. Спишите сначала сложные прилагательные, выделите в них корни, затем – наречия, выделите  приставки и суффиксы. Объясните слитное/дефисное написание слов.

(По)весеннему, (трубо)проводный канал, (широко)плечий мужчина, как(либо), (в)пятых,   (пяти)этажный дом, (шахматно)шашечный турнир.  (по)видимому, (по)моему, где(то), (по)актерски,  (бело)ствольная береза, (влаго)защитный плащ, (русско)немецкий словарь,  (плодово)ягодные растения, (по)рыбьи, (во)первых, (красно)оранжевый диск, (кисло)сладкий чай,  (юго)западный ветер,  (по)заячьи, когда(нибудь), (по)флотски, (кое)где, (по)дружески.

8. Запишите причастия и отглагольные прилагательные. Раскройте скобки. Выделите приставки и укажите вид в словах первой группы. Подчеркните концовку –ованный в словах второй группы. Укажите наличие или отсутствие зависимого слова в третьей группе.

  1. Прочитанный (СВ), построе(н/нн)ый, убра(н/нн)ый, сыгра(н/нн)ый, увлечё(н/нн)ый.
  2. Маринованный, асфальтирова(н/нн)ый, газирова(н/нн)ый, адресова(н/нн)ый.
  3. Жареная рыба (прил.) – рыба, жаренная в масле (прич.+З.С.); печё(н/нн)ая картошка – картошка, печё(н/нн)ая в золе; мороже(н/нн)ое мясо – мясо, мороже(н/нн)ое в холодильной камере; туше(н/нн)ые овощи – овощи, туше(н/нн)ые в молоке.

9. От данных глаголов полные и краткие причастия, отглагольные прилагательные, запишите словосочетания, выделите суффиксы.

Выгладить – выглаженная рубашка, рубашка выглажена;

Выращивать, высаживать, воспитывать, обучать, построить, распилить, красить, белить, асфальтировать, кроить, гладить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания 4-7 ЕГЭ русский язык. Тренировочные упражнения.

Репетитор ЕГЭ/русский язык. Тренировочные упражнения в необычной форме....

Упражнения для решения задания 7 (ЕГЭ по русскому языку)

Тренировочные упражнения для работы над заданием 7 (ЕГЭ по русскому языку). Задания наоборот....

Тренировочные упражнения для решения задания 6 (ЕГЭ по русскому языку)

Задание 6 часто вызывает трудности, так как знание грамматических форм частей речи  не всегда основательное у детей. Предлагается несколько тренировочных заданий, которые успешно можно прорешать ...

карточки для отработки задания №3 ОГЭ по русскому языку

карточки для отработки задания №3 ОГЭ по русскому языку (пунктуационный анализ)...

Теория и отработка задания 26 ЕГЭ по русскому языку

Задание пригодится учителям, работающим в старших классах....

Мастер-класс по отработке задания 17 ЕГЭ по русскому языку

В рамках подготовки к экзаменам по русскому языку отобраны задания по теме "Обособленные члены предложения".Материал предназначен для проверки знаний учащихся.Задания взяты с платформы "...