Подготовка к сочинению ОГЭ (рабочий лист)
рабочие листы по русскому языку (9 класс)

Для текстов для сочинений ОГЭ из ОБЗ ФИПИ составила опорные листы, с помощью которых ученики могут писать сочинения при подготовке к экзамену.

Скачать:


Предварительный просмотр:

По Н.А. Татаринцеву (Каким должен быть настоящий друг?)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала:

– Слушайте, люди! (3)Меня уже достала эта химия!

(4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией:

– А кого она не достала!

(5)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (6)Наш класс считался образцовым. (7)В нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! – предупредил нас Витёк Носков.

(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов. (11)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.

– (12)Василёк, ты чего присох?! – крикнул Носков. – (13)Времени, понимаешь, в обрез: весь класс когти рвёт...

– (14)А я разве не пускаю вас? – ответил Петруха.

(15)Носков злобно прищурился:

– Петруха! (16)Против коллектива идёшь!

– (17)Я что-то не так делаю? (18)Вам не надо – вы ухόдите, мне надо – я остаюсь.

– (19)Кончай, говорю, писáть и давай собирайся...

– (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – сострила Болдырева.

– (21)Петруха, трус, предатель!

(22)Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.

– (23)Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных? (24)Только знай: подхалимов нигде не любят! (25)Так что ты взвесь, что тебе дороже: оценка за полугодие или наше отношение! – грозно промолвил Носков. (26)Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева.

– (27)Я никуда не пойду!

– (28)Ну смотри! – сказал Носков и с непримиримой злостью посмотрел на отступника.

(29)Но внезапно от нас отделился Игорь Елисеев. (30)Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

– (31)А ты чего, Гарри? – недоумённо спросил Носков.

– (32)Я тоже остаюсь...

– (33)Друга, что ли, спасаешь? – Носков хмыкнул.

– (34)Да, спасаю. (35)У его матери инфаркт был, начнётся канитель с нашим побегом – её в школу начнут дёргать... (36)Бог знает, чем это кончится! – ответил Елисеев.

– (37)Хоть бы химичка тебя спросила и закатила пару! – прорычал взбешённый Носков и плюхнулся на свой стул. (38)Все остальные, разочарованно охая, вернулись на свои места.

(39)Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. (40)Настоящий друг!

(По Н.А. Татаринцеву*)

* Николай Алексеевич Татаринцев (род. в 1947 г.) – российский писатель-публицист.

13.1 Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос: «Зачем нужны эпитеты в тексте?».

Эпитеты выделены в тексте. Можно взять любые два в качестве примера.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Васильев и Елисеев сидели передо мной, и я видел, как Петруха посмотрел на Игоря, листавшего учебник, задержал на нём благодарный взгляд и легонько тронул его за локоть, а тот ободряюще кивнул ему в ответ. Настоящий друг!»

Смысл фразы: настоящий друг поддержит в любой ситуации, он знает твои переживания. Игорь знает, что мама Петрухи после инфаркта, поэтому, не боясь осуждения, остается с Петрухой. И Васильев благодарен за это другу.

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Каким должен быть настоящий друг?». Дайте определение понятию ДРУЖБА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Подсказка: настоящий друг знает о тебе многое, ему важны твои переживания. Он не боится идти против всех, чтобы поддержать тебя. Он не просит благодарности за свою помощь.



Предварительный просмотр:

(1)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес.

(5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.

(6)Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». (7)А дралась она действительно здорово.

(8)Причём (и это всегда удивляло и учеников, и учителей) она всегда дралась без причины. (9)Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было никакой – всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из круга, забавляясь его беспомощностью. (10)А мальчишка просто был сердечником, и просто ему уже было плохо, но он никак не мог вырваться.

(11)«Совсем озверели, – налетев со спины, Агния повалила одного из старшеклассников на землю и протянула мальчику руку, – идём!»

(12)Тот, пошатываясь от слабости, шагнул к ней из окружения.

(13)«Агни, наглеешь…» – раздался за его спиной угрожающий шёпот.

(14)И старшеклассник, сплюнув, поднялся с земли.

(15)Агния рывком оттащила мальчика за спину.

(16)«Беги!» – приказала она, оттолкнув его, и шагнула навстречу противникам.

(17)Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её с каждым ударом. (18)Но Агния никогда не сдавалась. (19)Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не сдавалась она никогда. (20)Поэтому били её всегда очень жестоко. (21)А в этот раз всё должно быть ещё хуже, наверное.

(22)Старшеклассник с рассечённой губой шагнул к девушке первым, противно ухмыляясь и разминая кулаки. (23)Слышно было, как они похрустывают.

(24)Агния только усмехнулась и сбросила кожаную сумку на землю. (25)Всё будет значительно хуже, чем всегда.

– (26)Я в милицию звоню! – раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. – (27)Я уже звоню! (28)Отойдите от неё!

(29)Щуплый семиклассник Витька с дрожащими от страха губами и полными слёз глазами поднял сотовый телефон над головой. (30)И в первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его.

(31)Но потом они разглядели в его взгляде нечто, чего не видели прежде. (32)Это была решимость.

– (33)Отойдите от неё! – сорвавшись на истерический визг, повторил Витька.

(34)И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.

– (35)В другой раз.

(36)Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

(37)Посмотрев на Витьку, Агния слабо улыбнулась и провела ладонью по его волосам.

– (38)Ты молодец. (39)Смелый.

– (40)Я не смелый… – возразил Витька тихо.

– (41)Я сказала: смелый, – повторила Агния. – (42)Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. (43)Настоящую ответственность.

(44)Мальчишка-сердечник, всё еще синий от слабости, смотрел на них мутными глазами и ничего не понимал…

(По Н. Айне*)

* Нара Айна – современная детская писательница.

13.1 Напишите сочинение-рассуждение, ответьте на вопрос «Зачем в тексте используется многоточие?»

В устной речи важные моменты и эмоции мы выражаем паузами, а в письменной речи – знаками препинания.

Можно использовать примеры:

3-4 предл. 4 предл. после точки как бы подчеркивает равнодушие окружающих, у них только спортивный интерес.

Предл.26-28 – эмоции Витьки, ему страшно.

Предл. 40 – состояние Витьки после ситуации.

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:«– Я сказала: смелый, – повторила Агния. Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. Настоящую ответственность».

Агния объясняет, как она понимает слово СМЕЛЫЙ.

Примеры:

Агния СМЕЛАЯ, потому что….

Витька СМЕЛЫЙ, потому что…

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём заключается решимость человека?». Дайте определение понятию РЕШИМОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Решимость – это…Мы можем назвать человека РЕШИТЕЛЬНЫМ, если…

Примеры:

У Агнии есть решимость, потому что…

Витьку можно назвать решительным и смелым человеком, потому что..

Или пример из жизни

Кто-то кому-то помогает, несмотря на сложность ситуации или опасность….



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, –земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

(2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.

(6)Один, только один раз земля не уберегла меня…

(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда.

(9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.

(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.

(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.

(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:

– Сынок… (27)Сынок, родненький…

(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:

– Мама. (33)Мамочка…

(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.

(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1923–1996) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, сценариев игровых и анимационных фильмов.

13.1 Напишите сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос: «Для чего нужен абзац?»

1 абзац

Перед нами высказывание Л.В.Щербы: «Абзац, или красная строка,….» Действительно, абзац (красная строка) указывает читателю, что с этого места начнется какая-то новая мысль. Примеры этому найдем в тексте Ю.Я.Нагибина.

2 абзац

В тексте выделены абзацы, их можно использовать.

Предложения 2-5 объединены в абзац. Они содержать мысль о том, что….

Предложения 37-38 выделены в один абзац. Это помогает понять, что …

3 абзац

Таким образом, Л.В.Щерба  прав: абзацы нужны для….

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама».

1 абзац

В тексте Ю.Нагибина фрагмент: «И вдруг я подумал...» Автор хотел сказать, в трудные и страшные моменты человек всегда зовет маму, как единственного человека, который защитит и спасет. Примеры этому найдем в тексте.

2 абзац

Автор был тяжело ранен на войне (смотрите предл.7-12. Перескажите, что чувствовал….)

3 абзац

В этот момент он позвал маму... И помощь пришла…. (перескажите коротко предл.17-25, 34-36)

4 абзац

Ю.Нагибин своим текстом помогает нам понять, что…

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему в жизни человека важна мама?». Дайте определение выражению МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

1 абзац

Материнская любовь – это самая сильная, постоянная и бескорыстная, наиболее священная изо всех эмоциональных связей. Мама очень важна в жизни каждого человека, потому что именно она поможет в любой ситуации. Мы чувствуем в ней защиту. Примеры этому найдем в тексте Ю.Нагибина или (Примеры этому найдем в тексте Ю.Нагибина и в жизненном опыте)

2 абзац

Герой рассказа на войне вспоминает, что мама его учила… (см.предл.2-5)

3 абзац

После ранения герою плохо. И он зовет маму. Его мама умерла в блокадном Ленинграде (предл.34). Но на помощь пришла….

Рассказчик делает вывод…. (предл.36)

или пример из жизни

Моя мама…..

4 абзац

Я надеюсь, что…(должно быть связано с первым абзацем по смыслу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист. Подготовка к сочинению. Маковский "Дети, бегущие от грозы"

Рабочий лист предназначен для подготовки к сочинению по картине Маковского "Дети, бегущие от грозы". Сделайте Ваш урок увлекательным, ребята могут работать с листом как на уроке, так и дома....

Сочинение-рассуждение по картине Е. В. Сыромятниковой "Первые зрители". Рабочий лист

Рабочий лист поможет учащимся написать сочинение-рассуждение по картине Е.В.Сыромятниковой "Первые зрители". Учащиеся познакомятся с биографией художника, вспомнят структуру сочинения-рассуж...

Рабочий лист для подготовки к сочинению-описанию по картине В.М. Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

Рабочий лист для подготовки к сочинению-описанию по картине В.М. Васнецова "Иван-царевич на сером волке" содержит необходимую для написания сочинения информацию: биографическая справка об ав...

Рабочий лист "Итоговое сочинение"

Рабочий лист "Итоговое сочинение"...

Пособие по подготовке к итоговому сочинению со ссылками на тексты художественных произведений и подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку

В пособии есть как итоговые сочинения по литературе, так и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку, которые были написаны после обсуждения с выпускниками, также есть подробная инструкция, которая по...