Повторение. Правописание суффиксов слов разных частей речи
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

систематизировать и обобщить знания учащихся о правописании суффиксов слов разных частей речи; совершенствовать умения применять правила правописания суффиксов на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_suffiksov_v_raznyh_chastyah_rechi.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: Русский язык 9 класс Аблякимова А.И.

Тема: Повторение. Правописание суффиксов слов разных частей речи

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели и задачи урока:

Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся о правописании суффиксов слов разных частей речи; совершенствовать умения применять правила правописания суффиксов на практике.

Развивающая:способствовать формированию развития быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

Воспитательная:формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку; уметь работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений;

Планируемые результаты :

Предметные: знание и применение правил правописания суффиксов разных частей речи.

Метапредметные:уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства; в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам.

Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому, самосовершенствованию.

Оборудование:

Ход урока:

1) Организационный этап.

2)Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Какие части речи вы знаете?

Существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное, предлог, союз, частица, междометие.

  1. Почему важно знать правила написания суффиксов?

Чтобы писать грамотно, правильно строить слова, выбирать нужную орфограмму.

  1. Назовите примеры слов с суффиксами разных частей речи.

Учитель — учительница (существительное), весёлый — весёленький (прилагательное), прыгать — прыгнуть (глагол), быстро — быстренько (наречие).

3)Постановка цели урока и мотивация

– Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Повторять правила написания суффиксов, учиться применять их на практике.

4)Повторение теории

– Давайте вспомним основные правила правописания суффиксов.

  1. Как пишутся суффиксы -ик/-ек в существительных?

-ик пишется, если при изменении слова суффикс не выпадает: ключик — ключика. -ек пишется, если при изменении слова суффикс выпадает: замочек — замочка.

  1. Как различить суффиксы -инк- и -енк-?

-инк- пишется в существительных, образованных от слов на -ина: паутинка (паутина), -енк- — в остальных: вишенка.

  1. Как пишутся суффиксы -чив-, -лив- в прилагательных? -чив-, -лив- всегда пишутся через и: заботливый, обидчивый.
  2. Как пишутся суффиксы причастий -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-? -ущ-/-ющ- — образованные от глаголов 1 спряжения, -ащ-/-ящ- — образованные от глаголов 2 спряжения.

5) Практическая работа

1. Задание на доске (работа в парах, )

Задание: Вставьте пропущенные буквы в суффиксах, объясните выбор.

  1. Лес…нка, учен…к, замоч…к, лисич…ка, виш…нка, ключ…к, песоч…к
  2. Весёл…нкий, заботл…вый, обидч…вый
  3. Реша…щий, чита…щий, прыга…щий

Ответы: лесенка, ученик, замочек, лисичка, вишенка, ключик, песочек; весёленький, заботливый, обидчивый; решающий, читающий, прыгающий.

Мини-викторина (устно, 5 мин)

Вопросы:

  1. Какой суффикс пишется в слове "горош…к"?

-ек (горошек)

  1. Какой суффикс в слове "солом…нка"?

-инк- (соломинка)

  1. Как пишется суффикс в слове "пуг…вый"?

-лив- (пугливый)

. Самостоятельная работа (5 мин)

Задание: Выполните задание: вставьте пропущенные буквы, подчеркните суффиксы.

  1. Молоч…к, учительн…ца, лес…нка, голубч…к, сини…ка
  2. Надеж…ный, лен…вый, обидч…вый
  3. Прыга…щий, вид…щий, реша…щий

Ответы: молочник, учительница, лесенка, голубчик, синичка;

надёжный, ленивый, обидчивый;

прыгающий, видящий, решающий.

6) Контроль знаний

Задание: Выполните тест (устно, фронтально):

  1. В каком слове пишется суффикс -ик-?
  • а) ключ…к
  • б) замоч…к
  • в) песоч…к

Ответ: а) ключик

  1. В каком слове суффикс -енк-?
  1. а) виш…нка
  2. б) груст…нка
  3. в) паут…нка

Ответ: а) вишенк

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание Н-НН в словах разных частей речи

Презентация используется при подготовке к ЕГЭ в 11 классе , ГИА в 9 классе, повторении пройденного материала в 7 классе общеобразовательной школы....

Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи

Можно использовать как проверочный тест после изчения темы "Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи"....

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Правописание не с разными частями речи (повторение)".

Презентация содержит теоретический материал для повторения и задания по темам, изученным в средней школе. Последние слайды презентации - задания ЕГЭ, соответствующие пункту 6.11. "Слитное и разде...

Подготовка к ОГЭ-2021 Орфографический анализ. Написание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи

Работа содержит задания с сайта  ФИПИ по теме "Написание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи"...

Русский язык. Повторение по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Представленный материал обобщает ищученное по правописанию частицы НЕ с разными частями речи. Возможно использование для дистанционного обучения....