"Функциональные разновидности языка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
научить различать функциональные типы речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Функциональные разновидности языка.
Цель: Познакомить учащихся с понятием «функциональные разновидности языка», научить различать разговорный и книжный стили речи.
Задачи:
• Образовательные:
• Сформировать представление о функциональных разновидностях языка.
• Научить различать разговорный и книжный стили речи по их основным признакам.
• Обогатить словарный запас учащихся.
• Развивающие:
• Развивать умение анализировать текст.
• Развивать устную и письменную речь учащихся.
• Развивать логическое мышление и внимание.
• Воспитательные:
• Воспитывать интерес к русскому языку.
• Воспитывать культуру речи.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: Словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация), практические (упражнения, работа с текстом).
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал (тексты, таблицы).
Ход урока:
I. Организационный момент (1-2 минуты)
II. Актуализация знаний (5-7 минут)
• Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, где мы используем русский язык? (В школе, дома, на улице, в интернете и т.д.)
• Учитель: Всегда ли мы говорим одинаково? Приведите примеры. (Разговор с другом и выступление перед классом – разные ситуации)
• Учитель: Почему так происходит? (Зависит от ситуации, цели общения, адресата)
III. Целеполагание и мотивация (3-5 минут)
• Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как меняется наш язык в зависимости от ситуации. Мы познакомимся с понятием "функциональные разновидности языка" и научимся различать разные стили речи.
• Слайд 1 (Презентация): Тема урока "Функциональные разновидности языка".
• Учитель: Зачем нам это нужно? (Чтобы правильно говорить и писать в разных ситуациях, чтобы понимать других людей).
IV. Изучение нового материала (15-20 минут)
• Слайд 2 (Презентация): Определение "Функциональные разновидности языка" – это система языковых средств, используемая в определенных сферах общения.
• Учитель: Функциональные разновидности языка называют еще стилями речи. Каждый стиль имеет свои особенности в использовании слов, грамматических конструкций и интонации.
• Слайд 3 (Презентация): Основные функциональные стили речи:
• Разговорный
• Научный
• Официально-деловой
• Публицистический
• Художественный
• Учитель: Сегодня мы подробно остановимся на двух самых распространенных стилях: разговорном и книжном.
• Слайд 4 (Презентация): Сравнительная характеристика разговорного и книжного стилей:
| Характеристика | Разговорный стиль | Книжный стиль |
|-----------------------|-----------------------------------|------------------------------------|
| Цель общения | Обмен информацией, эмоциями | Передача информации, воздействие |
| Сфера применения | Бытовое общение | Наука, образование, литература, СМИ |
| Основные черты | Неофициальность, эмоциональность, простота | Официальность, точность, логичность |
| Языковые особенности | Разговорные слова, упрощенные конструкции, междометия, жесты, мимика | Книжные слова, сложные предложения, термины, отсутствие эмоциональности |
• Учитель: Давайте рассмотрим примеры, чтобы лучше понять разницу между этими стилями.
• Слайд 5 (Презентация): Два текста:
• Разговорный стиль: "Привет! Как дела? Слушай, вчера такой фильм классный смотрела! Вообще улет!"
• Книжный стиль: "Здравствуйте! Как ваше самочувствие? Вчера я посмотрела художественный фильм, который произвел на меня сильное впечатление."
• Учитель: Чем отличаются эти тексты? (Использованием слов, построением предложений, эмоциональностью).
V. Закрепление изученного материала (15-20 минут)
• Упражнение 1 (устно): Учитель произносит фразы, а учащиеся определяют, к какому стилю они относятся.
• "До свидания, Иван Петрович." (Книжный)
• "Пока, Ваня!" (Разговорный)
• "Согласно статье 34..." (Книжный)
• "Ну, это... как его..." (Разговорный)
• "Температура тела повышена." (Книжный)
• "Что-то у меня жар." (Разговорный)
• Упражнение 2 (письменно, индивидуально): Раздаточный материал с двумя текстами. Задание: определить стиль каждого текста и указать основные признаки, по которым вы это сделали.
• Текст 1: "Вчера вечером я завалился к Коляну, а он такой: "Здорово!". Мы с ним телек позырили, потом в комп порубились. Классно время провели!"
• Текст 2: "Вчера вечером я посетил дом своего друга Николая. Он приветливо встретил меня. Мы провели время за просмотром телевизионных передач и компьютерными играми. Времяпрепровождение было весьма приятным."
• Обсуждение выполненных заданий.
• Упражнение 3 (коллективно): Предложить учащимся перевести фразу из разговорного стиля в книжный и наоборот.
• Пример: "Чё припёрся?" (Книжный вариант: "Что вас привело?")
• Пример: "Будьте добры, передайте, пожалуйста, соль." (Разговорный вариант: "Передай соль, пожалуйста.")
VI. Рефлексия (3-5 минут)
• Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?
• Учитель: Что было самым интересным?
• Учитель: Что было самым трудным?
• Учитель: Как вы думаете, пригодится ли вам эта информация в жизни?
• Самооценка: Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание (1-2 минуты)
• Написать небольшой текст (5-7 предложений) на тему "Мой любимый питомец" в разговорном стиле.
• Повторить материал урока.
Дополнительные материалы (для учителя):
• Презентация: (Прилагается отдельным файлом).
• Таблица для раздаточного материала (Упражнение 2):
| Текст | Стиль речи | Признаки стиля |
|-------|------------|-----------------|
| 1 | | |
| 2 | | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционный урок для 5 класса по теме «Функциональные разновидности языка. Стили речи»
Урок русского родного языка в 5 классе Дата проведения: 20 апреля Тема урока: «Функциональные разновидности языка. Стили речи»1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.1) НАБЛЮДЕНИЕ.1) Прочитайте...

открытый урок по русскому языку в 5 классе "Функциональные разновидности языка"
Открытый урок дан в рамках обучающего семинара для студентов 2 курса Самарского государственного социально-педагогического университета.Для достижения планируемых результатов ...

Контрольная работа. "Текст. Функциональные разновидности языка"
Контрольная работа. "Текст. Функциональные разновидности языка"...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Функциональные разновидности языка"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Функциональные разновидности языка»Цель: расширить знания учащихся о стилях речи; дать понятие о функциональных разновидностях языка; отр...


