Конспект урока и рабочий лист по русскому языку 7 класс "Действительные и страдательные причастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Данный конспект разработан специально для педагогов, преподающих русский язык в седьмом классе общеобразовательных школ. Основная цель урока заключается в формировании у учеников понимания сути действительных и страдательных причастий.

Материал структурирован таким образом, чтобы ученики могли последовательно освоить ключевые моменты, научиться распознавать смысловое отличие между действиями, производимыми объектом самостоятельно («действительные»), и теми, которые направлены на объект извне («страдательные»). Этот подход обеспечивает глубокое осознание законов образования и правильного использования причастий.

Каждый этап урока сопровождается подробными рекомендациями для преподавателя, включающими диалоги, задания и готовые ответы.

Особое внимание уделяется активизации познавательной активности учащихся: предполагается выполнение заданий, направленных на самостоятельный поиск примеров, классификацию и формулирование выводов учениками. Таким образом, обеспечивается не только формирование базовых теоретических знаний, но и развитие важнейших учебных компетенций, таких как внимательность, способность к рассуждению и аргументации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prichastiya.zip1020.67 КБ

Предварительный просмотр:

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Причастие как особая форма глагола 20ч.

Тема урока 

Действительные и страдательные причастия

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: необходимость в формировании  новых знаний, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, формулировать и аргументировать собственное мнение, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Метапредметные

Базовые  логические действия:

совершенствование навыков микроисследования и анализа, умений сравнивать, анализировать.

базовые исследовательские действия:

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач.

Самоконтроль:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

Предметные: Определять основания для сравнения и сравнивать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Ключевые слова: причастие, прилагательное, глагол, действительное причастие, страдательное причастие.

Краткое описание: учебник «Русский язык. Учебник для 7 кл.» / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М. : 2013.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, решает организационные вопросы.

2. Мотивация и актуализация знаний

- Давайте вспомним, что такое причастие. (Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, а значит, совмещает в себе признаки 2-х частей речи: прилагательного и глагола.


Морфологические признаки. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и в единственном числе по родам.
Синтаксическая роль. В предложениях причастия бывают определениями, реже сказуемыми)

-Проанализируйте пары слов и определите разницу в их значениях. Какую закономерность вы заметили?

Рисующий (акварелью) — рисуемый (в воображении).

Произносящий (слово) — произносимое (слово).

Подписывающий (документ) — подписываемый (документ).

-Первое слово в паре обозначает признак по действию, которое совершает предмет, а второе - признак предмета, возникший у него под воздействием другого предмета. Первое слово в паре называется действительным причастием, а второе – страдательным.

- Сформулируйте цель урока, используя слова – «помощники».

 Повторим                           Я повторю

Изучим                               Я узнаю

Узнаем                                Я научусь

Проверим                            Мне пригодится

3. Изучение нового материала

-Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.

Рассмотрите словосочетания:

умывающийся малыш 

умываемый мамой малыш

Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.

Умывающийся малыш – тот, который умывается сам, –действительное причастие.

Умываемые мамой малыш, - тот, которого умывает мама, - страдательное причастие.

Как же отличить страдательное причастие от действительного?

От страдательных причастий можно задать вопрос кем? и предположить, кто может совершить действие над предметом, то есть поставить существительное в форме творительного падежа.

Например:

услышанный звук

Услышанный (кем?) охотником звук.

Принесенная весть

Принесенная (кем?) гонцом весть

А после действительных причастий можно поставить слово сам

Например:

Темнеющий лес

Лес темнеет сам

Дрожащий зверёк

Зверёк дрожит сам

Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий!

Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящее время

-ущ (-ющ) –  I спр.

-ащ (-ящ) – II спр.

 несущий, поющий, держащий, смотрящий

- ом (-ем) – I спр.

-им – II спр.

 ведомый, читаемый ,гонимый

Прошедшее время

-вш-, -ш-

 прочитавший ,нёсший

-ен-, -енн-, -нн-, -т-

 унесённый, прочитанный, вышитый, открытая

4. Первичное закрепление знаний

 Перед ребятами три анимационных картинки. К каждой картинке надо составить по два словосочетания (с действительным и страдательным причастием) и записать их в тетрадь. Нажав кнопку мыши, учитель открывает ответы:

  • тучка, закрывающая солнце (действ.); солнце, закрываемое тучкой (страд.);
  • мальчик, поймавший рыбу (действ.); рыба, пойманная мальчиком (страд.);
  • человек, разрезающий ленту (действ.); лента, разрезанная человеком (страд.).

Выполнение заданий на рабочих листах

1. Задание на рабочем листе выполняется по вариантам: первый вариант выписывает предложения с действительными причастиями, второй вариант - со страдательными, вставляя пропущенные орфограммы.

1. Солнце выглянуло на расчищ..нном небе.

2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

4. Между шкафов были проходы, завал..нные грудами книг.

5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

6. Дерев...нный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

8. Послышались звуки грузовика, пробира...щегося по посёлку.

9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

По слайду ученики проверяют, правильно ли они выполнили задание.

2. Работа в парах: распределить слова по столбикам: 
Страдательные причастия Действительные причастия
колеблемый ветром колеблющийся тростник
ожидаемый пассажирами ожидающий пассажир
провожаемый взглядом уважающий старших
выращенный лес провожающий маму

3.Напишите сочинение-миниатюру(3-5 предлоежний) «Осенняя пора» с использованием действительных и страдательных причастий. Опорные слова: упавшие, капающая, желтеющие, улетающие, покрытая, бегущие, шуршащие.

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  вылин..вший, обеспоко..нный

2)  обещ..нный, огнедыш..щий

3)  немысл..мое (дело), застрел..шь

4)  измуч..нный, (птица) щебеч..т

5)  (они) противореч..т, (они) тащ..т

5. Представьте себе, что вы работаете корректором в печатном издании. Откорректируйте предложения, используя действительные и страдательные причастия. 

Туча обл…гает полнеба и обещает скорый дождь.

Молодые деревья выр…сли за лето и стали более высокими.

Птиц… соб…раются в стаи и готовятся к дальнему перелету.

5. Рефлексия

Лист самооценки ученика    __________________________________________

1.Какова была цель урока?

2. Удалось получить результат?

3. Какую оценку ты бы себе поставил? Почему?

6. Домашнее задание

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

§16, упр. 104

(вам необходимо заключенные в скобки причастные обороты вставить в предложения, выбрав для них подходящее по смыслу место. Если причастный оборот окажется после определяемого слова, не забудьте выделить его запятыми. Укажите действительные и страдательные причастия.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал по русскому языку( 7 класс) "Страдательное причастие"

Материал поможет в доступной и интересной форме изучить сложную тему,  он способствует развитию интереса к урокам русского языка....

Открытый урок по русскому языку «Действительные и страдательные причастия»

Данный урок усвоения новых знаний;  (урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой деятельности.)Целью данного урока является со...

Технологическая карта урока русского языка "Действительные и страдательные причастия"

На уроке учащиеся знакомятся с действительными и страдательными причастиями; учатся отличать эти причастия друг от друга; конструируют тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку русского языка 7 класс Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Презентация к онлайн уроку по русскому языку 7 класс по теме "Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени"....

Рабочий лист по русскому языку "Правописание причастий"

Рабочий лист создан для отработки правописаний причастий...

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...