Исследовательская работа по русскому языку на тему "История русского отчества"
проект по русскому языку (5 класс)
Работа носит исследовательский характер и посвящена изучению истории возникновения и образования отчества на Руси. Цели и задачи соответствуют заданным исследованиям. В главе 1 подробно изучена история русского отчества, приведен языковой материал из древних источников. Автор успешно владеет филологической терминологией, ориентируется в словообразовательных способах, определяет закономерности возникновения тех или иных форм отчеств, опираясь на справочную литературу, которую описывает в главе 2.
Работа иллюстрирована диаграммами опроса учащихся и результатами комплексного анализа различных форм отчеств, представленных среди учащихся МБОУ Вильской средней школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 997.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа город Выкса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вильская средняя школа
Исследовательская работа
«Что скрывается за русским отчеством: история происхождения»
Гуманитарное отделение
Секция Филологическая
Работу выполнил(а):
Ученик 5 класса
Живов Семён Денисович
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Вильской средней школы
Никитаева Татьяна Васильевна
Виля, 2024 г.
Оглавление
Глава 1. Патронимы и история их происхождения. 4
История возникновения русского отчества. 4
1. 2. Закономерности образования форм русских отчеств. 6
Образование форм отчеств разных народов мира 10
Глава 2. Исследование современных патронимов. 11
Исследование наиболее частотных патронимов среди сотрудников МБОУ Вильской средней школы. 16
Проведение анкетирования среди учащихся 5 классов Вильской школы 18
Организация внеклассного мероприятия 19
Список использованной литературы 21
Введение
Исторически сложилось так, что в русской речевой традиции принято обращаться к старшим по имени-отчеству. Это правило этикета сформировалось так давно, что вряд ли современный человек задумывается, как к этому когда-то пришли люди, с чего началась история русского отчества, как образовывались первые его формы. Мы привыкли машинально обращаться в подобной форме и к малознакомым людям. Испокон веков обращением к русскому человеку по отчеству выражалось особое к нему уважение и почтение. Это сейчас, подражая европейским нормам общения, желая выглядеть «цивилизованно», мы с лёгкостью отворачиваемся от своих традиционных жизненных укладов.
В самом начале исследования мы выяснили, что существует целая наука, изучающая отчества – «патронимика», а само отчество именуется в ней как «патроним» (от греч. πατήρ — отец и όνομα — имя). Отчество – часть имени человека, присваиваемая ребёнку с рождения по имени отца.
Выбор темы определен возрастающим интересом подрастающего поколения к истории языка, возникновения различных явлений и отдельных тематических групп слов в нем. Что же касается отчества, считаю, что каждый человек должен знать его историю возникновения и образования, т.к. это влияет на знание истории не только своей семьи, но и страны в целом. Это положение определяет актуальность работы.
Цель исследования: изучить историю возникновения и образования отчества на Руси; провести комплексное исследование, связанное с распространённостью различных современных отчеств.
Объект исследования: история русского отчества.
Предмет исследования: отчества учащихся и сотрудников МБОУ Вильской средней школы.
Задачи:
- Изучить литературу по истории происхождения русского отчества;
- Выявить уровень частотности тех или иных форм среди учащихся и сотрудников МБОУ Вильской средней школы; выявить самое распространённое отчество среди учащихся и учителей;
- Провести анкетирование среди учащихся 5 классов и оформить выводы, опираясь на цель исследования;
- Провести внеклассное мероприятие по результатам опроса.
Гипотеза исследования: изучение истории происхождения русского отчества помогает человеку познакомиться с историей своей семьи и родной страны, узнать больше об ее традициях и устоях.
Методы исследования:
- Теоретические: изучение научной литературы; анализ; сравнение; обобщение; синтез.
- Эмпирические: опрос; анкетирование.
Практическая значимость:
Данное исследование имеет практическую значимость. Материалы могут быть использованы как учениками, так и учителями для подготовки и проведения внеклассных мероприятий или уроков русского языка, литературы и истории.
Ожидаемые результаты:
- Изучить историю происхождения и развития русского отчества и его форм;
- Провести опрос среди учащихся и сотрудников МБОУ Вильской средней школы;
- Выявить, какое отчество является самым частотным среди сверстников.
Глава 1. Патронимы и история их происхождения.
История возникновения русского отчества.
Ономастикой называется наука, изучающая имена собственные живых существ. К именам собственным живых существ относятся:
- личные имена людей,
- отчества,
- прозвища людей,
- прозвания, или фамилии, людей,
- клички животных: лошадей, коров, собак, птиц и т.д.
Личное имя – это слово, которое присваивается при рождении каждому человеку, и именно по нему он известен в обществе.
Отчество – это слово, которое тоже входит в состав наименования человека и несёт в себе указание на отца – носителя этого имени.
Важно отметить, что история происхождения русского отчества начинается уже в 945 году: в списках русских послов историки обнаружили не только уже привычные на тот момент имена, но и отчества. Однако написание этих форм сильно отличалось от того, что мы имеем сейчас, например, «Василий сын Петра», «Глеб сын Владимира» и т.д. В отдельных источниках встречаются подобные надписи:
«Се язъ Бориско Олексѣевъ сынъ занялъ есми», 1598г. (Новг.каб.кн., стр.22); «Се язъ Данила Ивановъ сынъ занялъ есми» (там же, стр.25); «Се язъ Макаръ Ѳоминъ сынъ» (там же, стр.66)
Древнерусских князей величали не только по отцу, но упоминали также деда и прадеда, и даже прапрадеда. Древностью рода гордились: чем древнее был род, тем значительнее человек выглядел в глазах окружающих, да и сам себя уважал больше. Например, киевского князя Владимира называли: «князь Владимир сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава, прапраправнук Ярослава, пращур великого Владимира». Хотя в устной речи отчества древних людей звучали похоже на современное произношение, например, Владимир Святославич. Таким образом, именно форма образования отчества на –ич является первой в истории его образования.
В основном, отчества у людей образовывались от имени отца, и связано это прежде всего с совершенно обыденным фактом – многие женщины умирали еще при родах, а отец оставался единственным кормильцем семьи. Тем не менее, история знает и случаи образования отчеств и от имени матери, например, Святой Игорь II (Игорь Ольгович).
В настоящее время все отчества образуются только от имени отца. Но как раньше, так и теперь человека начинают называть по отчеству только тогда, когда он повзрослеет. Маленьких детей и подростков называют только по имени. Возможно, это говорит о том, что уважительное отношение к человеку формируется с возрастом, чем старше – тем сообразительнее и мудрее.
2. Закономерности образования форм русских отчеств.
Само слово «отчество» появилось в XI веке. Первые отчества на Руси заканчивались на суффикс «-ич»: Святославич, Ярославич, Изяславич. С XV столетия вошли в обиход отчества современного типа с суффиксом «-ович» или «-евич»: Глебович, Евсеевич. Но их первоначально имели право носить исключительно представители высшей знати. Бояре средней руки и представители иных сословий называли себя просто: «Михаил Архипов сын Васильев». Это означало, что деда Михаила звали Василием, а отца – Архипом.
Людям незнатного происхождения привилегия носить отчества с суффиксом даровалась лишь за особые заслуги. Их называли «именитыми», так как они получали право прославить имена своих предков.
Порядок использования отчеств закреплялся в официальных документах, таких, как «Табель о рангах» Петра I. В зависимости от ранга человек мог носить отчество на «-ов» или «-ович». Так, простой крестьянин мог именоваться Петром Михайловым, а чиновник высокого ранга – Павлом Сидоровичем. Представители купеческого сословия получили право именоваться по отчеству лишь в петровскую эпоху. Так, в 1610 году царь Василий Шуйский, в благодарность за содействие купцов Строгановых в присоединении Урала и Сибири к Московскому государству, повелел Максиму и Никите Строгановым, их потомкам и потомкам Семёна (Иоанникиевича) Строганова писаться с -вичем и даровал особое звание именитых людей. В XVII столетии Строгановы были единственной купеческой фамилией, носившей это звание.
Простым людям стали давать отчества намного позднее. Обычно их именовали по отцу. Так, Иван, сын Петра, становился Иваном Петровичем. Василий, сын Афанасия – Василием Афанасьевичем.
Таким образом, можно сделать вывод, что в русском языке для образования отчества издревле используется суффиксальный способ. Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на -ович (после основ на мягкую согласную -евич) восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; подлые люди не имели права пользоваться такими отчествами.
Отчества подлых, то есть незнатных людей, в России первоначально образовывались как краткая форма притяжательного прилагательного от соответствующего имени, например, «Иван Петров сын» или, в более позднем варианте, Иван Петров; «Фёдор Лукин сын» — Фёдор Лукин. В определённый момент отчество могло стать наследственной фамилией, таким образом сын Ивана Петрова звался Василий Иванов сын Петров, его внук — Николай Васильев сын Петров и т. д.
В современном же русском языке отчества от мужских имён (русских и нерусских) в русском языке образуются по следующим правилам:
1. Если имя оканчивается на твёрдый согласный (кроме ж, ш, ч, щ, ц), добавляется - ович / овна: Александр + ович/овна, Иван + + ович/овна, Гамзат + ович/овна, Карл + ович/овна.
2. К именам, оканчивающимся на ж, ш, ч, щ, ц, добавляется -евич / евна: Жорж + евич/евна, Януш + евич/евна, Милич + евич/евна, Франц + евич/евна.
3. Если имя оканчивается на неударный гласный а, у, ы, к нему добавляется -ович /овна, причём конечные гласные имени отбрасываются: Антипа – Антипович/Антиповна, Вавила – Вавилович/ Вавиловна, Гаврила – Гаврилович/Гавриловна, Данила – Данилович/ Даниловна.
Исключение: от русских имён Никита, Мина, Савва, Сила, Фока образуются традиционные формы отчеств на -ич / ична : Аникита – Аникитич/Аникитична, Никита – Никитич/ Никитична, Мина – Минич/Минична, Савва – Саввич/Саввична, Сила – Силич/Силична, Фока – Фокич/Фокична.
4. Если имя оканчивается на неударный гласный о, к нему добавляется -ович /овн , причём конечный гласный имени и начальный суффикса сливаются в один звук [о]: Василько + ович/овна, Михайло + ович/овна.
5. Если неударному конечному гласному предшествует ж или ш, ч, щ, ц, то добавляется -евич /евна, а гласный отбрасывается.
6. Если имя оканчивается на мягкий согласный, т. е. на согласный + ь, к нему добавляется -евич /евна, а конечный ь отбрасывается: Игорь – Игоревич/Игоревна.
7. Если имя оканчивается на неударный гласный е, к нему добавляется -евич /евна, причём конечный гласный имени и начальный суффикса сливаются: Григоре – Григоревич/Григоревна, Вилье – Вильевич/Вильевна.
8. Если имя оканчивается на неударный гласный и, к нему добавляется -евич /евна, при этом конечный гласный сохраняется.
9. Если имя оканчивается на неударное сочетание ий, к нему добавляется -евич /евна, причём конечный й отбрасывается, а предпоследний и либо переходит в ь, либо остаётся:
а) переходит в ь после одного согласного или группы нт: Василий – Васильевич/Васильевна, Марий – Марьевич/Марьевна, Юлий – Юльевич/Юльевна;
б) остаётся после к, х, ц, а также после двух согласных (кроме группы нт): Никий – Никиевич/Никиевна, Люций – Люциевич/ Люциевна.
10. Имена, оканчивающиеся на ударные сочетания ай, яй, ей, эй, ий, ый, ой, уй, юй, образуют отчества прибавлением -евич / евна , причём конечный й отбрасывается: Матвей – Матвеевич/Матвеевна.
По русским правилам, отчество всегда образуется от мужского имени — от имени отца. Однако известно несколько случаев, когда отчество образовывалось от имени матери: сын Галицкого князя Ярослава Осмомысла (ок. 1130—1187) и его возлюбленной Настасьи в народе получил прозвище Олег Настасьевич. Позже он унаследовал галицкий престол.
В современном русском языке женское отчество образуется двумя способами, причём оба они по форме восходят к отчествам простолюдинов: -- Отчества, образованные от мужских имён, заканчивающихся на согласный, образуются путём перевода имени-основы в краткую форму притяжательного прилагательного с добавлением к нему окончания -на: Борис — Борисов — Борисовна, Андрей — Андреев — Андреевна.
Отчества, образованные от мужских имён, заканчивающихся на гласный, образуются путём перевода имени-основы в краткую форму притяжательного прилагательного с добавлением к нему окончания -ична: Лука — Лукин — Лукинична, Фома — Фомин — Фоминична. Как это часто бывает в русском языке, это правило имеет исключения: например, Зосима — Зосимин, но Зосимовна, Никита — Никитин, но Никитична, Савва — Саввин, но Саввична. Критерием здесь является удобопроизносимость, благозвучность отчества: Зосиминична или Саввинична явно режут слух.
Стоит также отметить, что благодаря многообразию суффиксов, образующих формы русского отчества, появилось большинство современных фамилий.
Образование форм отчеств разных народов мира
В ходе исследования мы решили сравнить систему образования русского отчества с принципами образования форм в других странах и народах мира. Употребление отчеств в том или ином виде свойственно многим культурам, но наиболее характерны среди тех народов, у которых фамилии появились совсем недавно, либо вообще отсутствуют.
Например, у греков, как у древних, так и у современных, отчество представляет собой имя отца в родительном падеже. У древних греков в повседневной жизни употреблялось только индивидуальное имя, но для официальных документов использовалось и отчество. Так, полное имя Демосфена — Демосфе́нес Демосфе́нус Пэаниэ́ус (др.-греч. Δημοσθένης Δημοσθένους Παιανιεύς), то есть Демосфен сын Демосфена из филы Пэания.
В арабском языке для обозначения отчества у мужчин используется частица ибн, означающая дословно сын (ибн Мухаммад = сын Мухаммада). У женщин отчество используется гораздо реже, в этом случае перед именем отца ставится частица бинт, буквально дочь.
В армянском языке отчества образуются путём прибавления к имени отца суффикса -и. Например, если человека зовут Армен, то отчество его детей будет Армени. Армянский суффикс «и» означает принадлежность к кому-то или к чему-то. Корни многих армянских фамилий произошли от имен основателей родов, и, следовательно, когда-то они были отчествами.
В болгарском языке отчества образуются путём прибавления к имени отца суффикса -ов или -ев, то есть способом, бытовавшим и в России. Например, Георги Иванов Иванов — Георги сын Ивана Иванова, Ивайла Тодорова Стоянова — Ивайла дочь Тодора Стоянова.
Однако все эти примеры кажутся нам, рядовым носителям фамилии, имени и отчества несостоятельными, ведь в разных странах это чаще всего не употребляющиеся при деловом общении формы. Только у коренных русских жителей до сих пор существует правило обращения по имени-отчеству и написания фамилии, имени и отчества в строгом порядке во всех официальных документах.
Глава 2. Исследование современных патронимов.
Исследование наиболее частотных патронимов среди учащихся 5-9 классов классов МБОУ Вильской средней школы.
История возникновения и развития форм русского отчества вдохновили нас на проведение собственного исследования по данной теме. Объем работы действительно большой – собрать все имеющиеся отчества каждого представителя школьного коллектива. Особенный интерес представлялся нам в исследовании отчеств своих сверстников – учащихся 5 «а» и 5 «б» классов.
Все формы отчеств учащихся мы собрали и оформили в виде таблиц, а также подсчитали количество наиболее частотных:
Таблица 1. Отчества учащихся 5 классов
Отчество | Суффикс | Кол-во человек |
Сергеевич/Сергеевна | -евич/евна | 5 |
Романович/Романовна | -ович/овна | 2 |
Григорьевна | -евна | 1 |
Денисовна/Денисович | -овна/ович | 2 |
Дмитриевна/Дмитриевич | -евна/евич | 3 |
Евгеньевич/Евгеньевна | -евич/евна | 2 |
Иванович/Ивановна | -ович/овна | 3 |
Максимович/Максимовна | -ович/овна | 3 |
Александрович/Александровна | -ович/овна | 3 |
Андреевич/Андреевна | -евич/евна | 2 |
Николаевна | -евна | 1 |
Геннадьевна | -евна | 1 |
Егорович | -ович | 1 |
Алексеевич/Алексеевна | -евич/евна | 4 |
Анатольевна | -евна | 1 |
Владимирович/Владимировна | -ович/-овна | 2 |
Тимурович | -ович | 1 |
Таблица 2. Отчества учащихся 6 классов
Отчество | Суффикс | Кол-во человек |
Васильевна | -евна | 1 |
Викторовна/Викторович | -овна\-ович | 2 |
Евгеньевна | -евна | 1 |
Валерьевич | -евич | 1 |
Александровна/Александрович | -овна\-ович | 4 |
Игоревна | -евна | 1 |
Максимовна\Максимович | -овна\-ович | 3 |
Алексеевич\Алексеевна | -евна\-евич | 3 |
Анатольевна\Анатольевич | -евна\евич | 2 |
Сергеевич\Сергеевна | -евна\евич | 6 |
Павлович | -ович | 1 |
Эльяровна | -овна | 1 |
Артёмович | -ович | 1 |
Эдуардович | -ович | 1 |
Романович\Романовна | -овна\-ович | 2 |
Денисович | -ович | 1 |
Андреевна | -евна | 1 |
Дмитриевич\Дмитриевна | -евна\евич | 2 |
Витальевич | -евич | 1 |
Николаевна | -евна | 1 |
Таблица 3. Отчества учащихся 7 классов
Отчество | Суффикс | Кол-во человек |
Николаевна | -евна | 1 |
Олеговна\Олегович | -овна\-ович | 2 |
Юрьевич\Юрьевна | -евна\евич | 2 |
Викторовна | -овна | 1 |
Антонович | -ович | 1 |
Дмитриевна\Дмитриевич | -евна\евич | 4 |
Евгеньевич | -евич | 1 |
Максимович | -ович | 1 |
Артёмовна\Артёмович | -овна\-ович | 2 |
Владимировна | -овна\-ович | 1 |
Сергеевич\Сергеевна | -евна\евич | 6 |
Александровна\Александрович | -овна\-ович | 3 |
Константинович\Константиновна | -овна\-ович | 2 |
Алексеевич\Алексеевна | -евна\евич | 4 |
Андреевна | -евна | 1 |
Михайловна\Михайлович | -овна\-ович | 2 |
Станиславович | -ович | 1 |
Ивановна | -овна\-ович | 1 |
Таблица 4. Отчества учащихся 8 классов
Отчество | Суффикс | Кол-во человек |
Витальевна\Витальевич | -евна\евич | 2 |
Михайловна\Михайлович | -овна\-ович | 2 |
Александрович\Александровна | -овна\-ович | 3 |
Алексеевна | -евна | 1 |
Владимирович\Владимировна | -овна\-ович | 2 |
Николаевна | -евна | 1 |
Денисович\Денисовна | -овна\-ович | 2 |
Иванович | -ович | 1 |
Павловна | -овна | 1 |
Игоревич | -евич | 1 |
Дмитриевна\Дмитриевич | -евна\ евич | 2 |
Сергеевич\Сергеевна | -евна\ евич | 5 |
Анатольевна | -евна\ евич | 1 |
Вадимовна | -овна | 1 |
Андреевна | -евна | 1 |
Вячеславович | -ович | 1 |
Таблица 5. Отчества учащихся 9 классов
Отчество | Суффикс | Кол-во человек |
Ивановна\Иванович | -овна\ович | 2 |
Вадимович | ович | 1 |
Денисович | ович | 1 |
Алексеевна\Алексеевич | -евна\евич | 3 |
Максимовна | -овна | 1 |
Валерьевич | -евич | 1 |
Дмитриевич\Дмитриевна | -евна\евич | 2 |
Анатольевич\Анатольевна | -евна\евич | 2 |
Евгеньевич\Евгеньевна | -евна\евич | 4 |
Андреевич\Андреевна | -евна\евич | 3 |
Ильинична | -ична | 1 |
Владимирович | -ович | 1 |
Сергеевич\Сергеевна | -евна\евич | 3 |
Романовна | -овна | 1 |
Николаевич\Николаевна | -евна\евич | 3 |
Александрович | -ович | 1 |
Таким образом, мы сделали вывод, что наиболее частотными формами отчеств являются:
- Сергеевич/Сергеевна (5 классы) – 5 человек;
- Сергеевич/Сергеевна (6 классы) – 6 человек;
- Сергеевич/Сергеевна (7 классы) – 6 человек;
- Сергеевич/Сергеевна (8 классы) – 5 человек;
- Евгеньевич/Евгеньевна (9 классы) – 4 человека. Сергеевичей в 9 классах, кстати, 3 человека.
Также частотными формами являются отчества Алексеевич/Алексеевна, Александрович/Александровна, Дмитриевич/Дмитриевна, Андреевич/Андреевна, которые немного уступают по количеству. Можно сделать вывод, что форма отчества Сергеевич/Сергеевна является самой частотной (25 человек) среди учащихся 5-9 классов Вильской средней школы.
Наиболее редкими отчествами являются: Вадимович/Вадимовна, Эльяровна, Васильевна/Васильевич, Валерьевна/Валерьевич, Ильинична (по 1-2 человека). Все результаты мы оформили в виде диаграммы, которая приведена в Рис.1 в Приложении.
Исследование наиболее частотных патронимов среди сотрудников МБОУ Вильской средней школы.
Промежуточной целью моего исследования также стал анализ ситуации с формами отчеств и среди учителей Вильской школы. Особенно интересен результат этого исследования в сравнении с той ситуацией, которую мы наблюдали при анализе отчеств учащихся. Для более глубокого исследования мы использовали не только отчества учителей старшей школы, но и начальных классов.
Таблица 6. Отчества учителей Вильской школы
Отчество | Суффикс | Кол-во человек |
Александровна | -овна | 3 |
Дмитриевна | -евна | 1 |
Андреевна | -евна | 1 |
Владимировна | -овна | 2 |
Евгеньевна | -евна | 1 |
Назимовна | -овна | 1 |
Михайловна | -овна | 2 |
Викторовна | -овна | 2 |
Анатольевна | -евна | 1 |
Васильевна | -евна | 1 |
Вадимовна | -овна | 1 |
Сергеевна | -евна | 2 |
Евгеньевна | -евна | 1 |
Геннадьевна | -евна | 1 |
Алексеевна | -евна | 1 |
Олеговна | -овна | 1 |
Борисовна | -овна | 1 |
Леонидович | -ович | 1 |
Николаевна | -евна | 1 |
Опираясь на приведённые в таблице данные, можно сделать вывод, что среди форм отчеств учителей наблюдается большее разнообразие, чем среди учащихся. Лидируют следующие формы:
- Александровна – 3 человека;
- Владимировна – 2 человека;
- Михайловна – 2 человека;
- Викторовна – 2 человека;
- Сергеевна – 2 человека.
Остальные отчества не повторяются.
Таким образом, при сравнении количества отчеств учителей и учащихся Вильской средней школы можно сделать вывод о том, какие имена были популярны в то или иное время, какие формы лидируют в нашем поколении и поколении наших родителей и старших братьев и сестёр. Результаты проведённой работы мы оформили в виде диаграммы (Рис.2.) в Приложении.
Проведение анкетирования среди учащихся 5 классов Вильской школы
Одной из задач нашего исследования было проведение анкетирования среди учащихся Вильской школы. Особенно интересно мнение своих сверстников, поэтому мы вместе с научным руководителем провели небольшой опрос в письменной форме в 5 «а» и 5 «б» классах с целью выяснить, знают ли учащиеся историю происхождения своего отчества.
Анкета состояла из следующих вопросов:
- Назовите свое отчество.
- Знаете ли вы, почему у вас такое отчество?
А) да;
Б) нет;
3. Знаете ли вы историю происхождения формы вашего отчества?
А) нет;
Б) да;
В) нет, но хотел бы узнать;
Г) нет, но узнать не хотел бы.
4. При помощи какой морфемы образовалось ваше отчество?
5. Хотели бы вы получше познакомиться с историей происхождения русских отчеств и его различных форм?
А) да;
Б) нет.
В 5 классах на данный момент посещают занятия 39 человек. Результаты оказались противоречивыми, мнения относительно нашего вопроса разделились, причем более «категоричными» оказались ответы ребят из 5 «а» класса. В ходе анализа результатов анкетирования мы пришли к следующим выводам:
- 100% опрошенных знают свое отчество, но почти 20% пишут его с ошибками (например, «Денисавна», «Генадьевна»);
- 70% учащихся не знают, почему у них именно такое отчество;
- 85% ребят не знают историю происхождения своего отчества, при этом 45% из них хотят узнать, а остальные 40% - нет;
- Только 15% опрошенных указали, что отчество образуется исторически при помощи суффикса;
- Большое количество учащихся – 90% - желают получше узнать об истории возникновения отчества на Руси и различных его формах.
Результаты анкетирования мы оформили в виде диаграмм (Рис. 3) в Приложении.
Организация внеклассного мероприятия
Проанализировав результаты анкетирования в своем классе, мы решили организовать внеклассное мероприятие «Что скрывается за нашим отчеством?»
Цель мероприятия: познакомить учащихся 5 класса с историей возникновения первых форм отчества на Руси, а также представить наиболее распространённые формы в нашей школе.
Для начала мы раздали учащимся 5 «б» класса небольшие анкеты и поставили проблемный вопрос, а затем уже познакомили с историей происхождения отчества на Руси: в каком году начинает формироваться, какими формами было представлено, как видоизменялось со временем. В заключительной части мероприятия мы представили ребятам результаты нашего исследования всех форм отчеств учащихся с 5 по 9 класс и учителей Вильской средней школы.
Внеурочное занятие ребятам очень понравилось, а также оказалось очень познавательным, потому что с историей происхождения отчеств они ранее не были знакомы.
Фотографии с мероприятия мы разместили в Приложении (Рис. 4).
Заключение
В ходе написания работы я узнал много нового для себя. До того, как заняться исследованием, даже не задумывался, с чем может быть связано появление отчества на Руси, принцип образования его форм. Некоторые выводы стали для меня открытием:
- в древней Руси не все люди могли иметь отчество;
- некоторые формы образовывались от женских имён;
- только у русских народов называние человека по фамилии, имени и отчеству имеет строгий порядок.
Кроме того, было очень интересно работать над практической частью – проводить исследование непосредственно на материале отчеств учащихся и учителей Вильской средней школы. В 5-9 классах на данный момент обучается 171 человек и 25 из них имеют отчество «Сергеевич» или «Сергеевна». Учитывая всё многообразие изученных мною форм, 14% - процент достаточно весомый.
Таким образом, в ходе исследования я изучил историю возникновения и образования отчества на Руси, провёл исследование, связанное с распространённостью различных современных отчеств и выявил среди них наиболее частотное. Задачи, поставленные в исследовательской работе, выполнены в полном объеме.
В заключении хотелось бы еще раз отметить важность изучения истории языка и разнообразных языковых явлений, которые так или иначе отражаются на всей нашей жизни. Мы приходим в этот мир и первым делом получаем отчество, фамилию и имя, и эти три слова будут выделять нас среди остальных людей. Именно поэтому важно понимать и разбираться в истории происхождения своего отчества, потому что это может многое рассказать о нас и нашей семье как о людях.
Список использованной литературы
- «Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI вв.», ч.1, изд. АН СССР, М., 1951.
- Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, изд. 4, т.1, Спб. М., 1912, стр.1004.
- Книга ключей и долговая книга Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в., изд. АН СССР, М.Л., 1948.
- «Новгородские записные кабальные книги 100–104 и 111» годов, изд. АН СССР, М.Л., 1938.
- Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 4-е изд., РАН, Институт русского языка имени В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999.
- «Русская историческая библиотека», том 28. Приходно-расходные книги Московских приказов, кн.1, М., 1912.
- Срезневский И. И., Древние памятники русского письма и языка, изд.2, Спб., 1882, стр.120.
- Черепнин Л. В., Русские феодальные архивы XIV–XV веков; часть 2., изд. АН СССР, М., 1951, стр. 295.
- Чичагов, В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий: вопросы русской исторической ономастики XV-XVII вв. / В. К. Чичагов. Изд. 2-е. Москва: URSS: ЛЕНАНД, cop. 2018. 126 с.
- «Энциклопедический словарь», изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон, Спб., 1897, т. XXII, стр.476.
Интернет-ресурсы
- [дата обращения: 23:06];
- [дата обращения: 12:40];
- [дата обращения: 15:50];
- #0_2 [дата обращения: 23:10];
- [дата обращения: 18:45].
Приложение
Рис. 1. Отчества учащихся Вильской средней школы
Рис.2. Отчества учителей Вильской средней школы
Рис.3. Результаты анкетирования в 5-х классах
Рис 4. Внеклассное мероприятие «Что скрывается за нашим отчеством?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...

«Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка».
Методический семинар: Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка...

«Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка».
Презентация: Формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся 5 класса на уроках русского языка...

Исследовательская работа СМС-сокращения в английском и русском языках
Цель работы состоит в выявлении особенностей образования SMS–сокращений в русском и английском языках.Задачи:-провести опросы среди учащихся и учителей нашей школы.-выявить основные способ...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДEЯТЕЛЬНОСТЬ по русскому языку «Что связывает русский язык и обертки конфет?»
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДEЯТЕЛЬНОСТЬ по русскому языку на тему «Что связывает русский язык и обертки конфет?» Исполнитель: учащиеся 5 «а» классаР...

