Урок "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Познакомить обучающихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»; научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте. Урок составлен по учебнику
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Антонимы» (5-й класс)
УМК: «Русский язык, 5 класс» (авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.).
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цели урока:
- образовательная: сформировать понятие об антонимах, показать их роль в речи, научить находить и подбирать антонимы;
- развивающая: развивать речь, мышление, память, обогащать словарный запас;
- воспитательная: воспитывать интерес к языку, навыки сотрудничества.
Планируемые результаты:
- личностные: умение сотрудничать со сверстниками;
- метапредметные: способность ставить цели, планировать действия, оценивать результаты, излагать мысли в устной и письменной форме;
- предметные: умение находить антонимы в тексте, подбирать антонимические пары, понимать роль антонимов как средства выразительности.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки с заданиями, «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова, тетради, ручки, карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число и „Классная работа“. Сегодня мы отправимся в страну слов с противоположным значением».
2. Мотивационный этап
Учитель раздаёт карточки с предложениями . Ученики вставляют пропущенные буквы, составляют слово «антоним».
Учитель: «Как вы думаете, какая тема урока?»
Ученики: «Антонимы!»
Учитель: «Запишите тему в тетрадь».
3. Постановка целей
Учитель: «Что нам нужно знать, чтобы попасть в страну Антонимов?»
Ученики: «1) Что такое антонимы. 2) Как их находить. 3) Как подбирать пары».
Учитель: «Верно! Сегодня мы узнаем, что такое антонимы, научимся их находить и использовать в речи».
4. Изучение нового материала
Учитель объясняет:
- Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (например, толстый-тонкий, день — ночь).
- Бывают однокорневые (приехать — уехать) и разнокорневые (горячий — холодный).
- Используются для выразительности речи (антитеза).
Учитель демонстрирует «Школьный словарь антонимов», показывает, как искать пары.
5. Первичное закрепление
Задания:
- Подберите антонимы: тихий, добрый, холодный, высокий.
- Найдите лишнее слово: слева, тихий, добрый, высокий.
- Завершите пословицы:
- «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать …» (сегодня).
- «Нет худа без …» (добра).
- «Сладкая ложь хуже горькой …» (правды).
6. Практическая работа
Текст для анализа (Г. Сапгир, «Яблоко»):
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
А цыплёнок — тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно:
— Кислое, зачем оно?
— Что вы? — Шепчет червячок, —
Сладкий у него бочок.
Задание: найдите антонимические пары (велико — кислое, тяжело — сладко).
Выполнение упражнения 315 с155
Выписать антонимы , обозначающие время, цвет, размер, температуру, место.
Найти 3 пары наречий
7. Физкультминутка
Учитель проводит разминку (например, «Руки вверх — руки вниз», «Шаг влево — шаг вправо»).
8. Самостоятельная работа
Карточки с заданиями:
- Найдите антонимы: «День был жаркий, а ночь — прохладная».
- Подберите антоним: весёлый (грустный), быстрый (медленный).
- Исправьте ошибку: «Эта речка не широкая, а мелкая» → «Эта речка не широкая, а узкая».
- Работа в парах: составьте мини-словарь из 5-7 пар антонимов. Запишите их в два столбца: СЛОВО и АНТОНИМ. Можно добавить примеры предложений.
- Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки
Больше думай- ___________говори.
Век долог, да час ________
Добро помни, а зло ________
Дождик вымочит, а солнышко___________
Новых друзей наживай, а__________ не теряй.
9. Рефлексия
Учитель: «Что вы узнали сегодня? Что было самым интересным? Оцените свою работу символами».
Ученики делятся впечатлениями, ставят отметки в тетради.
10. Домашнее задание
- Выучить определение антонимов.
- Подобрать 5 пар антонимов из словаря.
- Составить 3 предложения с антонимами.
Технологическая карта урока Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
#1054;рганизационный момент | 2 мин | Приветствует, проверяет готовность, создаёт позитивный настрой | Приветствуют, настраиваются на работу | Регулятивные: самоорганизация |
2. Мотивационный этап | 3 мин | Предлагает вставить пропущенные буквы в предложениях, составить слово из выделенных букв: 1) Умей не только брать, но и отд…вать. 2) Ученье — свет, а неученье — тьма. 3) Мягко стелет, да жёс…ко спать. 4) Бедность учит, а б…гатство портит. 5) Лучшая вещь- новая, лучший друг- старый. 6) Ласточка день нач…нает, а соловей кончает. 7) Сладкая ложь хуже горькой правды. | Вставляют буквы, составляют слово «антоним», определяют тему урока | Познавательные: анализ, синтез; коммуникативные: участие в диалоге |
3. Постановка целей и задач | 2 мин | Задаёт вопросы: «Что мы должны узнать? Чему научиться?» Совместно с учениками формулирует цели: 1) узнать, что такое антонимы; 2) понять их роль в речи; 3) научиться находить и подбирать антонимические пары. | Формулируют цели, записывают тему в тетрадь | Регулятивные: целеполагание; познавательные: осознание познавательной задачи |
4. Изучение нового материала | 7 мин | Объясняет понятие антонимов, приводит примеры, акцентирует: 1) антонимы — слова одной части речи; 2) имеют противоположное значение; 3) существуют в паре. Показывает различия между однокорневыми (входить — выходить) и разнокорневыми (горячий — холодный) антонимами. Демонстрирует «Школьный словарь антонимов». | Слушают, записывают определение, анализируют примеры, работают со словарём | Познавательные: извлечение информации, обобщение; регулятивные: внимание, запоминание |
5. Первичное закрепление | 10 мин | Организует задания: 1) подобрать антонимы к словам (тихий, добрый, холодный, высокий); 2) найти лишние слова в ряду; 3) завершить пословицы, используя антонимы (например, «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать …» — «сегодня»). | Выполняют задания в парах/группах, обсуждают ответы, записывают в тетрадь | Коммуникативные: сотрудничество; познавательные: применение знаний; регулятивные: самоконтроль |
6. Практическая работа | 10 мин | Предлагает проанализировать текст (например, стихотворение Г. Сапгира «Яблоко»), найти антонимические пары. Даёт задание подобрать антонимы к многозначным словам (свежий хлеб — …, свежий ветер — …).Выполняют упр 315 | Читают текст, выделяют антонимы, обсуждают значения, записывают пары | Познавательные: анализ текста, работа с многозначностью; коммуникативные: обсуждение |
7. Физкультминутка | 1 мин | Проводит короткую разминку для снятия напряжения | Выполняют упражнения | Личностные: забота о здоровье |
8. Самостоятельная работа | 5 мин | Раздаёт карточки с заданиями: 1) найти антонимы в предложениях; 2) подобрать антоним к слову; 3) исправить лексические ошибки (например, «Эта речка не широкая, а мелкая» → «Эта речка не широкая, а узкая»). #1056;абота в парах: составьте мини-словарь из 5-7 пар антонимов. Запишите их в два столбца: СЛОВО и АНТОНИМ. Можно добавить примеры предложений. #1042;ставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки Больше думай- ___________говори. Век долог, да час ________ Добро помни, а зло ________ Дождик вымочит, а солнышко___________ Новых друзей наживай, а__________ не теряй. | Выполняют задания индивидуально, проверяют по эталону | Регулятивные: самопроверка; познавательные: применение правил |
9. Рефлексия | 3 мин | Задаёт вопросы: «Что узнали? Чему научились? Что было сложно?» Предлагает оценить свою работу символами: ! — всё отлично; + — были затруднения; − — не справился; ? — затрудняюсь оценить. | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность, делятся впечатлениями | Регулятивные: самооценка; коммуникативные: выражение мыслей |
10. Домашнее задание | 2 мин | Объясняет задание: 1) выучить определение антонимов; 2) подобрать 5 пар антонимов из словаря; 3) составить 3 предложения с антонимами. | Записывают задание, уточняют детали | Регулятивные: планирование домашней работы |