Урок "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Познакомить обучающихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним»; научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте. Урок составлен по учебнику

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Антонимы» (5-й класс)

УМК: «Русский язык, 5 класс» (авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.).

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели урока:

  • образовательная: сформировать понятие об антонимах, показать их роль в речи, научить находить и подбирать антонимы;
  • развивающая: развивать речь, мышление, память, обогащать словарный запас;
  • воспитательная: воспитывать интерес к языку, навыки сотрудничества.

Планируемые результаты:

  • личностные: умение сотрудничать со сверстниками;
  • метапредметные: способность ставить цели, планировать действия, оценивать результаты, излагать мысли в устной и письменной форме;
  • предметные: умение находить антонимы в тексте, подбирать антонимические пары, понимать роль антонимов как средства выразительности.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки с заданиями, «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова, тетради, ручки, карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число и „Классная работа“. Сегодня мы отправимся в страну слов с противоположным значением».

2. Мотивационный этап
Учитель раздаёт карточки с предложениями . Ученики вставляют пропущенные буквы, составляют слово «антоним».
Учитель: «Как вы думаете, какая тема урока?»
Ученики: «Антонимы!»
Учитель: «Запишите тему в тетрадь».

3. Постановка целей
Учитель: «Что нам нужно знать, чтобы попасть в страну Антонимов?»
Ученики: «1) Что такое антонимы. 2) Как их находить. 3) Как подбирать пары».
Учитель: «Верно! Сегодня мы узнаем, что такое антонимы, научимся их находить и использовать в речи».

4. Изучение нового материала
Учитель объясняет:

  • Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (например, толстый-тонкий, день — ночь).
  • Бывают однокорневые (приехать — уехать) и разнокорневые (горячий — холодный).
  • Используются для выразительности речи (антитеза).

Учитель демонстрирует «Школьный словарь антонимов», показывает, как искать пары.

5. Первичное закрепление
Задания:

  1. Подберите антонимы: тихий, добрый, холодный, высокий.
  2. Найдите лишнее слово: слева, тихий, добрый, высокий.
  3. Завершите пословицы:
  • «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать …» (сегодня).
  • «Нет худа без …» (добра).
  • «Сладкая ложь хуже горькой …» (правды).

6. Практическая работа
Текст для анализа (Г. Сапгир, «Яблоко»):

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
А цыплёнок — тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно:
— Кислое, зачем оно?
— Что вы? — Шепчет червячок, —
Сладкий у него бочок.

Задание: найдите антонимические пары (велико — кислое, тяжело — сладко).

Выполнение упражнения 315 с155

Выписать антонимы , обозначающие время, цвет, размер, температуру, место.

Найти 3 пары наречий

7. Физкультминутка
Учитель проводит разминку (например, «Руки вверх — руки вниз», «Шаг влево — шаг вправо»).

8. Самостоятельная работа
Карточки с заданиями:

  1. Найдите антонимы: «День был жаркий, а ночь — прохладная».
  2. Подберите антоним: весёлый (грустный), быстрый (медленный).
  3. Исправьте ошибку: «Эта речка не широкая, а мелкая» → «Эта речка не широкая, а узкая».
  4. Работа в парах: составьте мини-словарь из 5-7 пар антонимов. Запишите их в два столбца: СЛОВО и АНТОНИМ. Можно добавить примеры предложений.
  5. Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки

Больше думай- ___________говори.

Век долог, да час ________

Добро помни, а зло ________

Дождик вымочит, а солнышко___________

Новых друзей наживай, а__________ не теряй.

9. Рефлексия
Учитель: «Что вы узнали сегодня? Что было самым интересным? Оцените свою работу символами».
Ученики делятся впечатлениями, ставят отметки в тетради.

10. Домашнее задание

  1. Выучить определение антонимов.
  2. Подобрать 5 пар антонимов из словаря.
  3. Составить 3 предложения с антонимами.

Технологическая карта урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

#1054;рганизационный момент

2 мин

Приветствует, проверяет готовность, создаёт позитивный настрой

Приветствуют, настраиваются на работу

Регулятивные: самоорганизация

2. Мотивационный этап

3 мин

Предлагает вставить пропущенные буквы в предложениях, составить слово из выделенных букв: 1) Умей не только брать, но и отд…вать. 2) Ученье — свет, а неученье — тьма. 3) Мягко стелет, да жёс…ко спать. 4) Бедность учит, а б…гатство портит. 5) Лучшая вещь- новая, лучший друг- старый. 6) Ласточка день нач…нает, а соловей кончает. 7) Сладкая ложь хуже горькой правды.

Вставляют буквы, составляют слово «антоним», определяют тему урока

Познавательные: анализ, синтез; коммуникативные: участие в диалоге

3. Постановка целей и задач

2 мин

Задаёт вопросы: «Что мы должны узнать? Чему научиться?» Совместно с учениками формулирует цели: 1) узнать, что такое антонимы; 2) понять их роль в речи; 3) научиться находить и подбирать антонимические пары.

Формулируют цели, записывают тему в тетрадь

Регулятивные: целеполагание; познавательные: осознание познавательной задачи

4. Изучение нового материала

7 мин

Объясняет понятие антонимов, приводит примеры, акцентирует: 1) антонимы — слова одной части речи; 2) имеют противоположное значение; 3) существуют в паре. Показывает различия между однокорневыми (входить — выходить) и разнокорневыми (горячий — холодный) антонимами. Демонстрирует «Школьный словарь антонимов».

Слушают, записывают определение, анализируют примеры, работают со словарём

Познавательные: извлечение информации, обобщение; регулятивные: внимание, запоминание

5. Первичное закрепление

10 мин

Организует задания: 1) подобрать антонимы к словам (тихий, добрый, холодный, высокий); 2) найти лишние слова в ряду; 3) завершить пословицы, используя антонимы (например, «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать …» — «сегодня»).

Выполняют задания в парах/группах, обсуждают ответы, записывают в тетрадь

Коммуникативные: сотрудничество; познавательные: применение знаний; регулятивные: самоконтроль

6. Практическая работа

10 мин

Предлагает проанализировать текст (например, стихотворение Г. Сапгира «Яблоко»), найти антонимические пары. Даёт задание подобрать антонимы к многозначным словам (свежий хлеб — …, свежий ветер — …).Выполняют упр 315

Читают текст, выделяют антонимы, обсуждают значения, записывают пары

Познавательные: анализ текста, работа с многозначностью; коммуникативные: обсуждение

7. Физкультминутка

1 мин

Проводит короткую разминку для снятия напряжения

Выполняют упражнения

Личностные: забота о здоровье

8. Самостоятельная работа

5 мин

Раздаёт карточки с заданиями: 1) найти антонимы в предложениях; 2) подобрать антоним к слову; 3) исправить лексические ошибки (например, «Эта речка не широкая, а мелкая» → «Эта речка не широкая, а узкая»).

#1056;абота в парах: составьте мини-словарь из 5-7 пар антонимов. Запишите их в два столбца: СЛОВО и АНТОНИМ. Можно добавить примеры предложений.

#1042;ставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки

Больше думай- ___________говори.

Век долог, да час ________

Добро помни, а зло ________

Дождик вымочит, а солнышко___________

Новых друзей наживай, а__________ не теряй.

Выполняют задания индивидуально, проверяют по эталону

Регулятивные: самопроверка; познавательные: применение правил

9. Рефлексия

3 мин

Задаёт вопросы: «Что узнали? Чему научились? Что было сложно?» Предлагает оценить свою работу символами: ! — всё отлично; + — были затруднения; − — не справился; ? — затрудняюсь оценить.

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность, делятся впечатлениями

Регулятивные: самооценка; коммуникативные: выражение мыслей

10. Домашнее задание

2 мин

Объясняет задание: 1) выучить определение антонимов; 2) подобрать 5 пар антонимов из словаря; 3) составить 3 предложения с антонимами.

Записывают задание, уточняют детали

Регулятивные: планирование домашней работы