Школьная неуспеваемость и пути её преодоления
статья по теме

Саввина Олеся Владимировна

в статье рассмотрены физиологические и социальные причины школьной неуспеваемости. предложены рекомендации для работы с такими учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьная неуспеваемость и пути её преодоления

        Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики. Порой нам кажется, что эта проблема волнует только нас, учителей. Но самом деле, на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться. Все дети, переступающие порог школы первоклассниками хотят стать «хорошими учениками и учиться на одни пятёрки». А когда появляются первые двойки, сначала пропадает желание учиться, затем появляются прогулы и наконец, мы получаем «трудного»   ребёнка.

        В моей практике тоже встречаются неуспевающие учащиеся, поэтому я попыталась систематизировать причины школьной неуспеваемости и предложить рекомендации.

        Причины неуспеваемости можно разделить на три группы: психологические, социальные и физиологические. Я остановлюсь на последних двух.

        К социальным причинам можно отнести социальную среду, в которой растёт ребёнок, методику преподавания, эмоциональное выгорание учителя и, как ни странно, одарённость.

        Социальная среда – мощный деструктивный фактор, но и здесь нельзя опускать руки: контролируйте, помогайте, постарайтесь эмоционально принять ребёнка, как бы трудно это не было.

         Достаточно много тем при изучении биологии и химии оторвано от жизни. Надо стараться к учебным целям добавлять жизненные задачи, дети должны знать цель изучения. В своей работе стараюсь уменьшить количество словесных методов и делать упор на практические действия, усилить взаимодействие «учение-ученик».

          Работа с детьми требует больших эмоциональных затрат. Эмоциональные ресурсы истощаются, и организм вырабатывает защиту. В качестве рекомендации хотела бы предложить быть в курсе новых идей, использование из года в год одних и тех же материалов, ведёт к скуке и опустошению, изменяйте планы уроков и задания – это поддержит интерес к преподаванию. Но в тоже время  планируйте перерывы для отдыха, перерывы на обед не посвящайте проверке тетрадей или подготовке к занятиям. Общайтесь с коллегами (в том числе, и виртуально), обменивайтесь идеями и новыми знаниями.

        Учителя часто не считают одарённого ребёнка нуждающимся в индивидуальном подходе, считается, что ему должна быть присуща высокая мотивация. Однако одаренный ребёнок может быть негативно настроен к школе. Поэтому, прежде всего, к таланту относитесь  спокойно и конструктивно. Старайтесь разработать для него индивидуальные задания. Но не требуйте от ребёнка быть отличником по всем предметам.

         К физиологическим причинам следует отнести леворукость, гиперактивность и астенический синдром.

        У детей, пишущих левой рукой,  чаще выражены нарушения почерка, тремор, оптические ошибки, ниже скорость и хуже связность. Дети отличаются повышенной эмоциональностью. Поэтому от  таких детей нельзя требовать наклон, безотрывное письмо.

        СДВГ -  синдром дефицита внимания с гиперактивностью - этот медицинский диагноз может поставить только врач. У ребёнка наблюдаются нарушения памяти, неусидчивость, множество лишних движений; снижено внимание, эмоциональная неустойчивость, импульсивность в поступках. К сожалению, таких  детей год от года становится больше. В данном случае необходима помощь врачей и конечно, поддержка семьи.

        Астенический синдром – это состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления, неспособности к длительному напряжению. Уровень биологического развития часто не совпадает с календарным.  Такие дети часто болеют, пропускают большое количество уроков. Обычно родители чрезмерно опекают таких учащихся,  ограничивают их контакты с другими детьми. В работе с такими учащимися стараюсь повысить уровень притязаний, самооценку. Предлагаю задания, пусть несложные, но чтобы ребёнок выполнил это сам.

        Конечно, проще всего махнуть на неуспевающего ребёнка рукой, но давайте дадим ему ещё один шанс влиться в наше школьное сообщество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неуспеваемость учащихся и пути ее преодоления

В статье представлены причины школьной неуспеваемости и методы решение этой проблемы как со стороны педагогов, так со стороны учащихся и их родителей...

Основные пути по преодолению неуспеваемости ученика на уроках биологии и химии (из опыта работы)

  В настоящее время в образовании решаются сложные задачи  повышения качества знаний учащихся, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Пре...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Доклад на тему: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их ус...

Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления

До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях в...

Доклад "Неуспеваемость школьников.Пути ее преодоления"

Доклад посвящен очень важной теме "Неуспеваемость школьников". В своей работе я делюсь опытом,как преодолеть неуспеваемость по предмету,заинтересовать учеников(на примере уроков литературы в...