Комплексная программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
методическая разработка на тему

 "Наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующегося окружающими", - писал Марек Котаньский, польский психотерапевт.   Поэтому задачами данной программы являются своевременное и целенаправленное формирование у подростков гигиенически адекватных навыков и привычек; выработка у подростков стойкого и осознанного негативного отношения к употреблению наркотических веществ.

Программа содержит общие сведения о наркотической ситуации, рекомендации по первичной, вторичной и третичной профилактике зависимости от психоактивных веществ, рекомендации по работе с родителями и подростками, справочный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_zloupotrebleniya_pav.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная программа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами

МОУ Даньковская ООШ

Разработана  учителем географии и биологии, зам.директора по УВР

Ивановой Мариной Фёдоровной

Цели:  - профилактика злоупотребления психоактивными веществами;

        - изменение ценностного отношения детей и молодёжи к наркотикам, формирование личной ответственности за своё поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодёжной среде;

        - сдерживание вовлечения детей и молодёжи в приём наркотических средств за счёт пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений;

        - объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение вышеперечисленных целей.

Задачи: - своевременное и целенаправленное формирование у подростков гигиенически адекватных навыков и привычек;

- выработка у подростков стойкого и осознанного негативного отношения к употреблению наркотических веществ.

Ожидаемые результаты

        Предполагается, что в результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие результаты:

  • приостановление роста злоупотребления наркотиками, токсикоманическими веществами, алкоголем,  а в перспективе – поэтапное сокращение наркомании, токсикомании, алкоголизма;
  • снижение спроса и, следовательно, распространённости наркотиков среди детей и молодёжи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
  • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами – инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прекращение образования, разрушение семей, криминализация детей и молодёжи;
  • повышение антинаркотической ориентации обучающихся и их родителей.

Наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующегося окружающими.

Марек Котаньский, польский психотерапевт.

Введение

        В напряжённом ритме повседневных дел и забот мы вольно или невольно оставляем за пределами своих интересов глобальные проблемы окружающего мира, простодушно надеясь, что их тотальное влияние нас не коснётся. Эта самоуспокоенность дорого обходится нам, нашим детям, нашему будущему. В XXI в. наркомания становится третьей по счёту угрозой существованию человечества – после планетарной экологической катастрофы и ядерной войны. Настала пора остановиться, оглянуться вокруг и спросить себя: что я сделал, что смогу сделать в борьбе со страшным злом, обрушившимся на человечество.

        Наркомания – болезнь древняя, имеет более чем тысячелетнюю историю, но никогда этот чудовищный молох не проявлял так цинично свою ненасытность. Жертвами наркомании становятся миллионы и миллионы людей во всех странах мира независимо от их государственного устройства и благосостояния.

        До недавнего времени судьба берегла Россию от этой напасти. Но в конце 90-х годов прошлого века волна наркомании буквально захлестнула нашу страну, не встретив на своём пути никаких препятствий. Ни экономических, ни правовых, ни социальных, ни нравственных. Словно какое-то злое провидение специально распахнуло двери настежь. И самой беззащитной оказалась молодёжь, именно на неё обрушилась вся лавина наркотиков, вся агрессия мировых наркосиндикатов.

        Приходится признать, что, несмотря на усилия, которые предпринимают педагоги, медики, юристы, законодатели, число детей, использующих психоактивные вещества, продолжает расти. Снижается возраст первой пробы наркотиков или токсикоманических веществ. Проблема постепенно теряет традиционно «мальчишеский» характер. Среди тех, кто имеет опыт употребления наркотиков, всё больше оказывается девочек. Если раньше считалось, что риск приобщения к наркотикам реален лишь для так называемых трудных подростков, то сегодня проблема носит универсальный характер – наркотики распространяются и в группах подростков, не доставляющих хлопот учителям и родителям, воспитывающихся во вполне благополучных семьях.

        Что же мы можем и должны противопоставить монстру, пожирающему наших детей?

        Школа и семья, занимаясь воспитанием подростка, нередко вступают в период жёсткого противоречия, ища причины девиантного поведения ребёнка. Родители требуют как можно быстрее «навести порядок» среди учащихся, испытывающих наркотическую или алкогольную зависимость. Школа обращается к семье с призывами «усилить контроль», «разобраться в проблемах», словом, обратить внимание на своего ребёнка. Однако ни те, ни другие по своему социальному и возрастному статусу не способны в полной мере включиться в молодёжную субкультуру. Здесь вступает в противоречие позиция взрослых и детей.  С одной стороны, набившие оскомину простые истины: «пить – здоровью вредить», «наркотики – яд», «один грамм никотина убивает лошадь», а с другой – формирующаяся некая форма поведения у подростков: «это нужно пройти», «нельзя быть «незрелым» в этом вопросе» и т.п.

        Все теории, объясняющие возникновение и развитие болезненных зависимостей, сводятся к дефициту социализации подростка – неблагоприятное окружение, усвоение социально неприемлемых образцов поведения, закрепление стандартов ущербной субкультуры и т.п. Специфика подросткового возраста такова, что им необходимо социальное одобрение в первую очередь сверстников, а не взрослых. Следовательно, необходим коллективный поиск выхода из проблемы: поддержка вместо устрашения, обучение вместо запретов, диалог вместо монолога, проработка конфликта вместо его замалчивания. Только в этом случае совместная деятельность врача-нарколога, социального педагога, психолога, преподавателя, родителей и самих учащихся будет иметь гармоничную форму и будет сориентирована на создание и апробирование оригинальных технологий, новых подходов в антинаркотической профилактике, и, самое главное, эта деятельность будет иметь педагогически целесообразную завершённость.

Первичная профилактика употреблении ПАВ заключается в:

  • приоритете первичного профилактического подхода к решению проблем наркомании;
  • признании медико-социальной значимости профилактических мер для раннего выявления и диагностики, эффективности лечения и реабилитации наркозависимых, улучшении криминогенной обстановки в обществе, снижении общей заболеваемости;
  • комплексном (межведомственном) подходе  к решению проблем профилактики наркозависимости.

Вторичная профилактика употребления ПАВ заключается в том, что своевременно начавшиеся лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают личностный и социальный статус детей и молодёжи, но и весьма существенно ограничивают возможности наркогруппировок по распространению наркотиков и совершению других противоправных действий, поскольку снижается потребность в приёме наркотиков и, следовательно, в криминальном добывании денег для их приобретения.

        Активные профилактические мероприятия должны опираться:

  • на формировании у детей и молодёжи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;
  • на формирование у детей и молодёжи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика);
  • на раннее выявление и диагностику наркозависимости;
  • на реабилитацию детей и молодёжи, возвращающихся из среды наркотизации в нормальную жизнь (вторичная и третичная профилактика).

Наркотическая ситуация

        В конце XX в. злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, суммарной количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных ПАВ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек (на  2000 год).

        В последние два десятилетия и для России употребление несовершеннолетними и молодёжью алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

        Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков составляет 12,5 лет, среди девочек – 12,9 лет; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам у мальчиков составляет 14,2 года, у девочек 14,6 лет.

        Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объёма негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 10-12 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50 % наркоманов, в Европе – 70 %), инфекционных гепатитов (в России более 90 % наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулёза и других заболеваний. ВИЧ-инфекция зарегистрированы не только у детей и подростков в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией.

        Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ.

        Основные факторы, определяющие негативную динамику проблемы:

- социально-экономические;

- социально-идеологические;

- биомедицинские.

        В последнее время Россия начала играть роль крупного рынка сбыта наркотиков. В геополитическом плане страна оказалась на пути мировых потоков наркотиков, а также стала пограничной страной по отношению к тем странам и регионам, в которых наркобизнес является одним их основных средств получения денег на оружие, ведение войн, осуществление террористических актов. В самой России и граничащих страна СНГ появились опасные наркозоны – Чечня, Таджикистан, Казахстан и др., что влияет на распространённость наркотиков в масштабах всей страны.

        Среди основных причин, влияющих на распространённость наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает лёгкая доступность ПАВ.

        Следующим фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер.

        Ситуация усугубляется тем, что в недалёком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоёв общества, семей с высоким достатком. Именно дети из таких семей преимущественно формируют особую молодёжную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определённым стилем жизни.

        На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими, являются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая дефицитарность, врождённые аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств.

        Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением.

        Низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной  помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ, также вносит свой вклад в распространение наркомании.

        Таким образом,  эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением.

        Свой негативный вклад вносит и низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ.

Современные представления о профилактике наркомании

        Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

        В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:

  • медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приёма наркотических или иных психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье;
  • образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодёжи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;
  • психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определённых психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.

По категориям ущерба можно выделить три группы факторов – медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования.

Потери системы образования включают:

  • ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде;
  • снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов;
  • распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и молодёжи.

Как итог этих потерь:

  • незаконченное среднее и высшее образование (в том числе зачастую – незаконченное основное общее образование);
  • нереализованное среднее образование;
  • снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.

Медицинский ущерб включает не только весь шлейф последствий наркомании – гепатит, СПИД, заболевания полученные половым путём, и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств, необходимых для лечения наркоманов.

Социальный ущерб, проявляющийся во всём негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:

  • криминализация общества;
  • распространение субкультуры наркозависимых;
  • деформация иерархии общественных ценностей;
  • ухудшение демографических показателей (в том числе снижение рождаемости  уже в ближайшем будущем).

Первичная, вторичная и третичная профилактика

зависимости от психоактивных веществ

        Целями первичной профилактики являются:

- изменение ценностного отношения детей и молодёжи к наркотикам, формирование личной ответственности за своё поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодёжной среде;

        - сдерживание вовлечения детей и молодёжи в приём наркотических средств за счёт пропаганды здорового образа жизни, формированию антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений;

        - объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение вышеперечисленных целей.

        Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Её цель – максимально сократить продолжительность ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.

        Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей Пав, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

        В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащийся нуждается в специальном комплексе обследования, лечении и реабилитации.

        Профилактика, лечение и реабилитация – взаимосвязанный процесс. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус.

        Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к  третичной профилактике. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное  направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.

Работа с родителями

Тематика лекций для родителей младших школьников

1. Медико-социальные аспекты токсикомании, алкоголизма.

2. Что такое наркомания.

3. Причины формирования у детей младшего школьного возраста установки на употребление одурманивающих веществ.

4. Употребление алкоголя, наркотических и токсикоманических препаратов в семье и здоровье ребёнка.

5. Гигиенические принципы профилактики ранней наркотизации детей.

6. Роль родителей в формировании у детей установки на трезвость. Значение здорового образа жизни.

7. «Признаки надвигающейся беды» - ранние признаки алкоголизма, токсиконаркоманий. Возможности выявления и лечения. Анонимное лечение.

8. «Всему своё время» - что должен знать младший школьник о наркотиках.

9. Психологическое тестирование «Кто сильнее: вы или ребёнок?» Анализ результатов.

10. Общение в конфликте.

11. Что такое созависимость и как с неё бороться?

12. «Наркотики: как от них уберечься?» - родительское собрание.

13. «Чего им не хватает, или Почему дети употребляют наркотики» - родительское собрание.

14. Что удерживает детей от наркотиков.

15. Шаг за шагом от наркотиков.

Тематика лекций для родителей школьников среднего звена

1. Медико-социальные аспекты токсиконаркоманий, алкоголизма.

2. Причины приобщения детей к употреблению одурманивающих веществ и связь причин с особенностями переходного (пубертатного) возраста.

3. Работа родителей по формированию у детей правильного отношения к своему здоровью (умение организовать свой досуг, отрицательное отношение к вредным привычкам, развитие навыков здорового образа жизни).

4. Употребление алкоголя, наркотических и токсикоманических препаратов в семье и здоровье ребёнка.

5. Гигиенические принципы профилактики ранней наркотизации детей.

6. «Красные сигналы опасности» - ранние признаки алкоголизма, токсиконаркоманий. Возможности выявления и лечения. Анонимное лечение.

7. «Дорога в 14 шагов» (Общение с ребёнком, употребляющим наркотики).

8. «Подростковый бунт» - правила эффективного общения.

9. «Всему своё время» - что должен знать ребёнок о наркотиках.

10. « SOS! Действия в экстренной ситуации, когда на карту поставлена жизнь ребёнка».

11. О «саморазрушающем» поведении и инстинкте самосохранения.

12. Наркомания: правовой аспект проблемы.

13. Влияние подростковых антиобщественных группировок на ребёнка.

14. Подростковая среда и наркотики.

Тематика лекций для родителей старших школьников

1. Медико-социальные аспекты полинаркоманий, алкоголизма.

2. Причины и условия формирования у старших школьников болезненного пристрастия к употреблению одурманивающих веществ.

3. Влияние употребления одурманивающих веществ на поведение, успеваемость, овладение профессией.

4. Наркотики  и потомство. Наркотики и материнство.

5. Особенности формирования подростковых токсиконаркоманий.

6. Гигиенические принципы профилактики наркотизации.

7. Ранние признаки алкоголизма, токсиконаркоманий. Возможности выявления и лечения. Анонимное лечение.

8. «Всему своё время» - что должен знать  подросток о наркотиках.

9. Эмоции и чувства: помощники или ?.. Управление эмоциями.

Консультативная работа с педагогами

1. Рекомендации по выявлению лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков.

Анкета для определения подростковой наркомании,

в баллах (разработана учёными из Иркутска)

I. Обнаружили ли вы у ребёнка:

1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года.

50

2. Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе.

50

3. Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям.

50

4. Частую, непредсказуемую смену настроения.

50

5. Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить.

50

6. Частые простудные заболевания.

50

7. Потерю аппетита, похудание.

50

8. Частое выпрашивание у вас или родственников денег.

50

9. Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям.

50

10. Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни.

50

11. Скрытность, задумчивость, уединённость, длительное прослушивание магнитофонных записей.

50

12. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения.

50

13. Гневность, агрессивность, вспыльчивость.

50

14. Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма.

100

15. Резкое снижение успеваемости.

100

16. Татуировки, следы ожога сигаретой, порезы на предплечьях.

100

17. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией.

100

18. Нарушение памяти, неспособность мыслить логически.

100

19. Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.

100

20. Нарастающую лживость.

100

21.Чрезмерно расширенные или суженные зрачки.

200

22. Значительные суммы денег без известного источника дохода.

300

23. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды.

300

24. Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения.

300

25. Наличие шприца, игл, флаконов, закопчённой посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей.

300

26. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п., особенно если их скрывают.

300

27. Состояние опьянения без запаха спиртного.

300

28. Покраснение глазных яблок, коричневый налёт на языке, следы от уколов.

300

II. Слышали ли вы от ребёнка:

1. Высказывания о бессмысленности жизни.

50

2. Разговоры о наркотиках.

100

3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков.

200

III. Сталкивались ли вы со следующим:

1. Пропажей лекарств из домашней аптечки.

100

2. Пропажей их дома денег, ценностей, книг, одежды и т.п.

100

IV. Случалось ли с вашим ребёнком:

1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.п.

100

2. Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения.

100

3. Совершение кражи.

100

4. Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков.

300

5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения (в том числе алкогольного).

100

Оценка результатов

Если вы нашли для констатации более 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, вам необходимо обратиться за консультацией к психиатру-наркологу.

(Анкета опубликована в газете «Губернские новости» (Иркутск) от 26 июня 1998 г.)

Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости

Можно отличать наркоманов в толпе по внешним признакам. Они не абсолютны, но всё же часто помогают. Вообще, наружность употребляющих наркотики не всегда бывает совершенно ужасной. Если Вы будете ориентироваться на внешние признаки, помните, что они не подходят к наркоманам с небольшим стажем:

1. Длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки.

2. Неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения.

3. Отрешенный взгляд..

4. Часто - неряшливый вид, сухие волосы, отёкшие кисти рук; тёмные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков».

5. Осанка чаще сутулая..

6. Невнятная, «растянутая» речь.

7. Неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта.

8. Явное стремление избегать встреч с представителями властей.

9. Раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на вопросы.

10. После его появления в доме у Вас пропадают вещи или деньги.

11. Следы уколов наркоманы обычно не показывают, но иногда их можно заметить на тыльной стороне кистей, а вообще-то наркоманы со стажем делают себе инъекции куда угодно, и следы нужно искать во всех областях тела, не исключая кожи на голове под волосами. Часто следы уколов выглядят не просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато-багровые тяжи по ходу вен.

        Предположить употребление наркотиков по косвенным признакам легче людям, которые постоянно встречаются или живут с подозреваемым, и к сожалению, такими людьми чаще всего являются родители.

Косвенные признаки наркотизации могут быть специфичными для отдельных препаратов и общими, характерными для всех наркотиков. Что касается общих для всех наркотиков признаков, то они беспокоят внимательных родителей в первую очередь. Правда, иногда их считают «вполне нормальным для подростка поведением». Вот они:  

  • Нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения отношений с родителями). Часто она сопровождается учащением и увеличением времени «гуляний», когда ребенок уходит из дома в то время, которое раньше проводил в семье или за уроками.  
  • Возможно, ребенок слишком поздно ложится спать и все дольше залеживается в постели с утра.
  • Падает интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби, может быть, родители узнают о прогулах школьных занятий.
  • Снижается успеваемость.
  • Зато увеличиваются финансовые запросы, и молодой человек активно ищет пути их удовлетворения, выпрашивая деньги во все возрастающих количествах (если начинают пропадать деньги из родительских кошельков или ценные вещи из дома - это очень тревожный признак!).
  • Появляются новые подозрительные друзья (но вначале молодой человек обычно встречается с весьма приличными на вид наркоманами) или поведение старых приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении.
  • Настроение ребенка - это очень важный признак - меняется по непонятным причинам, очень быстро и часто не соответствует ситуации: добродушие и вялость в скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации.
  • Наконец, Вы можете заметить следы инъекций (т.е. уколов) по ходу вен на руках.

Группа риска

Существует ряд признаков, по которым можно судить, что вероятность наркотизации или алкоголизации данного подростка несколько выше, чем у других. Вот эти признаки:

- подросток - единственный ребенок в семье или воспитывается только одним родителем;

- наличие сотрясений головного мозга;

- наличие хронических заболеваний или перенесенные в детстве тяжелые болезни;

- наличие среди кровных родственников алкоголиков, наркоманов, психически больных людей.

Отягощающими признаками являются также: тяжелое течение беременности матери (токсикозы, болезни во время беременности) и осложненные роды (гипоксия ребенка и родовая травма).

Общие признаки употребления наркотиков

1. Во время опьянения - узкие, не реагирующие на свет, зрачки - в норме зрачки должны сужаться на свету и расширяться в темноте. Бледность кожи. При употреблении конопли во время опьянения - широкие зрачки, покраснение кожи, возбуждение, через некоторое время появление зверского аппетита.

2. “Пьяное” поведение - неадекватные реакции, заторможенность, сонливость или наоборот беспричинное возбуждение - без запаха алкоголя изо рта (может ощущаться специфический запах).

3. Беспричинные быстрые смены настроения - от тоскливости, вялости, раздражительности до возбуждения, веселья, добродушия.

4. Изменение поведения - появление скрытности, лживости, изворотливости, потеря интереса к прежним увлечениям, появление новых подозрительных друзей. Утомляемость, снижение успеваемости. Неопрятность.

5. Ухудшение здоровья. Часто кашель, насморк. Бессонница. При длительном приеме - отставание в развитии, снижение сообразительности.

6. Следы уколов и синяки по ходу вен (лишь в том случае, если наркотик употребляется внутривенно). Уколы выполняются наркоманами не только в руки.

7. Постоянные просьбы дать денег. Пропажа ценных вещей из дома.

8. Упаковки от снотворных и обезболивающих препаратов, шприцы, маленькие ложечки, пузырьки, кусочки фольги, квадратики бумаги и полиэтилена (как могут выглядеть сами наркотики см. ниже).

В последнее время появились так называемые экспресс-тесты, которые позволяют самостоятельно в домашних условиях провести анализ на предмет употребления наркотиков. Они выглядят в виде бумажных полосок, которые определенным образом окрашиваются, если их опустить, например, в мочу человека принявшего наркотик (даже если это произошло почти 5 суток назад). Сдать мочу подростка для анализа на присутствие наркотиков можно и в ближайшем наркодиспансере или наркологогическом отделении.

В любом случае, если у Вас появились подозрения, что Ваш ребенок принимает наркотики, не бойтесь обратиться за консультацией к врачу-наркологу. Он подскажет, как вам лучше поступить и в плане диагностики, и в плане лечения. Помните, что чем раньше начато лечение, тем больше шансов на выздоровление.

Краткая характеристика наркотических средств и психотропных веществ

Опиатные наркотики (приготовляются из мака)

Героин - серовато-коричневый, иногда белый порошок с неприятным запахом и горьким вкусом. Обычно развешен в пакетиках по 0,1 грамма (так называемый “чек”). Стоимость одного “чека” - около 100 рублей, иногда дешевле. Героин обычно содержит примеси, например, сахарную пудру или стиральный порошок. Наркоманы растворяют его в воде и вводят внутривенно, для чего чаще используют тонкие инсулиновые шприцы.

Опий-сырец (“ханка”) - чаще всего выглядит в виде темно-коричневых лепешек размером чуть больше таблетки. Это застывший сок маковых коробочек. Иногда им пропитывают бинты или марлю, которые после этого становятся коричневыми и ломкими.

Маковая соломка - выглядит как измельченная сушеная трава, иногда можно разглядеть измельченные маковые коробочки. “Ханку” и маковую соломку перед внутривенным введением наркоманы обрабатывают органическими растворителями и ангидридом уксусной кислоты. Эти химические вещества ядовиты и разрушают печень и нервную систему.

Морфин - выпускается промышленностью в ампулах.

Кодеин, кодтерпин - выпускается промышленностью в таблетках.

Метадон - выглядит как героин, производится синтетически. По своему действию на организм напоминает героин.

Кроме повреждающего действия на весь организм (см. выше), опиатные наркотики вызывают вымывание кальция из костей и зубов. В результате зубы у опиатных наркоманов быстро разрушаются. Обычно уже через 2-3 года от них остаются только торчащие черные корни. Наличие таких зубов у молодого человека может служить одним из признаков наркомании.

Признаки опьянения опиатными наркотиками: очень узкий, не реагирующий на перемену освещения зрачок (как уже говорилось в норме зрачок должен расширяться в темноте и суживаться на свету), по этой причине опьяневший плохо видит при слабом освещении. Сонливость, растянутая замедленная речь, задумчивость, зацикленность на одной и той же теме (но может быть и веселым, добродушным, остроумным). Бледное лицо. У начинающих опьянение длится около 10 часов, у наркоманов со стажем может сокращаться до 3-4 часов и менее.

Признаки абстиненции: расширенные зрачки, насморк, озноб (больной мерзнет и кутается), жалобы на ломоту в пояснице, мышцах, костях, суставах, боли в животе, может быть тошнота и рвота, потливость, слабость. Психическая депрессия, бессонница. Если стаж наркомании небольшой, дело может ограничиться только падением настроения, вялостью, раздражительностью.

Препараты конопли

Марихуана” - сушеная травянистая часть конопли, напоминает табак.

“Анаша” (“гашиш”, “план”, “хэш”) - напоминает темно-коричневый пластилин. Смесь смолы, пыльцы и измельченных верхушек конопли.

Препараты конопли имеют горький вкус и специфический резкий запах, наркоманы смешивают их с табаком, забивают в папиросы и курят. По этой причине большинство курильщиков конопли страдает хроническим бронхитом.

Конопля действует токсично на весь организм, но в первую очередь она повреждает клетки головного мозга, в результате мышление наркомана через некоторое время становится похожим на мышление шизофреника.

Признаки опьянения: расширенные зрачки, покраснение лица и склеры глаз. Опьяненный возбужден, подвижен, быстро и много говорит. Настроение легко меняется: может быть весел, возбужден, а уже через несколько секунд - плаксив и раздражителен. Через некоторое время после курения конопли, как правило, пробуждается сильнейший аппетит. Все вышеописанное касается средних доз конопли, если же доза была большая, то картина опьянения выглядит по-другому: узкие зрачки, бледное лицо, сухие губы, заторможенное “пьяное” поведение, специфический запах конопли от одежды, волос, изо рта.

Признаки абстиненции: плохое самочувствие, вялость, заторможенность, сонливость, раздражительность, плаксивость.

Психостимуляторы

Эфедрин - белый порошок горький на вкус, может так же встречаться в виде раствора в ампулах. Эфедрин содержится в препарате ”Солутан” и мази “Сунореф”. Производные эфедрина - псевдоэфедрин, эфедрон, меткатинон - приготовляются из эфедрина и “Солутана” (на жаргоне - “винт”, “белый раствор”). Растворы вводятся внутривенно.

Кокаин - белый, похожий на питьевую соду, порошок. При попадании на язык вызывает чувство онемения. Порошок кокаина обычно вдыхают носом через трубочку, редко вводят в виде раствора внутривенно.

Амфетамин (фенамин) - может встречаться в виде таблеток, порошка, капсул. Обычно употребляется внутрь.

“Экстази”, “ХТС” - производные амфетамина. Производятся в виде таблеток разного цвета и разной формы, на их поверхности могут быть выдавлены рисунки. Употребляют внутрь.

О действии психостимуляторов на организм можно судить уже по названию. Все они стимулируют (подхлестывают) работу нервной системы, поэтому во время опьянения человек чаще возбужден, энергичен, не может усидеть на месте. На фоне психостимуляторов человек может не спать и быть активным в течение нескольких суток. Психостимуляторы усиливают обмен веществ и подхлестывают работу сердца - увеличивается частота сердечных сокращений и артериальное давление (поэтому некоторые психостимуляторы незаконно используются в спорте в качестве допинга). На все это требуется большое количество энергии, которая берется за счет самообкрадывания организма. В любом организме имеются запасы внутренней биологической энергии, которая поддерживает жизнедеятельность всех органов и систем. Психостимулояторы “транжирят” эту энергию в большом количестве. Поэтому при регулярном их приеме наступает психическое и физическое истощение, человек сильно худеет и стареет. Сердце не успевает восстанавливаться, что приводит к его дистрофии (истощению) и увеличивает вероятность смерти из-за сердечной недостаточности и остановки сердца. Истощение нервной системы приводит к тяжелым депрессиям, которые часто заканчиваются самоубийством.

Психостимуляторы повреждают клетки головного мозга, что приводит к развитию психозов с бредом и галлюцинациями. Поведение больного становится похожим на поведение больного шизофренией. У многих развивается мания преследования. Больные теряют реальную связь с окружающим миром, что часто приводит к трагическим последствиям (например прыжку из окна с большой высоты).

Признаки опьянения: зрачок расширен, частый пульс, сухая кожа; опьяневшие активны, быстро говорят, часто и бессвязно перескакивают с одной мысли на другую.

Признаки абстиненции: заторможенность, слабость, потливость, бледность, угнетенное настроение, раздражительность, пугливость, страх; при длительном стаже употребления - бред, галлюцинации.

Галлюциногены

Ядовитые грибы Psilotsibum - наркоманы употребляют как свежими, так и сушеными.

ЛСД (эл-эс-де) - встречается в виде порошка, иногда в виде разноцветных бумажных квадратиков, похожих на марки, пропитанных препаратом. Принимается внутрь, редко внутривенно.

Фенциклидин (РСР), мескалин, псилоцибин, псилоцин - выглядят в виде порошков.

На жаргоне наркоманов галлюциногены называются “кислота”. Все галлюциногены в первую очередь повреждают головной мозг и разрушают психику. Очень быстро (обычно хватает одного года) наркоман становится похожим на больного шизофренией. Периодически его посещают психозы с паническим страхом, галлюцинациями, бредом преследования.

Если больной не умирает раньше, то со временем он обычно прекращает прием галлюциногенов, так как превращается в слабоумного.

“Любители” грибов часто погибают от отравления.

Признаки опьянения. Так как галлюциногены изменяют сознание, наркоманы ведут себя очень “неординарно” - совершают неадекватные поступки, прислушиваются к собственным галлюцинациям, смотрят на стене или в окне “мультики”, бредят, разговаривают с “голосами”. Речь бессвязная, мысли обрывочные, противоречивые.

Снотворно-седативные средства

Фенобарбитал, барбамил, реладорм, феназепам, радедорм, реланиум, элениум - выпускаются промышленностью в виде таблеток.

При употреблении снотворно-седативных средств довольно быстро развивается поражение головного мозга, сердца, печени. Поражение головного мозга приводит к развитию у больного эпилептического синдрома - судорожных припадков с потерей сознания. Уже через год у больного могут начаться психозы с галлюцинациями и бредом.

Признаки опьянения. Опьянение очень напоминает алкогольное опьянение, только без запаха алкоголя, зрачки расширены, кожа бледная; у больных стираются морально-нравственные установки, обычно они становятся грубыми, агрессивными.

Абстинентный синдром. Также напоминает алкогольный абстинентный синдром; после прекращения приема снотворно-седативных средств развивается выраженная бессонница. Больные угрюмы, подавлены, раздражительны, могут быть агрессивны, не находят себе места.

Летучие наркотически действующие вещества (ЛНДВ)

К ЛНДВ относятсятся: клей “Момент”, бензин, ацетон, растворители, краска (можно их называть растворителями). Чаще всего эти растворители используют малолетние подростки, вдыхая их летучие пары. Для этого смачивают тряпку и одевают на голову полиэтиленовый мешок.

Растворители представляют для подростков особую опасность из-за их высокой токсичности и доступности. Прежде всего от них погибают клетки печени, головного мозга, легких. Необратимые изменения в этих органах - такие, как цирроз печени и печеночная недостаточность, энцефалопатия и слабоумие, пневмония и пневмосклероз - могут развиться уже через полгода-год при употреблении растворителей всего один раз в неделю. Все они могут стать причиной смерти. К необратимым изменениям может привести и однократное сильное отравление.

Часто случается так, что, надев мешок с растворителем на голову, токсикоманы теряют сознание и самостоятельно снять его уже не могут. В конце концов они задыхаются в ядовитых парах (так называемая “смерть в мешке”). Смерть может наступить так же из-за рефлекторной остановки сердца и дыхания во время вдыхания концентрированных паров растворителя.

Признаки опьянения. Напоминает алкогольное опьянение; характерен запах бензина или ацетона от одежды и волос.

При регулярном употреблении лицо становится отечным, приобретает землистый цвет. Подростки отстают в развитии, теряют мыслительные способности вплоть до развития слабоумия.

Уголовная ответственность

Статья 228 УК РФ. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

1. Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере - наказывается лишением свободы до трех лет.

2. Незаконное приобретение и хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, совершенные: а) по предварительному сговору группой лиц; б) неоднократно; в) в крупном размере - наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частями второй и третьей, совершенные организованной группой либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупных размерах наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Примечание автора: в этой статье есть и пятая часть, которую я не привожу, т. к. она непосредственно наркоманов не касается.

Статья 230 УК РФ. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

1. Склонение к потреблению наркотических средств - или психотропных веществ - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократно; в) в отношении заведомо несовершеннолетнего либо двух или более лиц; г) с применением насилия или с угрозой его применения - наказывается лишением свободы на срок от трех до восеми лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, если они по неосторожности повлекли за собой смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет.

Крупные и особо крупные размеры количеств

наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении и обороте (на основании протокола заседания “Постоянного комитета по контролю наркотиков № 53/9-96 от 17.12.96 и № 54/10-96 от 25.12.96 г.).

Производные конопли

1) марихуана высушенная - от 0,1 до 500 г;

2) марихуана невысушенная - от 0,5 до 2500 г;

3) смола каннабиса - до 40 г;

4) гашиш - до 100 г.

Опиатные наркотики

5) героин (независимо от наличия сопутствующих веществ) - до 0,005 г;

6) морфин (основание и соли) - до 1 г (100 ампул 1 % р-ра);

7) солома маковая высушенная - от 0,2 до 250 г;

8) солома маковая невысушенная - от 1,0 до 1250 г;

9) опий (в том числе медицинский) независимо от наличия нейтральных наполнителей - до 10,0 г (1000 табл. по 0, 01 г);

10) опий ацетилированный (“черный раствор”) - до 5,0 г;

11) опий экстракционный (в том числе сухой остаток от выпаривания водных извлечений в виде отвара, инфуза, настойки из соломы любых видов мака, содержащих наркотические средства, перечисленные в данном списке, в частности: морфин, кодеин, табеин, орипавин) - до 10,0 г;

12) кодеин (основание и соли) - от 0,2 до 10,0 г (от 12-14 до 660 табл. по 0,15 г);

13) кодтерпин (кодеин 0,015 г, натрия гидрокарбоната 0,25 г, терпингидрата 0,25 г) - от 12 до 660 таблеток;

14) метадон (фенадон) - основание и соли - до 1,0 г;

Психостимуляторы

15) кокаин - до 1,0 г;

16) амфетамин (фенамин) - до 3,0 г;

17) фенаминсодержащие препараты - до 50 мл;

18) МДМА (метилендиоксиметамфетамин) - основание и соли (экстази) - от 1,0 г;

19) эфедрин - или псевдоэфедринсодержащие кустарно изготовленные препараты - от 100 мл;

20) эфедрон (независимо от наличия сопутствующих веществ) - до 3,0 г.

Галлюциногены

21) диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД, ЛСД-25) - до 0,0001 г;

22) плодовое тело грибов, содержащих псилоцин или псилоцибин - до 50,0 г.

Примечание автора: в списке приведены количества крупных размеров; количества, превышающие указанные в списке, относятся к особо крупным размерам, так, например, количество героина более 0,005 г относится к особо крупным размерам.

Советы родителям

1. Разговаривайте друг с другом.

У каждого человека есть потребность говорить с окружающими и слушать, что говорят они. Это необходимо и детям, и родителям. Если общения не происходит, нарастает непонимание, вы отдаляетесь друг от друга. У ваших детей остаётся возможность найти отклик у кого-то другого, кто способен повлиять на них.

2. Выслушивайте ребёнка.

Способность слушать – ключ к нормальному общению. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Если человек умеет слушать,  то видно, что ему интересно, он старается понять, что ему говорят, он старается узнать о чувствах, о взглядах своего ребёнка, не вступая с ним в спор. Ребёнок всегда хочет, чтобы его выслушали. В жизни, к сожалению, так бывает не всегда. Пожалуйста, чаще слушайте его; слушайте не перебивая, не настаивая на своём мнении, и главное, не претендуя на то, чтобы высказаться первым.

Обращение юного наркомана

Я прошу тебя выслушать меня. Ты начинаешь давать мне советы.

Но я не просил у тебя совета. Я прошу тебя выслушать меня.

Ты начинаешь рассказывать,  почему я должен чувствовать иначе.

Мои чувства просто растоптаны. Я прошу тебя выслушать меня.

Ты чувствуешь себя обязанным сделать что-то. Для разрешения моих проблем.

Я кажусь себе таким слабым и ни на что не способным.

Послушай, я прошу лишь выслушать меня.

Не надо ничего говорить или делать. Просто послушай меня.

Когда ты делаешь для меня что-то, что я могу и должен сделать для себя сам,

Ты поддерживаешь мои страхи и чувство несостоятельности.

Но когда ты просто принимаешь мои чувства как факт – без оценок и критики,

Тогда у меня нет нужды в чём-то убеждать тебя,

И я могу попытаться разобраться в том, что стоит за моими чувствами.

Поэтому, пожалуйста, слушай – просто слушай меня,

А если ты хочешь говорить, -  подожди немного… Я закончу и выслушаю тебя.

3. Умейте поставить себя на место ребёнка.

Подростку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался. Хорошо, если у вашего ребёнка не будет сомнений в том, что вы понимаете, что с ним происходит.

        Тут надо иметь в виду, по крайней мере, два момента. Во-первых, не демонстрируйте нарочито своё понимание. Это можно выразить и взглядом, и жестом. Если необходимо сказать об этом, то лучше полуутвердительно сообщить: «кажется, я тебя понимаю…». Категоричность суждений почти всегда сопровождается противопоставлением уровней осмысления ситуации: «Я отлично понимаю твою проблему». Ясно, что негативность взаимоотношений таким способом не погасить.

        Во-вторых, надо суметь внести в сознание ребёнка-наркомана простую истину: понимание – не означает ни всепрощения, ни готовности немедленно встать на его сторону, ни возможности удовлетворения его постоянно растущих потребностей в деньгах и т.п.

4. Будьте тверды и последовательны.

Твёрдость – это не агрессия. Это значит, что детям известны ваши взгляды на жизнь и ваше естественное желание, чтобы их уважали. Не меняйте свои позиции под влиянием ситуаций. Не выставляйте детям условия, которые не можете реализовать. Если вы последовательны, то ребёнок никогда не сможет упрекнуть вас, что вы поступили нечестно. Он будет знать, чего от вас ожидать.

Программа работы с учащимися по профилактике наркомании

Цели программы:

1. Помочь детям и подросткам, проходящим программу, обрести знания о вреде наркотиков, опасности формирования наркотической зависимости, социальных и медицинских последствиях употребления наркотиков.

2. Научить детей и подростков определять признаки употребления наркотиков у окружающих и сформировать к этому негативное отношение.

3. Обучить способам решительного противодействия попыткам вовлечения в употребление наркотиков.

4. Научить выработке собственного мнения и его отстаиванию.

5. Научить выработке правильной самооценки, самоуважению и уважению личности окружающих.

6. Обучить умению распознавать стресс в обыденной жизни и способам справляться с ним, не прибегая к наркотикам.

7. Научить разрешать конфликты мирным путём.

Тематика занятий.

1. Что такое наркотики и наркомания. История наркотизма.

2. Токсикомания.

3. Почему люди употребляют наркотики.

4. Объяснение сути злоупотребления наркотиками. Видеоматериалы о наркотиках. Отрицательное  воздействие наркотиков. Краткосрочные и долгосрочные действия наркотиков.

5. О последствиях злоупотребления наркотиками. Описание последствий.

6. Развитие зависимости.

7. Избавление от зависимостей и профилактика. Психолого-педагогические методы избавления от зависимостей.

8. Изменение убеждений в отношении использования наркотиков. Типы и источники влияния. Не все дети употребляют наркотики.

9. Способы предложения наркотиков. Способы противостояния наркотикам. Приёмы сопротивления. Говори «НЕТ». Настаивай, говоря «НЕТ».

10. Посторенние самоуважения. Определение самоуважения. Почему люди имеют низкое и высокое самоуважение. Как достичь высокого самоуважения. Как продемонстрировать своё высокое самоуважение.

11. Обучение понятию высокой самооценки. Понятие самооценки. Ваши личные права. Права других.

12. Управление стрессом. Понятие стресс. Как определить ваш уровень стресса. Как контролировать стресс.

13. Контроль насилия. Понятие насилия. Вступать в драку или убегать? Как управлять конфликтом?

14. Средства массовой информации о наркотиках и насилии. Обсуждение конкретной передачи на эту тему.

15. Принятие решения в отношении грозящего тебе риска. Понятие риска. Принятие положительно или отрицательного решения. Как избежать неприятностей. Что такое компромисс и консенсус?

16. Говори «ДА» положительным альтернативам. Понятие альтернативы. Причины, по которым ты должен сказать «НЕТ». Пути, которые дадут тебе возможность сказать «ДА». Сделай что-нибудь полезное!

17. Модели позитивного ролевого поведения. Определение ролевых моделей. Ролевые модели поведения, приводящие к «НЕТ».

18. Сопротивление бандам и групповому насилию. Понятие «банда», «насилие», «запугивание». Как банды и насильники влияют на ваше окружение. Почему люди объединяются в банды. Почему люди покидают банды.

19. История и география психоактивных веществ. Роль психоактивных веществ и психоактивных действий в развитии человечества. Зависимое (аддиктивное) поведение.

20. Наркотики и религия.

21.  «Я принимаю решение». Свобода и ответственность.

22. Наркотики и закон.

23. Сочинение на тему: «Как быть свободным от наркотиков и групп насилия».

Программа работы с родителями по профилактике наркомании

Тематика занятий.

1. Наркотики и наркомания.

        Общая характеристика наркотических веществ. Классификация наркотиков, основные их группировки. Характер влияния различных наркотиков на здоровье человека. Тяжёлая инвалидность и деградация личности – неизбежная судьба наркомана.

        Последовательные реакции организма на приём наркотиков: эйфория – толерантность – абстиненция. Формирование наркотической зависимости – физической и психологической.

        Наркомания – самый тяжёлый по социальным последствиям вид девиантного поведения. Наркомания как социальная болезнь. Основные причины наркогенного заражения: любопытство, скука, безделье, общение с наркоманами-сверстниками и желание «быть как все», «подражать кумиру», бедность, отсутствие перспектив в жизни, одиночество, неприятности в семье  и школе.

        Опасность заболевания СПИДом, гепатитом В, С и другими неизлечимыми болезнями.

2. Современная наркоситуация в России, области, районе.

        Откуда в Россию  регион поступают наркотики?

        Положение региона по отношению к основным наркопотокам в Россию: республика, край, область:

а) являются пограничными зонами и подвержены риску прямого насыщения контрабандной наркопродукцией;

б) находятся на пересечении важнейших магистралей пассажирских и грузовых перевозок, в силу чего могут стать перевалочными базами транзитных наркокурьеров и активным рынком сбыта наркотиков;

в) граничат  с регионами, производящими наркосодержащие растения (конопля, мак) в промышленных масштабах, а также подвержены опасности наркоагрессии.

        Другие пути поступления наркотиков в регион.

        Наркотизм как фактор подрыва экономики и национальной безопасности, ослабления государства и снижения благосостояния народа, разрушения нравственных и духовных основ общества.

        Работа местных правоохранительных и контрольно-надзорных органов (милиция, прокуратура, таможня) по перекрытию каналов поступления наркотиков в регион, выявлению и пресечению деятельности наркомафиозных группировок, наркоторговой сети, наркотических притонов, применение к ним мер наказания, предусмотренных законом. Выявление и пресечение нарушений в деятельности медицинских учреждений и аптек по отпуску наркосодержащих лекарств, а также препаратов, которые могут быть использованы для изготовления наркотиков.

        Доля населения региона, употребляющая наркотики (по данным органов регионального управления – в абсолютных и процентных показателях). Число детей и подростков-наркоманов. Студенты-наркоманы. Самый младший возраст детей, обратившихся за помощью в наркологические диспансеры и кабинеты или выявленных правоохранительными органами в наркопритонах непосредственно в процессе наркотизации, т.е. употребления наркотиков.

        Организация учёта лиц, имеющих диагноз «наркотическая зависимость», а также тех, кто уже «приобщился» к наркотикам, но ещё не встал на путь злоупотребления.

3. Государственная политика в наркосфере.

        Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» и соответствующие статьи УК РФ – правовая база борьбы с распространением наркомании, в первую очередь – с наркомафией и наркобизнесом.

        Государственный курс на повышение антинаркотической ориентации общества, что в перспективе повлечёт моральное и физическое оздоровление нации.

        Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту….» - организационная, идеологическая и материальная основа реализации этого курса. Создание на федеральном и региональном уровнях необходимых условий для качественного лечения и реабилитации наркоманов, для эффективной профилактики.

        Концепция Министерства образования РФ по профилактике злоупотребления наркотическими средствами в образовательных учреждениях.

        Родительско-педагогический контроль на местах за ходом осуществления Федеральной программы, разработки и выполнения аналогичных региональных программ.

        Инициирование регулярного анализа и оценки распространённости наркомании и состояния профилактической работы в городах и районах региона, а также органами регионального управления.

4. Как узнать, употребляет ли ваш ребёнок наркотики?

1. Внешние признаки:

  • чрезмерно суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения;
  • состояние необъяснимой возбуждённости или вялости;
  • речь быстрая, невнятная;
  • маскообразное, почти без мимики одутловатое  лицо, либо, наоборот, чрезмерная мимика;
  • резкие смены настроения, вспышки враждебности, раздражительности без понятной причины;
  • провалы памяти, неспособность логически мыслить, объяснять свои поступки;
  • бессонница, быстрая утомляемость, сменяемая необъяснимой энергичностью;
  • неуверенная шатающаяся походка при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
  • землистый цвет лица, круги или под глазами;
  • следы уколов на руках;
  • частый насморк;
  • специфический запах от одежды, волос, изо рта (запах ацетона, клея «Момент» и т.п.);
  • неопрятность, неряшливость

2. Изменения поведения:

  • равнодушие, утрата интереса к прежним увлечениям, к учёбе, прогулы в школе;
  • отход от прежних друзей, появление новых – странных с точки зрения родителей (вышеизложенные внешние признаки, нежелание контактировать со старшими членами семьи, непочтительное обращение с родителями и т.п.);
  • нарастающая скрытность, стремление к уединению;
  • появление лживости;
  • появление в разговоре жаргонных слов и позитивных высказываний по поводу употребления наркотиков;
  • постоянный поиск денег (дома могут начаться пропажи денег, вещей, лекарств из аптечки и т.п.);
  • изменение аппетита (либо его отсутствие, либо вспышки прожорливости).

Каждый из этих признаков в отдельности иногда ничего не значит, но наличие 4-5 признаков – это сигнал! Следует усилить наблюдение за поведением ребёнка дома, за его внешним видом (если ребёнок даже в жару вдруг стал носить одежду с длинными рукавами, то это может быть продиктовано желанием скрыть следы уколов, порезов, ожогов и т.п.).

Тщательная уборка в квартире поможет обнаружить возможные места хранения наркотиков и «предметов обихода» (шприцы, закопчённые ложки, подозрительные травы, таблетки и.т.п.).

Если найдены подтверждения тому, что ребёнок – наркоман, предстоит серьёзно осмыслить дальнейшую жизнь семьи в новых обстоятельствах и, не затягивая, обратиться за помощью к специалистам-наркологам.

5. Как вести себя с наркоманом?

        Сохранить контакты ребёнка  и его доверие. Постараться объяснить, что вы не приемлете наркотики, а не его самого. Не пугать. Не угрожать.

        Выразить твёрдую позицию несогласия с образом жизни его друзей-наркоманов. Выяснить его точку зрения на этот счёт. Быть готовым встретить сопротивление со стороны ребёнка, угрозу покинуть дом. Не менять позицию и постоянно разъяснять её ребёнку. Изыскать возможность изолировать его от этой компании.

        Не потакать всё увеличивающимся капризам и выпрашиванию денег. Добиться одинакового настроя в этом отношении всех членов семьи. Не дать юному наркоману командовать в семье, не подчинять его желаниям и требованиям интересы семьи.

        Загрузить его работой по дому, даче, занятиями спортом, прикладным искусством, контролировать темпы и качество работы.

        Больше времени проводить вместе с ним, не выпускать из поля зрения, не дать воссоединиться с друзьями-наркоманами.

        Чаще посещать школу, действовать согласованно с педагогами (факт наркотизации долго не скроешь, и в школе об этом могут узнать вместе с родителями).

        Если предложенные меры окажутся неэффективными, ребёнка следует определить на лечение.

        Информация. Адреса медицинских учреждений региона по лечению наркомании.

6. Лечение наркоманов.

        Убедить ребёнка лечиться. Помочь ему самому принять это решение, захотеть вылечиться, увидеть богатство окружающего мира, понять смысл и преимущества жизни без наркотиков.

        Недопустимость лечения у «одного знакомого» врача. Обращаться следует только к профессиональным наркологам. Удерживать ребёнка от самолечения.

        Следить за возможными срывами после лечения.

        Овладеть необходимыми навыками оказания первой помощи.

7. Предупреждение наркомании.

Главенствующая роль семьи в предупреждении детской, подростковой и юношеской  наркомании. Создание в семье атмосферы , исключающей саму возможность девиантного поведения ребёнка.

Пример родителей в соблюдении правил и норм ведения здорового образа жизни. Постоянное внимание родителей друг к другу, взаимопомощь во всех сложных ситуациях.

Формирование у детей установки на совершенствование, непрерывное самообразование, решительное неприятие наркотических соблазнов. Учить ребёнка способности отказаться от предложения сверстников, знакомых и тем более – наркодилеров.        

Разговаривать о проблеме наркотиков в семье. Ненавязчиво убеждать ребёнка, что наркомания – это дорога в никуда, что у наркомана не может быть нормальной семьи, что дети наркомана рождаются уродами и дебилами, что наркомания практически неизлечима, что, начав принимать наркотики, человек через 5-7 лет закончит свой жизненный путь, а конец наркоманов всегда ужасен.

Семейные традиции совместного труда и досуга – действенное средство профилактики девиантного поведения.

Приобщение к духовным ценностям, возрождения у подрастающего поколения Святоотеческой Веры. Посещение Храма, осмысление и принятие норм жизни и поведения, предписываемых религией.

Профилактика наркомании – процесс активного формирования личности ребёнка. Главное оружие – уважение его самостоятельности, права выбора и умение тактично руководить этим процессом. Главная цель – научить жить без наркотиков.

Болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль.


          По результатам опроса общественного мнения, наркомания - вторая по важности проблема в России (первой, безусловно, является преступность). И, действительно, в России с катастрофической быстротой увеличивается количество наркоманов. Число лиц, потребляющих наркотики, превышает 2 миллиона человек, а по некоторым данным, достигает 3 миллионов. Количество состоящих на учете, официально зарегистрированных больных наркоманией, по данным Минздрава России, за последние 10 лет возросло в 7,5 раз и превысило в 1999 году 200 тысяч человек. По мнению экспертов, их число фактически в 2-3 раза больше. При этом идет процесс омоложения наркоманов, на данный момент средний возраст - 18-22 года (хотя все больше случаев выявления несовершеннолетних наркоманов), и соответственно уменьшается продолжительность жизни: с 40 лет до 25 лет...

...На данный момент проблема наркомании остается нерешенной и не найдено такого пути, при котором вылечились бы больные и не заболевали новые. Да и такого пути не будет в ближайшее время, потому что это не только медицинская проблема, но социальная и государственная, и полностью решить её можно только в тоталитарном обществе, которое держится на страхе (Сингапур, Малайзия). А в демократическом обществе, как показывает опыт европейских стран и США, эта проблема не решается. Она столь сложная и многосторонняя, что решить проблему на данном этапе никому не удалось.

                                                                Преступность и наркотики
            Но одна из главных причин развития наркомании в России - наркомафия. Ни для кого не секрет, что продажа и производство наркотиков - самый прибыльный бизнес. Вот для примера некоторые конкретные цифры - стоимость килограмма героина:
В Афганистане - 9000$
В Таджикистане- 25000$
В Москве -150000$.

        На этот счёт существует и другое мнение, правда, официально не подтверждённое: в городе Душанбе 1 кг героина можно приобрести не за 25000$, а за 2500-3000 $. А в Афганистане этот "яд" стоит около 1000-1500$. И ещё немного легенд вокруг этого "яда": ходят слухи, что в Афганистане в героин добавляют "начитанный мулами порошок из человеческих костей",  и из-за этого у человека, употребляющего этот наркотик, возникают "ломки" и его тянет на это "зло"... Но это только слухи."

А розничная цена на героин в 1700 (!!!) раз выше его себестоимости. Понятно, что человек пойдет на всё, чтобы заработать эти деньги. Не удивительно, что сейчас наркорынок России уже поделили между собой преступные группировки из России, бывших союзных республик, Азии, Китая, Нигерии. С конца восьмидесятых годов XX в. целые группы наркоторговцев из этих регионов потянулись в Россию.

Китайская наркомафия находится на первом месте по конспирации - это чётко сплетённая структура, в которую невозможно внедриться.

Нигерийская наркомафия состоит в основном из студентов, или бывших студентов, которые учатся в московском институте  Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы.

Она первая решила заполнить героиновую и кокаиновую нишу и начала бесплатно раздавать наркотики по всей стране в школах и вузах. Вложив копейки, через месяц они получили колоссальный рынок. Однако, несмотря на коррумпированность таможенников, доставка наркотиков для чернокожих нигерийцев стала весьма проблематичной, т.к. их проверяли с особым усердием. Поэтому они начали вовлекать в перевозку наркотиков российских граждан. Известны случаи, когда студенты-нигерийцы заводили себе подружек (гражданок России) и через некоторое время предлагали им поехать на "экскурсию" по Нигерии. Те соглашались, а уже в Африке, нигерийцы различными (не всегда гуманными и законными) методами, втягивали их в бизнес, и те также начинали заниматься глотанием капсул с наркотиками. Да и переправлять наркотики нигерийцы и наркодельцы стали в основном через окружные пути: Южные и Восточные границы, т.е. Узбекистан и Казахстан. Далее из этих регионов наркотики доставляются в Россию на поездах российскими курьерами. Такие меры связаны с жёстким контролем в Шереметьево и других аэропортах и КПП. Одна из самых мощных и опытных криминальных структур - азербайджанская диаспора. Азербайджанцы платят "ментовской крыше", бандитам. Все проблемы легко решают деньгами. Они обычно проживают на легальном положении в одном районе и официально занимаются торговлей фруктами на рынках.

                                                                      Наркотики и здоровье

Наркотики приносят вред прежде всего здоровью наркомана. Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Отравление организма становится причиной отравления внутренних органов, особенно печени и почек. Самая распространённая болезнь среди наркоманов - гепатит. Большинство самых опасных болезней передается через кровь, а наркоманы, которые употребляют наркотики внутривенно, постоянно сталкиваются с кровью. Почти все наркоманы колются в группах или сообществах по 4-8 человек. Они вместе покупают наркотики и зарабатывают на них деньги, колются разными шприцами, но из общей дозы, или все одним шприцем. Очевидно, что вероятность не заразиться болезнью соседа практически равна нулю. Кроме того, если наркоман употребляет опий, то он, как правило, покупает уже готовый раствор у продавца, который набирает каждую дозу из общего котла, шприцами "клиента". Здесь можно заразиться всем, чем угодно, включая СПИД. Однако болезнь можно получить, даже если наркоман колется или нюхает один. Это связано с героином и кокаином: дельцы, получая товар, как правило, подмешивают в него стиральный порошок или сахарную пудру (в этом случае после двухмесячного употребления такого товара, наркоману гарантирован сахарный диабет).

Вообще чистого товара не бывает: всегда есть доля примесей, и это опасно для наркомана, ведь если он покупал товар у одного продавца, и вдруг купил у другого и у него наркотик более очищенный, то есть вероятность передозировки, которая может привести к летальному исходу (ведь из 1500 зарегистрированных наркоманов, которые умерли в 1997 году, больше 1000 скончались как раз от передозировки), или что еще хуже, к "овощеванию". Кора головного мозга отмирает через 7 минут! Конечно, не вся кора отмирает сразу, это медленный процесс, поэтому многие остаются жить. Но те, кто выживают, уже неполноценные люди. Есть такие, которые уже не могут двигаться, реагировать, мыслить. Их мозг может управлять только физиологическими процессами: они будут есть, если их накормят, они не умеют пользоваться предметами, не умеют говорить и существуют они, как "овощ": пищу таким вводят через трубки, нередко и дышат они тоже с помощью аппарата. Убить их никто не в праве, а сами они это сделать не могут, и такое существование может длиться годами...

В фазе порока у наркомана пропадают не только социальные рефлексы, но и инстинкт самосохранения и моральная восприимчивость. Появляется полное безразличие к другим людям и окружению, умственное отупение и снижение интеллекта. Человек становится примитивно эгоистичен. Единственный стимул деятельности, к сожалению, все менее координируемой - стремление к одурманиванию и страх перед "ломкой" (ломкой называется физическое состояние организма человека, когда особые железы мозга не вырабатывают морфин, подавляющий болевые ощущения в суставах и тканях. Как только человек начинает вводить морфины в организм искусственным путем, железы перестают работать, так как организм и без этого получает морфин). Отсутствие наркотика ведет к раздражительности и нервозности, появляется сильное беспокойство, и нередко мысли о самоубийстве. Человек уже не в состоянии чем либо заниматься. Наркоман теряет остатки человеческого достоинства и как безвольная кукла, соглашается на любое унижение, на любую мерзость, чтобы добыть очередную дозу. В результате длительного употребления наркотика наркоман теряет некоторые высшие чувства и нравственную сдержанность. Появляются наглость и нечестность, угасают жизненные цели, интересы и надежды и даже некоторые естественные влечения.

За последний год количество ВИЧ-инфицированных увеличилось в ШЕСТЬ раз. Произошло это за счет того, что вирус попал в среду наркоманов. 80% из числа вновь заразившихся составляют наркоманы.

Рекомендуемая литература

  1. Битенский В. С. с соавт. Наркомания у подростков. — Киев: Здоровье, 1989, — 250 с.
  2. Богданович Л. Белый ужас. — М.: Московский рабочий, 1988. — 142 с.
  3. Буянов М. И. Размышления о наркомании: Кн. для учителя. — М.: Просвещение,

1990. — 77 с.

  1. Введение в наркологию: Пособие для учителя/М. М. Буркин, С. В. Горанская, Э. П.
    Алатало, И. И. Рожкова. — Петрозаводск: Карелия, 1999. — 175 с.
  2. Габиани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. — М.: Мысль, 1990. —221 с.
  3. Гурски С. Внимание — наркомания! — М.: Медицина, 1988. — 140 с.
  4. Комиссаров В. С. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и
    психотропных веществ по Уголовному кодексу РФ//Законодательство. — 1998. — с. 64-73
  5. Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы, — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  6. Личко А. Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). — Л. Медицина,
    1985, — 416 с.

10.        Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркомания. — Ленинград: Медицина, 1991.

  1. Макеев Г. А. Рабы дурмана:  (О наркомании и токсикомании). — Волгоград:
    Нижн.-Волж. кн. изд-во, 1988. — 125 с.
  2. Петров В. И. (автор-составитель). Наркомания. Избавление от зависимости, лечение, профилактика, — Минск: Современный литератор, 1999, — 320 с.
  3. Петрова В. И., Ревенко Т. И. Наркотики и яды (Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения), — Мн.: Литература, 1996. — 592 с.
  4. Стрельченко Э. Российско-Финский словарь специфических терминов (сленга), применяемых в среде русскоязычных наркозависимых. — Выборг, 1999. — 32 с.
  5. Тугин Б. Черная дыра. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1998. — 112 с.

16.        Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»
(принят Государственной Думой 10 декабря 1997 г.). — М.: Ось-89, 1998. — 47 с.

17.        Шабанов П. Д. Руководство по наркологии. — СПб.: Изд-во «Лань». 1998, — 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Основные принципы построения профилактических программ

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростковОсновные принципы построения профилактических программ...

Программа «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами: технология содействия самореализации подростков»

Программа направлена на создание условий для самореализации личности обучающегося, обеспечивающих эффективность мер профилактики и формирования механизмов защиты подростков от влияния психоактивных ве...

Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами учащимися 5-11 классов "Школа без ПАВ"

Данная программа предназначена для работы с подростками 10-16 лет, учащимися 5-11 классов. Программа имеет позитивную направленность, отражает новый современный подход к проблеме профилактики наркозав...

АННОТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ

В работе представлен список литературы (более 40) с аннотацией по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ детьми и молодежью...

Повышение эффективности профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся

Отчёт классного руководителя о проведённой работе по профилактике злоупотребления психоактивными веществами...

«Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди обучающихся 5 – 9 классов»

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности, в соедин...