Проект "Подросток-креатив"
методическая разработка на тему

 

Характеристика проекта:

по форме - практико-ориентированный (содержат чётко обозначенный результат деятельности, ориентированный на социальные запросы его участников);

по времени – краткосрочный  (реализация рассчитана на один учебный год);

по количеству– коллективный  (над реализацией проекта будет работать коллектив педагогов лицея)

Определение актуальности проекта

В современной школе как противовес традиционному обучению активно стало возрождаться и развиваться такое направление образовательной технологии, как научно-исследовательская деятельность школьников. Это интересное  направление как для самих учащихся, так для педагогов и родителей. Оно позволяет преодолеть рутину повседневности, сделать учебу интересной, расширить кругозор ребенка, повысить его культурный уровень,  а самое главное, стимулировать интеллектуальную активность и вместе с ней – учебную деятельность.

         Но, как правило, научно-исследовательская деятельность почему-то «распространяется» на учеников с повышенной мотивацией к обучению, и место ученику-подростку с девиантным поведением в  таком виде деятельности не находится. А почему? Ведь спектр работ, которые предлагают исследование, наблюдение, анализ литературы, замыкается не только в рамках предметных образовательных областей. Сколько интересных идей можно развить на межпредметном пространстве?  А  если уж речь зашла о детях «группы риска», то, несомненно, социальные явления, их влияние на жизнь, на общение подростков в разных социальных группах, исследование молодёжных субкультур – это те темы, которые можно предложить подросткам с девиантным поведением для создания социальных проектов, тем самым, обеспечивсоциальную адаптацию и интеграцию в общество.

         Не всегда подросток с девиантным поведением имеет низкие интеллектуальные способности. А скорее его социальный неуспех вызван рядом причин: социальная и педагогическая запущенность, педагогическая несостоятельность родителей, низкая мотивация к обучению.  И тогда, если научно-исследовательской работа, реферат с частичным исследованием, трудно освоить ученику-подростку с девиантным  поведением, то участие в создание и реализации социального проекта, направленного, повторимся, на его социальную адаптацию и интеграцию в общество,- это продуктивный вид совместной деятельности подростков и педагогов.

            Наш проект описывает содержание работы с подростками девиантного поведения, в котором мы предлагаем, как построить и организовать с ними научно-исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_podrostok-kreativ.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

-Характеристика проекта:

по форме - практико-ориентированный (содержат чётко обозначенный результат деятельности, ориентированный на социальные запросы его участников);

по времени – краткосрочный  (реализация рассчитана на один учебный год);

по количеству – коллективный  (над реализацией проекта будет работать коллектив педагогов лицея)

Определение актуальности проекта

В современной школе как противовес традиционному обучению активно стало возрождаться и развиваться такое направление образовательной технологии, как научно-исследовательская деятельность школьников. Это интересное  направление как для самих учащихся, так для педагогов и родителей. Оно позволяет преодолеть рутину повседневности, сделать учебу интересной, расширить кругозор ребенка, повысить его культурный уровень,  а самое главное, стимулировать интеллектуальную активность и вместе с ней – учебную деятельность.

         Но, как правило, научно-исследовательская деятельность почему-то «распространяется» на учеников с повышенной мотивацией к обучению, и место ученику-подростку с девиантным поведением в  таком виде деятельности не находится. А почему? Ведь спектр работ, которые предлагают исследование, наблюдение, анализ литературы, замыкается не только в рамках предметных образовательных областей. Сколько интересных идей можно развить на межпредметном пространстве?  А  если уж речь зашла о детях «группы риска», то, несомненно, социальные явления, их влияние на жизнь, на общение подростков в разных социальных группах, исследование молодёжных субкультур – это те темы, которые можно предложить подросткам с девиантным поведением для создания социальных проектов, тем самым, обеспечив социальную адаптацию и интеграцию в общество.

        Не всегда подросток с девиантным поведением имеет низкие интеллектуальные способности. А скорее его социальный неуспех вызван рядом причин: социальная и педагогическая запущенность, педагогическая несостоятельность родителей, низкая мотивация к обучению.  И тогда, если научно-исследовательской работа, реферат с частичным исследованием, трудно освоить ученику-подростку с девиантным  поведением, то участие в создание и реализации социального проекта, направленного, повторимся, на его социальную адаптацию и интеграцию в общество,- это продуктивный вид совместной деятельности подростков и педагогов.

        Наш проект описывает содержание работы с подростками девиантного поведения, в котором мы предлагаем, как построить и организовать с ними научно-исследовательскую работу.

Цель:  создание условий для формирования позитивного социального поведения, социальной адаптации и интеграции в общество подростков с девиантным поведением через совершенствование механизмов и технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Совершенствовать содержание деятельности педагогов лицея  в работе с подростками с девиантным поведением;
  2. Создать информационный педагогический банк материалов по обеспечению эффективности  работы с подростками  в условиях научно-исследовательской деятельности;
  3. Разработать  комплексный план научно-исследовательской работы с подростками;
  4. Разработать диагностическую папку для реализации проекта и кооректировки;
  5. Издать брошюру с тезисами и работами учащихся.

 

Важнейшие целевые индикаторы и показатели проекта

  1.     Удельный вес численности детей «группы риска»,  охваченных социально-активными технологиями  в рамках реализации проекта;
  2.      Уровень успешности детей «группы риска» в КТД и мероприятиях, спланированных образовательной Программе лицея в рамках научно-исследовательской деятельности.
  3.     Уровень удовлетворенности  родителей и учащихся организацией и реализацией проекта;
  4.     Уровень эффективности воспитательной деятельности в рамках организации научно-исследовательской работы с подростками с девиантным поведением;
  5.     Уровень эффективности функционирования методического банка  по обеспечению эффективности  работы с подростками  в условиях научно-исследовательской деятельности;
  6.     Обновить и дополнить содержание воспитательной деятельности образовательного учреждения материалами педагогического сопровождения детей «группы риска» в работе социального педагога.

Сроки и этапы реализации проекта

1-й этап -  подготовительный (апрель–август 2009 года): создание информационного обеспечения проекта;

Цель этапа:  Создание информационно-методического  банка материалов для педагогов по обеспечению эффективности  работы с подростками  в условиях научно-исследовательской деятельности;

2-й этап - деятельный (2009-2010 учебный год): осуществление информационного обеспечения проекта; создание методического банка; реализация проекта;

Цель этапа:  Реализация комплексного плана научно-исследовательской работы с подростками с девиантным поведением;

 3-й этап – оценочный - (май-август 2010 года): мониторинг качества и эффективности деятельности проекта; обобщение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

Цель этапа:  Анализирование и резюмирование итогов реализации проекта.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

1.     Все дети «группы риска» будут   охвачены участием в проекте;

  1. Повыситься Уровень успешности детей «группы риска» в КТД и мероприятиях, спланированных в образовательной Программе лицея;
  2.  Повыситься уровень удовлетворенности  родителей и учащихся организацией жизнедеятельности в лицее;
  3. Дополниться материалами методический банк, из этого будет следовать высокий уровень эффективности его функционирования;
  4.  Повысится процент участия в учебной деятельности образовательного учреждения родителей детей «группы риска»;
  5. Обновится и дополнится содержание деятельности образовательного учреждения материалами для  социального педагога в работе с  детьми «группы риска».

Блоки реализации проекта

Название блока

Содержание деятельности

Нормативно – правовой

  1. формирование пакета локальных актов, регламентирующих деятельность лицея по реализации проекта;

Организационный

  1. подготовить условия для реализации проекта;
  2. организация временных научно-исследовательских  творческих групп для реализации проекта;

Методический

  1. формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное сопровождение проекта;

Информационный

  1. информирование педагогов, родителей, учащихся о реализации и итогах проекта;
  2. размещение материалов на сайте школы;
  3. выпуск брошюры с материалами, освещающими ход и итоги реализации проекта;

Мотивационный

  1. разработка системы поощрений подростков в ходе реализации проекта;

Кадровый

  1. подбор педагогов  в соответствии с потребностями и необходимостью качественной реализации проекта;

Финансовый

  1. составление сметы по выполнению проекта;

Содержание проекта

Этап

Содержание деятельности

сроки

подготовительный

  1. Проведение методического семинара с классными руководителями, в классах которых есть подростки с девиантным поведением или дети «группы риска»
  2. Составление социограммы «Подросток» для выявления характера девиантности подростков, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите и прав.
  3. Индивидуальные беседы с подростками для создания мотивационной среды для участия в научно-исследовательской деятельности.
  4. Создание методической карты-сопровождения для работы с педагогами-предметниками.

Апрель –май      2009 года

деятельный

  1. Погружение.
  1. Составление консультантом  индивидуальной стратегии работы над проектом, рефератом, научно-исследовательской работой: составление индивидуальных расписания консультаций; формулирование проблемы  (актуальности), целей и задач проекта, реферата, научно-исследовательской работы;
  2. Осуществление подростком личностного присвоения проблемы; выбор темы работы, принятие, уточнение и конкретизация цели и задач работы над проектом, рефератом, научно-исследовательской работой.

Сентябрь

2009 года

  1. Организация деятельности
  1. Предложение консультантом планирование работы над проектом, рефератом, научно-исследовательской работой: индивидуальное решение целей и задач, работа в группе, распределение амплуа в группе (при работе над проектом), планирование по решению задач проекта, реферата, научно-исследовательской работы;
  2. Осуществление подростком планирования работы, выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Сентябрь-октябрь

2009 года

  1. Осуществление деятельности
  1. Система консультирования подростков для получения новых  знаний, подбор необходимой литературы совместно с учениками, предложения новых технологий в работе над проектом, рефератом, научно-исследовательской работой;
  2. Консультативная (совместная с педагогом)  работа подростков по плану над проектом, рефератом, научно-исследовательской работой;
  3. Контроль над  соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Октябрь 2009 г.-

Апрель

2010 г.

  1. Презентация
  1. Обобщение и резюмирование полученных результатов консультантом, подведение  итогов обучения, оценка умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте - сопровождению);
  2. Подростки демонстрируют умение планировать и осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
  3. Совместный выбор презентаций и  разработка стратегии презентации, работа по «Шести шагам» презентации

Апрель 2010г.

  1. Подготовка и выступление на научно-практической конференции учащихся лицея.

Апрель 2010г.

по плану ОП лицея

оценочный

  1. Рефлексивный анализ и диагностика деятельности подростов в ходе работы над  проектом, рефератом, научно-исследовательской работой;
  2. Оценка создания ситуации успеха у подростков с девиантным поведением и у детей «группы риска»;
  3. Составление консультантом отчёта о проделанной работе, а также написание проблемно-ориентированного анализа по реализации проекта.

Май-август

2010 г.

Управление процессом реализации проекта

Функции

управления

Содержание  деятельности

информационно-  аналитическая

Формирование банка данных об опыте по данной проблеме, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии и т.д., научно – методического материала о состоянии данной работы в лицее;

мотивационно – целевая

Определение совместно с педсоветом, методическим советом и т.д.  целей деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию проекта на каждом ее этапе. Разработка системы мотивации и создание ситуации успеха у подростков;

планово-прогностическая

Совместно с управленческими структурами лицея планирование и  организация работы по выбранным направлениям, прогнозирование результатов реализации проекта;

организационно – исполнительская

Организация реализации проекта в рамках Образовательной Программы лицея, обобщение опыта социальных педагогов по реализации данного направления деятельности с подростками с девиантным поведением, осуществление повышения квалификации социального педагога лицея;

контрольно –

оценочная

Осуществление мониторинга и  оценки состояния всех этапов реализации проекта;

регулятивно –

коррекционная

Обеспечение поддержания проекта в соответствии с  образовательной системой, устранение нежелательных отклонений в работе.

Кадровое обеспечение проекта

Ф.И.О. педагога

Функционал

в реализации проекта

Функционал педагога в лицее

Кратное резюме педагога

Елена

Евгеньевна

Боброва

Руководитель проекта

Зам.

директора лицея по НМР

    Образование высшее, заместитель директора лицея по научно-методической работе, педагогический стаж -28 лет, имеет высшую квалификационную категорию заместителя директора по научно-методической работе. Почётный работник общего образования Российской Федерации; награждена Грамотой Министерства образования Московской области. Руководитель научно-исследовательской деятельностью школьников лицея.

Анна Сергеевна Хренова

Координатор проекта

Соц. педагог

Образование высшее, преподаватель культурологии педагогический стаж – 15 лет, имеет высшую квалификационную категорию заместителя директора по воспитательной работе; имеет опыт работы с детскими общественными организациями, была методистом Районного ДДТ по работе с общественными детскими организациями, подготовила финалиста-призёра областного конкурса «Лидер XXI века»; автор социальных проектов  для работы школ актива старшеклассников.

Ольга Михайловна

Кубитович

консультант

Зам.

директора лицея по ВР

Образование высшее, педагогический стаж – 23 года. Имеет высшую квалификационную категорию заместителя директора по воспитательной работе. В течение 5 учебных лет под её руководством  успешно реализуются воспитательная программа лицея и социальные проекты.

Елена

Александровна Трушкина

консультант

Психолог лицея

Образование высшее, педагогический стаж – 5 лет, I квалификационная категория педагога-психолога. Владеет мониторинговыми технологиями и технологией психологического сопровождения учеников и семей учеников; имеет достаточный  опыт по анализу диагностических материалов;

Надежда  Валенти-

новна

Токмакова

консультант

Препода- ватель физики

Образование высшее, педагогический стаж -10 лет. Имеет высшую квалификационную категорию учителя физики; классный руководитель коллектива, который дважды стал победителем конкурса «Лучший класс года», победитель  национального проекта «Образование» на муниципальном уровне в 2008 году.

Используемая литература

  1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / Комментарии А.С. Саввичева. Под ред. А.С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательсакя работа школьников», 2007. – 56с.
  2. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
  4. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
  5. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001. – 48 с.
  6. Исследовательская деятельность школьников. Интернет-портал // http://www.researcher.ru/servermap.html
  7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
  8.  Поддьяков А.Н. Проблемы психического развития ребенка: [Развитие творчества на всех этапах обучения как условие развития психич. активности детей: Данные исслед. Центра " Дошкольное детство " им. А.В. Запорожца]/ Н. Поддьяков // Дошкол. воспитание. -2001. -N 9. – C. 68-75.