ПРОГРАММА"В гармонии с собой и другими."
методическая разработка по теме

 Гостюнина-Калятьева Галина Павловна

Я разработала программы"В гармонии с обой и другими ,""Простые истины".Эти прогаммы взаимосвязаны.Через формирование навыков понимания своих чувств и чувств окружающиж,эффективного  общения у ребёнка создаются предпосылки для продуктивного общения с людьми.Продуктивное межличностное взаимодействие предполагает знание своих прав и принятие ответственности за собственные установки,решения,умение неагрессивно отстаиватьсвою позицию;наличие навыков принятия решений,преодоления стресса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы над методической темой:»Формирование нравственных основ поведения в проблемных ситуациях у детей 12-14 лет.»

Цель:»Разработка и апробация цикла мероприятий по теме;»Формирование нравственных основ поведения в проблемных ситуациях у детей 12-14 лет.»

№ п/п----- 1

Содержание            

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Знакомство с литературой по программе:»В гармонии с собой и

  другими.»                                                                              

Сроки

В течении года

Отметка о выполнении

 2      

Обследование несовершеннолетних.  Выявление сформированности нравственных основ поведения в проблемных ситуациях у детей 12-14лет (тестирование, анкетирование, диагностические карты,создание ситуаций эмоционального переживания,создание ситуаций опоры на жизненный опыт,создание ситуаций занимательности,создание ситуаций успеха,создание ситуаций личностной и групповой перспективы.Реализация программы:»В гармонии с собой и другими.

По мере

( январь-декабрь)

поступления детей

 3

Разработка и апробация занятий,ориентированных на детей 12-14 лет по программе ;»В гармонии с собой и другими.»

Январь-

4

3.1 Комплексное занятие: «Из какой я сказки?».

декабрь

3.2 Беседа-диалог, обсуждение проблемных ситуаций: «Что хорошо,что плохо и почему?».

февраль

3.3 Ситуативный практикум: «Кого люди называют смелым?».

март

3.4 Практикум: «Уважение  к старшим».

апрель

3.5 Коррекционно-развивающее занятие: «Ваши добрые поступки»

май

3.6 Разбор жизненных ситуаций, беседа-диалог: «Чем можно порадовать маму?» .

июнь

3.7 Чтение и анализ художественных произведний:Кузнецова.А.»Мы поссорились».

июль

3.8 Чтение и анализ художественных произведений:Ушинский.К.»Умей обождать».

август

3.9 Чтение и анализ художественных произведений:Барто А.»Помощница».

сентябрь

3.10 Практикум:»Я могу быть воспитанным.»

3.11 Практикум:»Подари другому радость.»

3.12  Комплексное занятие: «Дорогою  добрых дел».

Октябрь

Ноябрь

декабрь

 5

Мониторинг результатов.

декабрь

5

Отчет по методической теме.

декабрь

 

Воспитатель-Калятьева ГП.------------------------------------------------

Согласовано руководителем»МО»воспитателей, заведующей отделением-Брой Е.В.-------------------

ПЛАН работы

Над методической темой:

«Формирование нравственных основ поведения

   в проблемных ситуациях у детей  12-14 лет»                                Цель:разработка и апробация цикла мероприятий о по теме:»Формирование нравственных основ поведения в проблемных ситуациях у детей 12-14 лет.»                                                                                                

Согласовано руководителем «МО»воспитателей,заведующей отделением- Е.В.Брой

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                         



Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания

“Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних

«Возвращение»

Формирование

нравственных основ поведения

в проблемных ситуациях

у детей 7 – 12 лет  в условиях

отделения круглосуточного пребывания

Программа

«В гармонии

с собой и другими»

Подготовила воспитатель:

Калятьева Г.П.

г. Саратов, 2009 г.

Программа  «В гармонии с собой и другими»

(формирование нравственных основ поведения в проблемных ситуациях

у детей 7 – 12 лет  в условиях отделения круглосуточного пребывания)

Утрата нравственных ориентиров во многих семьях, дефицит нормальных отношений между родителями, негативное влияние среды неформального общения. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время  значительно возрастает. Социальная значимость работы с несовершеннолетними по формированию нравственных основ поведения детей в проблемных ситуациях.

Актуальности  проблемы формирования нравственных основ поведения у детей 7 – 12 лет для деятельности отделения  круглосуточного пребывания объясняется, во-первых, недостатком семейного воспитания несовершеннолетних, поступающих в отделение, во-вторых, трудностями адаптации детей в новых социальных условиях. Формирование нравственных основ поведения, позволят воспитанникам наладить отношения с детьми и воспитателя, найти свое место в новом коллективе.

Приобщение детей к «азам» нравственности, формирование у них основ нравственного поведения (в проблемных ситуациях) – это процесс, построенный на  взаимосвязи знания, чувства и поведения. Необходимо помочь детям понять, постичь душою, что можно и что нельзя делать по отношению к себе и другим людям. Построить с подрастающим человеком живой диалог о жизни позволяют занятия по программе «В гармонии с собой и другими».

Ключевые понятия программы – личность, нравственная культура, поведение рассматриваются в следующем контексте:

Личность[1] – нравственно-ориентированный человек, способны взять на себя ответственность за поступки, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.

Нравственность (предполагает совпадение)[2] – сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами,  область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности,  переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро!

Нравственная культура – сформированности и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу. В программе рассматриваются лишь основы нравственной культуры и нравственности.

Поведение – цепочка сознательных целенаправленных действий ребенка.

Поведение личности, будучи в целом детерминировано социальной действительностью, в каждом конкретном случае побуждается деятельностью сознания. Следовательно, воздействуя на сознание ребенка, мы опосредованно воздействуем на его поведение.

Соответствующими педагогическими средствами мы побуждаем несовершеннолетних сосредоточению  на нравственном смысле своих поступков. Чтобы поведение (целенаправленные действия) совершалось в нравственном аспекте,  необходимо,  чтобы нравственное  в поведении стало для  ребенка приоритетным.

Необходимо, чтобы ребенок принимал во внимание нравственную сторону мотивов собственных поступков, обладал привычной нравственного самоконтроля своих  действий в проблемных ситуациях.

Цель: формирование нравственных основ поведения в проблемных ситуациях у несовершеннолетних детей (7-12 лет) в условиях отделения круглосуточного пребывания.

Задачи:

  1. Формировать у детей уважение к нравственным ценностям.
  2. Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
  3. Активизировать процесс их личностного роста.
  4. Стимулировать стремление несовершеннолетних задуматься о нравственном смысле своих поступков, делать нравственный выбор.
  5. Повысить социальную компетентность несовершеннолетних.

Программа системна, она построена на взаимосвязи следующих компонентов:

  1. коррекционно-развивающие занятия по программе «В гармонии с собой и другими».
  2. общегрупповая деятельность, которая ориентирована на включение всех детей в диалог общения, взаимодействия.

Программа состоит из 2-х циклов:

Программа

«В гармонии с собой и другими»

1 цикл занятий

 «Твой выбор»

2 цикл занятий

«Гармония»

направлен на формирование у детей мотивации выбора нравственного поведения

направлены на формирование  навыков нравственного поведения в проблемных ситуациях у несовершеннолетних.

Формы работы по программе разнообразны:

  1. беседа,
  2. практикум,
  3. игра-импровизация,
  4. «Час чтения»,
  5. видеорепортаж «ЖИРАФиК»,
  6. моделирование ситуаций,
  7. обсуждение конкретных ситуаций,
  8. комплексное занятие.

Программа

«В гармонии с собой и другими»

1 цикл «Твой выбор» - направлен на формирование у детей 7 – 12 лет мотивации выбора нравственного поведения.

Срок

Содержание

Формы

Задачи

Прим.

март

«Добро. Зло. Терпимость»

час

общения

Стимулировать стремление  несовершеннолетних задуматься о смысле своих поступков

В Драгунский «Денискины рассказы»

час чтения

«Дружить – значит

со-чувствовать»

комплексное занятие

Вызвать умение  сопереживать  другим людям

апрель

«Друг

познается в беде»

коррекционно-развивающее занятие

Повышать социальную комплексность несовершеннолетних воспитывать честность

«Маленькая ложь рождает большое недоверие»

«Если добрый ты

это хорошо,

а когда наоборот – плохо»

практикум

Повышать социальную комплексность несовершеннолетних воспитывать честность

май

«Дал слово – держи его»

(правило обязательности)

практикум

Активизировать процесс личностного роста несовершеннолетних

Умеем ли мы

 держать слово?

тесты,

обсуждение

Умеем ли мы

 прощать?

Программа «В гармонии с собой и другими»

2 цикл «Гармония» - направлен на формирование у детей 7 – 12 лет нравственных основ поведения несовершеннолетних в проблемных ситуациях.

Срок

Содержание

Формы

Задачи

Прим.

март

Апробация цикла занятий, направленных на формирование основ поведения  «Правила обязательные для всех»

беседа - диалог

Развитие навыков конструктивного поведения,  коррекция межличностных отношений

«Я не волшебник,

я только учусь»

комплексное занятие

Помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей, воспитывать в детях этические нормы поведения в обществ, общения друг с другом.

апрель

«О заботливом отношении к людям»

беседа-диалог, обсуждение проблемных ситуаций

Воспитывать ценнейшие качества человека: оказание помощи, доброта, отзывчивость.

«Спор, а не ссора»

ситуативный практикум

Формирование у несовершеннолетних навыков и умений преодолевать и разрешать конфликты.

май

«А нам дано преду-гадать, как наше слово отзовется»

практикум

Формирование у детей уважительного отношения друг к другу, уважение правил бесконфликтного общения и выхода из конфликтных ситуаций

«От одного слова да навек ссора»

коррекционно-развивающее занятие

сентябрь

«Умей сказать «НЕТ!»

практикум с элементами тренинга

Познакомить детей с понятиями: «поддержка» и «самоподдержка»; способствовать выработке у несовершен-нолетних навыков поддержки других, когда они делают ошибки и поддержки самого себя

октябрь

«Загляните в мамины глаза»

разбор жизнен-ных ситуаций, беседа-диалог

Воспитывать чуткое, отзывчивое отношение к женщине – матер; прививать потребность в вежливом отношении к девочкам, девушкам и женщинам

ноябрь

«Жить в мире с собой»

беседа с элементами тренинга

Способствовать развитию толерантности

декабрь

А. Экзюпери

«Зорко одно лишь сердце»

час чтения

«Спешите делать добро»

комплексное занятие

Формировать нравственные основы поведения


[1] Словарь по этике. М. изд. «Политическая литература», 1983, с. 224.

[2] Там же.



Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания

“Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних

«Возвращение»

РЕФЕРАТ

«Формирование

нравственных основ поведения

в проблемных ситуациях

у детей 7 – 12 лет

в условиях отделения круглосуточного пребывания»

Подготовила воспитатель:

Калятьева Г.П.

г. Саратов, 2009 г.

Опыт реализации

программы

«В гармонии с собой и другими»

В работе используются следующие методы и приемы:

  1. Показ образца (как себя вести), разъяснение смысла нравственных норм.

  1. Создание положительного отношения к нравственным основам поведения.

  1. Демонстрация преимуществ нравственного поведения (анализ конкретных жизненных ситуаций, позволяющих убедить детей; использование примеров героев книг, фильмов).

  1. Стимулирование самоконтроля детей.

  1. Личный пример воспитателей.

Дети редко живут в мире и согласии, в группе  мы не можем создать для них вечный рай, но удержать детей от постоянных споров и ссор, в наших сила.

Интересная, на наш взгляд, форма – «Групповое вече».

Когда мы пытаемся установить новые (нравственные)  правила поведения, лучше, чтобы дети сами приняли участие в их выработке. Объявляем свободную дискуссию.  Если ребенок сам придумал  правило, он будет следить за его исполнением, но когда правило «запущено» сверху, то появляется искушение проверить, что будет, если его нарушить.

Разбор конкретных ситуаций, игры-тренинги, игры-драматизации, практикумы способствуют пониманию нравственных норм и способов поведения, которые могут использоваться в реальной действительности, в повседневной жизни группы отделения круглосуточного пребывания.

Преимущества перечисленных форм состоит в том, что:

  1. дети могут увидеть себя со стороны в моделируемых ситуациях,
  2. обменяться мнениями с товарищами,
  3. выбрать правильные нравственные модели поведения.

Анализировать свое и чужое поведение, несовершеннолетние учатся и при просмотре видеосюжетов детской видеостудии «ЖИРАФиК». В отделении создана небольшая видеотека. Занятие снимается на видеокамеру, что повышает активность ребят и является стимулом для пассивных детей, так как  каждому хочется быть «артистом». Дети любят смотреть повторы, наблюдать себя со стороны, оценивать собственное поведение.

Для маленького драматического этюда или игры-драматизации проводится предварительная подготовка:

  1. выбор актеров,
  2. подготовка костюмов, оформление,
  3. работа по сценарию,
  4. подбор музыкального сопровождения.

Каждое занятие – это совместный поиск, живое взаимодействие.

Оно неповторимо, каждый раз проходит по-разному, в зависимости от состава группы, настроения детей и оттого, насколько удалось наладить с ними контакт.

Доброжелательная атмосфера, конкретная целенаправленная обратная связь, поддержка самостоятельности и инициативы несовершеннолетних оптимизируют процесс работы по программе «В гармонии с собой и другими».

Мониторинг результатов.

По окончании 2-х циклов занятий с несовершеннолетними проводится заключительная диагностика.

О результативности проводимых мероприятий свидетельствуют следующие показания:

  1. интерес к занятиям,
  2. изменение поведения несовершеннолетних в проблемных ситуациях.

Формы занятий соответствовали возрастным особенностям несовершеннолетних, их умственному развитию.

Улучшились  межличностные отношения.

Включенность в процесс усвоения норм нравственного поведения была свойственна всем несовершеннолетним. Успешно она проходила у _____чел. Часть воспитанников демонстрировала средние показатели _____ чел. Низкий результат показали ____ чел. (ЗПР, с явным нарушением интеллектуальной сферы или нервной системы).

Отношения между детьми в группе отделения круглосуточного пребывания стали более доброжелательными и уважительными, изменилось поведение в проблемных ситуациях, у большинства  детей (82%) сформировалось отношение к поведению с ориентацией на нравственные нормы.

Общее количество несовершеннолетних, участвующих в программе __ чел.

Уровень сформированности основ нравственного поведения у несовершеннолетних детей 7 – 12 лет:

  1. высокий уровень – 48 %,
  2. средний уровень  – 36%,
  3. низкий уровень    – 16%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА"В гармонии с собой и другими."

Я разработала программы"В гармонии с обой и другими ,""Простые истины".Эти прогаммы взаимосвязаны.Через формирование навыков понимания своих чувств и чувств окружающиж,эффективного  общения у реб...

ПРОГРАММА"В гармонии с собой и другими."

Я разработала программы"В гармонии с обой и другими ,""Простые истины".Эти прогаммы взаимосвязаны.Через формирование навыков понимания своих чувств и чувств окружающиж,эффективного  общения у реб...

Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов

Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...

Программа дополнительного образования "Я в мире с собой и другими"

Данная образовательная программа направлена  на ориентацию воспитанников в жизни общества, подготовке ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения правовых знаний.Педагогичес...

Тренинг для педагогов "В гармонии с собой"

создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности, профилактика эмоционального выгорания...

Программа мероприятия на тему: «Жить в мире с собой и другими».

Программа мероприятия по направлению первичной профилактики правонарушений несовершеннолетних и ориентации на здоровый образ жизни с учащимися детских объединений, расчитано на детей в возрасте 9-11 л...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "В гармонии с собой"

Программа ориентирована на работу с педагогическим коллективом и на правлена на создание благоприятных условий для формирования и развития навыков саморегуляции и самопознания, а также ценностно-смысл...