Мифы и реальность
презентация к уроку (10 класс) по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

 

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий (по материалам Ивана Вознесенского http://www.zarplata.ru/a-id-12119.html)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паначёва И.Е                                                                                         МОУ Уйско-Чебаркульская сош

МИФЫ и РЕАЛЬНОСТЬ

   Понятие "миф" - одно из наиболее многозначных в современном языке, употребляющееся с различной смысловой наполненностью в диапазоне от "вымысла" ("иллюзии") до "священной традиции, первородного откровения". Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание.  Миф сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, его нельзя оценивать с точки зрения морали. В нашем контексте мы рассматриваем миф как устоявшийся в обществе слух, претендующий на роль истины.

Реа́льность  - это  существующее вообще; объективно явленный мир; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно. Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность.  В контексте наших занятий мы рассматриваем реальность как некоторый теоретический объект, доказанный наукой и практическими исследованиями.

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий

Актуальность:

Тесный контакт и взаимопонимание между учителем и учеником на занятии — это половина процесса успешного восприятия последним материала.

Определяющей чертой современных методических новаций является ориентация на поисковую деятельность, формирование навыков рефлексивного мышления.   В дидактических поисках незаменимым ресурсом становится учебный диалог, понимаемый и как способ работы над содержанием урока, и как форма организации обучения.

Цели:

-выявление информированности подростков по теме «Безопасное поведение»;

- обобщение, систематизация знаний учащихся об изучаемом вопросе;

- создание условий для осознания подростками необходимости защищать себя, свой выбор, свою точку зрения;

– развитие речевых и коммуникативных навыков .

 

Особенности:

- Наибольшие затруднения обычно связаны с вхождением в диалог. Необходимым элементом структуры занятия является предварительное пояснение вопроса, проблемы, ситуации. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету беседы.

-Главное назначение диалога в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение аудитории в активное обсуждение спорных научных проблем, побуждение к осмыслению различных подходов в аргументации своей и чужой позиции.

-Ведущая роль диалога в процессе воспитания — формирование убеждений молодежи, ответственного нравственного выбора.

- Важно направлять диалог в конструктивное русло. Нужно избегать переключения внимания на другие темы, а также обучать аудиторию многостороннему видению проблемы.

- Обязательно соблюдение правил ведения диалога всеми его участниками. Необходимо выработать цивилизационные нормы сотрудничества и стремиться к их выполнению, избегая некорректного, оскорбительного поведения.

- Ключевая роль должна принадлежать инициатору обсуждения. 

- Педагогический диалог требует заинтересованного отношения ко всем учащимся, уважительного отношения к «я» ребенка.

- Для того чтобы учебный диалог состоялся, необходимо предварительно подготовить его участников.

Во первых, требуется эмоционально-психологическая настройка. Педагог должен объяснить специфику такой формы работы, снять поведенческие барьеры и др.

 Во вторых, надо обсудить организационные вопросы (регламент диалогического урока, время и очередность выступлений и т. п.).

В третьих, важно провести предметную (содержательную) подготовку, чтобы учащиеся владели учебным знанием, имели материал для дискуссии.

Специфика:

Специфика диалога в том, что его ход и результат принципиально нельзя предсказать, так как в нем участвуют равноправные голоса, каждый из которых ведет свою   линию. Педагог выступает в роли организатора этого хора   голосов, но не претендует на роль всезнающего оракула. 

Формы учебного диалога:

Учебный диалог — понятие довольно широкое. Его разновидностями считаются беседа, спор, диспут, дискуссия, но они неравноценны.

Чаще всего на уроке мы сталкиваемся с беседой, когда развитие темы происходит в линейном направлении от известного к новому.

Спор предполагает наличие двух или нескольких точек зрения, и только одна из них действительно верная.

Диспут строится на узнавании и выяснении всех позиций учеников и выявлении «правильного» знания.

 Абсолютной свободой обладает дискуссия. Ее развитие соотнесено с изменениями развивающегося знания, диалоговое действие происходит в открытой ситуации и имеет исследовательский характер.

Предмет обсуждения:

Предмет обсуждения – это вопрос (процесс, ситуация и т.д) , который дает возможность рассмотрения его с альтернативных точек  зрения.

Основные приёмы:

-Предварительное обсуждение вопроса в малых группах.

-Выступление ученика перед классом с докладом (сообщением), раскрывающим суть проблемы.

-Краткий  предварительный опрос.

-Ролевые игры, инсценировки, иллюстративный материал (диафильмы, фото- и кинофрагменты, аудиозаписи и пр.).

Чтобы избежать ощибок

Нужно:

-дать достаточно времени, чтобы сосредоточиться и обдумать ответы (это может быть пять семь секунд); 
-уходить от некорректных формулировок, вопросов, содержащих двусмысленность, неопределенность; 
-не обходить  вниманием ни одного ученика и не игнорировать ошибочные ответы;
-оперативно помогать в формулировании высказывания (обобщать факты,   менять направление размышлений, задавать наводящие вопросы, прояснять реплики и т. д.); 
-разрешать возникающие межличностные разногласия, снимать трения, побуждать к углублению мысли, соотнося создаваемый диалог с виртуальным эталоном.

Рефлексия:

Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы.

1. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале диалога?

2. В чем мы не достигли успеха и почему?

3. Отклонялись ли мы от темы?

4. Все ли принимали участие в обсуждении?

5. Были ли факты нарушения порядка во время ведения диалога? Кем и когда?

Реализация:

В системе уроков  выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.

Его можно провести отдельным учебным занятием  или включением вопросов в текущее занятие до 10 -15 минут.

Правила поведения:

-слушать и слышать друг друга,

-говорить по очереди,

-не перебивать,

-не давать оценки чужому мнению,

-не обижать и не обижаться,

-участвовать всем,

-не критиковать,

-уважать позицию любого,

-инициатива вопроса не наказуема и  поощряется.

Форма представления:

мультимедийная презентация

Основные понятия:

-выбор,

-расстановка приоритетов,

- коммуникативность,

-альтернативное мнение

-правила поддержки.

Аудитория:

учащиеся 9-11 классов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 самых распространенных мифов о курении Паначёва И.Е.

Слайд 2

Миф первый: «Сигарета помогает расслабиться» 14.04.17 О влиянии никотина на стресс говорят уже давно. В основном, говорят курящие люди, которые «успокаиваются», закурив.

Слайд 3

Правда На самом деле, сигареты не помогают расслабиться, а курильщиков успокаивает ритуал – достал сигарету, прикурил, затянулся, выдохнул. Никотин – самое вредное вещество из 4000 веществ, содержащихся в дыме. Он не обладает успокаивающим действием, иначе он бы давно применялся в медицине как дешевое средство от стресса.

Слайд 4

Миф второй: «Бросишь курить – растолстеешь» Иногда люди жалуются, что начали набирать вес, отказавшись от сигарет. Отсюда и вывод о связи табакокурения и похудения.

Слайд 5

Правда Дело вовсе не в сигаретах, а в том, что люди начинают «заедать» стресс, возникающий при отказе от курения, и едят от нечего делать в ситуациях, когда раньше закуривали. В том, что отказаться от табака сложно, нет ничего удивительного – табачная зависимость по силе не уступает героиновой. Также курение может вызвать сбои в работе эндокринной системы организма и привести к некоторой потере веса. Сбои на гормональном уровне это слишком высокая цена за несколько килограммов.

Слайд 6

Миф третий: «Дети курильщиков привыкают к табаку еще до рождения» Часто приходится слышать от курящих беременных, что врач велел им бросить курить в первом триместре. Если это не удалось, то нужно продолжать курить – потому что «ребеночек внутри уже привык», а также «беременным нельзя переживать, лучше курить и быть спокойной, чем бросить и нервничать».

Слайд 7

Правда Эти рекомендации вредны и ни на чем не основаны, ведь вред курения во время беременности просто огромен. Доказано, что курение будущей матери приводит к преждевременным родам, выкидышам, рождению детей с недостаточным весом и различными пороками развития, увеличивает риск внезапной младенческой смерти у детей первого года жизни. По разным данным, курение будущей матери оказывает влияние на ребенка вплоть до шестилетнего возраста – такие дети чаще болеют и хуже учатся. Также доказано, что вдыхание табачного дыма приводит к выраженной гипоксии плода. По сути, младенец в утробе курящей женщины испытывает недостаток кислорода, постоянно «задыхается ».

Слайд 8

Миф четвертый: «Отказ от сигарет после многих лет курения – слишком большой стресс» Мнение о том, что заядлым курильщикам нельзя полностью бросать курить, даже если они заболели из-за этой привычки, ошибочно.

Слайд 9

Правда Избавление от табачной зависимости всегда оказывает благотворное влияние на организм и существенно снижает нагрузку на сердце и легкие. Известно, что никотин начинает выводиться из организма уже через два часа после отказа от табака, через 12 часов уровень окиси углерода в крови нормализуется, и человек перестает ощущать нехватку воздуха. Уже через два дня вкус и обоняние станут острее, а через 12 недель человеку будет заметно легче ходить и бегать из-за улучшений в системе кровообращения. До 9 месяцев нужно на то, чтобы исчезли проблемы с дыханием: кашель и одышка. В течение 5 лет риск инфаркта миокарда снизится примерно вдвое.

Слайд 10

Миф пятый: «Легкие сигареты менее вредные» «Легкие», ментоловые и с «пониженным содержанием смол» сигареты также вредны для здоровья, как и обычные.

Слайд 11

Правда Ощущение их меньшей «вредности» искусно сформировано табачной рекламой. Даже в «легких» сигаретах содержится достаточно никотина для формирования сильной зависимости. К тому же, перейдя на «легкие» сорта, курильщики склонны увеличивать количество выкуриваемых сигарет, сильнее и чаще затягиваться, увеличивая дозу полученного никотина и смол. Сигареты с ментолом, представляемые более изысканными, женскими, освежающе ароматными, формируют табачную зависимость даже быстрее обычных. Высокотехнологичные фильтры сигарет, хотя и кажутся надежной защитой, на самом деле являются еще одной уловкой производителей – курильщик и окружающие все равно получают солидную дозу вредных веществ, никотина и дыма.

Слайд 12

Миф шестой: «Существуют безопасные способы курения» Набирающий популярность кальян многие считают безобидной альтернативой сигаретам, считая прошедший «очистку» жидкостью дым безвредным.

Слайд 13

Правда Это неправда. Кальян не менее опасен, чем традиционные способы употребления табака. А если учесть длительность одного сеанса курения кальяна, разовая доза вредных веществ, полученных каждым курильщиком, весьма велика. К тому же, став завсегдатаем общественных кальянных, можно в нагрузку к обычным проблемам, связанным с курением, получить еще и туберкулез.

Слайд 14

Миф седьмой: «Курение – личный выбор» Табачные компании часто представляют курение как свободный выбор взрослых людей.

Слайд 15

Правда Это лукавый аргумент – в России не курят две трети населения, в том числе дети и беременные женщины. И право курильщика на сигаретный дым заканчивается там, где начинается право остальных на чистый воздух. Также по данным исследований, большинство курильщиков начинают употреблять табак в возрасте 13–14 лет, когда не может быть и речи о свободном ВЗРОСЛОМ выборе.

Слайд 16

Миф восьмой: «Вред пассивного курения не доказан» Производители табака часто подвергают сомнению вред от вторичного дыма.

Слайд 17

Правда Не существует безопасного уровня воздействия табачного дыма. Вторичный табачный дым содержит около 4000 химических веществ, в том числе около 70 канцерогенов. Доказано, что именно пассивное курение – причина большинства случаев рака легких и заболеваний сердечнососудистой системы у некурящих. Практически половина всех детей в мире – вынужденные пассивные курильщики. Около 50 миллионов беременных женщин по всему миру ежегодно становятся пассивными курильщицами, подвергая воздействию табачного дыма своих будущих детей.

Слайд 18

Я думал… Теперь я думаю… Я делал… Теперь я сделаю… Закончи фразы:

Слайд 19

Ресурсы edimka.ru/txt/rb4/7.htm 14.04.17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мифы и реальность о наркотиках Паначёва И.Е.

Слайд 2

Миф 1 «В жизни все надо попробовать, в том числе и наркотики». -какие чувства и эмоции вызывает приём наркотиков? -приведите примеры в каких случаях ещё можно испытать такие чувства.

Слайд 3

Реальность После пробы наркотиков человек вряд ли захочет пробовать что-либо другое. Многие так и не увидят ничего в жизни кроме «наркоты».

Слайд 4

Миф 2 «Наркотики придают жизни разнообразие и скрашивают ее»

Слайд 5

Реальность Сначала вроде скрашивают. Но после первого раза хочется еще и еще. И тогда разнообразие кончается. Утром встал – надо денег нашёл деньги- надо купить, купил – надо принять, принял – надо спать. И так изо дня в день. Тут уж не до веселья.

Слайд 6

Миф 3 «Наркотики помогают решать жизненные проблемы».

Слайд 7

Реальность Кое-кто действительно пытается так забыть о проблемах, но проблемы-то остаются. Отложенные дела имеют свойства накапливаться, к тому же наркотики делают человека по жизни раздражительным, с чувством вины и беспомощности, неуверенным в себе. Если у тебя проблемы, наркотики только усугубят их.

Слайд 8

Миф 4 «Легкие наркотики принимать можно – это безопасно»

Слайд 9

Реальность По закону нет разницы между тяжелыми и легкими наркотиками, а за «травку», как и за героин придется сидеть в тюрьме несколько лет. К тому же от конопли можно сойти с ума или быстро «подсесть» на «тяжелые» наркотики.

Слайд 10

Миф 5 «Можно принимать наркотики и не быть зависимым от них»

Слайд 11

Реальность Начиная никто не собирается быть наркоманом. Шутка в том, что невозможно наверняка рассчитать, кто заболеет наркоманией, а кто сможет «спрыгнуть» до этого. Единственный шанс не иметь головной боли: вообще не трогать эту дрянь, не пробовать, не нюхать, не лизать и не курить.

Слайд 12

Миф 6 «Употреблять или не употреблять наркотики – личное дело, и нечего в него соваться»

Слайд 13

Реальность Как бы не так! Когда бы этот человек жил бы в полном одиночестве, то это было бы его личное дело. А так за их удовольствие расплачиваются другие – лечат их травмы и болячки, работают, пока они «болеют», страдают от их выходок и вытаскивают их из милиции. Вот ковыряние в носу – это действительно личное дело.

Слайд 14

Закончи фразы: Я думал… Теперь я думаю… Я делал… Теперь я сделаю…

Слайд 15

УМЕЙ СКАЗАТЬ НЕТ!

Слайд 16

Ресурсы www.antinark.ru/2009-11-10-13-29.../2009-12-01-13-11-28.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пивной алкоголизм беда молодых Паначёва И.Е. МИФЫ и РЕАЛЬНОСТЬ

Слайд 2

Миф 1 Польза пива для мозга Пиво является важным источником полезного кремния, а с ним у вас не будет атрофии мозга, нарушения речевых функций и дезориентации

Слайд 3

Правда Алкоголь разрушает клетки головного мозга, отмирая, они попадают в кровь, затем, отфильтровываясь почками, в мочевой пузырь и далее выходят с мочой.

Слайд 4

Миф 2 Польза пива для сердца Пиво весьма полезно для сосудов и сердца.

Слайд 5

Реальность Насыщенность пива углекислым газом, приводит к тому, что попадая в организм, пиво быстро переполняет кровеносные сосуды. Это приводит к варикозному расширению вен и расширению границ сердца. Так возникает синдром "пивного сердца" или синдром "капронового чулка", когда сердце провисает, становится дряблым и плохо качает кровь.

Слайд 6

Миф 3 Приятный вкус и польза пива для пищеварения Горькие хмелевые добавки пива не только создают приятный вкус, но и полезны для пищеварения.

Слайд 7

Реальность Какие бы полезные и целебные свойства ни приписывались хмелю, его смолы, являясь канцерогенами, неминуемо делают свое пагубное дело. Достоверно что потребление именно пива повышает риск развития рака. Содержащийся в пиве кобальт вызывает воспалительные процессы в пищеводе и желудке.

Слайд 8

Миф 4 Польза пива для детородной функции Пиво полезно для потенции и вообще помогает при общении с другим полом.

Слайд 9

В "шишечках" хмеля, используемых для придания пиву специфического горьковатого вкуса, содержится 8-пренилнарингенин – вещество, относящиеся к классу фитоэстрогенов ("фито" – растение, "эстроген" – женский половой гормон) .

Слайд 10

Издавна женщин не берут на плантации для сборки "шишечек" хмеля, поскольку при такой работе у большинства женщин вскоре открывается кровотечение вне зависимости от внутреннего месячного цикла В организме здоровой женщины в сутки вырабатывается всего лишь 0.3-0.7мг эстрогена , что соответствует 2л пива

Слайд 11

У пьющих женщин грубеет голос и характер, появляется растительность на лице - «пивные усы», происходит разрастание тканей матки, появляется сексуальная озабоченность.

Слайд 12

Реальность Пиво содержит ряд токсических веществ, в том числе соли тяжелых металлов, вызывающих изменения в эндокринной системе. Так, в организме мужчин при систематическом употреблении пива выделяется вещество, подавляющее выработку мужского полового гормона тестостерона. Одновременно начинают вырабатываться женские половые гормоны, вызывающие изменения внешнего вида мужчины.

Слайд 13

Если человек начинает принимать несвойственный ему гормон, то его облик, голос, характер стремительно меняются. Мужчина употребляя пиво, частично замещает мужской гормон на женский

Слайд 14

Фигура меняется – расширяется таз, жир откладывается по женскому типу – на бедрах. Разрастаются грудные железы, заплывшие жиром, они интересным образом дополняют облик "мужчины".

Слайд 15

Удар ниже пояса: постепенно развивается импотенция. Мышцы живота слабеют, и появляется "пивной живот".

Слайд 16

Будущим мамам следует задуматься

Слайд 17

Миф 5 Польза пива для нервной системы Пиво полезно для нервной системы т.к. успокаивает, снимает стресс, создает хорошее настроение.

Слайд 18

Правда Благодаря хмелю пиво содержит психоактивные вещества, которые создают особый, слегка отупляющий, опьяняющий эффект, отличный от эффекта других алкогольных напитков (в больших дозах эти вещества вызывают галлюцинации). Наркологи утверждают, что алкоголь является самым агрессивным из наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью.

Слайд 19

«Торнадо»

Слайд 20

Миф 6 Польза пива для почек Пиво полезно для почек и его хорошо употреблять как мочегонное средство.

Слайд 21

Реальность Обладая мощным мочегонным эффектом, пиво беспощадно вымывает из организма "стройматериалы" - белки, а также жиры, углеводы и микроэлементы. При дефиците калия происходят срывы сердечного ритма, возникает сухость кожи, боли в икрах, слабость в ногах. Дефицит магн ия опасен тем, что меняется фон настроения, человек становится раздражительным, плаксивым, плохо спит. С вымыванием витамина С снижается иммунитет, развивается гипоксия мозга, страдает интеллект, чаще возникают простудные заболевания.

Слайд 22

Миф 7 Пиво приносит пользу экономике государства Принято считать, что производство пива и торговля им приносит пользу бюджету государства. Исходя из этого, потребитель пива - это истинный патриот России, помогающий отечественному производителю.

Слайд 23

Правда В настоящее время в РФ существует 296 пивоваренных заводов. Абсолютное их число принадлежит иностранному капиталу. "Невское" - Дания, "Холстер" - Германия, "Миллер" - Америка, "Старый мельник" - Турция, "Толстяк" - Бельгия, "Бочкарев" - Испания, "Золотая Бочка" - Южная Африка. "Балтика"- Скандинавия.

Слайд 24

Таким образом, иноземные "благодетели" совмещают приятное с полезным – набивают свои карманы и очищают нашу страну от "излишнего" населения

Слайд 25

Миф 8 Безалкогольное пиво безвредно Эксперимент: заклеили этикетки обычного и безалкогольного пива, никто из тестируемых не определил вид пива.

Слайд 26

Закончи фразы: Я думал… Теперь я думаю… Я делал… Теперь я сделаю…

Слайд 27

Ресурсы Подготовлено по материалам: "Особенности пивного алкоголизма" З.Коробкина Доктор технических наук, профессор Источник: http://theme.orthodoxy.ru/pivo/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ: мифы и реальность

Статья из интернета  о подготовке к ЕГЭ. Полезна выпускникам и их родителям....

разработка урока по географии "Мифы и реальность"

Мы узнали много интересного об удивительном и загадочном материке Африка. Сегодня на уроке вы должны показать свои знания. Также мы услышим и много нового об Африке, её природных объектах и её обитате...

Дистанционное образование - мифы и реальность

В 2008 году я принимала участие в конкурсе Дистанционный учитель года. В ходе этого был разработан и проведен курс "Триумф или трагедия?" Роль личности в истории....

Мифы и реальность о детях инвалидах

Медицинское понятие  инвалидности очень далеко от социального.Мифы и реальность жизни инвалидов....

Подводный мир: мифы и реальность

Разработка нестандартного  урока "Подводный мир: мифы и реальность" для учащихся 7-х классов. Урок способствует раскрытию творческого потенциала школьников, повышает интерес к предмету....

Мифы и Реальность

И алкоголизм, и курение – сложные заболевания, лечить их трудно. Вот почему предупреждение алкогольной болезни, профилактика курения становится все более актуальной задачей – медицинской и социальной,...

Классный час "Алкоголь:мифы и реальность"

Данный материал содержит конспект и презентацию классного часа для учащихся 7-8 классов по теме: "Алкоголь: мифы и реальность". Представляет интерес для педагогов-психологов и классных руководителей....