Воспитательная функция религиоведческих предметов в школе
методическая разработка по теме

Щербакова Елена Викторовна

В лекции определяются возможности религиоведческих курсов в светской школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: методика преподавания религиоведения.

Группа религиоведов 5 курса.

Тема: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ В ШКОЛЕ

Цель занятия: Определить воспитательные возможности религиоведческих курсов в средней светской школе.

Задачи:

1. Дать оценку места знаний о религии в воспитательном процессе школы;

2. Попытаться совместно со студентами обосновать

необходимость религиозного знания для воспитания разносторонней личности учащихся;

3. Формирование толерантного мышления у студентов.

Тип занятия: лекция

Литература: 1. Кураев А. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. М.,-2003.

2. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.:2004

3. Мчедлов М.П. Российская цивилизация. — М., 1998.

4. Писманик М.Г. Религия в истории и культуре. – М., 2000г.

5. Понкин И.В. Светскость: конституционно-правовое

исследование — М.,1998

6. Институт государственно-конфессиональных отношений и права. 2002.

Ход занятия:

1. Орг. Момент;

2. Работа над новым материалом;

3. Работа над семинарским занятием (запись вопросов и литературы

к семинару).

План лекционного материала:

  1. Факторы реализации воспитательного потенциала знаний о религии
  2. Оценка роли религии в историческом и культурном развитии общества
  3. Содержание и формы использования знаний о религии в обучении и воспитании учащихся
  4. Аспекты общезначимого воспитания и развития личности детей и молодежи
  5. Гражданское воспитание
  6. Духовные ценности
  7. Методические религиоведческие разработки

Большая часть лекции дается студентам под  запись.

1. Воспитательный потенциал знаний о религии в светской школе и возможность его реализации обусловлены двумя основными факторами:

1) местом и значением религии в общественном сознании данного общества в данный исторический период его развития;

2) местом и значением религии в истории данного народа, общества, человечества в целом, в истории цивилизации и культуры на всём их протяжении.

Но представление о необходимости включения знаний о религии в содержание воспитательной деятельности современной российской школы, конечно, связано не только и не столько с позитивной оценкой религии, которое складывается в широких слоях современного российского общества.

С научно-педагогической точки зрения фактор значимости религии в обучении и воспитании учащихся светской школы определяется, прежде всего, местом и значением религии в истории человечества в целом, в истории человеческой культуры и цивилизации на всём её протяжении, значением религии в истории и культуре нашего, российского общества.

2. Объективная оценка роли религии в историческом и культурном развитии нашего общества, осознание того, что целый пласт мирового и национального культурного наследия русского и других народов России не может быть освоен молодым поколением с достаточной глубиной без определенного уровня знаний о религии и религиозной культуре, детерминирует педагогическую необходимость изучения религии в государственно-общественной системе образования, прежде всего в средней общеобразовательной школе.

Таким образом, изучение религии в светской школе не является периферийным вопросом, связанным с интересами отдельных социальных групп — верующих разных конфессий или исключительно религиозных организаций, как это иногда представляется. Оно не только востребовано современным российским обществом, отвечает образовательным потребностям больших групп населения, но и обусловлено научно-педагогической целесообразностью, связано с вопросами оптимизации уровня и качества обучения и воспитания в современной светской школе, обеспечением её учебно-воспитательных возможностей и ресурсов в новых социальных условиях.

3. Содержание и формы использования знаний о религии в обучении и воспитании учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений определяются социально-правовыми условиями и нормами деятельности светской школы. В современной российской светской школе, в соответствии с действующим законодательством и принятой моделью светскости государства, не ставится цель обязательного и всеобщего воспитания детей в духе религиозного мировоззрения. Освоение знаний о религии, в том числе религиозной культуре подчинено задачам социально-гуманитарного образования и общего гражданского воспитания, фиксированным в законодательстве об образовании (Закон РФ «Об образовании», Статья 2  «Принципы государственной политики в области образования»).

Школьники, не считающие необходимым для себя углубленное образование в области знаний о религии в целом или конкретной религиозной традиции, должны осваивать только общие социально-гуманитарные знания о религии в курсах основных учебных дисциплин. Эти знания ныне ориентируются на содержание такой историко-философской дисциплины как религиоведение.

Отметим, что современное школьное религиоведческое образование направлено на то, чтобы ознакомить учащихся с основными религиями мира в различных аспектах их существования. Это ознакомление предполагает сообщение сведений о происхождении, истории религий, основных особенностях вероучений, символики, культа, содержании священных книг, принятых в них этических нормах, а также о численности последователей, географии распространения, значимости в разных культурах и странах и т.п. Всё это расширяет культурный кругозор школьников, способствует достижению целей социально-гуманитарного образования, помогает учащимся осознанно строить взаимоотношения со сверстниками из разных этнокультурных сред, развивает их правовую культуру.

Переходя к вопросу воспитательного потенциала знаний о религии в средней школе, прежде всего, отметим следующее. Нельзя не видеть, что образовательный потенциал изучения религиозной культуры в светской школе не сводится к просвещению только и исключительно в области информативного научно-философского или культурологического религиоведения. Он гораздо глубже и задается, прежде всего, самим содержанием религиозной культуры, её ценностным фондом. Термином «ценность» обозначают идеи, воззрения, принципы, нормы, знания, образцы поведения и т.д., имеющие значимость в настоящее время или в прошлом для личности, общества в целом, этносов, отдельных социальных групп. Ценностный фонд религиозной культуры включает мировоззренческие, этические, художественные, семейные, познавательные и другие ценности, которые могут быть не только «услышаны» учащимися как рациональная информация, но и личностно восприняты ими в той или иной мере.

Конечно, обозначенные ценности религиозной культуры должны быть педагогически интерпретированы в форме знаний о религии с учетом специфики светской школы как социального института и только таким образом включены в систему учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В школе не ставится специфическая задача воспитания религиозно ориентированной молодежи. Здесь преследуются другие цели: процесс изучения религии рассматривается как одно из средств решения актуальных воспитательных задач, значимых для всего общества социально-педагогических проблем путем развития и укрепления среди учащихся важных для личности, семьи, общества, государства социально ценных стереотипов отношения и поведения.

4. Воспитательные возможности знаний о религии изучаемых в светской школе состоят в том, что ими поддерживаются определенные аспекты общезначимого воспитания и развития личности детей и молодежи, в частности:

• воспитание гражданственности, сознания себя гражданами единого общества, от местных общин до общенационального уровня;

• воспитание патриотического сознания детей и молодежи, любви к нашей Родине — России, любви к своей «малой родине»—деревня, поселок, город, область, край, республика;

• воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан в области отношения к религии, уважение прав личности в духовной сфере в целом;

•  развитие национального самосознания детей и молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры в обучении и воспитании;

•  развитие нравственных начал личности, этической культуры, воспитание уважения к традиционным нравственным нормам народов России;

•  семейное воспитание, воспитание уважения к семье, к старшим по возрасту, выработка самостоятельности и ответственности в семейной жизни;

• половое воспитание, выработка целомудренного и ответственного поведения в области отношений с противоположным полом с учетом нравственных норм, принятых в традиционной культуре народов России;

• актуализация мировоззренческих позиций у школьников, направленность личностного развития на высокие духовные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравственности, цинизма, асоциальности и приспособленчества.

В целом, правильно содержательно организованное и методически поставленное изучение религии, различных аспектов религиозной культуры, знакомство с культурными, историческими ценностями традиционных религий способствует расширению культурного кругозора учащихся, обогащает их сознание новыми ценностями и смыслами значимыми в отечественной и мировой культуре.

В качестве примера рассмотрим потенциал знаний о религии в деятельности светской школы по гражданскому воспитанию учащихся.

5. Гражданское воспитание — не абстракция, но понятие, наполненное конкретно-историческим содержанием, всегда соотносимое с реальной гражданской принадлежностью субъекта воспитания, конкретным государством, обществом, народом, с конкретной историей и культурой. Таким образом, в данном контексте речь идет не о воспитании «гражданина вообще», а о воспитании гражданина России в современных исторических условиях. Содержание и процесс воспитания современного гражданина России не могут быть отделены от отечественной духовности и культуры. В противном случае гражданское воспитание сводится только к выработке лояльного отношения к существующему политическому строю, понимания человеком своих законных прав и обязанностей. Воспитание гражданского самосознания у молодых поколений россиян должно быть, прежде всего, приобщением к ценностям, на основе которых складывалась и развивалась российская цивилизация, российское государство на протяжении своей более чем тысячелетней истории.

Долгое совместное проживание в рамках одного государства, вековые духовные, социальные, человеческие связи, совместное создание культурных ценностей и государственных структур, их защита, наконец, общие беды и неудачи, их осознание и преодоление — всё это формировало у многоэтнического и многоконфессионального населения (конечно, при ведущем влиянии русского народа и Православной Церкви) чувство сопричастности судьбам единой России как своей страны и государства. Складывался ряд общих, ставших глубинными в социальной психологии и сознании большинства российских этноконфессиональных социальных общностей и групп предпочтений, представлений, ценностных ориентации.

В числе таких значимых ценностей практически у всех народов России можно выделить: приоритет духовно-нравственных ценностей над материальными интересами; смысложизненных целей над утилитарными; примат общественного, коллективного над индивидуальным; идею помощи слабым и незащищенным членам общества, социальным группам, этносам; настойчивость, упорство в преодолении трудностей; умение общаться, взаимодействовать с другими людьми.

Российская цивилизация сохранила высокие духовные ценности —человечность, отзывчивость и уважение к людям иных культур, веротерпимость, высокую духовную и творческую устремленность.

Особенно большое значение для обеспечения современных целей воспитания школьников приобретает идея сохранения целостности Российского государства и самобытности российской цивилизации, само существование которой сегодня поставлено под угрозу.

Гражданское воспитание предполагает опору на знания, эмоции, действия, с помощью которых молодые поколения включаются в жизнь российского государства, историю жизни и отношений народов, населяющих Россию, осваивают их культуру, традиционный образ жизни. В чем состоит значимость в воспитании у школьников гражданского самосознания именно знаний о религии?

6. Под значительным воздействием православия, других традиционных религий народов России формировались самосознание, обычаи, нравственные нормы, весь сложившийся в течение длительного исторического времени менталитет русского этноса и русской или российской нации как гражданско-политического суперэтноса. Религиями определялись в значительной степени базовые ценности российской цивилизации, да и сами эти ценности нередко формулировались на языке религиозной культуры.

В числе некоторых основных составляющих гражданского образования, неразрывно связанных с традиционными религиозными ценностями и культурой народов России, можно выделить:

•  исторические ценности, значимые в гражданском самоопределении россиян — исторические события, имена, символы, святыни, в том числе религиозные;

• территория страны, особенно чтимые места, осознаваемые и как общенародная ценность и как духовно-нравственная категория — в понятиях «родная земля», «Дом», «Отечество», «святое место»;

• обычаи и традиции, отражающие обыденное право и обыденное правосознание с его духовно-нравственным наполнением, в том числе и религиозного происхождения;

• традиции гражданско-патриотического служения своему народу, обществу, Российскому государству, в том числе в части их обоснования и осмысления в понятиях религиозного долга, религиозного понимания прав и обязанностей личности;

• национальные картины мира народов России в их религиозном осмыслении, определяющие особенности гражданского отношения личности к государству, к различным этнокультурным сообществам, проживающим на территории России.

Важным аспектом гражданского воспитания учащихся является воспитание у молодых россиян веротерпимости, и шире — уважения свободы мировоззренческого самоопределения личности.

Общеизвестно, что в России проживают не только множество этносов, но и сосуществуют множество религий. В процессе становления российской цивилизации между историческими деноминациями России сложились, хотя и не сразу, в целом достаточно лояльные отношения, основанные на принципах веротерпимости. Традиционные религиозные организации — Церковь, организации мусульман или буддистов не занимались взаимным прозелитизмом, не вторгались на «религиозную территорию» доминирующей в данном этносе или регионе религии с агрессивной проповедью своей веры, равно как и доминирующая Русская Православная Церковь не препятствовала исповеданию и отправлению культа других религий на своей канонической территории.

Поэтому важно, чтобы эти традиции веротерпимости, уважительного отношения к традиционным религиям «соседей», выработанные народами России, были сохранены и воспроизводились в новых поколениях.

На наш взгляд содержательно воспитание веротерпимости у школьников в процессе освоения знаний о религии должно включать два взаимосвязанных направления.

Первое — это углубленное изучение религии своего народа, воспитание к ней чувства уважения, как к религии предков и современников. Ибо только маргинал способен восхищаться чужой культурой и религией или уважать их, не зная родной.

Второе направление воспитания веротерпимости предполагает знакомство с религиями народов современной России и мира. Взаимоуважение вырастает из понимания роли этих традиций в развитии конкретных этнических культур, в становлении этносов.

Оба эти направления необходимы и актуальны. Если пойти на поводу той части ученых и педагогов, которые считают ненужным изучение других религий кроме той, которую выбирает сам ученик или его родители, придется сузить культурный кругозор школьника, формирование его российской гражданственности будет затруднено.

С другой стороны, если ограничить права учащихся углубленно изучать «свою» или избранную ими религиозную традицию в светской школе, опасаясь разделения школьников по религиозно-этническому признаку, это не только явится нарушением прав граждан в области образования, но и, опять же, подорвет основы гражданского воспитания в светской школе.

 Российская школа, в которой россияне не смогут приобщаться к ценностям свой традиционной духовной культуры станет инструментом внедрения в общество духовных суррогатов в форме псевдонаучных теорий, оккультно-религиозных представлений, секулярных квазирелигий («культура мира» в духе оккультно-религиозного учения Рерихов или что-то подобное).

В отрыве от ценностей традиционной духовной культуры, от исторического прошлого и современной жизни народов России российская школа перестанет быть инструментом воспроизводства и развития духовно-нравственного потенциала нашего общества. А в замкнутых «на себя» религиозных образовательных системах усилятся изоляционистские настроения, что может быть чревато ростом взаимной нетерпимости и проявлениями межконфессиональной вражды.

Граждане нашей страны имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободу мнений и убеждений, национально-религиозную идентичность и мировоззренческий выбор при получении образования. Преодолевать надо не мировоззренческое разнообразие в обществе, выражением чего и является социальная потребность в углубленном изучении в светской школе культуры различных религиозных традиций, а установки на конфликтность, агрессивность, стремление той или иной социальной группы достигать своих целей любыми средствами, не считаясь с общенациональными и общегосударственными интересами. Профилактике таких установок и проявлений будет способствовать не установление выборочного мировоззренческого разнообразия (углубленно изучать в светской школе несколько религий можно, а одну из них — нет), а развитие и укрепление системы общероссийского гражданского воспитания школьников, прежде всего правового, нравственного и гражданско-патриотического.

К этому можно добавить, что результаты многочисленных исследований воспитательного воздействия на школьников знаний о религии, различных сторонах религиозной культуры, которые они получают в светской школе в курсах основного образования (литературы, искусства, истории и обществознания) не дают оснований для того, чтобы считать такое воздействие негативным (исключая воздействие деструктивных религиозных сект). Более того, анализ этого опыта позволяет сделать вывод о том, что содержание религиозной культуры, изучаемое в курсах общего образования, является фактором, позитивно воздействующим на воспитание, инкультурацию и социализацию детей и молодежи и даже на их здоровье, физическое и душевное самочувствие.

Но это общий вывод, ставящий проблему отбора конкретно содержания, совокупности необходимых и достаточных знаний о религии, которые могут быть полезными для развития воспитательных функций российской светской школы.

7. В связи с этим актуальной научно-педагогической задачей является разработка спектра вариативных религиоведческих, религиозно-культурологических программ, методических разработок, учебных пособий, иллюстративных и хрестоматийных материалов для целенаправленной реализации этих воспитательных задач. Нужно создавать комплекс учебно-методических и воспитывающих средств, включающий специальные разработки, ориентированные на обеспечение определенных направлений воспитания в светской школе — гражданского, нравственного, мировоззренческого, экологического, эстетического, здорового образа жизни и т.д. при изучении знаний о религии и религиозной культуре.

Как нам представляется, в современных условиях вряд ли возможно отстаивать какую-то единую универсальную схему реализации воспитательного потенциала знаний о религии в светской школе. Нужны вариативные модели использования ценностей религиозной культуры в учебно-воспитательной деятельности, сосуществующие рядом, по принципу дополнительности. Их анализ и оценка — а это необходимо для определения приоритетов в воспитательной политике и на ближайшее будущее, и на перспективу, должны основываться на определенных критериях. Такими критериями, на наш взгляд, можно выделить:

1) соответствие форм и способов изучения религии, методик, содержания и целей образовательных программ требованиям российского законодательства об образовании и религии, прежде всего Закону Российской Федерации «Об образовании» и федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

2) значимость избираемых образовательным учреждением воспитательных моделей, методик для решения актуальных социально-педагогических проблем, стоящих перед российским образованием и обществом в целом.

3) модели воспитания школьников при изучении религии должны также оцениваться с позиций принципа культуросообразности воспитания, утверждающего преемственность духовного опыта в жизни общества и развития личности в контексте культуры своей семьи, этнической общности, российской нации как гражданско-политической целостности. Эта позиция предполагает приоритет в учебно-воспитательной деятельности российской светской школы исторического и культурного наследия традиционных религий народов России;

4) соотнесенность складывающихся моделей воспитания школьников в процессе освоения знаний о религии с образовательным запросом обучаемых и их родителей, а также с образовательными запросами различных мировоззренческих, этнических, социальных, конфессиональных групп в обществе и государстве в целом;

5) и, наконец, определяя перспективные модели и приоритеты в воспитании молодежи в процессе освоения знаний о религии, мы должны учитывать и международный опыт взаимодействия государства и религиозных объединений в области образования, воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях, сложившийся в различных странах мира.

Давайте теперь вместе попробуем обосновать необходимость религиозного знания для воспитания разносторонней личности учащихся.

Хорошо, теперь запишем вопросы к семинару и литературу для подготовки

  1. Концепции интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность современной светской школы
  2. Содержание религиоведческого компонента учебного предмета «Обществознание» в основной и старшей школе
  3. Типы, формы, модели, курсы знаний о религии
  4. Религиозное и религиоведческое образование

Литература для подготовки:

1. Кураев А. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. М.,-2003.

2. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.:2004

3. Мчедлов М.П. Российская цивилизация. — М., 1998.

4. Писманик М.Г. Религия в истории и культуре.-М., 2000г.

5. Понкин И.В. Светскость: конституционно-правовое

исследование — М.,1998

6. Институт государственно-конфессиональных отношений и права. 2002.

Благодарю вас за внимание, вы можете быть свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная и воспитательная роль театральной работы с учащимися по предмету в школе

В настоящее время повышается роль школы не только как образовательного, но и как воспитательного учреждения. В современных условиях  дети  оказались  в  условиях недостатка  в...

Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования.

Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования ориентированы на конкретную личность учащегося, а основу формирования этой личности составляют как минимум два элемента ...

Воспитательная функция школы в современных условиях образования

воспитательная функция школы в современных условиях....

Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)

Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)...

Воспитательные возможности учебных предметов. Создание воспитательной ситуации на занятиях естественнонаучного цикла.

Данный материал содержит информацию о создании воспитательной ситуации на уроках биологии, физики,химии....

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ

Если ты не воспитываешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитываешь только себя, ты вообще не учитель.Человек без воспитания – что тело без души....

как россияне видят основную функцию школы?_большинство уверено в том, что у школы, кроме образовательной, должна быть и воспитательная функция

А вот функцию побуждения детей к поиску новых знаний считают важной меньшее, чем воспитание, количество респондентов. Хотя без привычки и навыка поиска новых знаний у человека не...