Учитель как гражданин
статья на тему

Табачная Елена Валерьевна

      Каждого человека беспокоит судьба Родины, он задумывается,  в чем заключается его долг и обязанность перед Отечеством как гражданина. Какова же миссия учителя как гражданина? Новое время порождает и новые проблемы, уже в который раз испытывающие на прочность российскую систему образования.Назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени - это воспитание Гражданина своего Отечества. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин – патриот, преданный своей Родине, способный защищать её в любых условиях.  Одним словом, патриотическое воспитание в России должно стать делом школы, в частности, учителя как гражданина. Учитель как главное лицо в управлении этим процессом определяет цели и задачи воспитания школьника как Гражданина Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_byudzhetnoe.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

 Кадетская школа – интернат

Доклад

Учитель как гражданин

                                                                 Автор  Табачная Елена Валерьевна,

учитель английского языка,

II кв.категории

г. Бугульма,

2013

      Каждого человека беспокоит судьба Родины, он задумывается,  в чем заключается его долг и обязанность перед Отечеством как гражданина? Так, например, поэт должен прославлять Родину в стихах и песнях, солдат, офицер должен защищать её.

      Какова же миссия учителя как гражданина? Новое время порождает и новые проблемы, уже в который раз испытывающие на прочность российскую систему образования. Миф о всесилии рынка привёл к деформации целей образования, которые сводятся к накачке молодого поколения навыков, обеспечивающих деловой успех. Назрела острая необходимость создания новой воспитательной системы, адекватной новому времени - это воспитание Гражданина своего Отечества. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей педагогического процесса, когда результатом его становится гражданин – патриот, преданный своей Родине, способный защищать её в любых условиях, а также «…уважающий национальные … свободы; … для которого приоритетным становится уважение к законам государства» (А. С. Гаязов). Таким образом, формируется  модель личности учителя - гражданина – патриота, под влиянием которой формируется истинное отношение к Родине.

    Одним словом, патриотическое воспитание в России должно стать делом школы, в частности, учителя как гражданина. Учитель как главное лицо в управлении этим процессом определяет цели и задачи воспитания школьника как Гражданина Отечества.

      Далее в своем докладе, я хочу поделиться опытом воспитания настоящего патриота и гражданина своей страны.

   

 

                                                             Спасибо вам, учителя,
                                                           Ведь заняты вы делом самым важным.
                                                          На вас издревле держится земля,
                                                          Вы для нее растите юных граждан !

         Прежде чем заниматься патриотическим воспитанием, следовало бы четко определить, что это такое, чему нужно и чему не нужно учиться. А для этого необходимо четко определить понятия: патриотизм, патриот, гражданин; а также выяснить историю возникновения слова «гражданин».

       Для начала вернемся в Древний Мир. Гражданин – коренной житель города Афин, чьи родители оба граждане, обладал политическими правами, участвовал в Народном собрании. Современное значение слова «гражданин - это человек, который постоянно проживает на территории данного государства и имеет права и обязанности. Мы получаем гражданство с момента рождения. В Конституции РФ закреплены наши основные права и обязанности, а именно: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, и т.д. Но гражданин имеет не только права, у него есть обязанности. Одной              из главных обязанностей  считается  защита Отечества. Но что это за понятия «Отечество», «Родина»? Что  именно мы готовы защищать?

      Родина (оно же Отечество) – это понятие очень широкое: это и мама, и дом, в котором ты родился, и школа, и друзья, и семья, и президент, и большая страна, в которой ты живешь. Значит – это и есть патриотизм? Обратимся к понятию, которое считается важным для каждого гражданина своей страны, понятию – ПАТРИОТИЗМ.

     Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. А патриот – это человек, одушевленный патриотизмом, человек, преданный интересам какого – нибудь дела, горячо любящий что – нибудь.

      У учителя как гражданина своей Родины возникает вопрос:        «Как воспитывать патриота?»

      Я, работая в Бугульминской кадетской школе – интернате    , хочу поделиться своей системой воспитания гражданина и патриота.

        Одним из приоритетных направлений работы школы является военно-патриотическое воспитание. В связи, с чем воспитательная работа включает в себя аспекты военного, патриотического и гражданско-правового содержания. Целью воспитательной работы является воспитание у кадетов беззаветной преданности Отечеству, гордости за свое Отечество и ответственность за судьбу своей страны, привитие чувства необходимости овладения военной специальностью, способности реализовать свой духовный, интеллектуальный и творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях.

      Учебно-воспитательный процесс организован по типу военизированного учебного заведения:

                             7.30 – 7.45 – утренняя зарядка

                             7.45 – 7.55 – развод на занятия

                             8.00 – 13.35 – учебные занятия

                             13.45 – 16.35 – занятия по спецдисциплинам

                             16.40 – вечернее построение

   В первой половине дня уроки проходят по утвержденному расписанию на основе годового учебного плана.  

  Во второй половине дня  обучающиеся заняты изучением военных спецдисциплин:

  • Строевая подготовка
  • Огневая подготовка
  • Физическая подготовка
  • Гражданская оборона
  • Основы воинских уставов

         Основу патриотического воспитания составляет формирование гражданина – патриота, на примерах отечественной истории, культурных ценностей и традициях. В школе проводятся массовые, общешкольные мероприятия:

  • Традиционным мероприятием является «Посвящение в кадеты»
  • Проведение школьного праздника «Смотра строя и песни»
  • Организация праздника, посвященному Дню Победы
  • Участие в городском параде, посвященному Дню Победы
  • Участие в городском конкурсе «Зарница»
  • Участие в военно-полевых сборах
  • Участие в городских мероприятиях, посвященных Дню Призывника и Дню вывода войск из Афганистана

       Детское ученическое самоуправление в школе – одна из форм организации жизнедеятельности детей. Для развития самоуправления необходимо создать условия, чтобы ребята могли умело и грамотно организовать дело и управлять им. Поэтому было решено создать совет командиров. Основными задачами совета командиров являются   обсуждение возникающих проблем в подразделениях, рассмотрение поведения командиров за проступки, обсуждение предложений и замечаний по улучшению жизни и быта воспитанников кадетской школы.

             В целях воспитания культурно – нравственного человека, в школе организованы следующие мероприятия:

  • День пожилого человека (в рамках сотрудничества с Домом «Ветерана»)
  • День учителя
  • День матери
  • Международный женский день, выставка цветов
  • Проведение дня защиты детей

     В рамках организации ЗОЖ, в школе организуются спортивно – массовые мероприятия, Дни Здоровья (также в рамках сотрудничества со спортивной школой «Юного туриста»), неделя здоровья, приуроченная к празднику «День учителя», товарищеские встречи по волейболу, баскетболу, футболу с другими образовательными учреждениями, проведение мероприятия «Театр здоровья».

    Главным событием в кадетской школе – интернате является открытие музея Боевой славы, где прослеживаются события Второй мировой войны, Афганистана. Не осталась не замеченной история развития нашего города Бугульмы, а также ее вклад в Великой Отечественной войне. Почетным гостем на данном мероприятии был ветеран войны.

     Из выпускников есть ребята, которые поступили в летные учебные заведения. Однако, есть и такие, которые в настоящее время проходят военную службу в рядах Российской армии. С этими ребятами установлена  переписка. А в школе на почетном месте оформлен стенд с их фотографиями.

   Дальнейшая цель педагогического коллектива  кадетской школы – интерната – это совершенствование и развитие форм и методов военно-патриотической работы по воспитанию будущих защитников Отечества  и граждан своей страны. Ведь это важно, чтобы, вырастая, ребенок знал, что нужен своей стране, и он является полноценным ее гражданином.

Литература.

  1. http://www.yandex.ru/
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4 – е изд., дополнение. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
  3. Архивные материалы МОУ кадетская школа – интернат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учитель – Человек – Гражданин"

Внеклассное мероприятие, направленное на формирование личности гражданина России, посвящено Дню учителя и способствует развитию ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных и коммуникати...

Учитель-Человек-гражданин

Внеклассное мероприятие к Дню учителя....

Воспитание гражданина и патриота в условиях коррекционной школы (выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012)

Опыт работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе VII вида. Выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012....

«НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВ – ПОЭТ, ГРАЖДАНИН, УЧИТЕЛЬ "литературная композиция

Сценарий  литературно-музыкальной композиции«НИКОЛАЙ  ДМИТРИЕВ – ПОЭТ, ГРАЖДАНИН, УЧИТЕЛЬ...

Доклад на тему: Сотрудничество учителей, учащихся и родителей-верный путь к развитию личности гражданина.

сотрудничество учителей, учащихся и родителей-верный путь к развитию личности гражданина....

Роль учителя в подготовке будущего гражданина России

На протяжении всей истории педагогики вопросам гражданского воспитания уделялось большое внимание. Воспитание гражданина — главная цель воспитания, основной социальный заказ общества, выполняемый школ...

Кубанёв Василий Михайлович. Гражданин, поэт, учитель.

Материал о поэте Курской области, рано ушедшем в годы войны...