Программа "Здоровье"
материал на тему

Чебанова Галина Васильевна

Над данной программой я работала в качестве соц.педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» г. Почепа

                       Утверждено

                                                                 решением

                                          педагогического совета

                          протокол №

                               от 08.  01. 2013 г.

                                                 Директор школы___________Цыганок С.И.

Сроки реализации: 2013 - 2017 годы

Почеп 2013 г.

                                             

Содержание разделов

комплексно - целевой программы «Здоровье»

  1. Цели и задачи программы.
  2. Статистические данные по итогам диспансеризации учащихся.
  3. Анализ здоровья учащихся и учителей.
  4. Причины заболеваемости участников образовательного процесса.
  5. Функциональное обеспечение реализации программы.
  6. Материально - техническая база школы.
  7. Этапы выполнения программы.
  8. Механизмы реализации программы.
  9. Формы работы с учащимися и их родителями по возрастам.
  10. Предполагаемые результаты реализации программы.

  1. Цели  программы:

  1. Охрана и укрепление здоровья учащихся.
  2. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни.

Задачи программы:

  1. Создать систему комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
  2. Снизить количество наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
  3. Снизить поведенческие риски, представляющие опасность для здоровья.
  4. Привлечь к массовым занятиям спортом до 70% детей от всего контингента школьников.
  5. Создать благоприятный психологический климат, взаимоотношения товарищества и партнерства в среде школьников, ровесников, семьи.
  6. Профилактика заболеваний обучающихся и воспитанников на ранних стадиях в ходе систематически проводимой диагностики состояния здоровья.
  7. Привить учащимся потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
  8. Повысить профессиональную компетентность педагогов и общекультурную подготовку родителей.
  9. Сократить пропуски занятий учащимися по болезни.
  10.  Повысить качество образования.

  1. Статистические данные по итогам диспансеризации учащихся

РЕЗУЛЬТАТЫ УГЛУБЛЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА

(2010 – 2011 учебный год)

Количество учащихся

1 – 4 классы

5 – 9 классы

10 – 11 классы

Всего

1

Подлежало м/осмотру

297

304

82

683

2

Количество учащихся,

прошедших м/осмотр

297

304

82

683

3

Поставлено на диспансерный учет

130

160

69

359

4

Имеют группы здоровья:

1 группа

116

59

17

192

2 группа

159

176

35

370

3 группа

17

65

29

111

4 группа

1

3

-

4

5 ГРУППА

2

3

1

6

5

Имеют физкультурные группы:

основная

260

220

53

533

подготовительная

31

80

28

139

специальная

2

5

1

8

освобожденная

2

1

-

3

6

Имеют хронические заболевания

3

3

1

7

7

Выявлено:

снижение зрения

8

11

6

25

снижение слуха

2

1

-

3

нарушение осанки

3

18

7

28

сколиоз

-

4

-

4

дефект речи

18

-

-

18

прочие

78

36

32

146

РЕЗУЛЬТАТЫ

УГЛУБЛЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА

( 2011 – 2012 учебный год )

Количество учащихся

1 – 4 классы

5 – 9 классы

10 – 11 классы

Всего

1

Подлежало м/осмотру

310

326

80

713

2

Количество учащихся,

прошедших м/осмотр

310

326

80

713

3

Поставлено на диспансерный учет

40

12

5

57

4

Имеют группы здоровья:

1 группа

134

76

16

226

2 группа

158

191

39

338

3 группа

16

53

24

93

4 группа

-

-

-

-

5 группа

2

6

1

9

5

Имеют физкультурные группы:

Основная

280

257

57

594

Подготовительная

25

63

22

110

Специальная

4

4

-

8

Освобожденная

1

2

1

4

6

Выявлено учащихся с острыми заболеваниями

1

1

-

2

7

Выявлено:

снижение зрения

3

-

-

3

снижение слуха

-

-

-

-

нарушение осанки

4

6

4

14

сколиоз

-

-

-

-

дефект речи

6

-

-

6

прочие

13

5

2

20

РЕЗУЛЬТАТЫ

УГЛУБЛЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА

( 2012 – 2013 учебный год )

Количество учащихся

1 – 4 классы

5 – 9 классы

10 – 11 классы

Всего

1

Подлежало м/осмотру

316

332

81

729

2

Количество учащихся,

прошедших м/осмотр

316

332

81

729

3

Поставлено на диспансерный учет

96

181

43

320

4

Имеют группы здоровья:

1 группа

130

80

14

224

2 группа

170

200

45

415

3 группа

15

50

24

89

4 группа

1

1

1

3

5 группа

-

-

-

-

5

Имеют физкультурные группы:

Основная

270

280

53

603

Подготовительная

40

44

31

115

Специальная

5

4

-

9

Освобожденная

1

3

-

4

6

Выявлено учащихся с острыми заболеваниями

3

3

1

7

7

Выявлено:

снижение зрения

4

-

-

4

снижение слуха

-

2

-

2

нарушение осанки

5

13

6

24

сколиоз

1

1

-

2

дефект речи

2

1

-

3

прочие

40

38

3

81

Распределение учащихся

по группам здоровья

Распределение учащихся

по группам для занятий

физической культурой

Учащиеся, находящиеся

на диспансерном учете

  1. Анализ здоровья учащихся и учителей

  1. Анализ здоровья учащихся

Здоровье учащихся в последние годы вызывает особую тревогу у всего общества в целом.

        На здоровье ребенка оказывают влияние различные факторы: экология, питание, режим дня, психологические перегрузки в школе, стрессовые ситуации и т.д.

        Анализируя состояние здоровья учащихся в нашей школе, выявлено следующее.

        За последние 3 года статистика практически здоровых детей изменялась следующим образом:

        2010 - 2011 - 21%

        2011 - 2012 - 23%

        2012 - 2013 - 18%

Уменьшился  процент учащихся, находящихся на диспансерном учете:

2010 - 2011 - 36%

        2011 - 2012 - 62%

        2012 - 2013 - 55%

Уменьшается процент учащихся, имеющих четвертую – пятую  группы здоровья (дети - инвалиды):

2010 - 2011– 2,4%

        2011 - 2012 – 2,4%

        2012 - 2013 – 1,8%

Высок процент учащихся, подверженных инфекционным заболеваниям:

2010 - 2011 - 27%

        2011 - 2012 - 26%

        2012 - 2013 - 23%

У небольшого количества учащихся наблюдается нарушение осанки:

2010 - 2011 – 6,4%

        2011 - 2012 – 2,3%

        2012 - 2013– 4,3%

Процент нарушения зрения небольшой, но прослеживается тенденция его увеличения:

2010 - 2011 – 2,3%

        2011 - 2012 – 0,5%

        2012- 2013 – 3,9%

Из вышесказанного можно сделать вывод, что причины такого состояния учащихся следующие:

  1. Интенсификация учебного процесса.
  2. Недостаточное психолого - педагогическое сопровождение в образовательном процессе.
  3. Слабое участие некоторых родителей в вопросах сохранения здоровья учащихся.
  4. Слабое участие медицинского работника школы в пропаганде здорового образа жизни.

  1. Анализ здоровья учителей

В последнее время наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения. Не являются исключением и учителя. Более того педагоги являются одной из самых неблагополучных в плане здоровья категорий российского населения. Учитель, ушедший в своё болезненное состояние, становится неэффективным, бесполезным и даже опасным для детей.

        Анализируя состояние здоровья учителей нашей школы за последние три года, выявлено следующее.

        Пик заболеваемости:

Учебный год

Месяц

2010 - 2011

Декабрь

2011 - 2012

Февраль

2012 - 2013

Январь

При собеседовании с учителями выявлено, что «подрывает» их здоровье:

  1. низкая престижность его, резко заниженное самосознание учителей о ценности своего здоровья;
  2. синдром хронической усталости;
  3. стрессы, депрессия, нервные расстройства.

Это обусловлено многими факторами:

  1. загруженность учебной работой;
  2. не всегда ровные отношения с учениками и их родителями, коллегами и администрацией;
  3. посещение уроков проверяющими, критика, подготовка к родительским собраниям, педсоветам, совещаниям;
  4. бытовые и семейные проблемы;
  5. нерациональное питание.

  1. Причины заболеваемости участников образовательного процесса

  1. Причины заболеваемости детей:
  1. Интенсификация учебного процесса.
  2. Недостаточное психолого - педагогическое сопровождение в образовательном процессе.
  3. Слабое участие части родителей в вопросах сохранения здоровья учащихся.
  4. Слабое участие медицинского работника школы в пропаганде здорового образа жизни.
  5. Непопулярность здоровьесохраняющих стереотипов поведения.
  6. Недостаточная согласованность в действии педагогов, психологов и медработников по решению данного вопроса.

  1. Причины заболеваемости учителей:

  1. Несоблюдение санитарно - гигиенических норм при составлении расписания в связи с перегруженностью школы.
  2. Отсутствие необходимого психологического сопровождения.
  3. Непопулярность здоровьесберегающих стереотипов поведения.

  1. Функциональное обеспечение реализации программы
  1. Функции медицинской службы:
  1. Проведение диспансеризации учащихся школы;
  2. Проведение медицинского осмотра учащихся, определение уровня их физического развития;
  3. Выявление учащихся специальной медицинской группы.
  1. Функции администрации:
  1. Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;
  2. Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению здоровья учащихся и ее контроль;
  3. Организация работы во время каникул, организация  кружковой работы и ее контроль.
  1. Функции социального педагога и психолога:
  1. Создание банка данных неблагополучных семей и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  2. Работа с детьми «группы риска» и их родителями;
  3. Мониторинг состояния здоровья учащихся.
  1. Функции классного руководителя:
  1. Санитарно - гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  2. Организация и проведение мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, по предупреждению детского травматизма на дорогах, по предупреждению наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма;
  3. Организация и проведение профилактической работы с родителями по программе здоровья (встречи родителей с представителями правоохранительных органов, ГИБДД, ОПДН, медработниками и т.д.);
  4. Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы здоровья;
  5. Проведение мониторинга психофизического и физического здоровья учащихся.

  1. Функции библиотекаря:
  1. Предоставление необходимой литературы;
  2. Анонсирование статей методических разработок по вопросам культуры сбережения здоровья.

        

  1. Материально - техническая база школы
  1.       кабинетов с оснащенностью 50 - 80 %.
  2. Столовая для организации питания.
  3. Спортивный зал
  4. Спортивная площадка на территории школы.
  5. Спортивные сооружения:
  1. Яма для прыжков;
  2. Сектор для метания;
  3. Шведские стенки;
  4. Турники;
  5. Баскетбольная площадка;
  6. Волейбольная площадка;
  7. Полоса препятствий.
  1. Актовый зал.
  2. Хореографический зал.
  3. Библиотека.
  4. Бассейн.

  1. Этапы выполнения программы «Здоровье»

Этап

Наименование мероприятия

Сроки

реализации

Исполнители

1

2

3

4

1. Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательном учреждении

1.1

Осуществление контроля за соблюдением требований СаНПиНа

2013-2017 гг.

Администрация школы, соц. педагог

1.2

Проведение экспертной оценки хода реализации инновационных педагогических технологий

2013-2017 гг.

Методические объединения

1.3

Развитие материально - технической базы школы:

  1. Приобретение компьютера для обработки статистических данных
  2. Приобретение спортивного инвентаря
  3. Строительство теплых туалетов
  4. Частичная замена оборудования столовой

2013-2017 гг.

Администрация школы

1.4

Переподготовка и повышение квалификации педагога-психолога, педагогов по вопросам культуры сбережения здоровья, повышение уровня знаний педагогического коллектива через семинары, лекции и другие формы работы

2013-2017 гг.

Администрация школы, методические объединения, творческая группа

1.5

Разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, разработка учебных, диагностических, оздоровительных программ

2013-2017 гг.

Творческая группа

2. Организация и проведение диагностических мероприятий

2.1

Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся

2013-2017 гг.

Медицинские работники, соц. педагог

2.2

Создание базы данных о состоянии здоровья учащихся и учителей на основе комплексной оценки

2013-2017 гг.

Медицинские работники, соц. педагог

3. Организация профилактических, оздоровительных и

коррекционных мероприятий

3.1

Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов

2013-2017 гг.

Администрация школы, соц. педагог, работники столовой

3.2

Работа по коррекции нарушений опорно - двигательного аппарата

2013-2017 гг.

Учителя физической культуры

3.3

Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях

2013-2017 гг.

Психолог

3.4

Работа по профилактике и коррекции  нарушения зрения у школьников

2013-2017 гг.

Медицинские работники

4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении

4.1

Различные формы урочной и внеурочной деятельности

2013-2017 гг.

Медицинские работники,

кл. руководители,

уч. физкультуры, психолог, соц. педагог

4.2

Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с участием родителей и педагогов

2013-2017 гг.

Администрация школы,

уч. физкультуры

5. Работа с родителями

5.1

Различные формы работы с родителями

2013-2017 гг.

Администрация школы, родит. комитет,

6. Внешние связи школы в рамках реализации программы «Здоровье»

6.1

Установление связей и сотрудничество с общественными и другими заинтересованными организациями

2013-2017 гг.

Администрация школы, соц. педагог

6.2

Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные средства массовой информации

2013-2017 гг.

Администрация школы, соц. педагог

7. Механизмы реализации программы

1. Создание творческой группы по оздоровительным и коррекционно – реабилитационным мероприятиям (медицинские работники, педагоги, воспитатели, психолог и др.).

2. Выделение комнаты психологической разгрузки.

3. Укрепление материальной базы диагностическими, программно – техническими средствами.

4. Оптимизация расписания уроков и внеурочной деятельности школьников.

5. Изменения в структуре уроков, позволяющие включить в них различные виды физкультурных и оздоровительных пауз.

6. Организация совместной деятельности школы, детской поликлиники, спортивного клуба «Лидер», реабилитационного центра.

8. Формы работы с учащимися и их родителями в рамках реализации программы «Здоровье» по возрастам

Класс

Темы классных часов

Праздники, общешкольные мероприятия

Конкурсы

Работа с родителями

Младший школьный возраст – 1-4 классы

Задачи: 1. Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.

              2. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний органов зрения, пищеварения, сколиоза.

             3. Организация работы по профилактике детского травматизма на дорогах.

1 классы

Культура питания, уход за телом и одеждой. Режим дня. Как необходимо сидеть за столом во время занятий. Культура чтения. Что необходимо помнить, оставаясь одному дома.

Мой друг «Мойдодыр»

«Веселые старты»

Знатоков «Все без исключения должны знать правила дорожного движения»

Рисунков «Осторожно! Дети!»

Режим дня первоклассника.

Рабочее место первоклассника.

Гармония общения – залог психического здоровья учащихся.

2 классы

Режим дня. Роль прогулки для здоровья. Закаливание. Культура питания.

«Веселые старты» «Сильнее, выше, быстрее» Игра по правилам дорожного движения

Рисунков «За здоровый образ жизни»

Знатоков «Перекресток»

Роль физических занятий в жизни ребенка.

 Встреча с работником ГИБДД «Как уберечь ребенка от травм на дорогах»

3-4 классы

Режим дня. Культура одежды. Что делать, чтобы не заболеть. Мой рабочий стол. Лекарственные растения. Культура питания. Качество приготовленной пищи.

«Веселые старты»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

«Дорога к победе над собой"

Рисунков «Курить – здоровью вредить»       «Зеленая аптека»          

Знатоков ПДД «Осторожно! Движение!»

Режим питания ребенка – школьный завтрак.    Встреча с психологом    «Как избежать стрессов и психических расстройств ребенка»

Младший подростковый возраст – 5-6 классы

Задачи: 1. Приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

             2. Профилактике детского травматизма на дорогах.

5-6 классы

Режим дня. Режим работы и отдыха. Культура питания. Культура одежды. О продуктах питания. Как куда одеваться. Гигиена мальчиков и девочек. Спорт в жизни человека. О вреде курения. Я расту.

Дни здоровья

 «Веселые старты»

«Осенний марафон»

«Классный руководитель, я – спортивная семья»

Плакатов      «За здоровый образ жизни»

Рисунков «Планета в опасности»

Об особенностях развития младшего подростка.

Встреча с психологом.

Встреча с врачом.

Средний подростковый возраст – 7-8 классы

Задачи: 1. Приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

              2.Профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма.

              3. Профилактике  травматизма.

              4. Профилактика заболеваний органов зрения, пищеварения, психических расстройств.

7-8 классы

Что такое здоровье. Способы укрепления здоровья. Фитотерапия. Культура питания. Культура одежды. Уход за телом. Подросток и никотин. Подросток и алкоголь. Человек и наркотики.

Дни здоровья   Спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, футболу     Проектирование на темы «Курить – здоровью вредить»,      «Нет наркотикам!», «Сохраним родную планету», «Путь к здоровью»

Фотоконкурс «Красота – великая сила», «Спорт – вместо наркотиков»,  «Экологические проблемы родного города»

Плакатов «Скажем наркотикам – нет!»

Особенности физического и психического развития подростка.   Встреча с работниками ОПДН.    Лекции врача-нарколога, врача-инфекциониста по предупреждению наркомании и венерических заболеваний.

Старший подростковый возраст – 9-11 классы

Задачи: 1. Приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

              2.Профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения и алкоголизма.

              3. Профилактике  преступности.              

9-11 классы

Единство физического, духовного и психического воспитания. Роль спорта в жизни человека. Из истории алкоголя и никотина: причины быстрого распространения.   Как стильно, модно, удобно одеваться? Как устоять от соблазна «попробовать»?  Алкоголь – наркоток – преступление. Секс и подростки. «Прелести» свободной любви. Встречи с психологом, врачами, инспекторами ИДН.

Спортивные соревнования по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, теннису.

Игра «Зарница»

Дни здоровья

Выполнение проектов в рамках программы «Здоровье»

Плакатов «Скажем наркотикам – нет!»         «Сохраним родную природу!»

Особенности полового развития старшего подростка. Подросток – преступник: причины, последствия.

Как уберечь ребенка от «дурного» влияния.

9. Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Создать систему комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
  2. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
  3. Повышение социально – психологической комфортности в детском и педагогическом коллективе.
  4. Увеличение числа школьников, занимающихся в спортивных кружках и секциях.
  5. Сокращение у учащихся и педагогов:
  1. Острых респираторных заболеваний на 20%;
  2. Числа рецидивов хронических заболеваний на 20%;
  3. Количества психоэмоциональных расстройств на 20%.
  1. Повышение уровня обученности школьников и качества знаний.
  2. Повышение информированности обучающихся по вопросам здоровьесбережения.



 

Комментарии

Шапкунова Елена Александровна

Спасибо за подробное описание программы. материал очень качественный