Использование активных методов на всех этапах урока
статья по теме

Современный этап педагогической практики предполагает переход от объяснительной технологии к деятельно-развивающей. Главное включить механизмы саморазвития, пробудить внутренние потребности, ввести учащегося в активную, самостоятельную, познавательную деятельность на всех этапах урока. Внедрение в учебный процесс активных методов обучения способствует формированию у студентов устойчивого интереса к избранной профессии. В статье представлены активные методы обучения, которые можно использовать при изучении, повторении, закреплении знаний, умений и навыков, позволяющие  формированию у учащихся сознательного восприятия учебного материала, совершенствования навыков принятия коллективных решений, развития творческого профессионального мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_metody_obucheniya.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Использование активных методов обучения на всех этапах уроков.

Современный этап педагогической практики предполагает переход от объяснительной технологии к деятельно-развивающей. Главное включить механизмы саморазвития, пробудить внутренние потребности, ввести студента в активную, самостоятельную, познавательную деятельность на всех этапах урока. Внедрение в учебный процесс активных методов обучения способствует формированию у студентов устойчивого интереса к избранной профессии. У студентов формируется сознательное восприятие учебного материала, совершенствуются навыки принятия коллективных решений, развивается творческое профессиональное мышление. Для активизации познавательной работы учащихся я практикую разнообразные типы и формы заданий на всех этапах урока. Процесс овладения знаниями подразделяется на ряд тесно связанных и взаимообусловленных ступеней (этапов, элементов).

Ступени овладения знаниями

Первой ступенью  учебной познавательной деятельности считается осознания учащимися целей и задач необходимости усвоения конкретного учебного материала. Это имеет немалое значение: всякая работа протекает успешнее, если ясна цель и понятны её задачи.

Следовательно, в процессе изучения надо хорошо представлять себе цель изучения каждой темы. При этом следует различать, что познавательные задачи могут носить практический или теоретический характер. Одни знания нужны для практической работы, другие – для усвоения новых знаний.

Вторая ступень  познавательной деятельности – повторение пройденных тем и опорных знаний. Цель данного этапа, во первых, предотвратить забывание содержания, во вторых, воспроизвести уже забытое, в третьих, восстановить в памяти содержание того учебного материала, без глубоко знания которого невозможно успешное усвоение новых знаний.

Конечная цель при изучении электротехнических дисциплин – овладения навыками расчетов. Для этого необходимо знание большого числа формул, чтобы ими можно было свободно оперировать при расчетах. Для лучшего запоминания формул, электрических величин, единиц измерения я использую обратные действия.

Например:

1) Называю буквенное обозначения (P). Учащимся необходимо назвать величину (активная мощность); расчетные формулы:

 

единицу измерения (Вт).

Или:

2) Называю единицу измерения, по которой учащийся должны произвести электрическую величину, формулу.

3) Называю формулу

 

учащийся должны назвать величину, обозначение, единицу измерения – I, сила тока, А.

Если урок обобщающий, в конце темы или раздела, можно предложить учащимся составить таблицу расчетных формул (для расчета цепей постоянно тока, переменного тока, магнитной цепи, трехфазной цепи). Можно устроить конкурс таблиц, учитывая при этом форму, содержание, последовательность. Интерес учащихся можно проявить в форме эстафеты: каждый учащийся называет электрическую величину, формулу, единицу измерения. Самостоятельность учащихся проявляется при составление тестовых заданий, контрольных вопросов по теме, при выполнении технических диктантов.

Можно предложить несколько вариантов постановки заданий при проверке знаний. К примеру, при изучении темы «структура энергосистем и электрических сетей».

1-й вариант: «Расскажите о структуре энергосистем».

2-й вариант: «Начертите схему структуры энергосистемы и электрических сетей».

3-й вариант: «Проанализируйте структуру энергосистем».

Первый вариант задания требует меньшего времени, но ответ может быть не полным. Второй вариант конкретизирует задание, заставляет подойти к заданию более осмысленно, третий требует анализа.

Третьей ступенью  учебно-познавательной деятельности является изучение новой темы. Эту ступень можно разделить на этап восприятия знаний и этап осмысления знаний.

 Восприятие знаний – это усвоение общего смысла содержания учебного материала путем прослушивания, чтения или наблюдения (при помощи органов чувств, живого созерцание). Живое созерцание – первый шаг в процессе овладения знаниями. При восприятии учебного материала важны высокая внимательность, умение слушать и конспектировать лекцию, рассказ, пользоваться наглядными пособиями. Практика учебной работы показывает, что для прочного усвоения знаний большое значение имеет первое прослушивание или чтение учебного материала. Именно поэтому одной из причин отставание ряда студентов в учебе является неправильное отношение к тому, что излагается преподавателем. Надо помнить, что фундамент знаний закладывается в процессе их первичного восприятия.

Осмысление знаний протекает в процессе их восприятия. Чтобы основательно усвоить учебный материал, мало один раз послушать или прочитать его содержание. Необходима самостоятельная работа по его осмыслению. Этап осмысления знаний является важным, центральным и, вместе с тем, более сложным этапом усвоения учебного материала. Если при восприятии наиболее существенным выступает умение понять смысл, то при осмыслении знаний на первое место выдвигается способность расчленить учебный материал на основные части, выделить главное, обобщать различные мысли, связывать приобретенные знания с ранее усвоенными. Показателем хорошего осмысления учебного материала является умение студента изложить его своими словами, подобрать свои примеры, решить задачу, выполнить необходимые действия. Осмысливание знаний предполагает использование законов мышления, кропотливую и хорошо организованную самостоятельную работу.

Я использую различные формы и методы при изучении новой темы. Изложение лекционного материала сопровождается постановкой вопросов, общением с учащимися, приведением конкретных примеров, выполнением различных заданий, обобщением, систематизацией, составлением плана, ответом на вопросы, составлением опорных конспектов, составлением схем, чертежей, таблиц, графиков, использованием слайдов, видеоматериалов, компьютера.

Если лекционный материал носит практический характер, я объясняю порядок расчета или пример расчета, затем предлагаю учащимся другой расчет. Если учащиеся не справляются, то возвращаюсь к первому примеру, изменив условия постановки задачи.

Разнообразят уроки компьютерные технологии. В этом случае учащиеся могут самостоятельно составить конспект (из имеющего теоретического материала), ответить на вопросы, выполнить задания.

Провожу уроки «презентация темы», где каждый учащийся может самостоятельно, по своему изложить учебный материал. При этом наиболее ответственные учащиеся используют схемы, плакаты, кроссворды, видеоматериалы на компьютере.

Практикую проведение уроков самообучения. Учащиеся самостоятельно изучают материал, используя для этого инструкционный материал. Роль преподавателя сводится к роли индивидуального консультанта. Уроки взаимообучения студентов. Это работа группы над новым материалом, усвоение его на уроке, взаимопомощь.

Очень эффективной является опережающая работа теоретического характера. Студентам предлагается тема для самостоятельного домашнего изучения. При этом учащиеся могут использовать литературу по указу преподавателя, информацию из сети «Интернет». Опережающая самостоятельная работа теоретического характера эффективна только тогда, когда студентам доступна необходимая литература. Не следует давать задания, если учащиеся не могут свободно работать с источниками, это вызывает у них чувство неудовлетворенности, неполноценности и нежелание браться за невыполнимую работу. Психологическая поддержка преподавателя, искренний интерес к достигнутому результату усиливают личный интерес студента к самостоятельной работе. Использование метода определяющей самостоятельной работы позволяет сделать лекции, практические работы проблемными, интересными, понять их теоретический уровень, стимулировать поисковую деятельность студентов, сформировать устойчивую положительную мотивацию учения.

Четвертая ступень  познавательной деятельности учащихся представляет собой ступень закрепления знаний, выработки умения и навыков. Закрепить знания – значит их запомнить и сделать прочными. Первичное закрепление осуществляется сразу же после прослушивания содержания учебного материала путем беседы, решения задач, чтения учебника.

Студент должен не только усвоить знания, но и уметь применить знания на практике. В то же время сама практика способствует лучшему усвоению учебного материала, выступает самым верным способом его закрепления. Применение студентами знаний осуществляется в различных формах: выполнения упражнений, заданий, практических работ, в виде обоснования тех или иных явлений. При закреплении я предлагаю учащимся не воспроизвести, а структуировать содержание, выделить главное, существенное; посмотреть на учебный материал с позиции практика, реализующего знания в практической деятельности. Предлагаю поработать с записями текста или учебника, выделить (подчеркнуть, пронумеровать) наиболее важные положения, составить план ответа, вычертить график, составить схему, составить алгоритм расчета, составить таблицу, проанализировать, обобщить, системазировать.

Завершает ступень познавательной деятельности учащихся  проверка результатов. На этом этапе урока я использую самооценку, взаимооценку,  само и взаимо контроль, побуждение к рефлексии. Навыки самоконтроля и самооценки для будущего профессионала – это его самостоятельность, ответственность, умение определить направления дальнейшего развития можно начинать с взаимопроверки и вести студента к оценки своей работы в соответствии с предложенным образом и критериями оценок, которые предлагает преподаватель. Важно, чтобы оценка была мотивированной.

При побуждении студентов к рефлексии я использую следующие методы: анкета – рефлексия; анализ студентами собственной деятельности; ответы на вопросы побуждающие к рефлексам; оценки студентами собственного состояния в процессе работы.

Анкета рефлексия состоит из вопросов. Содержание вопросов зависит от того, что именно нужно выяснить преподавателю. Анализ собственной деятельности может предлагаться при выполнении практической или лабораторной работы.

Ответы на вопросы, побуждающие к рефлексии можно использовать при изучении теоретического материала. При этом вопросы могут быть следующие: «Какие затруднения испытал при изучении темы?», «Достиг ли поставленной цели?».

Оценка своего состояния в процессе работы – важное умение для учащегося, будущего профессионала. После выполнения практических заданий, упражнений стоит предложить описать свои ощущения, переживания, найти их причину. Можно использовать рисуночную рефлексию, предложить нарисовать свое состояния до выполнения работы и после.

Можно учить оценивать свое эмоциональное, волевое, ителектуальное состояние (использовать графики, шкалы).

Контроль работы учащихся во время урока осуществляется «Инструкционными картами», «Запиской для учащихся», «Картой контроля и оценки знаний»,  которые описывают действия учащихся на каждом этапе урока.

Внедрение в учебный процесс активных методов обучения способствует формированию у студентов устойчивого интереса к избранной профессии. У студентов формируется сознательное восприятия учебного материала, совершенствуются навыки принятия коллективных решений, развивается творческое профессиональное мышление.

Литература

Л.Н.Семушина, Н.Г.Ярошенко «Содержание и технологии обучения» – М. 2001.

А.А.Вербицкий. «Активное обучения в высшей школе: контекстный подход» – 1991.

Инструкционная карта учащегося

Ф. И. ______________________

1. Игра «Кто хочет стать отличником?»

Тестовые задания с элементом самопроверки.

2.Задание  «Допиши формулу»

Необходимо письменно или устно восстановить формулу. Задание содержит элемент самопроверки.

3 Задание .«ДА - НЕТ»

Задание содержит различные верные и неверные утверждения, элемент самопроверки и самооценки.

Ответьте на утверждение «ДА» или «НЕТ». Если «ДА» поставьте “+”

Если «НЕТ» поставьте “-”

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Тест «Ответь за 7 секунд».

Через 7 секунд можно выяснить правильность ответа.

5. Задание «Найди пару»

Необходимо совместить верные ответы с вопросами, утверждениями. Задание содержит элемент самопроверки и самооценки.

Самоконтроль «Найди пару»

Номер вопроса

Номер ответа

1

2

3

4

Величина

Обозначение

Единица измерения

Расчетная формула

Мгновенное значение тока


А


i = Im (sin ωt+φ)




I


А


I = Im / √2


Амплитуда тока


Im



Im = I * √2


Частота


f


Гц


6. Задание – ориентировочная карта с наличием «белых пятен»

Необходимо заполнить пустые клетки в таблице.

7. Задание «Прямые и обратные действия».

Задание может включать прямые и обратные действия при построении схем, векторных диаграмм, расчетах, обозначениях величин.

8. Задание «Вопрос – ответ»

Необходимо ответить на вопросы.

9. Задание «Цепочка»

Все учащиеся,поочередно, выполняют действия в расчете.

10 Разноуровневые задания.

11.Подведение итогов.

  1. Самооценка
  2. Рефлексия результативности

Карта контроля знаний

задания

самооценка

оценка препода-вателя

«да» , «нет»

«найди пару»

Рефлексия

В зависимости от вашего настроения дорисуйте рисунок, используя один из трёх вариантов:

Павлодар облысының білім  беру департаменті

Департамент образования Павлодарской области

Жаяу Мұса атындағы Ақсу колледжі

Аксуский колледж имени Жаяу Муссы

Из опыта работы преподавателя

электротехнических и специальных дисциплин

Чернышовой Т. Ю.

Тема: Использование активных методов

обучения на всех этапах уроков,

с применением компьютерных технологий.

Разработал: преподаватель

Чернышова Т.Ю.

Ақсу қ., 2012 ж.

г. Аксу, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологий, методов и приемов интегрированных уроков, как средства создания условий для познавательной активности учеников на занятиях математики»

На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий, как ступень развития методики обучения.    В наш...

Использование активных методов обучения на уроках информатики

ВведениеI. Активные  методы обучения информатики1.1.Что скрывается за понятием активные методы обучения?1.2. Классификация активных методов обучения.1.3. Обоснование возможности и целесообр...

Использование активных методов обучения на уроках.

«Проведенный опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых прич...

Использование Активных методов обучения на уроках и во внеаудиторной работе в СПО

Системное и целенаправленное использование АМО обеспечивает решение образовательных задач в разных аспектах; в первую очередь, формирует положительную учебную мотивацию обучающихся, позволяют достичь ...

Методическая разработка урока с использованием активных методов обучения

Эта разработка будет интересна для тех педагогов,которые используют активные методы обучения на уроках,обеспечивая активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процесс...

Использование активных методов обучения в развитии мышления на уроках биологии

 В представленном материале описан опыт использования активных форм обучения в процессе построения творческой  мастерской, что позволяет разрешить противоречие между тенденциями инно...

Мастер класс для учителей физики по теме «Колебания и волны» с использованием игровых методик на всех этапах урока

В период преобразования нашего общества одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления учащихся.  При этом нужно учитывать  одно хорошо известное обстоятельство: се...