ПЕРВОКЛАССНИК-НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ
методическая разработка на тему

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРВОКЛАССНИК-НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ

(собрание для родителей первоклассников)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: информировать родителей об особенностях процесса психологической адаптации первоклассников к обучению в школе.

Ход собрания

Добрый вечер, родители! Мы очень рады видеть вас. Рады тому, что вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли на родительское собрание.

Тема собрания «Первоклассник - новый этап в жизни Вашего ребёнка и Вашей семьи»

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие - не смотреть ни на кого и слушать инструкцию. Перед каждым из вас на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1.Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас  я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковыми. Нашли? (Участники отвечают, что не нашли.)

А почему? Как вы думаете?

Варианты ответов поступают самые разные, и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к ВЫВОДУ: одинаковых людей нет , поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод-начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

(Слайд 2)

Работа с изображением цветка

Ведущий показывает изображение цветка

Цветок-это ваш ребёнок, наш ученик.

Корни цветка - дошкольная зрелость.

Листья - общее психическое развитие и саморегуляция.

Именно они способствуют качественному развитию цветка, то есть вашего ребёнка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счёта. Если у ребёнка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом, развивается и вырастает ваш ребёнок – цветок вашей жизни.

Упражнение «Ассоциация»

- Мы с вами знаем, что первые дни ребёнка в школе связаны с адаптацией. Какие ассоциации возникают у вас при слове «адаптация»? Возможно, это образ или какое-то внутреннее ощущение?

По мере выступлений родителей все ассоциации фиксируются на листе ватмана.

(Слайд 3)

Теоретическая часть.

- Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребёнка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуются их максимальное участие в жизни ребёнка.

В то же время именно в 1 классе закладывается основа отношения ребёнка к школе и обучению. Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить  за мыслью учителя, сложно делать всё время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребёнок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

(Слайд 4,5,6)

Физиологическая адаптация.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребёнка проходит через несколько этапов:

  1. первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
  2. следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  3. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Многие родители склонны недооценивать сложность периода адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-й четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак его переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники в 1-й четверти жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к  регуляции поведения.

Дети со сложностями в здоровье нуждаются в особом подходе и внимания взрослых.

Во- первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку.

 Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продлёнке, причём желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон.

 Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов).

Социально – психологическая адаптация.

(Слайд 7)

 Независимо от того, когда ребёнок пошёл в школу, он проходит через особый этап своего развития – кризис 6-7 лет.

Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль «ученик». То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а всё что имеет отношение к учёбе, становится более ценным.

Такие изменения происходят в психике ребёнка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению.

В период 6-7 лет происходят серьёзные изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Цепь неудач (в учёбе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребёнка.

Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для такого ученика часто становится стрессом изменение ситуации, когда он осознает, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта  общения со сверстниками, столкнуться с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т.п.

Необходимо научиться адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребёнку, что Вы его понимаете,  посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребёнка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжать водить его в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Практическая часть.

- А сейчас предлагаю вам прослушать всем известную сказку «Колобок» на психологический лад и попрошу принять активное участие в её разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них Колобок.

 

Первая заповедь: осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

 

По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них Колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

 

Вторая заповедь: не оставляйте маленьких детей без присмотра.

 

Покатился Колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

 

Третья заповедь: научите ребёнка общаться с окружающим миром.

 

Встретилась ему лиса – ласковая, хитрая.

 

Четвёртая заповедь: научите ребёнка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

 

Съела лиса Колобка.

 

Пятая заповедь: научите ребёнка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.

 

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

(Слайд 8)

Как оказать ребёнку  помощь в адаптации к школе?

Ребёнку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать. А лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает (но не сравнивать с другими детьми, с эталонами).

(Слайд 9)

Рекомендации родителям:

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.

2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

Это поможет снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря такой девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат -неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах.

Все замечания свести к минимуму, когда ребенок "фокусничает", а главное - к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания. Наказывать за истерики одним способом - лишением общения (спокойное, а не демонстративное).

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

ПОМНИТЕ: ОСНОВНЫМИ ПОМОЩНИКАМИ РОДИТЕЛЕЙ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕРПЕНИЕ, ВНИМАНИЕ И ПОНИМАНИЕ.

 

Рефлексия.

- Мы сегодня с вами говорили на очень важную тему «Первоклассник - новый этап в жизни Вашего ребёнка и Вашей семьи»

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас рассказал о своих впечатлениях от собрания, о своих мыслях.

Спасибо за внимание. Возьмите, пожалуйста, «Памятки».  Удачи вам!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Советы родителям первоклассников

 

Правило №!

Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и музыкальную школу, какую-то секцию или кружок (лучше это делать за год или во 2 классе). Самое начало школьной жизни является стрессом для 6-7 летних детей. Если ребёнок не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.

Правило №2

Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы с ним будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и давать малую физическую разрядку (например, попрыгать 10 раз)

Правило №3

Компьютер, телевизор и любое занятие, требующее большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи офтальмологи и невропатологи во всём мире.

Правило №4

Больше всего на свете в течении первого года обучения ребёнок нуждается в поддержке. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его, чтобы за постоянными упрёками ребёнок не потерял веру в себя.

Несколько коротких правил

1.Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

2.Нельзя никогда, даже в сердцах, говорить ребёнку, что он хуже других.

3.Следует по возможности честно и терпимо отвечать на любые вопросы ребёнка.

4.Старайтесь каждый день находить время побыть наедине со своим ребёнком, особенно если в семье есть младшие дети (например, посадить на колени, расспросить о делах)

5.Учите ребёнка свободно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

6.Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.

7.Будте честны в оценках своих чувств к ребёнку.

8.Всегда говорите правду, даже если это не выгодно для вас.

9.Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.

10.Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания.

11.Признавайте права ребёнка на ошибку.

12.Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

13.И вообще, хоть иногда ставьте себя на место ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Советы родителям первоклассников

 

 

  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
  • Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчи­тать время - ваша задача.
  • Не отправляйте в школу ребенка без завт­рака.
  • Ни в коем случае не прощайтесь, предуп­реждая о чем-то. Пожелайте ребенку уда­чи, подбодрите его.
  • Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопро­сов, дайте ему расслабиться.
  • Если ребенок чересчур возбужден, жаж­дет поделиться с вами - не отмахивай­тесь, не откладывайте на потом, это не зай­мет много времени.
  • Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
  • Выслушав замечания учителя, не торопи­тесь устраивать взбучку. Постарайтесь, что­бы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.
  • После школы не торопите ребенка садить­ся за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
  • Во время приготовления уроков не сидите •«над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
  • Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ре­бенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
  • Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногла­сия решайте без ребенка.
  • Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться слож­нее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй чет­верти, первая неделя после зимних кани­кул, середина третьей четверти.
  • Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочув­ствие - это показатели трудностей в уче­бе!
  • Даже совсем «большие» дети очень лю­бят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРВОКЛАССНИК-НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЁНКА И ВАШЕЙ СЕМЬИ

(собрание для родителей первоклассников)

Цель: информировать родителей об особенностях процесса психологической адаптации первоклассников к обучению в школе.

Ход собрания

Добрый вечер, родители! Мы очень рады видеть вас. Рады тому, что вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли на родительское собрание.

Тема собрания «Первоклассник - новый этап в жизни Вашего ребёнка и Вашей семьи»

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие - не смотреть ни на кого и слушать инструкцию. Перед каждым из вас на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1.Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас  я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковыми. Нашли? (Участники отвечают, что не нашли.)

А почему? Как вы думаете?

Варианты ответов поступают самые разные, и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к ВЫВОДУ: одинаковых людей нет , поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод-начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

(Слайд 2)

Работа с изображением цветка

Ведущий показывает изображение цветка

Цветок-это ваш ребёнок, наш ученик.

Корни цветка - дошкольная зрелость.

Листья - общее психическое развитие и саморегуляция.

Именно они способствуют качественному развитию цветка, то есть вашего ребёнка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счёта. Если у ребёнка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом, развивается и вырастает ваш ребёнок – цветок вашей жизни.

Упражнение «Ассоциация»

- Мы с вами знаем, что первые дни ребёнка в школе связаны с адаптацией. Какие ассоциации возникают у вас при слове «адаптация»? Возможно, это образ или какое-то внутреннее ощущение?

По мере выступлений родителей все ассоциации фиксируются на листе ватмана.

(Слайд 3)

Теоретическая часть.

- Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребёнка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуются их максимальное участие в жизни ребёнка.

В то же время именно в 1 классе закладывается основа отношения ребёнка к школе и обучению. Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить  за мыслью учителя, сложно делать всё время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребёнок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

(Слайд 4,5,6)

Физиологическая адаптация.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребёнка проходит через несколько этапов:

  1. первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
  2. следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
  3. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Многие родители склонны недооценивать сложность периода адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-й четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак его переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники в 1-й четверти жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к  регуляции поведения.

Дети со сложностями в здоровье нуждаются в особом подходе и внимания взрослых.

Во- первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку.

 Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продлёнке, причём желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон.

 Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов).

Социально – психологическая адаптация.

(Слайд 7)

 Независимо от того, когда ребёнок пошёл в школу, он проходит через особый этап своего развития – кризис 6-7 лет.

Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль «ученик». То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а всё что имеет отношение к учёбе, становится более ценным.

Такие изменения происходят в психике ребёнка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению.

В период 6-7 лет происходят серьёзные изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Цепь неудач (в учёбе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребёнка.

Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для такого ученика часто становится стрессом изменение ситуации, когда он осознает, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта  общения со сверстниками, столкнуться с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т.п.

Необходимо научиться адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребёнку, что Вы его понимаете,  посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребёнка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжать водить его в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Практическая часть.

- А сейчас предлагаю вам прослушать всем известную сказку «Колобок» на психологический лад и попрошу принять активное участие в её разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них Колобок.

Первая заповедь: осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них Колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился Колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: научите ребёнка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса – ласковая, хитрая.

Четвёртая заповедь: научите ребёнка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса Колобка.

Пятая заповедь: научите ребёнка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

(Слайд 8)

Как оказать ребёнку  помощь в адаптации к школе?

Ребёнку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать. А лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает (но не сравнивать с другими детьми, с эталонами).

(Слайд 9)

Рекомендации родителям:

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.

2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

Это поможет снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря такой девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат -неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах.

Все замечания свести к минимуму, когда ребенок "фокусничает", а главное - к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания. Наказывать за истерики одним способом - лишением общения (спокойное, а не демонстративное).

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

ПОМНИТЕ: ОСНОВНЫМИ ПОМОЩНИКАМИ РОДИТЕЛЕЙ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕРПЕНИЕ, ВНИМАНИЕ И ПОНИМАНИЕ.

Рефлексия.

- Мы сегодня с вами говорили на очень важную тему «Первоклассник - новый этап в жизни Вашего ребёнка и Вашей семьи»

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас рассказал о своих впечатлениях от собрания, о своих мыслях.

Спасибо за внимание. Возьмите, пожалуйста, «Памятки».  Удачи вам!

 Советы родителям первоклассников

Правило №!

Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в 1 класс и музыкальную школу, какую-то секцию или кружок (лучше это делать за год или во 2 классе). Самое начало школьной жизни является стрессом для 6-7 летних детей. Если ребёнок не будет иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз.

Правило №2

Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы с ним будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и давать малую физическую разрядку (например, попрыгать 10 раз)

Правило №3

Компьютер, телевизор и любое занятие, требующее большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи офтальмологи и невропатологи во всём мире.

Правило №4

Больше всего на свете в течении первого года обучения ребёнок нуждается в поддержке. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его, чтобы за постоянными упрёками ребёнок не потерял веру в себя.

Несколько коротких правил

1.Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

2.Нельзя никогда, даже в сердцах, говорить ребёнку, что он хуже других.

3.Следует по возможности честно и терпимо отвечать на любые вопросы ребёнка.

4.Старайтесь каждый день находить время побыть наедине со своим ребёнком, особенно если в семье есть младшие дети (например, посадить на колени, расспросить о делах)

5.Учите ребёнка свободно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

6.Не стесняйтесь подчёркивать, что вы им гордитесь.

7.Будте честны в оценках своих чувств к ребёнку.

8.Всегда говорите правду, даже если это не выгодно для вас.

9.Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.

10.Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания.

11.Признавайте права ребёнка на ошибку.

12.Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

13.И вообще, хоть иногда ставьте себя на место ребёнка.

 Советы родителям первоклассников

  1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
  2. Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.
  3. Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.
  5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.
  6. Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.
  7. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
  8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.
  9. После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
  10. Во время приготовления уроков не сидите •«над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
  12. Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.
  13. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
  14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!
  15. Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей"Книга в жизни вашего ребёнка"

Анкета для родителей "Книга в жизни вашего ребёнка".Цель: обратить внимание родителей на проблему нечитаемости детей. Научить их,помогать детям при выборе книг.          ...

Музыкальная жизнь вашего ребёнка

Развитие общей  музыкальности в детском саду и дома. Возможности и решения....

Анкета для родителей "Интернет в жизни Вашего ребёнка"

Анкетирование среди родителей "Интернет в жизни Вашего ребёнка" можно провести на родительском собрании по теме "Интернетбезопасность". Анкета позволяет выяснить в анонимной форме, насколько родители ...

Выступление на родительском собрании на тему: "Первоклассник - новый этап в жизни Вашего ребенка и Вашей семьи"

Материалы содержат описание адаптационного периода первоклассников, признаки переутомления и рекомендации родителям...

Статья для родителей "Осанка вашего ребёнка - в ваших руках!"

Многие родители, к сожалению, начинают приобщать ребёнка к физкультуре лишь тогда, когда врач обнаруживает у него значительное нарушение осанки, ухудшающее деятельность сердца, лёгких, других органов ...

За Ваше мужество в бою-За Вашу боль, за Ваши раны-За жизнь счастливую мою-Земной поклон Вам,Ветераны!

Рассказ о маме-участнице Великой Отечественной войны, о родственниках отца,погибших на войне и соседяхпо даче....

Беседа с родителями «Мнение друзей для вашего ребёнка важнее вашей точки зрения. Надо ли с этим бороться?»

Беседа для родителей «Мнение друзей для вашего ребёнка важнее вашей точки зрения. Надо ли с этим бороться?» Цель: формирование у родителей представлений об истинном родительском автори...