Правовое воспитание школьников
материал по теме

Материал для правового уголка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из истории права и закона

            Первыми в истории сводов законов являются законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1790г. до н.э.). Эти законы были написаны на огромной колонне. Учёные, прочитав эти законы, нашли в них признаки кодификации: все статьи были систематизированы по группам. Одни регулировали правовое положение личности, другие – брачно-семейные отношения, третьи – договорные, отношения к собственности. Самым совершенным правом древнего мира считается римское право (частное или гражданское); до наших дней сохранились многие из его понятий: «договор», «вещь», «лицо».

         Самым знаменитым правовым памятником признаётся Кодекс 1804года императора Наполеона. В этом документе впервые провозглашалась идея гражданских свобод и равенства людей перед законом  (ранние законы закрепляли неравенство феодалов и крестьян).

     Первыми из дошедших до нашего времени памятников писаного права Древней Руси считается Русская правда. Этот документ  постоянно пополнялся и был единственным источником права на протяжении трёх с половиной веков – с 9 по 13 век.

      На Руси государственная власть творила суд и расправу, издавая указы, уложения государя и боярской думы, о которых простой обыватель чаще всего не слышал. Законы в полном смысле этого слова появились только с реформами Петра 1. Во время его правления было издано около 6 тыс. законодательных актов (фактически по закону в день). Появились новые формы закона: Уставы, регламенты, указы, инструкции (наказы). Самым важными видами законов были манифесты (о вступлении на Престол, об объявлении войны). Далее по важности шли именные Указы (от имени и за подписью монарха), затем обычные Указы (издавал Сенат или главные ведомства). Первый свод законов Российской империи появился в 1906году.



Предварительный просмотр:

Каждый ребёнок имеет право:

1. Право на полезное и качественное питание

 

 

2. Право на медицинскую помощь

 

3. Право на отдых

 

 

4. Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии, пола имеют равные права

 

 

 

5. Право на досуг

 

 

 

  6. Право на образование

 

 

7. Право на защиту от эксплуатации

 

 

8. Право на заботу со стороны взрослых

 

                                                                                 

 

9. Право на защиту от физического

 и психологического насилия

 

 

10. Право на сохранение семейных связей

 

 

11. Право на жизнь

 

      12. Право на заботу об их физическом

      и психологическом состоянии

 

                      



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

по оформлению уголка правовых знаний

       Уголок правовых знаний может иметь любое учреждение образования, желающее использовать настенную печать как средство профилактики и просвещения.

        Цель создания уголка правовых знаний – формирование правовой культуры участников образовательного процесса. Уголок призван решать следующие задачи: осуществлять правовое просвещение по злободневным, актуальным для детей, родителей и педагогов темам; отвечать на правовые вопросы, которые возникают у читателей; давать советы и рекомендации специалистов на каждый день; подсказывать выход из затруднительных, часто встречающихся ситуаций.

       Информация, размещённая в уголке правовых знаний, предназначена для широкого круга читателей (школьники, их родители и родственники, педагоги учреждения образования и др.), но должна быть ориентирована на детей, подростков, молодёжь в возрасте от 7 до 18 лет, учитывать их интересы и потребности. Среди рубрик уголка могут быть такие: «Это должен знать каждый», «Помни, что ты – несовершеннолетний», «Правовой калейдоскоп», «Советы на каждый день» и др.

       Текст материалов может быть напечатан или написан художественно от руки на бумаге форматов А–3, А–4, А–5, красочно оформлен, проиллюстрирован картинками или рисунками по теме.

       При оформлении уголка правовых знаний в учреждении образования необходимо учитывать следующие требования:

  • доступность зрительному восприятию читателя (расположение стенда на стене на уровне глаз плюс 50 см вверх и вниз);
  • эстетическое состояние самого стенда и размещенных на нём материалов;
  • яркость, чёткость и привлекательность названий уголка, разделов (рубрик), информаций, понятность картинок;
  • читаемость (удобно ли читать: напечатано густо и мелко или крупно, редко);
  • разнообразие рубрик, материалов, которые входят в эти рубрики, их обоснованность (необходимость);
  • актуальность представленных информаций;
  • раскрытие темы материалов (кратко, содержательно, выделено главное, доступно для восприятия);
  • образовательная ценность материалов (что нового несут информации, насколько полезны и интересны для читателей, какие качества личности воспитывают);
  • соответствие возрастным особенностям читателей темы и жанра материала, стиля изложения, места расположения на стенде;
  • размещение на стенде материалов профилактической направленности от различных специалистов: психолога, нарколога, инспектора ГАИ, ИДН и др.;
  • обязательное наличие таких информаций, как Ф.И.О. инспектора ИДН, курирующего учреждение образования, его служебный телефон, день и время присутствия в учреждении образования; адрес и телефоны ИДН (начальника, дежурного и др.); телефоны КДН, МЧС, УВД района.

       Оформив уголок правовых знаний, целесообразно выработать систему сменяемости информаций на стенде (например, какие–то материалы будут обновляться один раз в квартал, какие–то один раз в месяц, какие–то по мере необходимости).

         



Предварительный просмотр:

     ПРАВО - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПРАВА...
        Дорогой друг, ты, наверное, знаешь, что когда тебе исполнится 18 лет, жизнь станет сложна от гражданских, трудовых, административных, семейных и других обязанностей, возросшей ответственности перед обществом и государством.
     Но знаешь ли ты, что даже сейчас, будучи несовершеннолетним, ты имеешь не только права...
      Иногда трудно разобраться в том, что именно ты можешь делать, а что нет, и за какие проступки ждет наказание не только от рассерженных взрослых, но и от государства.
     Каждый правонарушитель, даже несовершеннолетний, несет юридическую ответственность: материальную, уголовную, административную  (до определенного возраста он может быть освобожден от нее, или она возлагается на его законных представителей).
  А это означает, что и к тебе могут применяться предусмотренные законом меры принуждения, но только при условии, что ты совершил правонарушение.

    Мы предлагаем тебе познакомиться с основами Гражданского, Семейного, Уголовного, Уголовно-процессуального и Административного права в части, касающейся ответственности несовершеннолетних.

 ПОМНИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ.

Ваш правовой статус, права, обязанности и    

         ответственность от рождения до            

            достижения совершеннолетия.

      Правовой статус - это Ваше положение в мире права. По мере взросления Вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а, значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность меняется Ваш статус.

РЕБЕНКОМ ПРИЗНАЕТСЯ ЛИЦО,  НЕ ДОСТИГШЕЕ ВОЗРАСТА ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ (СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ).

С рождения:

Права:

  • на имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ);
  • на гражданство (ст. 6 Конституции РФ, ст. 12 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);
  • жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
  • на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст.55 СК РФ);
  • на защиту (ст. 56 СК РФ);
  • получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ).

Ответственность:

  •  перед родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, преподавателями.

С 6 лет:

Права:

  •  совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ);

Обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;
  •  получить основное общее образование (9 классов);
  •  соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

  •  перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями, учителями, администрацией учебного заведения;
  •  перед своей совестью.

С  8 лет:

Права:

  •  на участие в детском общественном объединении.

Обязанности:

  •  соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

Ответственность:

  •  соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

С  10 лет:
Права:

  •  на учет своего мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ);
  •  быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  •  давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст.72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).


C 11 лет:
Ответственность:

  •  помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении). До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи. (ст. 15 Федерального Закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ).

    С 14 лет:

 Права:

  • получить паспорт гражданина Российской Федерации (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ст. 56 СК РФ);
    требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);
  • давать согласие на изменение своего гражданства(глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»;
  • требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ);
  • работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей не более 4х часов в день с легкими условиями труда (ст. 92 ТК РФ);
  • заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих - самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  •  самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими (ст. 26 ГК РФ);
    участвовать в молодежном общественном объединении.
    Обязанности:
  • выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.
    Ответственность:
  • исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;
  • самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
    возмещение причиненного вреда;
  • ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное нанесение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств сообщения и другие)  (ст. 20 УК РФ).

    С 15 лет:

Права:

  • работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ).

С 16 лет:

Права:

  • вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ст. 13 СК РФ);
  • работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ);
    быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);
  • управлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»;
  • быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).

Ответственность:

  • ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);
  • ответственность за совершение всех видов преступлений (ст. 20 УК РФ).

    С 17 лет:

Обязанность:

  •  встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ст. 9 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В 18 лет  человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

      Дальнейшие ограничения прав по возрасту связаны с занятием ответственных государственных должностей:

  •  стать депутатом Государственной Думы можно с 21 года,
    судьей Федерального районного суда - с 25 лет, Президентом Российской Федерации - с 35 лет.


    Если Вы будете достойно и с пониманием выполнять свои обязанности, пользоваться своими правами разумно и добросовестно, с добрыми намерениями и уважением к чужим правам, только тогда Вы сможете рассчитывать на такое же правомерное ответственное поведение других людей.


                             

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-правовое воспитание школьников

На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро...

Антикоррупционное и правовое воспитание школьников

презентация для элективного курса! можно использовать на уроках....

Педагогический совет "Творческий подход в гражданско-правовом воспитании школьника"

Конспект проведения педагогического совета. Цель:  Социальная значимость творческого подхода в воспитании школьников.   Задачи: 1. Обобщить опыт работы Кичий Н.Е. по данной теме. 2. ...

правовое воспитание школьников

ПравВсе самые лучшие качества заложены в ребенке с рождения: непосредственность, любознательность, скромность, отвага, сочувствие, сопереживание, жажда справедливости. Помочь ребенку осознать их ценно...

Возможности иностранного языка в гражданско-правовом воспитании школьников

В статье "Возможности иностранного языка в гражданско-правовом воспитании школьников" рассказывается об опыте работы учителей по воспитанию гражданской позиции у учащихся средствами иностранного ...

Статья "Электронные информационно-правовые системы и их роль в правовом воспитании школьников"

Статья рассказывает об успешном опыте использования электронных информационно-правовых систем в правовом воспитании школьников и профилактике правонарушений несовершеннолетними....