ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
консультация по теме

Кочуганова Любовь Алексеевна

ВСЕМ  НАЧИНАЮЩИМ  ПСИХОЛОГАМ  ПРЕДЛАГАЕТСЯ !!!

 

В доступной форме, в таблице представлены теории личности отечественных и зарубежных психологов, неравнодушных к человеческой личности.

ЕСЛИ  ВЫ  ПСИХОЛОГ  И  ВАМ  ИНТЕРЕСНО  ОЗНАКОМИТЬСЯ В  ДОСТУПНОЙ  ФОРМЕ С:

ОПРЕДЕЛЕНИЕМ  ЛИЧНОСТИ, СТРУКТУРОЙ  ЛИЧНОСТИ, РАЗВИТИЕМ  ЛИЧНОСТИ, МОТИВАЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ, МЕТОДАМИ  ИССЛЕДОВАНИЯ  ЛИЧНОСТИ.

ПРИХОДИТЕ  В ГОСТИ, ЧИТАЙТЕ, НАСЛАЖДАЙТЕСЬ  ПОЛУЧЕННЫМИ  ЗНАНИЯМИ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teorii_lichn_v_tabl.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗАРУБЕЖНЫЕ   И   ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ   ТЕОРИИ   ЛИЧНОСТИ»

Автор,

 страна,

 время

Определе-

ние личности

Структура личности

Развитие личности

Мотивация

Методы исследования

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Зигмунд

Фрейд

(1856-

1939 гг)

Австрия

(психо-

анализ)

Личность- динамическая конфигураия процессов, находящихся

 в нескончае-мом конфлик-те

Топографическая модель лич-ностной организации.

3 уровня: сознание, предсозна-ние , бессознательное.

Сознание –ощущения, пережива ния, кот. осознаются в данный момент времени.

Предсознательное – включает в себя весь опыт, который не осоз-нается в данный   момент време-ни, но может легко вернуться в сознание (спонтанно или в ре- зультате минимальных усилий);

Бессознательное –хранилище примитивных инстинктов, воспо-минания, которые были подавле ны или вытеснены в область бес сознательного;

Три основные структуры лич ности (структурная модель)

ИД – примитивные, инстинктив- ные и врожденные аспекты лич-ности. Полностью неосознав-мы.

ЭГО – компонент психического аппарата ответственный за при-нятие решений. ЭГО стремится удовлетворить желание ИД в со-ответствии с ограничениями на-лагаемыми внешним миром. По-могает обеспечить безопасность и сохранение организма.

Латентная стадия (6-12 лет) –зона сосредоточения либидо от-сутствует (сексуальное бездейст-вие) – расширение социальных контактов со сверстниками.

Генитальная стадия (пубертат) – зона сосредоточения либидо- половые органы (способность к

Психосексуальная стадия. Ч. рождается с определенным количеством сексуальной энергии, которая в своем раз витиии проходит через нес-колько стадий, коренящихся в инстинкт. процессах орга-низма.

Главным фактором, опреде-ляющим развитие Ч. являет ся сексуальный инстинкт, прогрессирующий от 1-ой эрогенной зоны к др. в тече-ние жизни.

Оральная стадия (0-18 м) – зона сосредоточения либидо – рот  (отвыкание от груди). Отделение себя от  материн-ского тела.

Анальная стадия (1,5 –3г)  – зона сосредоточения либидо  – анус (удержание или вытал кивание фикалий) – приуче-ние к туалету (самоконтроль;

Фалическая стадия (3-6л) – зона сосредоточения либидо – половые органы (мастур-бация). Идентефикация себя со взрослыми того же пола, выступ. в роли образа для по дражания. Действует на трех уровнях сознания, также как  СуперЭГО – интернализован ная версия общих норм и стандартов поведения. Делится на 2 подсистемы: со весть и эго-идеал.            Совесть приобретается под действием разных наказа-.

Инстинкты –ко-нечная причи-на любой актив ности. Источ-ником Психи- ческой энер-гии является нейрофизиоло-гическое  сос-тояние возбуж

дения.Цель

любой формы поведения ин-дивида состоит в уменьшении

напряжения, вызывает не-приятные для него скопле-ниямниям

этой энергии. Влияние инс-

тинктов на по-ведение м.б.

как прямым

так и не пря-

мым, замаски-

кированым.

2 осн. груп инстинктов:

инстинкты жизни (сек-суальые) и смерти.

Метод св-х

ассоциаций:

Оговорки, ошибки …

1

2

3

4

5

6

7

гетеросексуальным отношениям; установление интимных отноше-ний или влюбленность; внесение своего трудового вкла да в об-во.

Все поведение человека направлено на удовлетво-рение инстинктов

ний, включает способность к критической самооценке. Наличие моральных запре-тов и возникновение вины у ребенка, когда он не сделал того, что дол жен был сде-лать.

ЭГО идеал фор-ся из того, что родит. одобр. и выс. це-нят, ведет индивида к устан.  для себя высо ких стандарт

А. Адлер

(1870-1937 гг)

Австрия,

(Психоа-нализ)

Личность, как единое, самосогласующееся целое

Структура самосогласующейся и единой личности определяется как стиль жизни

Стиль жизни включ-ет в себя уник. Соедин. черт, способов поведения и привычек, кот. взяты в совок-ти, «определя-ют неповторимую картину су-ществования индивидуума.

Стиль жизни основан на на-ших усилиях, направленных на преодоление неполноцен-ности. Стиль жизни прочно закрепляется в 4-5 лет. Все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Стиль жизни формир-ся под влиян. творческ. спос-ей лич-сти. Каждю чел. им. воз-сть свободно создавать свой соб. стиль = сами люди отв-ны за то, кем они становятся и как они себя ведут.

Ч. стремится к совершенству

Ведущая моти вация – стрем ление преодо-леть комплекс неполноценности

Индекс соци-ального ин-тереса, шко-ла социаль-ного интереса

Г.Ю. Ай-зенк

(род. 1916 г)

Герма-ния

Элементы личности располагают ся иерархически .

Суперчерты (типы). (напр. экстраверсия) – неск. черт (отно-шения основополагающего типа, либо специфические качества, присущ. Этому типу) – многочис-ленные привычные реакции – множество специфических реак- ций. 3 осн-ых типа: интроверсия /экстраверсия и нейротизм /ста-бильность, психотизм/сила суперэго.

Большое значение прида

валось генетическим фак торам

Поведение, исходя из типа личности

(интроверсия,

экстраверсия, нейротизм, психотизм)

Факторный анализ, личностный опросник

1

2

3

4

5

6

7

К.Р. Роджерс

(1902-1988 гг)

США

(гуманис-тич. Психоло-гия)

Личность- интегрированное целое (позиция гештальт-восприятие св-в «я», взаимодействие «Я» с другими …)

Ч. ведет себя как интегрирован-ный организм; Это единство нельзя свести к составляющим частям его личности «Я-концеп ция» (самость) – это орган-й, послед-й концептуальный геш-тальт, составл-й и восприятий св-в «Я» и восприятий взаимо-отношений «Я» с другими, с раз-личными аспектами жизни, а так-же цен-сти, связан. С этими вос-приятиями. Это геш-т, кот. Досту-пен осознав-ю, хотя не обяза-тельно осознаваем.

«Я – конц. Вкл-ет не только наше восприятие, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть (Я-идеальное)

Тенденция самоактуализа-ции это процесс реализации чел-ом на прот. Всей жизни своего потенциала с целью стать полноцен. Личностью. Оценка индивидуума други-ми людьми способ-ет разви-тию позитивного или негат-ивного образа себя. Младе-нец не осознает себя как от-дельное сущее. Вслед-вие общей тенденции к диффе-ренциации реб. Полн. Нач-ет отличать себя от остального мира, Этот процесс объясня-ет возникновение «Я-концеп ции». Структура «Я» форми-руется через взаим-е с окру-жением, в частности со зна-чимыми другими

Стремление к актуализации;; стремление развивать себя. Тенден-ция актуализа-ции берет нача ло в физиоло ких проц. Орг-ма. (это биол. Факт, а не псих. Тенденция). Содержание «Я-концепции» являются про дуктом процес са социализа-ции

Математические методы

(матрицы, напр-р; ит.д.)

А.Х. Маслоу

(1908-1970 гг)

США

(гуманис-тик)

Личность – единое, уникальное организованное целое

                     -единое уникальное организованное целое; Человек стоит в центре, ему все подчи-нено

Ч. никогда не бывает ста-тичен, он всегда находится в становлении. Иерархия пот-ребностей распространяется на всех людей; чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большая индивидуальность челов. Качеств  псих-го здоровья он продемонстрирует.

Люди  мотиви-рованы для по-иска личных це лей. Жизнь чел  хар-ся тем, что люди почти все гда что-то жела ют. Иерархия потребностей: физиологическ-ие, в безопас-ности и защите  принадлежнос-ти и любви, в самоуважении, в самоактуа-лизации.Ур-ни потребн.  рас-ых внизу иер. , дел-ет возмож. осоз-ние. пот-реб распол. вы-ше и их участ. в мотивации.

Опросник личностной ориентации; шкала вершинных переживаний

Маслоу выд-ет 2  глоб-ые категории мотивов:

1.дефицитарные мотивы

( Д-мотивы) цель-удовлет ворение де-фицитарных состояний (голода, холо да,опасности)

2.мотивы рос-та Бытийные Б-мотивы) цель-актуали зация потен-циала

 (дополнение. к пункту «мотивация»)

1

2

3

4

5

6

7

Э. Эриксон

(1902-1994 гг)

Германия

(неофрейдизм)

Личность-некая автономная структура, главная задача которой социальная адаптация

Принимает структурную модель личности Фрейда

(Ид, Эго, Суперэго)

Ч. в теч . жизни проходит ч-з неск. универсальных психосо циальных стадий. Кажд. ст. наст. в опред. Ддя нее вре-мя («критич. период); кризис возникает как следствие до-стижения опред. уровня пс. зр-сти и соц. требований предъявл. к индивид. На этой стадии. кажд. фаза хар-ся специф. эволюц-й зада-чей. Каждая стадия основыв-ся на  разрешении и интегра ции предшеств-щих психо-социальных конфликтов.

Орально-сенсорная стадия (рожд-1 год) –психосоц. кри-зис: базальное – доверие /недоверие, сильная сторона –надежда;

Мышечно-анальная стадия (1-3 года) – автономия (стыд и сомнения. Сильная сторо-на – сила воли;

Локамоторно-генитальная стадия(3-6 лет)-инициатив- ность/вина –цель.

Латентная (6-12 лет) –трудолюбие (неполноцен-ность-компетентность);

Подростковая (12-19 лет) –Эго идентичность (ролевое сомнение –верность;

Ранняя зрелость (20-25 лет)- интимность/изоляция –любовь;

Средняя зрелость (65 лет) –Эго интеграция (отчаяние-мудрость)

Биологическая и социальная основа; стремление личности к социальной адаптации

Психоисторияавтобиография и др.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ  ТЕОРИИ   ЛИЧНОСТИ

1

2

3

4

5

6

7

А.Н. Ле-онтьев

(1903-1979 гг)

Россия

Деятельность, со

знание, личность

Личность-не есть целост-

ность,обусловлен. генотипи чески: личностью не рождаются, личностью становятся

Сущ-т некое ядро лич-ти, кот. Обрастает многочисл. Жизн. Приоритетами. Базисом явля-ется совок-сть его общих отн-ий к миру, кот. Реализ-ся сово купн. Его многообразн. Деят-ей. В  основании личности ле жат отношения сплоченности чел-ой деятельн., порожд-ся ходом их развития. Иерархия деят-ей и образует ядро лич-сти. Процесс стан-я иерархии деят-ей процесс развития личности.

Исходя из набора отд.псих и соц-но психич-х способн-ей чел-ка, низшую «струк туру личн-ти» устан-ть не-возм. но реально основ-ие личн-ти лежит в системе деятельностей, которые реализуются знаниями и умениями. Существует со подчин-е деятельностей, характериз. кажд. отд. лич.  Проис-т центрир. вокруг нем-х деятель-ей, подчиня ющих себе другие.

В ходе раз-ия чел-ка разл. его деят-сти вступают м\со бой в иерарх. отн-я. Раз-ем лич-ти движут те мотивы кот имеют для че-ловека наиб. знач-е. Сопод чин-е мот-ов может из-ся, меняя тем са-мым направ-е разв-я лич-ти

С.Л. Рубин-штейн

(1889-1960 гг)

Россия

«Основы общей психоло-гии»

(гл. ХХ)

Личн.- это не сущ-во, котор.  просто вросло в среду; личн. явл. лишь чел способный вы делять себя из своего ок-ружения для того чтобы по-новому, сугу- бо избират. связ-ся с ним. Личностью явл. лишь чел кот. относит. опред. обр-ом к окруж., созн. устанвлив. это свое отно шение так, что оно выявл во всем его существе.

Все многообраз-е псих-х явл-й, ф-ций, проц-ов, псих-х св-в деят-сти входит в  личн-сть и смык-ся в ее единстве. Созн-е самосозн-е явл-ся позд- прод-ем развития созн-ия, пред-й станов-я реб-ка. В проц разв. Самосозн. Цент тяжести все больше переностится от внешн. Стор-ны лич-сти к ее внутр. Стороне; от случ-х черт – к хар-ру в целом.

 1 этап в фор-нии личн-сти с овлад-ем собств. Телом, с возникн. Произ-ых движ-ий, в формиров. 1-х пред-ых дей-ей.

2 этап – нач. ходьбы, са-

мостоят-х передвижений - самое овлад-е предм.- самост-сть по отнош. к другим людям.

3 этап – овладенеие речью. Речь удовлетв. воз-сти взаимоотнош-ия с окружающими.

Разв. личн. связ-ся с разв созн-я и само-созн. На тех этапах, когда соз-ие еще не дост. развито, у чел. преобл. биол. ком-ты. Когда разви-тое сознание позволяет чел полноценно взаим. с общ, на 1-й план выходят соц. потр., мотивы

1

2

3

4

5

6

7

А.С. Вы-

Готский

(1869-1934 гг)

Россия

Личность-есть понятие социальное. оно охваты-вает надпри-родное, ис-торич. в чел. Личн. не рождена, но возник. В рез-те культ-го развития, поэт. личн. есть понятие историческое.

Различают 2 основных стерж-ня личн.: «Я» и «ОНО».

«Я» следует за влечениями, заложенными в более глубо-ких пластах личности. Психозы и неврозы – формы заболеваний, возн-х на почве

внутр. конф-та м\д отдельны-ми слоями.

«Я» – сознат-ое, организую-щее ядро. Мышление возникает только на инстинкт и эмоц. базе и направл-ся эмоциями.

У новорож.. отсут-ет самое примитивн. «Я», т.е. личн. относит-ся к др. На след-ей стад. Реб. Овлад-ет вертик. походкой и речью

( расшир-е возм позн-ия, перест-ка мышлен-я). Речь стан. унив-ым ср-ом возд-я на мир. Главн. На этой стадии явл. осозн-е своего «Я». Далее наст. стад. игры. Реб. еще не ус тойчиво лок-ет свою личн. Только в школьн. возр.  у реб вперв. появл. более уст. форма личн. и миро-возр.. важн. осн-й этого явл формир. внутр. речи. К 12 год. реб вполне прео-долев. эгоцентр логики. Подростк. возр – открытие своего «Я». осознаваемый жизн. план.

Хар-р восп-я чел. всецело опред-ся той общ-ой сре-дой, в кот. он развив-ся. Среда не всег да влияет на чел. не пос-редственно и прямо, но кос венно, ч\з иде ологию. Индив. опыт кажд. чел. обусл. ролью его в отн-ии среды, клас-совая принад-сть опред-ет пс-гию и по-вед. чел. Од-нако личн. сфера опыта чел надстра-ивается на ос нове насл-х форм пов-я.

К.К. Пла-тонов

(1906-1984 гг)

Россия

Личностью явл-ся конкретный человек как носитель сознания

Структура личности состоит из подструктур.

Х  1.подструктура, связ. с       А     психол-ми процессами.

Р  2.подстр. связ. с психич.

А     состояниями

К  3.-  с опытом

Т  4 -  с направленностью

Е      (установки, мотивы,

Р        убеждения ..)

      5 – с самосознанием    (са-моопред.,самоотнош.)Хар-р и темп. соед все в един целое.

Как только у реб. появл. соз-е, он начинает станов-ся личностью. Чем полнее у человека развито созна-ние и его высшая форма – самосознание, тем полнее и ярче развита его личность

1

2

3

4

5

6

7

Б.Г. Ананьев

(1907-1972 гг)

Россия

Человек – общ-е образ  личн. Образ. и развив. посредством опред-х дея-тельностей  в обществе. Личность Как общий инди-вид всегда вып  опред. совокупност. Общ-х функ-ций.

Структура личности-продукт ин-ой психологии развития, кот. Выступает в 3-х планах: онтогенетич. эволюцион. пси-хология физиологических функций, становление дея-тельности и личности – жиз-ненный  путь личности строит ся на 2-м принципам:

1. иерархический – более сложные св-ва личн. Подчин-т себе элементарные св-ва.

 2 координационный –относит-ная свобода одного свойства от влияния других.

Начало личности – многообразный процесс ранней социализации инд-да. Становление личности проис-т неравн-но  и гете-рохронных – становление послед-сти усвоения ро-лей и смена позиций чел-ка в обществе происходит неодинаково, разновремен но

Доминантой является  соц. сторона лич ности, воззре-ния, напра-ть, потребности, интересы, иде алы, стремле ния, которые опр-т направ-ление разви-тия личности

Генетический подход к эволюции личности как общественного  индиви-да; биогра-фический ме тод

В.Н. Мя-сищев

1962 год

Россия

«Методо

логичес-кие про-

блемы

психоневрологии»

Личн-высш. Интегральн. понятие.Она прежде все-го характ-ся как сист. отн чел. к окруж. Действ. Са-мое  главн. и определяющ личн.  – ее отн-ие к лю-дям, а так же взаимоотн.с людьми.Лич опред-ся как обществен.- историчес. псих. образ. свойст-ое только чел-ку, как созн-й регулят. его психикич. деят-сти и поведения.

1.План хар-ки личн.; образ. доминир. отнош. (для чего чел-к живет, что явл. смыслом жизни).

2. Группа св-в озват-ет псих. Ур-ни чел. (чего достиг чел., каковы его возможн., историч. знач. лич-сти).

3. Динамика реак-ций чел. (темп-т или тип ВНД).

4. Компонен-ты лич-сти взаимосвязь осн-ых комп-ов или общ. структура лич-сти (грамотность, целостность, глубина личности)

У личности могут преоб-ть огран-ие,личн-ные и сверхличн. Цели, мотивы, потребности, Отношения человека представл-ет систему, образ-ся в результ-те его развития, воспит-ния и самовоспит-ия. В сис. Его отн-й имеется иерархия. Эта система пост-но меняется, развив-ся. Определенны-ми явл-ся отнош-ия между

людьми. В харак-ке одних лич-ей  главным является

обществ-ые интересы, в других – личностные инте ресы. Развитие личности – развитие отношений

На ранних этапах разтия преобладают ограниченные цели, мотивы, потребности. Затем главен-ствующее мес то занимают личные инте-ресы. Затем  (в большин-ве случаев) их место заним-т сверхличные (соц-ые) прио ритеты. Это не значит, что огран-е и лич ные цели, по-треб-сти пере растают сущ-сть, они прос-то  заним-т подчин-е положение

Исследова-ние личнос-ти в ее раз-витии (исто-рич-ие изуч-ение в дина-мике отн-ий)