Рабочая программа по профессиональному самоопределению учащихся 7-9 классов «Мой жизненный выбор»
рабочая программа (7 класс) по теме

Слонова Альбина Викторовна

      Рабочая программа разработана на основании авторской программы по дополнительному образованию «Мой жизненный выбор» Слоновой А.В., 2010 г.

      Данная рабочая программа по дополнительному образованию ориентирована на учащихся с ОВЗ  и реализуется на основе следующих документов:

  1. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ст.12.
  2. Уставом образовательной организации.

         Программа рассчитана на 3 года  и строится с учетом: возрастных и интеллектуальных возможностей  подростков 14– 17 лет с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе VIII вида; учебной нагрузкой специальной (коррекционной) школы – интерната.

Участниками программы являются учащиеся, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,  воспитанники 7-9 классов.

Перечень тем рабочей программы не является строго обязательным. Исходя из подготовленности учащихся педагог вправе заменять темы, а также ориентироваться на индивидуальные и психофизиологические особенности учащихся.

В реализации программы участвуют: заместитель директора по УЧ, заместитель директора по ВР, социальный педагог, воспитатель, психолог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрено руководителем

МО учителей

_________/С.В. Евстратова/

Утверждено:

Директор школы __________/С.В. Замятина/

Приказ № ______ от «___» ______ 2013 г.

Рабочая программа

 по профессиональному самоопределению

учащихся 7-9 классов

«Мой жизненный выбор»

Составила: А.В. Слонова –

заместитель директора по УЧ

2013

Лицензия А  № 0000447 от 24.05.2012 регистрационный № 1689  департамента образования Ямало – Ненецкого автономного округа  

Программа утверждена на заседании методического объединения школы № 8 от 05.04.2010 год.

Программа рекомендована к использованию в системе дополнительного образования детей 21.07.2010 год (АМЦКО управления образования администрации Шурышкарского района)  

Пояснительная записка  

      Рабочая программа разработана на основании авторской программы по дополнительному образованию «Мой жизненный выбор» Слоновой А.В., 2010 г.

      Данная рабочая программа по дополнительному образованию ориентирована на учащихся с ОВЗ  и реализуется на основе следующих документов:

  1. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ст.12.
  2. Уставом образовательной организации.

         Программа рассчитана на 3 года  и строится с учетом: возрастных и интеллектуальных возможностей  подростков 14– 17 лет с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) школе VIII вида; учебной нагрузкой специальной (коррекционной) школы – интерната. 

Участниками программы являются учащиеся, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,  воспитанники 7-9 классов.

Перечень тем рабочей программы не является строго обязательным. Исходя из подготовленности учащихся педагог вправе заменять темы, а также ориентироваться на индивидуальные и психофизиологические особенности учащихся.

В реализации программы участвуют: заместитель директора по УЧ, заместитель директора по ВР, социальный педагог, воспитатель, психолог.

Длительная профориентационная работа, необходима для эффективного профессионального самоопределения воспитанников (это достаточно длительный процесс). Система занятий может стать стержнем, основой для организации  профориентационной работы на уровне специальной (коррекционной) школы - интерната. Огромное значение для личности воспитанника имеет полноценность профессиональных консультаций. Результаты тестирования психологом корректно проинтерпретированы воспитаннику. Внедрение программы предполагает проведение: профориентационных занятий, мотивационных бесед, занятия по самопознанию и саморазвитию, диагностических мероприятий, экскурсий, практических занятий.

В современных условиях возрастает значимость профессионального самоопределения воспитанников детских домов, школь - интернатов.

Актуальность программы связана с переходом учащихся,  детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья в новую для них взрослую  среду, т. к. успешность в выборе профессий старшеклассников зависит от степени их адаптированности к современным  условиям жизни.  

Программа систематизированная, цельная. Все блоки программы связаны между собой годами.  

Профессиональный выбор учащихся,  детей-сирот специальных (коррекционных) школ VΙΙΙ вида ограничен местными условиями. Происходит ориентация на профессии, для освоения которых требуется меньше времени и усилий но, которые не всегда интересны подросткам.

Субъектом деятельности является весь педагогический коллектив школы – интерната.  

Объектом деятельности являются воспитанники,  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья  и  их выбор профессии с дальнейшим трудоустройством.

         Цель:  формировать мотивацию у воспитанников, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья к поисковой активности, направленной на нахождения своего места в мире профессий, в формирование системы представлений воспитанников об адекватности себя, своих возможностей, интересов той или иной профессии.

      Задачи:

1.Формирования положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как, индивидуальность, уверенность в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

2.Повышение уровня психологической компетентности воспитанников, вооружение их соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании.

3.Дать воспитанникам необходимые знания по планированию профессионального пути.  

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:                                                                                        

-  развитие пространственных представлений и ориентации;

-  развитие основных мыслительных операций;

-  коррекция познавательного интереса;

-  коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

-  развитие речи и обогащение словаря;

-  коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;

-  формирование устойчивого, положительного отношения к трудовой деятельности;

- формирование навыков делового общения в коллективной и групповой деятельности.

Важным   в педагогической деятельности  является  соблюдения щадящего охранительного режима в работе с воспитанниками:

  1. Создание доброжелательной, спокойной атмосферы.
  2. Предупреждение конфликтных ситуаций.
  3. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Главные задачи охранительного режима:

- максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья;

- подготовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью к участию в производительном труде;

- социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях современного общества.

Формы, используемые для реализации данной рабочей программы: анкетирование; тестирование; дискуссии; лекции; практические занятия; ролевые игры; диспуты; методики; экскурсии.

 Методы, используемые при реализации программы: пример; разъяснение; внушение; наглядный материал (видео).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

- классификации профессии;

-  о профессии и ее требованиях к личности.

Учащиеся должны уметь:

- написать самостоятельно заявление при устройстве на работу;

- принимать самостоятельно решение;

- устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения;

- рационально использовать рабочее время; 

-  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- строить диалог с работодателем.

Обучение является основой подготовки учащихся к труду, самостоятельной жизни. Занятия  создают наиболее благоприятные условия для компенсации и устранения недостатков развития ребёнка. С помощью разнообразных средств коррекционно-воспитательной работы удается частично преодолеть многие недостатки психофизического развития школьников и сформировать у большинства из них готовность к доступным видам труда в сфере материального производства,  приобретении  профессии.

Ожидаемым результатом является:

  1. Подготовка старшеклассников до уровня конкурентоспособных участников рынков труда в области производства (производство, торговля, кадры).
  2. Становление личности ученика в процессе выбора (выбор профиля трудового обучения как психологическая задача).
  3. Развитие механизмов продуктивного общения, обеспечивающих освоение социального опыта и адекватное вхождение в различные социальные группы на основе освоения и присвоения моделей коммуникативного поведения.
  4. Создание системы общественных отношений, принимающих ребенка с ОВЗ, каким он есть, без наклеивания ярлыков и клише.
  5. Создание эффективно работающей модели коррекционной школы-интерната, как социального института, обеспечивающего стабильную социальную интеграцию выпускников в нормально развивающуюся среду сверстников.

Итогом профориентационной работы является профессиональное самоопределение учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаемое как состояние готовности выпускника к выбору профессии. Ее показатели:

-наличие профессионального выбора;

-знание своих индивидуальных особенностей;

- учебная и практическая работа по выбираемой специальности;

- наличие общих трудовых навыков.

Список литературы:

  1. Активные методы профориентации и проблема самостоятельности профессионального самоопределения школьников (сборник игровых методик для профориентационной работы) Сост. В.И. Власюк - Тверь - 1998.
  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М.: “Просвещение”, 1990.
  3. Климов Е.А. Чистякова С.Н. Основы производства выбор профессии. – М. 1987.
  4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под. Ред. А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск. “Петроком”, 1992.
  5. Методические рекомендации по проведению занятий профориентационного курса “Хороший выбор” Белоусова О.Г., Зотеева Е.А., Овсянникова Е.А., Чеботарев С.С. – Белгород – 2002.
  6. Мир профессий: Человек- природа, Человек- Человек, Человек- Знаковая система, Человек- художественный образ.- М.: “Молодая гвардия”, 1985-1987.
  7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: “Академия”, 1998.
  8. Воспитание школьников  № 7  2005 год.
  9. Профориентация во вспомогательной школе К.М. Турчинская


Тематическое планирование

Количество часов – 27, часы резерва – 6 часов.

Количество часов – 7 класс – 9 часов, резерв - 2 часа.

Количество часов – 8 класс – 8 часов,  резерв - 2 часа.

Количество часов – 9 класс – 10 часов,  резерв - 2 часа.

 7 класс

Цель: формирование представлений  и созидательной роли общественного труда у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: 

  1. Изучить природные способности склонности к той или иной профессии.
  2. Познакомить подростков с профессиями, которыми они могут овладеть после окончания школы – интерната.

№ урока

Тематика занятий

Кол-во часов

Вид деятельности

Цель

Коррекционная работа

Сроки

1.

Ориентировочное

1

Беседа

Получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся

Формирование делового общения в коллективной и групповой деятельности

октябрь

2.

Классификация профессий (DVD фильм - «Кузница рабочих кадров», г. Лабытнанги ПУ-21)

2

Просмотр видеофильма

Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий

Обогащение словарного запаса, развитие пространственных представлений

ноябрь

3.

Склонности и профессиональная направленность

1

Беседа

Изучение воспитанниками собственных склонностей (знакомство с  должностной инструкцией младшего воспитателя, сторожа)

Процессы воспроизведения информации и переноса знаний.

декабрь

5.

Темперамент и выбор профессии

1

Лекция

Формирование теоретических представлений о характере и темпераменте

 развитие пространственных представлений

6.

Интересы и выбор профессии.  Кто я?

2

Диспут

Изучение участниками собственных интересов

формирование устойчивого, положительного отношения к трудовой деятельности

февраль

7.

«Младший воспитатель»

1

Экскурсия (девочки)

Знакомство с должностью

Формирование делового общения в коллективной и групповой деятельности

март

8

«Я младший воспитатель»

1

практическое занятие

Формирование позитивного представления о рабочих специальностях

Развитие мыслительных операция

апрель

9

Резерв

2

Индивидуальные консультации

Формирование позитивного отношения к профессиям у учащихся,  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

коррекция познавательного интереса

в течение года

итого

9

 8 класс

Цель: сформировать осознание у учащихся с ОВЗ собственного уровня профориентационных возможностей.

Задачи:

  1. Расширить представления о себе и своих возможностях при выборе профессии подростками;
  2. Способствовать социокультурной познавательной активности у подростков.

№ урока

Тематика занятий

Кол-во часов

Вид деятельности

Цель

Коррекционная работа

Сроки

1.

Здоровье человека и его профессиональная деятельность

1

Беседа

Помочь профессиональному выбору воспитанников с учетом физиологических особенностей организма

развитие пространственных представлений

октябрь

2.

Основы выбора профессий

1

Лекция

Дать представление об основных понятиях: профессия, должность, специальность.

Процессы воспроизведения информации

ноябрь

3.

Жизненный успех и самооценка человека

2

Беседа

Формирование информационного пространства

формирование устойчивого, положительного отношения к трудовой деятельности

декабрь

4.

План делового человека и программа личностного самоопределения

2

Практическое занятие

Познакомить с понятием “рынок труда”, показать пути устройства на работу (практические занятия)

воспроизведения информации в практической деятельности

февраль

5

«Профессия почтальона»

2

Экскурсия (девочки)

Посещение почтового отделения, детского сада

Формирование делового общения в коллективной и групповой деятельности

ноябрь, март

6

Резерв

2

Индивидуальные консультации

Формирование позитивного представления о рабочих специальностях у учащихся,  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

развитие пространственных представлений и ориентации

в течение года

Итого

8

 9 класс

Цель:  способствовать социализации подростков с ОВЗ к самостоятельной жизни и окончательному выбору профессии с дальнейшим трудоустройством.

Задачи:

  1. Подвести итоги в выборе профессии  выпускниками.
  2. Дать  основы социально – экономических знаний необходимых при поступлении в училище.

№ урока

Тематика занятий

Кол-во часов

Вид деятельности

Цели

Коррекционная работа

Сроки

1

«Документы в дорогу»

2

Знакомство с пакетом документов

Дать  основы социально – экономических знаний необходимых при поступлении в училище

развитие пространственных представлений и ориентации

октябрь

2

Труд с точки зрения закона

1

Беседа с использованием презентации

Дать представления о трудовой деятельности человека

коррекция познавательного интереса

ноябрь

3

Я и мое будущее

2

Диспут

Освоение приемов, с помощью которых можно улучшить процессы эмоциональной саморегуляции и внутреннего самоконтроля

формирование устойчивого, положительного отношения к трудовой деятельности

декабрь

4

Планирование профессионального пути

1

Методика «Незаконченное предложение»

Выработать у участников занятий умение планировать свой профессиональный путь (практические занятия)

Процессы воспроизведения информации в практической деятельности

январь

5

“Ценностные ориентации”

2

Диагностика М. Рокича

Профессионально- нравственная ориентация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, интерес и уверенность в выбранной профессии

развитие пространственных представлений

октябрь, март

6

2

Экскурсии (мальчики)

 Посещение ЖКХ (котельная - на жидком топливе, угле)

Формирование делового общения в коллективной и групповой деятельности

ноябрь,  апрель

7

Резерв

2

Индивидуальные консультации

Определения  учащихся,  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

коррекция познавательного интереса

в течение года

Итого

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.

На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Тематическое планирование к рабочей программе профессионально-трудовое обучение 8 класс

Программа разработана с  учетом современных требований к организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный  подход,  учебный мате...

Урок СБО в 9 классе по теме «Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива».

Урок СБО в 9 классе по теме "Выбор профессии. Профессионально- жизненная перспектива" предназначен для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Цель данного урока - формирование...