работа с учащимися, состоящими в различных профилактических списках
рабочая программа по теме

Резяпова Гульфира Нуриахметовна

разработаны и опробированы различные формы и методы работы с детьми, состоящими в "группе риска". изложено в рабочей программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_gruppoy_riska.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Ногинска Московской области

ДОКЛАД

на научно-практическом семинаре

«Сотрудничество
педагога-психолога
и
социального педагога
в рамках работы с детьми,

 состоящими на профилактическом учёте»

РЕЗЯПОВА Г.Н., социальный педагог,

высшая квалификационная категория.

май 2014г.

Тема:   Сотрудничество педагога-психолога и социального педагога в рамках работы с обучающимися, воспитанниками, состоящими на различных видах учета

  6      Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Педагоги, психологи, социологи, медики, юристы отмечают сегодня значительный рост социальной дезадаптации молодого поколения, которая проявляется в утрате социальной связи с семьей, школой, отчуждении от труда, резком ухудшении психического здоровья, ростом подростковой алкоголизации, суицидального поведения, возрастании количества несовершеннолетних правонарушителей. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.

7      Причины дезадаптации несовершеннолетних, имеющих стойкое нарушение познавательной деятельности, объясняются, прежде всего, особенностями их психофизического развития: недоразвитием мыслительных процессов, неспособностью критического осмысливания своих поступков, преобладанием физиологических потребностей над нравственными. Все эти недостатки усугубляются внешними факторами воздействия: неблагополучным положением детей в семьях, неспособностью противостоять лицам сомнительного поведения с сохранным интеллектом, конкретным восприятием и пониманием безнравственных сюжетов средств массовой информации.

     Противостоять негативным факторам, влияющим на уровень социальной дезадаптации, а значит и уровень безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, школа может через укрепление социальных связей между ней и ее социальным окружением, созданием в образовательном учреждении специальной коррекционно-развивающей среды, позволяющей влиять на поведение личности.

 8    Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий  школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

    Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога,  работников ПДН, КДН и ЗП, учреждений дополнительного образования.

     Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с нашими обучающимися, воспитанниками является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.        

9       С этой целью в МБСКОУ СКОШИ 8 вида была  разработана  рабочая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений учащихся школы-интерната. Работа с группой риска». Программа представляет собой систему деятельности всего педагогического коллектива школы-интерната по профилактике, простраивает  взаимосвязь между администрацией, воспитателями, учителями, другими педагогическими работниками со специалистами психолого-медико-педагогического сопровождения: психологом, медицинскими работниками, социальными педагогами и взаимодействие школы со службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений, предусматривает повышение компетентности ее участников.

  1. Программа определяет основные  проблемы:
  1. Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы- интерната.
  2. Отсутствие единого сознательного воспитательного воздействия учебного учреждения и семьи на ребенка.
  3. Снижение уровня  физического, психического и духовного здоровья учащихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
  4. Защиты прав и интересов ребёнка, оказания комплексной помощи.
  1. Цели программы:

1. Адаптация воспитанников  школы- интерната  асоциального поведения в социуме.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе- интернате, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.

3. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.

4. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.

  1. Задачи программы.
  1. Осуществление диагностической работы с целью своевременного выявления обучающихся, воспитанников, склонных к прогулу учебных занятий, к бродяжничеству, нарушениям норм поведения, ведущим к правонарушениям, употреблению алкоголесодержащих  напитков.
  2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, по пропаганде здорового образа жизни.
  3. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни,  мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  4. Осуществление психолого-педагогического мониторинга динамики развития детей (поведения) «группы риска», создание информационного банка данных.
  5. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, правовой  культуры.
  6. Обеспечение мотивации:
  • учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
  • воспитателей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
  • специалистов  на обеспечение социальной защиты и медико-психолого-педагогической          реабилитации детей, на поиск новых форм  воспитательного воздействия на обучающихся, воспитанников, на их семьи и коррекции взаимоотношений, внедрение новых форм сотрудничества и взаимодействия.
  1. Работа с родителями (законными представителями), особенно с родителями, не выполняющими обязанности по содержанию, воспитанию и обучению своих детей.
  2. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов ребенка, своевременное оказание помощи.

IV. Пути осуществления целей и задач.

1. Выявление и учет учащихся:

  •  уклоняющихся от учебы;
  • допускающих систематические нарушения Устава школы;
  • допускающих правонарушения;

2. Организация работы с родителями;

3. Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

4.  Принятие мер воздействия к нарушителям и их родителям.

 V. Одним их важных направлений в работе по реализации программы является психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников с отклонениями в поведении. Такая задача возложена  на школьную комиссию по профилактике правонарушений  (далее ШКПП), которая  является одной из форм взаимодействия  специалистов муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья «Специальная  (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Ногинска Московской области (далее МБСКОУ СКОШИ VIII вида), объединяющих  их с целью психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и профилактической работы  с обучающимися, воспитанниками и  их родителями для предупреждения правонарушений.

VI. Разработана система профилактических мер, рабочий план для реализации программы.

        Ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, а также оперативное выявление причин пропусков и принятие мер по возвращению учащихся в школу;

       Социальной службой школы-интерната составляется план работы, с воспитанниками, состоящими на различных видах учета,  координирующий деятельность всех субъектов ОУ. С воспитанниками всех трех подгрупп планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа, заключающаяся реализации программ индивидуального сопровождения воспитанника. Программа индивидуального сопровождения становится рабочим документом, который отражает динамику изменений в поведении воспитанника на период  ее выполнения.

       Работа с родителями: индивидуальные и групповые беседы по предотвращению противоправного поведения несовершеннолетних, посещение на дому для оказания социальной и профилактической помощи, проведение профилактических рейдов, принятие мер административного воздействия к родителям, не исполняющим свои должностные обязанности, родительские собрания по проблемам семейного воспитания;

        На основе всего выявленного проводится информационно - просветительская  работа, как с педагогами, так и с детьми параллельно. При этом проводится обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учёте, также детей, проживающих в замещающих семьях. Ведется комплексная коррекционная работа: индивидуальные профилактические беседы, беседы на заседаниях ШКПП, анкетирование обучающихся, воспитанников «группы риска», воспитательные часы. Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни.

       Совместный план работы ШКПП и КДН и ЗП.

      Совместный план работы ШКПП и ПДН.

      Протоколы заседаний ШКПП.

     Совершенствование педагогической компетенции в работе по коррекции поведения, профилактике социального неблагополучия детей и семей, в которых они проживают: рассмотрение вопросов профилактической деятельности на заседаниях педагогического совета школы, семинарах, совещаниях при директоре.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профилактической работы с учащимся, состоящим на ВШК и ОДН

План профилактической работы с учащимся, состоящим на ВШК и ОДН...

Профилактическая работа с учащимися, состоящими на контроле ПДН и ВШК

В данной статье представлены основные направления работы с учащимися, состоящими на учете ПДН и ВШК....

план индивидуальной профилактической работы с учащимся, состоящим на вшу

План индивидуальной профилактической работы с учащимс, поставшенным на внутришкольный учёт...

Профилактическая работа с учащимися, состоящими на учете ОДН и ВШК

В данной статье представлены основные направления работы с учащимися, состоящими на учете ОДН и ВШК....