Профилактика правонарушений. Из опыта работы социального педагога.
статья по теме

Спирина Светлана Викторовна
Профилактика правонарушений - одна из основных задач школы. Использование современных образовательных технологий даёт наилучший результат при решении данной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика правонарушений. Из опыта работы социального педагога.                                             

 Автор:   Спирина Светлана Викторовн

                                        социальный педагог

 МБС УВУ ОТ СОШОТ

                                                      г. Губаха Пермского края

Я работаю социальным педагогом в специальной школе открытого типа. Наша школа является муниципальным специальным общеобразовательным учреждением для подростков девиантного поведения, реализующим программу основного общего образования. При этом она призвана выполнить важный социальный заказ государства по социальной адаптации и психолого – медико - педагогической  реабилитации  подростков, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации.

Коррекция девиантных форм поведения подростков предполагает совместные усилия всех участников образовательного процесса, в том числе и социального педагога.

Важным критерием воспитательной работы школы является отсутствие преступлений и правонарушений. Исходя из этой задачи, одним из направлений моей профессиональной деятельности является правовое просвещение подростков.

По моему глубокому убеждению, социальный педагог в данной работе обязан применять современные образовательные технологии.

В нашей школе стало хорошей традицией в каждом классе проводить часы социального педагога. Хочу познакомить с тем, как я провожу часы социального педагога.

Надо помнить, что час социального педагога – это не просто знакомство со статьями административного и уголовного кодексов. Это, можно сказать, полноценный урок и, чтобы он не был скучным, чтобы запомнился, нужно соблюдать определённые правила:

1. Соблюдение этапов:

  • Организационный момент.
  • Повторение ранее пройденного материала, мотивация к занятию.
  • Усвоение новых знаний.
  • Закрепление, актуализация, применение полученных знаний.
  • Рефлексия (подведение итогов).

2. Использование инновационных технологий.

  • Во-первых, конечно, информационные технологии – презентации, видеофильмы, видеоролики,  готовые или сделанные мною самой.
  • Во-вторых, игровые технологии – использование игр и игровых упражнений, соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, игр на воспитание коммуникабельности. В работе с детьми девиантного поведения невозможно обойтись без данной технологии. Игры и игровые упражнения я беру готовые, а так же придумываю сама. Например, «Третий лишний», «Закончи предложение», «Лови ошибку», «Определи автора», «Определи законодательный документ»,  «Кто больше назовёт», «Аукцион», «Перепутаница», «Собери пословицу», «Кто быстрее», «Найди пару», «Угадай-ка», «Конкурс правоведов».

Ролевые игры придают изучению темы характер творчества, позволят выявить артистические данные учащихся, будут способствовать более полному усвоению правового материала. Их можно использовать как элемент часа социального педагога или как внеклассное мероприятие: КВН, «Что? Где? Когда?», «Следствие ведут знатоки» «Своя игра», «Самый умный» и т.д. Их можно проводить в рамках недели права и как внеклассные мероприятия. Их цель: развитие устойчивого интереса к изучению норм, правил, законов.

Кроссворды, чайнворды, ребусы.

Кроссворд могу предложить классу в начале занятия с целью актуализации знаний или постановки проблемы новой темы.

Кроссворд, предложенный в конце занятия, может стать своеобразным подведением итогов работы.

Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

  • В-третьих, технологии исследовательской деятельности. Сюда отношу использование проективного метода. Социальные проекты – действенный способ воспитания милосердия, доброты, сочувствия.

3. Использование активных методов обучения.  Например:

  • Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – название темы (Преступление, наказание, закон и т.д.)

2 строка – это определение темы в двух прилагательных

3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме.

5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи. Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

Пример синквейна «Закон» ученицы 7 класса:

1. Закон.

2. Строгий, справедливый.

3. Карает, защищает, наказывает.

4. Я соблюдаю российские законы.

5. Нормы.

  • Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).

По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Пример кластера «Преступление», составленный учеником 7 класса:

4. Использование на часах социального педагога литературного слова – притч, стихов, пословиц, поговорок, афоризмов.  Например:

  • Живи своим умом, а не чужим добром.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • В мире жить – с миром творить.
  • Все люди по своей природе равны.
  • Всякая неправда грех.
  • Незнание закона не освобождает от ответственности.
  • Не знать закон есть неосторожность и др.

5. Использование заданий для придумывания антирекламы (табака, алкоголя, наркотиков, правонарушений) и альтернативной рекламы, когда рекламируют здоровый образ жизни, правовое поведение.

6. Использования различных форм организации занятий. Я использую такие формы, как:

  • Дискуссия, диспут, дебаты.
  • Брейн-ринг.
  • Устный журнал.
  • Драматизация.
  • Круглый стол.
  • Игра-путешествие.
  • Экскурсия.
  • Дуэль.
  • Занятие-сюрприз.

Например, «Дуэль»:

Разделиться на две группы, 1человек – секундант.

Задание: убедить секунданта –

1 группа: драка – это преступление.

2 группа: драка – это способ выяснения отношений.

Секундант определяет силу убеждения каждой команды.

7. Нестандартный час социального педагога — это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к правовому воспитанию посредством новой формы организации их деятельности.

8. Соблюдение творческих принципов:

  • В организации часа социального педагога нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма.
  • Максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность.
  • Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.
  • Поддерживать множественность мнений, альтернативность.
  • Развивать отношения взаимопонимания с учениками.
  • Уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию.

Эти принципы задают общее направление, ориентируя на конкретную деятельность воспитания.

Советы проводящему час социального педагога:

  • Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время самого проведения. Не допускайте никаких излишеств. Занятие должно быть цельным, гармоничным.
  • Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в занятие.
  • Постарайтесь сохранять на протяжении всего занятия взаимопонимание, общий язык с классом, взаимное доверие и уважение.
  • Залог успеха - заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
  • Оценивайте не только итоги занятия, но и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

В этом году я  провела часы социального педагога во всех классах:

  • «Административная и уголовная ответственность»
  • «Добродушие пива обманчиво»
  • Безвредного табака не бывает»
  • «Слабоалкогольные напитки: миф и реальность»
  • «Устав школы. Правила поведения. Права и обязанности»
  • «Наркотики: как сказать «Нет»
  • «Как не стать рабом вредных привычек»
  • «Экстремизм – крайнее проявление агрессии»
  • «Суицид и бездуховность»
  • «Мир детей в пространстве мира взрослых»
  • «Что такое ЗОЖ?»
  • «Остановись у преступной черты»

Работа по профилактике преступлений, правонарушений, вредных привычек с помощью современных технологий принесла свои плоды.

     Мониторинг преступлений, административных правонарушений, общественно опасных деяний

По результатам мониторинга в 2013 году более  чем в четыре раза снизилось количество преступлений (с 9 до 2), втрое - административных правонарушений (с 10 до 3), отсутствуют общественно-опасные деяния (было 9).

Наличие двух преступлений (кражи) и трёх административных правонарушений (два – употребление алкоголя, одно – оскорбление) можно объяснить спецификой школы, отсутствием должного контроля со стороны родителей в вечернее время, употреблением алкоголя самими родителями, особенно матерями, низкой культурой поведения. Всё же, работа всего коллектива школы дала положительные результаты, и есть цель, к которой мы стремимся – полное отсутствие преступлений и правонарушений.

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы социального педагога с учащимися, пропускающими учебные занятия

В данном материале предложено положение об учете посещаемости учебных занятий учащимися план работы с учащимися, пропускающими учебные занятия сведения о пропустивших учебные занятия сведения по кл...

"Выявление причин отклонений в поведении учащихся". Обобщение опыта работы социального педагога.

Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитате...

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.

       Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто  сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. ...

Профилактика суицидальных проблем среди подростков (из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ № 24 г. Тамбова Пономаренко О.Г.)

Уже не первый год я работаю над темой профилактики суицида среди подростков. Данная проблема весьма актуальна в последние десятилетия. В 2012-2013 учебном году проведя опросы школьников, я получила сл...

Описание опыта работы Социального педагога, эссе "Один день социального педагога", визитная карточка

Здесь вы найдёте пример описания опыта работы Социального педагога, эссе на тему "Один день социального педагога", визитную карточку в стихотворной форме....