ПРОГРАММА РАБОТЫ «Самоопределение воспитанников детского дома как основа их профессиональной ориентации»
рабочая программа на тему
Целями данной работы являются исследование особенностей самоопределения детей-сирот и составление программы профориентации для них.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ детский дом №7
_______________Быкова С. П.
05 сентября 2013 г.
ПРОГРАММА РАБОТЫ
ПЕДАГОГА – ОРГАНИЗАТОРА
«Самоопределение воспитанников детского дома как основа их профессиональной ориентации»
Составила: Измайлова Т. Д.
Санкт-Петербург
2013 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ 7
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ 10
КОМНЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
ВВЕДЕНИЕ
Подростку, не имеющему жизненного опыта трудно противостоять пропаганде типа «бери от жизни всё!», оставаться честным, скромным и добродетельным человеком. Поэтому все педагоги должны добросовестно и самоотверженно заниматься воспитанием детей, стараться (в том числе личным примером) положительно воздействовать на их ум и сердце, сделать всё зависящее от них, чтобы заинтересовать детей практическими делами и поручениями, требующими времени и ответственности и приносящими реальную пользу окружающим.
Необходимо создать условия для гармонического развития подростка, осознание им духовных связей с людьми и внешним миром, для реализации его права на достойную жизнь. Для этого необходимо организация его повседневной жизни (с учетом индивидуальности), создание развивающей эстетической интеллектуальной среды, обучение трудовым навыкам, наблюдение за физическим и нравственным здоровьем, развитие ответственности и самостоятельности.
Подростковый возраст – нелегкий период в жизни каждого, это время определения своего места в обществе, становления личности. У ребенка, воспитывающегося в семье, всегда есть поддержка, опора, а для воспитанника детского дома подростковый возраст – последний период пребывания в нем. Как правило, эта категория детей плохо представляет жизнь вне детского дома и оказывается не готовой к самостоятельной жизни.
Перед подростком встает необходимость выбора: кем быть, каким быть. Одним из важнейших проявлений этого выбора является определение профессии. Решение этого вопроса не может являться простым следствием физического и социального развития, а для детей-сирот ситуация осложняется многими факторами. В условиях современной России перед выпускниками детских домов образуются преграды для проявления себя как личности: экономический фактор, общественное мнение, психологическое состояние самого подростка и т.д. Поэтому в наше время все возрастает необходимость в помощи специалистов по профессиональному ориентированию личности.
Целями данной работы являются исследование особенностей самоопределения детей-сирот и составление программы профориентации для них. Вопросы профессиональной ориентации и таких ее частей, как самоопределение, стали активно исследоваться относительно недавно. А проблемы детей, воспитанных в детских домах, в этой сфере мало изучены, хотя уже многие авторы начали научно-исследовательские работы по этой теме. Главным образом все направления профессиональной ориентации нацелены помочь подростку в выборе будущего рода деятельности. Естественно, специалист не сможет подготовить ребенка без его желания, осознания важности вопроса. Решающую роль в профориентации играет профессиональное самоопределение учащегося, то есть профессиональная самоориентация субъекта самоопределения.
Для того чтобы понять суть профессионального самоопределения, рассмотрим сначала более широкое понятие. Социальное самоопределение – выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего, выбор видов социальной деятельности и личностно-приемлемых вариантов участия в ней. Самоопределение не может зависеть только от самого субъекта. Оно во многом ограничивается экономическими, экологическими, и другими объективными факторами, определяющими жизнь группы. Исходя из определения, можно выделить два вида социального самоопределения:
-профессиональное самоопределение – осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма. Чаще всего профессиональное самоопределение формально закреплено дипломами, наградами и т.д.
- личностное самоопределение – определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. Оно сложнее предыдущего, хотя бы тем, что практически невозможна его формализация. Особенность личностного самоопределения в том, что оно лучше выражается при неблагоприятных условиях (например, в течение войны больше возможности для героизма, чем в мирное время); обусловлено внутренними факторами, т.е. психологической спецификой человека, в то время, как профессиональное самоопределение зависит больше от окружения.
Также можно выделить жизненное самоопределение, отличающееся от остальных типов глобальностью, объемностью образа жизни, стиля поведения, характерные для социокультурной среды индивида и зависящие от нее. Очевидно, что эти разновидности самоопределения тесно связаны между собой. У детей, воспитывающихся в детских домах, часто личностное и профессиональное слиты в одно, так как второе является основой первого. Для ребенка-сироты профессиональное самоопределение можно рассматривать как средство для личного самоопределения. Через выбор профессии он определяет для себя место в жизни и определенную систему отношений, в которой будет чувствовать себя значимым и востребованным. Важным является то, что удачный выбор позволит предотвратить самоопределение в роли иждивенца, к которому склонны выпускники детского дома.
Самоопределение, в целом – способность индивида к осуществлению ответственного выбора при обязательном понимании своих возможностей и ограничений. При любом выборе необходимо понимание собственных потребностей, их иерархии. В процессе самоопределения человек соотносит представления о мире и о своем месте в нем, тем самым, определяя смысл своего существования.
В процессе самоопределения происходит соотнесение собственного «Я» с индивидуальной картиной мира (картиной мироздания). Образ «Я» представляет собой многомерную структуру:
- нижний уровень образа «Я» представляет собой переживания, связанные с самочувствием и эмоциональным отношением к себе;
- средний уровень – осознание и самооценка отдельных личностных свойств и качеств (далее эти частные самооценки складываются в целостный образ);
- высший уровень – «образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизни и средств достижения этих целей.
В зависимости от того, что выдвигается на первый план из содержания индивидуальной картины мира при соотношении «Я-концепции», происходит либо личностное (соотношение себя с социокультурными нормами), либо профессиональное самоопределение (соотношение себя с миром деятельности).
Необходимым условием любого самоопределения является наличие саморазвития, а точнее – потребности к нему. Взаимосвязь обучения, воспитания, развития и саморазвития психики и личности выступают в жизни в следующем порядке: обучение и воспитание ведут за собой развитие проявляющиеся в том, что в психике и личности возникают новообразования. Эти новообразования в свою очередь относятся к особенностям психических процессов, состоящие из свойств и характеризующие их переход на более высокую ступень организации и функционирования.
Чтобы обучение и воспитание своим содержанием, требованиями развивали в психике и личности развивающий эффект, они должны идти впереди развития. Характерно, что чем разнообразнее виды деятельности, тем интенсивней идет процесс саморазвития. Необходимое условие самоопределения личности – выработанная привычка самостоятельно формулировать задачи, искать пути их успешного решения, добиваясь высокого результата.
ОСОБЕННОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ
Подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети. Выделяют ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к самоопределению. Рассмотрим некоторые из них. Проживание в детском доме обуславливают замкнутость и ограниченность пространства жизни, отсюда – ограниченность и однообразность социального контакта. Ограниченность общения с детьми-сверстниками приводит к недостаточному знакомству с примерами детской игровой культуры, которая задает основы самоопределения. Обеднение контактов с родственниками также снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом. У подростка преобладают мотивы сегодняшнего дня, ближайшего будущего. В связи с преобладанием коллективного воспитания доминируют отношения, при которых роль индивидуальных качеств личности принижаются. Картина мира каждого воспитанника в отдельности не целостна, фрагментарна, имеет пробелы, которые подростку сложно заполнить собственным опытом в силу того, что возникают затруднения в его осмыслении.
Отдельная проблема – преобладание директивно-опекающего стиля в системе общения ребенка и взрослого на фоне утраты базового доверия к миру, вследствие материнской депривации. У ребенка из детского дома отсутствует важный пункт в отношениях к себе со стороны взрослых. Обычно выделяют два уровня отношений между взрослыми и детьми: безусловная любовь со стороны родителей, родственников на первом уровне и объективная оценка со стороны остальных взрослых на втором. Очевидно, что ребята из детского дома не имеют первого уровня, из-за чего они склонны видеть себя только с критической стороны, чего недостаточно для адекватной самооценки. Наличие этих и многих других факторов обуславливает следующие особенности самосознания подростков-сирот:
- склонность избегать ответственности за любой выбор и передавать ее опекающему взрослому,
- наличие потребности в психологическом слиянии, наличие нерасчлененного отношения к себе,
- стремление размыть границы собственного «Я», содержание которого бедно, слабо структурировано и часто зависит от ситуации.
Несформированность «Я» подростка не позволяет ему представить себя в отдаленной временной перспективе. Временная перспектива у воспитанников детского дома значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных подростков. Подростки из детских домов мало задумываются о сколько-нибудь отдаленном будущем, основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым недалеким будущим. Важная сторона временной перспективы и у подростков из семьи, и из детских домов – представления о будущей профессии, но их формирование идет разными, по существу противоположными путями. У детей с родителями число выбираемых профессий постепенно растет от традиционных и престижных профессий до тех, которые подходят отдельно взятому подростку, судя по характеру, физическим способностям и т.д. У детей-сирот крайне сужен круг выбираемых профессий и весьма ограничена мотивация выбора («я так хочу», «я мечтаю»). Факторы: отсутствие своей истории, выбор ограничивается специальностями, которым обучают в училищах, техникумах. Отметим также, что воспитанники детских домов часто не указывают конкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность», «хорошую работу», «устроиться на ту работу, которую хочу», не указывая конкретных намерений. Развитие, самоопределение подростков, воспитываемых в семье, отличается от детей-сирот. Обуславливается это различием социальных ситуаций, а именно, занимаемым ими неодинаковым местом в системе доступных им общественных отношений. Одно из основополагающих понятий детской психологии - социальная ситуация развития. Это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
В ходе профессионального самоопределения у любого могут возникнуть кризисы, но дети-сироты особенно им подвержены:
• Не удачное формирование профессиональных намерений и их реализация.
• Не сформированная «Я- концепция» и проблемы с ее коррекцией.
• Случайные судьбоносные моменты жизни, влияниям которых особенно подвержены подростки.
Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.
Главным направлением профориентационной работы с выпускниками из детского дома в условиях современной России должна быть помощь самоопределяющемуся ребенку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям. Необходимо целенаправленно формировать способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях и готовность к внутренним компромиссам.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Создание условий самоопределения детей-сирот, подготовка их к самостоятельной жизни.
Создание развивающей среды как залог успешной социальной адаптации воспитанников детского дома.
Задачи программы:
-Проведение комплекса мероприятий по профориентации
-Создание обстановки для самореализации способностей, умений и навыков каждого ребенка.
-Трудовое воспитание, развитие системы навыков по уходу за собой, жилищем, овладение профессиональным умениями и ознакомление с миром профессий.
1. Воспитание трудолюбия, потребности трудиться.
2. Формирование навыков самообслуживания.
3. Воспитание уважения к людям труда.
4. Профориентация воспитанников.
-Развитие творческих способностей детей в кружках, студиях, занятиях по интересам.
Формы работы: кружки, студии, клубы по интересам, ролевые игры, беседы, посещение центров профориентации, посещение предприятий, выставки, творческие отчеты кружков, праздники, смотры, экскурсии, конкурсы мастерства, фестивали, посещение выставок, театров, встречи с творческими людьми, литературно-музыкальная гостиная.
КОМНЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.
План мероприятий ДД№7 на 2013-2014гг.
педагога-организатора Измайловой Т.Д.
по сопровождению профессионального самоопределения воспитанников
№ | Название мероприятия | Место проведения | Дата | Возрастная группа |
1 | Занятия по ПДД. Встреча с представителями инспекции | ДД №7 | Сентябрь 2013 | 1-4 класс |
2 | Беседа: «Что я знаю о профессиях» Просмотр к/ф | ДД №7 | Октябрь 2013 | 5-7 класс |
3 | Экскурсия «Деловой Петербург» автобусная(4 ч.) | ДД №7 | Ноябрь 2013 | 8-9 класс |
4 | Знакомство с профессиями здравоохранения. Беседа с врачом ДД | ДД №7 | Декабрь 2013 | 1-4 класс |
5 | «Я управляю стрессом» - упражнение и тестирование. Встреча с психологом | Центр профориентации «Про Мир» | Январь 2014 | 5-7 класс |
6 | Ролевая игра: «Человек-человек» О профессиях, связанных с бытовым обслуживанием. Экскурсия в кулинарное ПУ И ПУ -70 | ПУ на Лесном, ПУ - 70 | Февраль 2014 | 8-9 класс |
7 | Экскурсия в библиотеку, Знакомство с профессией писателя, журналиста | Библиотека на Ленинском пр № 115 | Март 2014 | 1-4 класс |
8 | «Человек и техника» Экскурсия ПУ - 116 | ПУ - 116 | По отдельному плану | |
9 | Дискуссия «Свобода и ответственность». Встреча с юристом. Просмотр к/ф | ДД №7 | Апрель 2014 | 5-7 класс |
10 | Задание: «Мои желания и мои возможности» - методика определения будущей професcии - тестирование | Центр профориентации «Про Мир» | Май 2014 | 8-9 класс |
11 | Занятия по программе: «Мы Сами». Раздел Профориентация и трудовая сфера – «Мир профессий» | ДД №7 | В течение всего учебного года | 7-9 класс |
План работы ДД№7 на 2013-2014гг.
педагога-организатора Измайловой Т.Д.
по формированию и развитию у воспитанников дома навыков межличностных коммуникаций, совместной деятельности, социальной адаптации, творческого духа
Задачи:
1. Вовлечение детей в организованные кружки, направленные на общение и взаимообогащение, повышающие уровень социализации.
2. Развитие художественных способностей, приобщение к коллективному творчеству. Воспитание и развитие культурного уровня приобретения знаний.
3. Выявление способностей, совершенствования интеллекта, формирование взглядов и вкусов.
4. Организация досуговой деятельности, воспитание культуры отдыха, содержательности свободного времени.
Направления
1. Организация выездных мероприятий.
- посещение театров, музеев, концертных площадок, фестивалей детского творчества
- участие в городских конкурсах, соревнованиях, турнирах, проектах, благотворительных фестивалях
- участие в мастер-классах, олимпиадах, выставках.
-экскурсионные поездки, посещение Парков культуры и отдыха, походы по памятным местам.
2. Совместная деятельность с ПМК,
библиотеками, домами творчества, посещение
мероприятий и кружков самодеятельного творчества.
-Посещение мероприятий детской библиотеки на Ленинском пр., мастер-классы из глины, поделки кукол, занятия в кружке керамики и лепки.
-Посещение библиотеки на улице Л. Голикова. Цикл бесед: «Русские писатели и поэты» с просмотром к/ф и м/ф по теме
-Участие в игровых программах центра культуры и досуга «Кировец»
-Посещение подростково-молодежного клуба им. Л. Голикова.
-Занятия в студиях клуба
-Посещение культурно-развлекательного центра «Континент»
- Участие в мастер-классах по боулингу
3. Организация внутренних культурно-массовых мероприятий
-Изготовление стенгазет, посвященным знаменательным датам и праздникам.
-Организация выставок, посвященных выдающимся деятелям нашей страны
-Проведение игровых программ.
-Клуб «Твой стиль»
-Организация и проведение киновечеров
-Настольные игры
-Занятия по социальной адаптации детей.
4. Работа с общественными фондами и волонтерскими организациями.
-Проведение праздников «С днем рождения»
-Организация поездок, походов
-Проведение КВН, конкурсов
-Показ спектаклей, концертов
-Занятия по прикладному творчеству в группах: работа с пластилином, бисером, соленым хлебным тестом; аппликации из бумаги, картона, ткани.
-Организация подвижных игр на свежем воздухе
-Проведение совместных субботников и трудовых десантов
-Беседы об истории нашей страны, об национальных, культурных и православных традициях.
Занятия по программе «Мы Сами» в ДД№7 на 2013-2014гг
педагога-организатора Измайловой Т.Д.
Профориентация и трудовая сфера
- Мир профессий - упражнения, дискуссии, задания.
- Выбирая профессию – выбираешь образ жизни – упражнения, мини-лекции, дискуссии
- Мои желания, мои возможности – упражнения, задания, методики определения будущей профессии
- Учиться? – упражнения, дискуссии, задания
- Ищу работу? – упражнения, дискуссии, задания, ролевые игры
- Иду на работу в первый раз – упражнения, задания, беседы, ролевые игры, деловые игры.
Программа «Мы сами» - программа повышения социальной компетентности воспитанников образовательных учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Авторский коллектив фонда «Женщина и дети прежде всего, научный руководитель д. психологических наук, профессор Семья Г.В.», Москва 2006г.
Программа предназначена для подростков 14-16 лет, которым осталось до выпуска 1-2 г.
По каждому мероприятию будут составляться соответствующие планы его подготовки, включающие организационно-техническую и творческую подготовку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над программой «Самоопределение воспитанников детского дома как основа их профессиональной ориентации» можно сделать следующие выводы:
-Подростковый период обычно рассматривается в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивации интересы подростков приобретают бόльшую глубину и устойчивость, а некоторые из них преобразуются в постоянное увлечение.
-Выбор профессии – очень сложный процесс, на течение и результат которого влияют различные факторы как внутреннего, так и внешнего характера: экономические факторы, общая и местная структура потребностей общества в кадрах, социальное окружение, особенности каждой профессии и отношение к ним в обществе, психофизиологические особенности самого субъекта, проблемы доступа к образованию. Перед ребенком-сиротой возникают еще более серьезные психологические, экономические, социальные препятствия в самоопределении и последующей самореализации. -Цель специалистов по профессиональной ориентации, воспитателей, учителей подготовить самоопределяющегося подростка-сироту к достойному поведению в проблемных жизненных ситуациях и во время профессионального кризиса. Кроме того, выработать в подростке внутреннюю готовность самостоятельно, осознанно планировать, корректировать, реализовывать перспективы своего профессионального, личностного, жизненного развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 С. 152.
2. Галишникова М. Этапы профессионального самоопределения подростков / Галишникова М. // Прикладная психология и психоанализ. №2. М., 2006. – С. 59-64.
3. Конопкин О.А., Осницкий А.К., Жуйков Ю.С., Сипачев Н.О. (НИИ ОПП АПН СССР) Недостаточная сформированность навыков саморегуляции как одна из причин трудностей профессионального самоопределения учащихся. / Профессиональная ориентация и обучение (теоретические и прикладные проблемы): Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1988. – 134 с.
4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Педагогика, 1990.-160 с.
5. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. / Под редакцией Байбородовой Л.В. – Яр., издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,1999. – 67 с.
6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2004. – 196 с.
7. Пряжников. – М. Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
8. Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Менщиков А.П. и др. Профессиональная ориентация молодежи.– М.: Высшая школа, 1989. – 272 с.
9. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., «Прогресс «Универс», 1993. – 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональное и личностное самоопределение воспитанника детского дома - важное звено в подготовке к самостоятельной жизни.
Главная задача нашего детского дома - изучить и развить у воспитанников способность к профессиональному и личностному самоопределению, подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из детского д...
Доклад на педсовете "Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию"
Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации т...
Дополнительная общеразвивающая программа «Ориентир» по социализации воспитанников детского дома на основе деятельности медиа - центра
Данная общеразвивающая программа возникла на фоне изменений основных направлений деятельности детского дома, а так же в связи с вохрастающим влиянием средств массовой информации на социализацию ...
Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»
Экологические проблемы в настоящее время актуальны.Наиболее благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....
Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста
Воспитательная работа в учреждении содействия семьи предполагает использование системного, комплексного подхода. Она осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, культур...
Презентация проекта: "Реабилитационная работа с воспитанниками детского дома, пережившими травму, посредством Книги жизни".
Дети, попадающие в детские дома и приюты, практически всегда имеют опыт травматических переживаний: являются свидетелями насилия по отношению к близким, сталкиваются с несчастными случаями, потерями, ...
Формы, методы, средства, направления воспитательной работы с воспитанниками детского дома школьного возраста
Современная ситуация в сфере воспитания характеризуется наличием большого числа нормативных правовых актов различного уровня. При этом отсутствует четкое понимание цели и задач воспитательной работы. ...