Программа по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся
рабочая программа на тему

Мартынова Надежда Германовна

Программа в настоящее время очень актуальна, так как в ней рассаматриваются  проблемы профилактики употребления наркотических веществ и формирования ценностного отношения  к здоровью у подростков. Отсутствие знаний, навыков и современно социальных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, - не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие , психологическую и социальную поддержку. Все эти условия  приводят к необходимости в разработке нового подхода к профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khim_zavisimost.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по профилактике

злоупотребления  наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Цель
  3. Задачи                                                
  4. Структура программы
  5. Предполагаемые результаты:
  6. Критерии эффективности
  7. План мероприятий
  8. Список литературы
  9. Приложения

                                                        

Пояснительная записка

Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место из которых вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.

Отсутствие знаний, навыков и современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов, не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками – социальные работники, инспектора ГДН и т.д., также нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными. Для того чтобы обучить их новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками, а во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

 Все эти экстремальные, в социально-психологическом смысле, условия приводят к необходимости разработки нового, специфического для данной конкретной ситуации, подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, одним из которых является разработка и внедрение концептуально обоснованных профилактических программ нового поколения.

      Реализация программы основана на использовании научных знаниях происхождения и укрепления зависимостей, поэтому имеет приоритет позитивных ценностей, так как психологический, социальный и биологический факторы прогрессивного развития человека предполагают в первую очередь позитивную перспективу. К таким ценностям относятся,  прежде всего – самодостаточная личность, уважающая себя и других, полноценный досуг, эффективная адаптация в социуме,  стрессоустойчивость,  имидж здорового образа жизни, самоуправление, доверие, свобода выбора.        

Цель программы:  профилактика  злоупотребления  наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся

 Задачи:

  1. Создать систему антинаркотической пропаганды в школе.
  2. Организовать  досуг учащихся старших классов.
  3. Оказать психологическую помощь  учащимся, столкнувшимся с  проблемой химической зависимости.
  4. Оказать психологическую помощь в адаптации учащихся к окружающей действительности, повышение стрессоустойчивости, формирование самодостаточной личности.
  5. Формировать имидж здорового стиля жизни  силами самих учащихся.
  6. Осуществлять сбалансированное применение воспитательных мер по ликвидации проблем аддективного и девиантного поведения учащихся.
  7. Способствовать овладению: учащимися, классными руководителями, администрацией школы - эффективными методами профилактики химической зависимости среди молодёжи.
  8. Осуществлять разъяснительную работу среди молодёжи микрорайона.
  9.  Привлечь всех заинтересованных лиц и организаций.

Основные принципы и задачи профилактической работы:

  1. Дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм.
  2. Сориентировать детей на их способность сделать правильный выбор.
  3. Дать детям  возможность овладения  определенными поведенческими навыками, облегчающими следованию здоровому образу жизни.

Структура программы:

Программа предполагает работу с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста.

Программа состоит из четырех разделов:

  1.  Информационный раздел;
  2.  Когнитивное развитие;
  3.  Развитие личностных ресурсов;
  4.  Развитие стратегий высокофункционального поведения и навыков.

В процессе проведения программы проводится работа, как с самими подростками, так и с учителями. Выделяются группы волонтеров для проведения дальнейшей профилактической активности: группа лидеров - подростков; группа лидеров - учителей. Предусматривается также проведение «круглых столов» для администрации региона и комиссий по делам несовершеннолетних. Этапы работы:

Используются как долговременные, так и краткосрочные формы проведения программы.

1этап - подготовка субспециалистов из числа школьных психологов и учителей.

II этап - работа со школьниками - подростками

В начале и в конце программы предусматривается проведение межведомственных «круглых столов» для анализа и подведения итогов работы.

Предполагаемые результаты:

1.        Уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди подростков.

2.        Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.

3.        Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления химическими   веществами.

  1.  Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления наркотическими  веществами;

Критерии эффективности:

Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами:

•        усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

•        наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;

•        развитие стратегий проблем преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.

До и после программы предполагается проведение экспериментально-психологического обследования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное тестирование, спустя 6-8 месяцев после проведения программы.

Методы работы:

  1. Групповая работа
  2. Тренинг поведения
  3. Дискуссия
  4. Мозговые штурмы
  5. Беседы
  6. Лекции
  7. Ролевые игры
  8. Круглые столы
  9. Психогимнастика
  10.  Психодрамма
  11.  Элементы  групповой психотерапии

Работа с подростками.

9 занятий, 1 занятие в неделю, 1 час.

  1. Представление программы, знакомство. Ознакомление с  задачами и правилами группы. Анонимное анкетирование учащихся.
  2. Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ.  Понятие зависимости. Миф о наркотиках: иллюзорный  способ ухода от проблем.
  3. Серьезный разговор о простых вещах. Отношение к себе. Самосознание и самооценка. Ценность жизни.
  4. Семья. Понятие здоровой и дисфункциональной семьи. Какой я вижу свою будущую семью.
  5. Формирование навыков  заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «нет»
  6. Понятие стресса. Что нужно знать о стрессе?
  7. Альтернатива употребления психоактивных веществ, способы получения  удовольствия, решение проблем и времяпровождения.
  8. Самоорганизация времени жизни. Формирование  умения ставить перед собой  краткосрочные  и перспективные цели и достигать их. Методика «Сосредоточенное  мечтание».
  9. Понятие морали, нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. Завершение работа, подведение итогов. Заключительное анкетирование.

Работа со специалистами

        Соответствует темам и содержанию практических занятий с подростками. Специалисты погружаются  в роль подростков и на «себе» проходят все упражнения.

Рекомендации для взрослых по работе с подростками:

  1. Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть
  2. Осознавайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное  влияние на поведение подростка, но оно никогда не  абсолютно. По мере роста  детей авторитарная власть должна уступить место  чему - то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости.
  3. Научитесь доверять молодежи их способности выжить в мире.
  4. Объясните, что именно вы ждете от подростка. Ваши объяснения  должны быть понятны  ему, так же как и ваши побудительные  мотивы. Подросткам  надо также знать, какие последствия  их ждут, если они решать не соблюдать  эти правила.
  5. Будьте честными  в  отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь  делиться с подростками своей неуверенностью в чем – либо. Они прекрасно  чувствуют, когда другие  избегают каких – то тем  или не говорят правды. Им также необходимо  видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки,  которые они признают.
  6. Действуйте разумно относительно различных «экспериментирований» подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму.
  7. Не наказывайте подростков, если они обратились к вам за помощью. Помогите подростка найти способ изменить свою жизнь к лучшему.

Список литературы:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
  2. Беличева С.А. Проблемы становления отечественной психологической работы. Методика и практика социальной работы. // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 5. – С. 42-53.
  3. Гришко А.Я. О наркомании среди подростков //Социологические исследования. 1990. №2
  4. Данилин, А. Как спасти детей от наркотиков: Пособие для родителей.- М.: Центрполиграф, 2001 Дунаевский В.В. Наркомания и токсикомания. Л. 1990; Кириллов И.Н., Шиленко Ю.В. Отношения учащихся к употреблению спиртных напитков и токсических веществ //Социологические исследования. 1992. №4
  5. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб.:Спецлит, 2001.
  6. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
  7. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Самара, 1996.
  8. Лэнг Р. Расколотое "Я". М., 1995.
  9. Педагогическая профилактика наркомании в школе/ Под ред. А.Г. Макеевой. – М., 1999.
  10. Подьячина В. Лечение – это социокультурный процесс//Курьер ЮНЕСКО. 1982.
  11. Полятыкин, С.А. и др. Опыт применения препарата антаксон в наркологической практике. - М.: б. и.,1999
  12. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально–психологического исследования) / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд–во «Самарский университет», 1998.
  13. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. Самара: Изд–во «Самарский университет», 1999.
  14. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами/Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. М., 2004.
  15. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными вешествами в студенческой среде/ Под ред. Н.А. Сироты.2003.
  16. Свядощь А.М. Неврозы. М., 1982.
  17. Теория и методика социальной работы. – М.: Норма, 1994. – 418 с.
  18. Теория и методика социальной работы: Краткий курс. – М.: Норма, 1994. – 395 с.
  19. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология. – М.: Книга, 1994. – 394 с.
  20. Технология социальной работы: Учебно-методические материалы. – М.: Книга, 1996. – 385 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Основные принципы построения профилактических программ

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростковОсновные принципы построения профилактических программ...

Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».

Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков  новым формам поведения, формируется  стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно...

План мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся.

План мероприятий по профилактикеупотребления психоактивных веществ среди учащихся....

Повышение эффективности профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди учащихся

Отчёт классного руководителя о проведённой работе по профилактике злоупотребления психоактивными веществами...

Методическая разработка на тему Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ

Методическая разработкаТема:«Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ»Составил педагог-организатор ОБЖТесленко Иван Василь...

Методическое пособие практико-ориентированных методов первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся

Данное пособие предназначено для психологов, работающих в сфере первичной профилактики наркомании. В пособии рассматривается комплекс теоритических и методических вопросов, связанных с проблемой подро...

ЛУЧШИЕ ПРОГРАММЫ АДРЕСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ)

Сборник материалов Республиканского конкурса лучших программ адресного психолого-педагогического сопровождения обучающихся.Авторы-составители: Пагбаева Билигма Цыренжаповна, педагог-психолог Республик...