РАБОТА ШКОЛЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
классный час на тему

РАБОТА  ШКОЛЫ  С  ДЕТЬМИ  ГРУППЫ  РИСКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_shkoly_s_detmi_gruppy_riska.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА  ШКОЛЫ  С  ДЕТЬМИ  ГРУППЫ  РИСКА

        В научной литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд синонимических определений: «дети в трудной жизненной ситуации», «дети в особо трудных жизненных обстоятельствах», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети в социально-опасных условиях», «дети, нуждающиеся в общественном воспитании», «дети, нуждающиеся в помощи государства» и т.п.

        Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» и предлагает следующие критерии их дифференциации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,  экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с  отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.

        Как видно, принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. В соответствии со спецификой жизненных условиях конкретного ребенка, негативно влияющих на его социализацию, следует применять и конкретную методику педагогической реабилитации. Для решения этой задачи в системе образования была введена новая должность – социальный педагог.

        В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми группы риска формулируются следующим образом – создании атмосферы доверительности отношений «социальный педагог – ребенок»

-подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);

-тесное взаимодействие с семьей ребенка;

- постоянная связь с супервизором, консультантом

        В более конкретном плане предложенные выше принципы работы социального педагога могут быть представлены в виде следующих практических рекомендаций.

        Создание доверительных отношений ребенком требует наличия у социального педагога, наряду с психологической техникой, информации о личностных характеристиках ребенка. Сбор такой информации можно производить по предлагаемой ниже матрице, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка.

Матрица определения обобщенного показателя

социального благополучия подростка

Социальные характеристики подростка

Балл

Социальные характеристики подростка

Балл

1. Состав семьи подростка

6. Уровень социального благополучия семьи

- мать, отец, дедушка, бабушка

5

- атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

- только мать и отец

4

- здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

4

- мать и отчим, отец и мачеха

3

- в семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

3

- одна мать, один отец

2

- судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей

2

- нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

- стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

2. Школьная успеваемость

7. Поведение подростка в школе

- хорошая

5

- хорошее

5

- удовлетворительная

4

- удовлетворительное

4

- неудовлетворительная

3

- неудовлетворительное

3

- оставил школу, работает

2

- неоднократно был замечен в асоциальном поведении

2

- оставил школу, не работает

1

- стоит на учете в ИДН

1

3. Здоровье подростка

8. Внешкольное общение подростка

- практически здоров

5

- на основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов

5

- часто болеет в пределах нормального развития

4

- несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени

4

- имеет хронические болезни

3

- общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутсвие позитивных целей

3

- отставание в умственном развитии

2

- асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества

2

- имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

1

- криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики

1

4. Санитарно-жилищные условия жизни семьи

9. Жизненные цели подростка

- благоустроенная отдельная квартира

5

- четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей

5

- отдельная квартира с родителями супругов

4

- позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения расплывчаты, неопределенны

4

- более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

- отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось

3

- комната в коммунальной квартире с удобствами

2

- ориентации на цели носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов

2

- комната в общежитии, в бараке без удобств

1

- явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН

1

5. Доход семьи

10. Эмоциональные отношения родителей с детьми

- могут практически ни в чем себе не отказывать

5

- постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

- денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг

4

- слепая любовь, гиперопека

4

- на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

- для родителей первична  собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное

3

- живут от зарплаты до зарплаты

2

- равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2

- денег до зарплаты не хватает

1

- напряженно конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

Инструкция по определению обобщенного показателя

социального благополучия подростка

Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить подростков группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с подростком.

Общая сумма баллов - 150

При анализе характеристик конкретного подростка набор баллов:

- ниже 30 – предполагается принадлежность подростка к группе повышенного риска (чем меньше балов, тем выше риск);

- от 31 до 40 – социальное благополучие подростка определяется в пределах средней нормы;

- более 40 – высокий уровень социального благополучия подростка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия)

        Заполнение матрицы требует от социального педагога не только знания фактологических данных, но и применения физиологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу в частности при оценке таких характеристик, как уровень социального благополучия семьи или эмоциональные отношения родителей с детьми. Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать небольшой опросник, дополняющий и уточняющий  визуальные наблюдения. Так, для уточнения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:

        Хотел бы ты в своей будущей семье:

- иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?

- воспитывать детей так же, как это делают твои родители?

- относиться к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской семье?

- разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих родителей?

- проводить свободное время так же, как твои родители?

        Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.п. Содержание ответов позволяет сделать выводы и ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.

        Так же поступаем при оценке жизненных целей ребенка, его направленности. Для выявления ценностных ориентаций и проблем ребенка предлагаем использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов:

  1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)
  • денежные проблемы твоей семьи
  • отношения с родителями
  • отношения между родителями
  • отношения со сверстниками
  • конфликты с педагогами
  • трудности усвоения школьной программы
  • здоровье близких родственников
  • чем заняться в свободное время
  • личная жизнь
  • что-либо другое  (что именно?)
  1. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)
  • с высокой оплатой
  • с гарантией от безработицы
  • престижную
  • не вредную для здоровья
  • связанную с разъездами, новыми впечатлениями
  • требующую личной предприимчивости, изобретательности
  • нужную стране, людям
  • связанную с общением с детьми
  • связанную с общением с животными
  • другую (какую именно?)

При необходимости набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции. Как и в первом случае, рекомендуется использовать серию дополнительных вопросов, уточняющих полученную информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых ребенком позиций, поскольку он указывает на  иерархию предпочтений и жизненных целей (что во-первых, во-вторых и.т.д.)

        Доверительность отношений социального педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюдение конфеденциальности при получении информации о семье. Однако  в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит, - отказа от принципа неразглашения информации. Приведем пример из практики: школьница-девятиклассница обратилась к социальному педагогу с просьбой помочь ей сделать  аборт. На вопрос социального педагога, знает ли об этом мать, последовал ответ: «Мама меня убьет, если узнает». Задача социального педагога в такой ситуации – не разрушая сложившихся отношений доверия, убедить девочку в необходимости сообщить матери о случившемся. Социальный педагог не имеет права в данном случае принимать самостоятельное решение, игнорируя волю родителей. Согласно семейному законодательству России, именно на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей  и заботу об их здоровье (Семейный кодекс РФ, статья 63). Поэтому наиболее правильным вариантом действий социального педагога будет совместный с девочкой визит к матери, где с соблюдением известных предосторожностей сообщить ей о случившемся. При этом достигается основная цель деятельности социального педагога: в случае аффективной реакции матери защитить жизнь и здоровье ребенка.

        Дети в ситуации социального риска, как правило, становятся жертвами насилия того или иного вида как в собственной семье, так и вне ее. Доверительные отношения социального педагога с ребенком способствуют выявлению ситуаций жестокого обращения в ранние сроки и пресечению насилия на начальном этапе.

        Определенные методические приемы пресечения различных форм жестокого  обращения могут быть использованы социальным педагогом в профилактической  работе с детьми в школьном коллективе. Проявления насилия в детской среде, своего рода «дедовщина» не всегда становятся своевременно известны преподавателям школы, поскольку носят неявный, скрытый, характер. Работа социального педагога в такой ситуации должна носить превентивный, упреждающий характер.

        В первый же день учебы проводится классный час, на котором обсуждаются правила поведения детей в школьном коллективе. В процессе беседы внимание детей акцентируется на неприемлемости любого агрессивного поведения школьников между собой. Разъясняется понятие «жестокое обращение», приводятся примеры поступков, рассматриваемых как проявление различных форм насилия над личностью, и разъясняется правовая ответственность за подобные действия

        Социальный педагог организует ежегодную общешкольную дискуссию по этой проблеме, в процессе которой свое отношение к насилию выражают как школьники, так и представители педагогического коллектива, включая директора школы. Дискуссия позволяет оценить, насколько «дедовщина» является распространенной формой поведения в данной школе и существует ли со стороны учащихся готовность обсуждать эту проблему.

        Превентивную работу можно организовать следующим образом. В каждом классе социальный педагог согласовывает с ребятами правила поведения в школе и возможные меры наказания провинившихся. Выработанные таким образом общешкольные правила принимаются на собрании учащихся путем открытого голосования. Принятые общим собранием правила поведения тиражируются и подписываются каждым школьником. Подписанный экземпляр правил помещается в дневник учащегося, чтобы он не смог сказать, что незнаком с ними. В каждом классном журнале также должна находиться такая копия правил.

        Одним из методов диагностики уровня распространенности населения в среде школьников может служить анонимный  анкетный опрос учащихся по данной теме, который позволит получить информацию о наличии (массовости) этого явления и формах его проявления в данной школе. Ниже приводится текст анкеты, используемой для подобного опроса.

  1. Твой пол

-мужской

-женский

2. В каком классе учишься?

3. С каким чувством ты идешь обычно в школу?

-с удовольствием, с хорошим настроением

-равнодушно, без удовольствия

-с плохим настроением

4. Случалось ли тебе участвовать в драке или чтоб тебя били? Если да, то с кем?

-со сверстниками в школе

со сверстниками на улице

-со старшими ребятами в школе

-со старшими ребятами на улице

-с другими людьми

-такого не случалось

5. Случалось ли, чтобы кто-либо пытался оскорблять, унижать, издеваться над тобой?

-да, сверстники в школе

-да, сверстники на улице

-да, старшие ребята в школе

-да, старшие ребята на улице

-да, другие люди

-нет, такого не случалось

6. Случалось ли, чтобы у тебя отбирали вещи, деньги, требовали принести что-либо из дома?

-да, случалось

-нет, такого не случалось

7. Если случалось, как ты поступал в этом случае?

-рассказывал родителям

-рассказывал старшему брату (сестре)

-рассказывал другу, подруге

-рассказывал учителю

-пытался защитить себя, дрался

-никому не рассказывал, просто отдавал, что требовали

-такого не случалось

        При обнаружении школьника, практикующего насильственные действия по отношению к другим детям, социальному педагогу следует прежде всего тщательно проверить факты. Необходимо определить причины такого поступка, чем он был вызван, как вели себя провинившийся и жертва,  почему действия школьника-агрессора были направлены именно на эту жертву.

        Если силовые действия обидчика были вызваны его личными причинами (развод родителей, смерть близкого человека, его физические недостатки и т.п.), представляется целесообразным включить обсуждение этой проблемы в школьную программу воспитания. Не акцентируя  внимание учащихся на конкретном ребенке, имеет смысл обсудить факты антиобщественного поведения как результат душевной неустроенности ребенка. Таким образом можно призвать всех детей быть более деликатными в отношениях друг с другом, откликаться на чужое горе.

        Формированию отклоняющегося поведения ребенка в значительной мере способствуют различные стрессовые ситуации в его жизни. Это могут быть:

-развод родителей и их занятость своими личными переживаниями: девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей;

-смерть любимого человека: девиация как протест на потерю значимого лица;

-рождение нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша: девиация как ревность;

-различные формы насилия к ребенку в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежения к его потребностям): девиация как компенсаторный механизм, как ответная форма насилия;

-ребенок –жертва сексуального насилия: этиология та же.

        Отклоняющееся поведение детей группы риска может быть вызвано также кросскультурными причинами:

-ограниченная духовная культура;

-обедненная досуговая среда;

-скука, неумение найти достойное занятие;

-низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми;

-эмоциональная неразвитость;

-неумение использовать вербальную форму для доказательств своей правоты: непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.

Если агрессивные действия ребенка являются следствием его психологических особенностей, следует прибегнуть к помощи школьного психолога (а может быть – психиатра), а при его отсутствии направить ребенка на консультацию в психологическую службу.

        Если насильственные поступки школьника есть результат ошибок семейного воспитания, необходимо связаться с родителями и в дальнейшем заниматься коррекцией поведения ребенка совместно с ними.

        исследования агрессивного поведения детей четко фиксируют его связь с особенностями воспитательной идеологии в родительской семье. По данным американских психологов, подростки – выходцы из внешне благополучных семей, оказавшиеся в исправительных учреждениях, как правило, имели отцов, поощряющих в своих детях агрессию к сверстникам. В другом исследовании отмечено, что подростки с отклоняющимся поведением гораздо чаще правопослушных детей имели в прошлом судимых родителей.

        Непедагогичные воспитательные принципы родителей могут сформировать личность ребенка, привыкшего к ощущению своей власти в семье и переносящего эту установку на сверстника. Привычка ребенка добиваться своей цели любой ценой, сформированная в отношениях с родителями, может в среде ровесников реализоваться в насильственной форме.

        Если в школе выявлена группа детей (чаще всего подростков) с антиобщественными формами поведения, педагогический коллектив должен вести решительную борьбу: постараться развести этих детей в разные классы, оставлять их в школе, пока остальные дети разойдутся по домам. Девиантные группы подростков, как правило, имеют своего лидера, который силовым путем (запугиванием, шантажом) удерживает остальных ребят в этом сообществе. Используя влияние других учеников в классе, надо добиться выхода из группы всех колеблющихся ее членов: вести с ними индивидуальные беседы, привлекать к участию в коллективных мероприятиях класса, давать ответственные поручения и публично хвалить за успешное их выполнение и т.п.

        Борьба с такими групповыми правонарушителями в школе требует постоянного внимания и последовательных действий социального педагога. Здесь нельзя ограничиваться разовой акцией. Вот примерный сценарий действий социального педагога после поступления сигнала о насильственных формах поведения группы учащихся:

  • переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим их жертвой, и предложить письменно описать все случившееся;
  • переговорить отдельно с каждым членом группы правонарушителей и взять у них письменное изложение инцидента;
  • объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное;
  • собрать всю групу и предложить каждому ее члену рассказать остальным о содержании индивидуальной беседы;
  • подготовить их к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»
  • при обсуждении на школьном собрании этого инцидента еще раз напомнить всем школьникам, что они все несут ответственность, если становятся свидетелями антиобщественных действий в школе: здесь не может быть сторонних наблюдателей;
  • поговорить с родителями детей, членов девиантной группы, показать им письменные объяснения ребят
  • вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами;
  • обучить с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты;
  • потребовать от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими;
  • если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая, что она неуместна и небезобидна;
  • если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто еще из детей принимал участие в такой «игре»;
  • если в школе появилась девиантная группа подростков не из числа учащихся школы, постараться их сфотографировать: они этого не любят.

Возвращаясь к перечисленным выше принципам работы социального педагога с детьми группы риска, остановимся на процедуре подключения к процессу их реабилитации других субъектов государственной системы защиты детства. Практика показывает, что наилучшие результаты в этой работе достигаются при наличии тесного сотрудничества всех ведомств, занятых этой деятельностью (милиция, инспекция по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечения, здравоохранения, образования и т.п.)

        Обычно представители всех указанных служб являются членами совета, который собирается еженедельно для обсуждения текущих дел. Члены совета отслеживают поступившие сигналы о нарушении прав ребенка – каждый по своему ведомству и затем обсуждают их на таком совместном совещании. Еженедельные совместные встречи представителей разных ведомств для обсуждения поступивших сигналов позволяют оперативно оказывать помощь ребенку в ситуации риска, избегать дублирования мер помощи или излишне частого вмешательства в дела семьи. На качество совместной работы могут повлиять также особенности межличностных отношений разных специалистов (личная неприязнь, конкуренция, стремление переложить ответственность на других, нежелание отстаивать свою точку зрения и т.п.). Поэтому на уровне местной власти принимается инструкция, где четко разграничиваются функции и полномочия каждого из участников социальной реабилитации неблагополучной семьи и ребенка. Члены совета согласно плану также проводят просветительскую работу в школах с детьми, разъясняют их права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка, дают рекомендации, как себя вести, чтобы не попасть в ситуацию риска.

        Еще один основополагающий принцип работы социального педагога по защите прав ребенка – тесный контакт с его проблемной семьей. При этом необходимо проявить максимум терпимости к ее образу жизни и воспитательным издержкам: должна оказываться конструктивная помощь, а не противодействие и критика. Следует принимать как данность сложившееся в семье ролевые отношения и границы между поколениями, даже в случае полного несогласия с ними. Весьма желательным является вовлечение в процесс реабилитации ребенка семьи в расширенном составе, включая бабушек, дедушек, других родственников, контактирующих с ребенком.

        Успешному осуществлению реабилитационной работы с семьей и ребенком способствует установление социальным педагогом тесной связи с супервизором, т.е. специалистом, который, имея необходимую профессиональную подготовку, оказывает социальному педагогу постоянную психологическую поддержку и консультирует по практическим вопросам. Им может быть методист районного (окружного) методического центра (кабинета), преподаватель института повышения квалификации, детский психолог и т.д. Устойчивый контакт с супервизором позволяет социальному педагогу поэтапно производить оценку избираемой тактики действий и своевременно вносить в нее коррективы при изменении ситуации.

 По материалом методического пособия :

ТИ.Дементьева, кандидат философских наук, руководитель Центра социальной педагогики Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области