"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними
рабочая программа на тему

Мельник Елена Алексеевна

Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detstvo_bez_zhestokosti.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСТВО БЕЗ ЖЕСТОКОСТИ

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними

2009 год

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Мельник Е.А., социальный педагог

Атанасова Е.В., педагог-психолог


Содержание

Пояснительная записка….…………………………...…………………….3

Тематическое планирование……………….…………………..………....10

Содержание программы…………………...……………….……………...14

Раздел 1. Профилактика жестокого обращения в семье………………………...14

Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в школьной среде и среде сверстников……..20

Литература………………………..………………………..……………….24

Приложения…………………………………………………………………27

        Приложение 1. Конспекты занятий к разделу 1………………………………....29

        Приложение 2.Конспекты занятий к разделу 2………………………………….77

Приложение 3. Пакет методик, которые можно использовать для диагностики несовершеннолетних……………………………………………………………………..107

Приложение 4. Пакет методик, которые можно использовать для диагностики родителей………………………………………………………………………………….147


Пояснительная записка

                «Не может быть         добрым рожденный от         злого отца».

                                Еврипид

        «Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле».

                                Пифагор

Актуальная для каждого общества проблема соблюдения, уважения и защиты прав человека включает в себя особую заботу о правах несовершеннолетних. На наш взгляд ребенок при любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь.

Нестабильность нынешней социально - политической и экономической жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

В настоящее время очень актуальна проблема социальной дезадаптации детей, которая проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия.

Подростков увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Все чаще проявляется со стороны подростков жестокость и стремление к насилию. Дети издеваются над своими сверстниками, зверски избивают друг друга, иногда доходит и до убийства.

В любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Чаще всего ребенок-изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным - угрозы физической расправы, шантаж и ругань, обзывательства.

Дети и подростки, которых выбирают жертвами для травли, как правило, являются тревожными, осторожными, имеют низкую самооценку, редко защищают себя и не мстят тем, кто травит их. Часто они являются социально изолированными, и им не хватает социальных навыков. Мальчики, страдающие от травли, обычно физически слабее сверстников. Травля в школе приводит к напряжению, тревожности и страхам, что может повлиять на концентрацию внимания, самооценку и самоуважение, а также увеличивает социальную изоляцию, приводит к отчуждению и депрессии, тревоге и чувству уязвимости тех детей, которые стали ее объектом. Но самое страшное то, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

Чаще всего жертвами издевательств становятся дети с явными проблемами: с дефектами внешности (шрамы, хромота, косоглазие и проч.); страдающие энурезом или энкопорезом (недержанием мочи и кала); тихие и слабые, не умеющие за себя постоять; неопрятно одетые; часто пропускающие занятия, неуспешные в учебе; слишком опекаемые родителями; не умеющие общаться.

Дети, занимающиеся травлей других, это, как правило, уверенные в себе дети с высокой самооценкой, физически агрессивные, вспыльчивые, импульсивные, плохо переносящие фрустрацию, испытывающие сильную потребность доминировать над другими людьми, и, как правило, они не способны на эмпатию в отношении своих жертв. Они чаще других попадают в неприятности, часто с неприязнью относятся к учебе и имеют более низкую успеваемость, чем те, которые не травят других, гораздо чаще дерутся, пьют алкоголь и курят, чем их сверстники, с легкостью заводят друзей, которые, как правило, разделяют их позитивное отношение к насилию и проблемное поведение (алкоголь и курение) и могут участвовать в травле вместе с ними.

Но иногда в травле начинают участвовать педагоги. И вовсе необязательно они бьют ребенка, они просто знают о ситуации в классе и закрывают на нее глаза. Или того хуже - постоянно унижают ребенка при всем классе.

Стоит отметить, что первопричиной всех бед детей выступает неблагоприятная семейная обстановка.

Именно неблагополучие в семье толкает детей на улицу. Некоторые, “хлебнув” свободной жизни, возвращаются домой, основная же часть остается на улице. Способы их существования разнообразны, но в основном воровство и попрошайничество. Многие беспризорные в конце концов становятся правонарушителями; воровство и мошенничество из средства выживания становится образом жизни.

Но одной из самых распространенных причин беспризорности остается жестокое обращение родителей.

Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного. Однако всеобщее признание правомерности данного права не гарантирует возможностей для его реализации.

Сегодня семья поставлена в условия, при которых она утрачивает возможность содержать ребенка материально, обеспечивать его жизнь и воспитание, она не только отказывает ему в любви и заботе, но и оставляет на улице, отводит его в приют, лишает жилья. Эта ситуация осложняется духовно-нравственной деградацией семьи: из года в год растет число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих жестокость и насилие по отношению к детям, а, следовательно, растет число безнадзорных детей.

В последние годы все чаще СМИ освещают с ужасающими подробностями факты насилия и жестокого обращения с детьми: детей прижигают папиросами, детей продают для трансплантации органов, детей заставляют заниматься проституцией и попрошайничеством, детей беспощадно избивают… Ежегодно в стране пропадают тысячи детей…

Становится страшно от того, что зачастую подобные вещи совершаются именно родителями по отношению к своим детям.

Родители выбросили новорожденного ребенка из окна, потому что он мешал им спать…

Родители успокоили плачущего ребенка ударом кулака по голове (сотрясение мозга)…

Родители вынесли грудного ребенка «погулять» зимой на балкон. Когда вспомнили о ребенке - было поздно…

И подобных примеров, увы, очень много.

Происходят подобные вещи не только в мегаполисах, но и в маленьких городках, селах. Так, в 2007 г. на территории г. Губкина и Губкинского района было зарегистрировано 3 случая жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, в 2008 г. – 4, в 2009 г. – 4. А сколько случаев осталось незамеченными, ведь жесткое обращение с ребенком может иметь различные формы: физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое жестокое обращение и пренебрежение, но все они причиняют огромный вред физическому и психическому здоровью ребенка, представляют угрозу его жизни.

Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей.

Поэтому так важно уметь распознавать насилие в разных формах и на разных этапах жизни семьи и оказывать помощь детям и родителям не только в случаях, когда не остается ничего другого, как забрать ребенка из семьи.

Физическое насилие включает нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, попытки удушения или утопления, а также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотических или отравляющих веществ, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.

Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальной потребности или получения выгоды, а также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.

Психологическое насилие - постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны взрослых, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям.

Большую роль в распространении жесткости к детям играет неосведомленность родителей или лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, а также недостаточные знания законов, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильников.

Ребенку очень легко причинить вред, легко подчинить его своей воле. Как может ребенок, маленький, беспомощный, беззащитный человечек, ответить взрослому?

Сложившаяся ситуация с положением детей и подростков настолько серьезна, что становится предметом большой политики.

Важным шагом на пути формирования правового и социального статуса ребенка явилось признание Россией Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989 г.

Главная цель этого документа состоит в максимальной защите интересов ребенка. Но, как свидетельствует наша действительность, социальных проблем в области детства сегодня больше, чем нашло отражение в Конвенции о правах ребенка. Иными словами глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко обострили положение детей в России: дети практически не ограждены от жестокого обращения взрослых, влияния криминогенной среды, вынуждены проживать в семьях, ведущих аморальный образ жизни.

Основная идея программы состоит в том, что насилие во многих случаях - следствие нарушения детско-родительских отношений. Поэтому программа «Детство без жестокости» направлена, прежде всего, на повышение педагогической и правовой грамотности родителей, а также на обучение детей навыкам безопасного образа жизни.

Участие в программе носит добровольный характер. Каждый из участников имеет право в процессе работы покинуть программу, объяснив при этом причину.

Целью программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде.

Задачи программы:

1. Способствовать формированию позитивных межличностных отношений в семье и в подростковой среде.

2. Способствовать повышению педагогической грамотности родителей.

3. Способствовать повышению правовой грамотности несовершеннолетних, их родителей и  родственников через формирование навыков ответственного поведения.

4. Способствовать формированию позитивных взаимоотношений в детских коллективах (школьные классы, группа в СРЦдН и т.д.).

5. Формирование у несовершеннолетних навыков безопасного поведения.

6. Повышение уровня психологической компетентности несовершеннолетних и их родителей.

7. Формирование адекватной самооценки несовершеннолетних.

8. Формирование навыков социального взаимодействия.

Условия достижения целей и задач: профессиональная заинтересованность субъектов системы профилактики безнадзорности; личная заинтересованность членов семей, включенных в программу.

Целевая группа и ее основные характеристики:

Программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте 13-18 лет, а также их родителей.

В связи с резким увеличением количества детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, оставшихся без попечения родителей, создается сеть учреждений, оказывающих различные виды помощи детям и подросткам. Одним из таких учреждений является Губкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Анализ условий жизни воспитанников до поступления в социально-реабилитационный центр позволяет определить, что невозможно зачастую выделить одну, главную, причину попадания ребенка в учреждение. В большинстве своем это достаточно большое количество неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание ребенка в семье, так как представляют прямую угрозу его жизни, здоровью: пьянство родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, проституция и прочее), устройство ими притонов в квартирах, сексуальное развращение собственных детей, торговля детьми  и т.д., отсутствие пищи, оставление малолетних детей одних, без присмотра, на несколько дней без еды и воды, убийство на глазах ребенка одного из родителей, отбывание срока тюремного заключения, жестокое обращение (побои, нанесение тяжких повреждений, голод), смерть родителей, отсутствие жилья, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства, побеги из дома, конфликты со сверстниками. Вот далеко не полный перечень причин попадания ребенка в центр.

Большинство детей доставляются сотрудниками милиции по акту о безнадзорности. Нередки случаи, когда дети сами приходят в учреждение, потому что оставаться дома просто невозможно.

У воспитанников наблюдаются значительные отклонения в поведении и личностном развитии, то есть нарушения социализации в самом широком проявлении: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к новой среде, отсутствие ценностных ориентаций, воровство, лживость, жестокость, агрессия, отсутствие интереса к труду и учебной деятельности, лень, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, употребление алкоголя, наркотических средств, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.

Особенности психического состояния и поведения подростка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

  • побеги из дома;
  • нежелание посещать занятия в школе;
  • суицидальные попытки;
  • делинквентное поведение;
  • употребление алкоголя, наркотиков.

Исполнители основных мероприятий: социальный педагог СРЦдН, педагог-психолог СРЦдН.

Этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный.

Проведение диагностических мероприятий с целью изучения детско-родительских отношений, особенностей семейного воспитания, взаимоотношений со сверстниками, одноклассниками, склонности к риску, к делинквентному поведению. По итогам исследования принимается решение о включении родителей и подростка в программу.

2 этап – практический.

Реализация программы согласно плану.

3 этап – завершение работы.

Проведение диагностики родителей несовершеннолетних с целью определения эффективности проведенной работы.

4 этап – дистанционное сопровождение семьи.

- взаимодействие с социально-психологическими службами и классными руководителями образовательных учреждений, с администрациями сельских поселений, с представителями субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, с ближайшим окружением семьи;

- сетевые встречи с семьями и близким социальным окружением ребенка по месту жительства (родственники, соседи, друзья).

Срок реализации программы: – 6 месяцев.

Основные направления реализации программы:

1. Коррекционно-консультативное:

- консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей;

- консультирование родителей по социально-правовым вопросам;

-консультирование несовершеннолетних по социально-правовым вопросам;

- коррекция неправильных типов воспитания.

2. Лекционно-просветительское:

- лекции для родителей;

- беседы с несовершеннолетними;

- беседы с родителями.

3. Тренинговые занятия.

Занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Формы и методы реализации программы: групповые и индивидуальные беседы, интервью, лекции, консультации, Тренинговые занятия, метод анализа конкретных ситуаций, «мозговой штурм», дискуссия, психогимнастические упражнения, тестирование, анкетирование, наблюдение, создание тематических плакатов.

Ожидаемые результаты и критерии эффективности программы:

- развитие навыков конструктивного взаимодействия и общения в семье и за ее пределами;

- повышение правовой грамотности членов семьи;

- расширение педагогических и психологических знаний родителей о воспитании детей;

- сформированность у несовершеннолетних адекватной самооценки;

- сформированность у несовершеннолетних и их родителей способности принимать ответственность за собственное поведение.

Для контроля эффективности программы используются следующие методы:

  • метод наблюдений;
  • беседа, интервью;
  • психологические тесты, анкеты

Структура программы:

Программа состоит из двух разделов, каждый из которых является самостоятельной частью программы:

Раздел 1: Профилактика жестокого обращения в семье.

Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в школьной среде и среде сверстников.

Примерная структура каждого занятия:

  1. Приветствие (ознакомление с темой занятия).
  2. Разминка (психогимнастические упражнения, направленные на создание рабочей атмосферы в группе, сплочение группы, улучшение настроения).
  3. Основное содержание занятия (работа по теме).
  4. Завершение работы (обмен впечатлениями от работы в группе).
  5. Ритуал прощания (психогимнастические упражнения, направленные на снятие напряжения, улучшение настроения).

Чередование видов деятельности способствует лучшему усвоению предлагаемого материала и позволяет избежать накопления напряжения.


Тематическое планирование

Раздел 1: Профилактика жестокого обращения в семье

№ п/п

Тема

Форма работы

Целевая группа

Кол-во занятий

Ответственные

1.

Диагностика (первичная)

Тестирование, анкетирование

Несовершеннолетние

2

Социальный педагог,

Педагог-психолог

Родители

2

2.

Вводное занятие

Беседа

Несовершеннолетние

1

Социальный педагог, педагог-психолог

Родители

1

3.

Тренинг коррекции детско-родительских отношений

Тренинг

Родители

1

Педагог- психолог

4.

«Защита прав и интересов ребенка в законодательстве РФ»

Консультация

Родители

1

Социальный педагог

5.

«Все мы родом из детства, или Значение личных детских воспоминаний и переживаний родителей в воспитании своих детей»

Беседа

Родители

1

Педагог-психолог

6.

«Влияние семейной атмосферы на личностное и социальное становление подростка»

Лекция

Родители

1

Социальный педагог

7.

«Кнут или пряник?» Методы педагогического воздействия на ребенка

Лекция

Родители и несовершеннолетние

14

Социальный педагог, педагог-психолог

8.

Диагностика с целью определения результативности проведенной работы

Тестирование

Родители

2

Социальный педагог, педагог-психолог

Несовершеннолетние (диагностика проводится спустя 2 недели с момента возвращения ребенка в семью)

2

9.

Служба «Телефон доверия», консультативный пункт СРЦдН

Консультации

Все категории граждан

Не ограничено

Педагог-психолог, социальный педагог


Раздел 2: Профилактика жестокого обращения, насилия и формирование навыков безопасного поведения в школьной среде и среде сверстников.

№ п/п

Тема

Форма проведения

Целевая группа

Кол-во часов

Исполнители

1.

Диагностика

Тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение

Несовершеннолетние

4

Социальный педагог, педагог-психолог

2.

Взаимодействие с социально-психологическими службами и администрациями учебных заведений

Беседы, консультации при возникновении проблемной ситуации

Не

ограничено

Социальный педагог, педагог-психолог

3.

Вводное занятие

Беседа

Несовершеннолетние

1

Социальный педагог, педагог-психолог

4.

«Защита прав человека в современном мире»

Тренинговое занятие

Несовершеннолетние

2

Социальный педагог

5.

«Если друг оказался вдруг…»

Тренинговые занятие (групповые)

Несовершеннолетние

5

Социальный педагог

6.

«Быть уверенным - это здорово!» «Учитель: враг или союзник?»

Тренинговые занятия

(групповые)

Беседа (индивидуальная и групповая)

Несовершеннолетние

5

Педагог-психолог

7.

«Я тебя не знаю или Правила общения с незнакомыми людьми»

Тренинговые занятия

Несовершеннолетние

2

Социальный педагог

8.

«Как защитить себя от насилия»

Беседа с использованием игровых приемов, мозговой штурм

Несовершеннолетние

2

Социальный педагог

9.

«Учитель: враг или союзник?»

Беседа

Несовершеннолетние

1

Социальный педагог

10.

«Школа глазами детей»

Беседа

Родители

1

Социальный педагог

11.

«Моя безопасность в моих руках»

Тренинговое занятие, выпуск плакатов, пропагандирующих безопасный образ жизни

Несовершеннолетние

2

Социальный педагог

12.

Итоговая диагностика

Тестирование

Несовершеннолетние

4

Социальный педагог, педагог-психолог

13.

Индивидуальные занятия

Индивидуальные беседы, консультации

Несовершеннолетние

Не ограничено

Педагог-психолог

13.

Служба «Телефон доверия», консультативный пункт СРЦдН

Консультации

Все категории граждан

Не ограничено

Педагог-психолог, социальный педагог


Список литературы:

  1. Коркина М.В. Проект «Осознанное родительство». Журнал «Классный руководитель» № 7, 2008 г.
  2. Рехлецкая Е.А. Программа по гражданско-правовому воспитанию для 8-9-х классов. Журнал «Классный руководитель», №1, 2009 г.
  3. Курганский С.М. Программа «Мостик». Журнал «Классный руководитель», №7, 2006 г.
  4. Пасечкина Т.Н., Нестерова Н.С. Программа родительского всеобуча. Журнал «Классный руководитель», №7, 2006 г.
  5. Кузнецова М.П., Пурышева С.В. Работа с семьей в условиях центра ПМСС.
  6. Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству. Журнал «Классный руководитель», №4, 2008 г.
  7. Как помочь семье быть вне «группы риска»? Технологии самопомощи и саморазвития конкретной семьи. Методические материалы для детских учреждений социального обслуживания. Под общей редакцией Кривко С.Р. Издательство «Смоленская городская типография». Смоленск, 2009.
  8. Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации (Руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных работников). Москва,2003.
  9. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 384 с.
  10. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 48 с. – (Правовая библиотека).
  11. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. – 352 с.
  12. Личностное становление подростка. 8 – 9 классы: классыне часы, родительские собрания. – Волгоград: Учитель, 2008. -172 с.
  13. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
  14. Мерзлякова Е.Л. Как правильно общаться с ребенком. Уроки родительского мастерства. – СПб.: Речь, 2007. 272 с.
  15. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 200 с.: ил.
  16. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
  17. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 160 с. (В помощь психологу.)
  18. Проблемы нравственного становления: материалы для родительских собраний / сост. Л.В.Бударникова, Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 143 с.
  19. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е.Ю.Ляпина. – 2-изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 231 с.
  20. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность / авт.-сост. С.А.Пырочкина, О.П.Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123 с.
  21. Родионов В.А., Ступницкая Н.А., Кардашина О.В. «Тренинги социальных навыков». – Ярославль, 2003.
  22. Саляхова Л.И. Родительские: традиционные и нетрадиционные формы. 5-9 классы: метод. пособие / Л.И.Саляхова. – 2-е изд., стереотипное – М.: Глобус, 2007. – 287 с. – (Классное руководство).
  23. Семейный кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 77 с. – (Правовая библиотека).
  24. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка /авт.-сост. Н.А.Маньшина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
  25. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  26. Виноградова Н.В., заместитель директора, Негосударственное образовательное учреждение школа «Дар», г.Кострома. Родительское собрание «Урок родительства». (Журнал «Классный руководитель» №2,2008 г.).
  27. Т.Самоделова, психолог, С.Буторина, классный руководитель 8 «А» класса, учитель русского языка и литературы, средняя школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов г.Вятские Поляны Кировской области. Формирование толерантного отношения в семье (Психологический тренинг). «Воспитание школьников» теоретический и научно-методический журнал, №4, 2007 г.
  28. Профилактическая программа «ПЕРЕКРЕСТОК», Орел,1999.
  29. Боровкова Т.Г., учитель истории, школа № 25, г.Балаково, Саратовская область. Родительское собрание «Переходный возраст». (Журнал «Классный руководитель» №7, 2008 г.).
  30. Родительское собрание «Как на самом деле любить своих детей». Тимонина Л.И., к.п.н., доцент, зав. Кафедры педагогики и методики начального образования, Костромской гос.университет им. Н.А.Некрасова. (Журнал «Классный руководитель» № 2, 2008 г.).
  31. КурганскийС.М., к.п.н., директор, школа №1, г.Белоярский, Ханты-Мансийский автономный округ. Педагогические советы: материал к родительскому собранию.(Журнал «Классный руководитель» № 7, 2006 год).
  32. Акутина С.П., Арзамасский ГПИ им. А.П.Гайдара. Воспитание = семья и школа. (Журнал «Классный руководитель»№4, 2007г.)(№ 7, 2006 г.)
  33. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  34. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988.
  35. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  36. Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом. Обзорная информация. М. 1990. Вып. 1.
  37. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом// Вопросы психологии.1991. №5.
  38. Москаленко В.Д. «Козел отпущения» // Семья и школа. 1991. №12.
  39. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье// Вопросы психологии. 1991. №4.
  40. Смит Энн У. Внуки алкоголиков. Проблемы созависимости в семье/ М.:Просвещение, 1991.
  41. Конвенция о правах ребенка ООН
  42. Конституция Российской Федерации 1993г.
  43. Гражданский Кодекс Российской Федерации 1994г.
  44. Семейный Кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
  45. Психология. В 3-х кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Р.С.Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  46. Рамек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2005 г.
  47. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития./ Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2001.
  48. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.
  49. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. Т- СПб.: Питер, 2007.
  50. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростков. Программа практических занятий. Метод. пособ. – СПб.: Речь, 2007.
  51. Грецов А. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
  52. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
  53. Куликова Т.И. Программа развития субъектности современного подростка. Методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул.гос.пед.ун-та им.Л.Н.Толстого, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье.

Информация для родителей об основных нормативных документах по вопросам защиты прав ребенка....

Родительское собрание на тему "Защита детей от жестокого обращения и насилия"

Сообщение на тему "Защита детей от жестокого обращения и насилия. Последствия насилия подростков", видео- ролик....

Диагностическая работа по профилактике жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье и среди сверстников.

Подростковый возраст – это важнейший этап в развитии самосознания. Для развития самооценки и формирования  полного и точного представления о себе как индивидуальности крайне важно нау...

Презентация на тему: " Формы и методы реабилитационной работы с несовершеннолетними, подвергшимися жестокому обращению и насилию "

Представлены формы и методы реабилитационной работы с несовершеннолетними, подвергшимися жестокому обращению и насилию "...

программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»,

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...

Региональный, программа профилактики жестокого обращения и насилия над деть-ми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...

Разработка родительского собрания с презентацией «Дети против жестокого обращения и насилия!»

Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость. Каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми средствами и методами, которые считает правильными. Каждый роди...