Профилактическая деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ.
материал на тему

 

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».
Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_profilaktike.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая деятельность социального педагога по формированию ЗОЖ.

Цель: Приоритет позитивной профилактики основанной на формировании ЗОЖ и развитии внутренних ресурсов ребёнка.

Ведущей деятельностью в период младшего школьного возраста является - игра. Через игру идёт формирование культуры здоровья. Проводятся уроки здоровья.

« Главный лепесток цветика-  семицветика»

« Как чёрные братья решили завоевать мир»( о злых чародеях Алкоголе и Никотине».

Конкурсы рисунков « Здоровье- это здорово»

« Солнце ,воздух и вода- наши лучшие друзья».

Действует программа профилактических занятий  для детей младшего школьного возраста « Если хочешь быть здоров»

Учебно- тематический план для учащихся младшего школьного возраста.

Тема

Кол-во часов

1.

Знакомство.

1

2

Привычки и здоровье.

1

3

Мои эмоции. Как справиться с гневом.

1

4

Я и мои друзья. Как поддерживать дружбу.

1

5

Мы и наши близкие . Взаимодействие с другими взрослыми.

1

6

Навык аккуратного обращения с лекарствами.

1

7

Курение –это зло.

1

8

Что такое алкоголь.

1

9

Привычка сохранять здоровье.

1

Особенности профилактической работы в подростковом возрасте.

Идёт активный поиск своего «Я». Желание быть как все продиктовано для этого возраста страхом одиночества, отсутствием друзей.

Эффективным средством освоения подростками навыков безконфликтного общения и формирования поведения, которое позволит  подросткам  ответственно относиться к собственной жизни, принимать правильные,           « здоровые» жизненные решения, обладать высокой сопротивляемостью негативным формам давления является тренинг.

-Ктоя? Каков Я.

- Тренинг профилактики правонарушений

-Ценность моей  и твоей личности

-Умение говорить нет!

При организации педагогической профилактики анкетирование выполняет ряд важных функций:

-определяется актуальность

-полученные данные позволяют выявить направление профилактики

-служат показателем эффективности работы педагогов.

Для этого на начало учебного года и конец проводится

-опросник ЗОЖ

-Анкетирование « О здоровом образе жизни».

Создана программа « Помогая другим помогаю себе». Целью которой  является создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям.

Среди причин явного неблагополучия со здоровьем  обучающихся немаловажным фактором является и отсутствие необходимых знаний у детей по организации здорового образа жизни, так как большинство воспитанников из неблагополучных семей, в которых детям не прививаются элементарные навыки ведения здорового образа жизни.

Поэтому,  работая в рамках  программы «Социальный педагог», я большое внимание уделяю вопросу   «Внедрения и распространения здорового образа жизни».

Основная  цель моей работы:

«Формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью».

Для достижения цели выделила ряд первоочередных  задач:

- сформировать у детей и подростков внутреннюю потребность положительного  отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей;

- проведение пропагандистской работы по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;

- разработка и внедрение системы оздоровительных и профилактических мероприятий.

- сформировать потребность в применении полученных знаний и умений на практике через привлечение обучающихся к участию в проводимых мероприятиях.

В  связи с этим в своей работе опираюсь на дидактические принципы коррекционной педагогики.

1.        Индивидуальный и дифференцированный подход.

2.        Принцип развития, т.е. выделение в процессе обучения и воспитания  тех задач, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3.        Опора на успех ребенка в любой деятельности.

Изучая детей на занятиях, наблюдая за их  деятельностью на уроках и во внеурочной деятельности, анализируя результаты анкетирования  выделила  те трудности, с которыми чаще всего сталкиваются обучающиеся , и над преодолением которых я  работаю.

Это:

1.        Отсутствие знаний теоретического материала по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни;

2.        Низкий уровень самостоятельности и самоконтроля в вопросе отношения к собственному здоровью .

3.        Работа в составе коллектива.

В своей работе использую здоровье сберегающую технологию, направленную на формирование навыков здорового образа жизни. Повышая свой теоретический уровень:

-через работу в школьном МО учителей  «Коррекция и развитие», в рамках которого выступала с сообщением «Здоровьесбережение образовательного учреждения, как направление деятельности социального педагога»;

-  через  курсы  повышения квалификации по теме «Профилактика суицидального поведения детей и подростков», по теме «Современные технологии профилактики потребления психоактивных веществ в образовательной среде» по программе «Безопасность жизнедеятельности при ГБОУ ДПО НСО Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;

- курсы повышения по теме  «Технологии работы в светлой и темной комнате с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» при НГПУ;

- через участие во Всероссийской Педагогической  Видеоконференции  по теме «Социокультурные и психолго-педагогические факторы детского и подросткового отклоняющегося поведения в современном обществе».

Воплощение «Внедрения и распространения здорового образа жизни на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий» происходит через участие учеников  в различных акциях, конкурсах, конференциях; проведении дней здоровья и т.д.

Трудности восприятия и освоения теоретического материала преодолеваем как на групповых  занятиях «Помогая другим, помогаю себе»,  так и индивидуальных, с учетом личностных особенностей ребенка, а так же через работу лектория   «На пути к здоровью»

Для проведения теоретических занятий, приглашаются как медицинские работники образовательного учреждения, так и  специалисты Ордынской ЦРБ (нарколог, психиатр,  педиатр),  которые рассказывают о «Здоровом образе жизни».

Специалисты ОГИБДД МО МВД России «Ордынский» проводят занятия с воспитанниками «Соблюдая правила дорожного движения - сохраняешь свою и чужую жизнь».

Проведение конференций «Алкоголь и подросток» для учащихся 6-8 классов, «Скажем наркотикам-НЕТ» для учащихся 9-11классов, «Табокурение и пиво» для учащихся 5-8 классов,   в рамках месячника  «Здоров –значит счастлив» , где учащиеся выступают со своими проектами, написанными под моим руководством, позволяют школьникам  закрепить полученные теоретические знания.

Полученные теоретические знания закрепляются и  при участии в проводимых  конкурсах  как внутри школы: конкурс рисунков «Здоровье- это здорово», «Все мы дети одной планеты»,

так и районном конкурсе  «Зеленая волна-2013»,  районном  слете «Техника пешего туризма»,

районном фестивале   «Я все сумею, всё смогу»

в  областном  конкурсе  «Моя планета – Земля

Олимпиаде «По основам безопасности жизнедеятельности»,  на которых учащиеся школы показывают хорошие как теоретические, так и практические навыки и занимают призовые места. При этом решается ещё одна трудность наших детей это  низкий уровень самостоятельности и самоконтроля.

Воспитанники школы принимают активное участие в проведение ежегодной акции «Чистый берег» «Конфета за сигарету», «Письмо самому себе»,  «Сделай правильный выбор», «За здоровье и безопасность детей» в ежегодной декаде инвалидов  «». Участие в  проводимых акциях учит детей работать в коллективе.

практические практикумы (классные часы) «Жизнь одна», «Поделись добротой» диспуты « Зачем пришел я в этот мир», занятие –тренинг « Мир моих чувств и эмоций». Слайд –шоу «Невозможное – возможно» «Творчество – как образ жизни»   и другие формы работы – все это способствует пропаганде здорового образа жизни.

В школе организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные соревнования, игры, работают секции по различным видам спорта.

Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями, воспитателями организуются экскурсионные поездки в заповедники, музеи, прогулки по городу.

Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.

По результатам диагностики учащихся школы в 2012-2013 учебном году был определен уровень мотивации участия обучающихся в мероприятиях, направленных на укрепление и сохранение здоровья. Диагностика проводилась в 2 этапа: в начале и в конце года. анализ которых показал процентный  рост  - сформированности  у детей и подростков внутренней  потребности положительного  отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.  Уменьшилось количество курящих детей. В течение  2013\14 учебного года увеличилось число учащихся постоянно участвующих в проводимых мероприятиях, где применялись                                    на практике полученные знания по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни.

Награды, полученные детьми на областных и районных конкурсах  явились для них  положительной мотивацией в вопросе сохранения здоровья и здорового образа жизни;

В настоящее время свою работу строю, опираясь  на основное направление – сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача дальнейшей моей работы – создание системы работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье школьников, но и изменить психолого-педагогическую среду  школы.

Прогнозируемый результат данной технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.

Социальный педагог:                                                   Колесникова Г.И.