Конкурсная игра "Азбука права: права ребенка"
материал на тему

Игра по правам ребенка в виде командных конкурсов для 6-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_prava-prava_rebenka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ясненская СОШ № 7»

Поярова А.А., социальный педагог

Конкурсная игра “Азбука права: права ребенка”

Звучит «Журавлиная песня»

Вступ. слово СП.

Для многих из вас эта песня незнакома или вы слышали ее 1-2 раза в своей жизни. Для меня эта песня дорога. Она будит во мне воспоминания о школьных годах, о том возрасте, в котором вы сейчас находитесь. А это детство! Счастливая пора! Много было счастливых мгновений и беззаботных дней!

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

Так ли все хорошо с детством?

Резко сократилась рождаемость, возросла смертность, образовался так называемый демографический крест на территории многих регионов России. Из 16- летних к пенсионному возрасту подойдёт только 50%. У 50% детей функциональные отклонения в организме, у 60% - психические, и только 1% - здоровые дети. Растёт количество преступлений, совершённых детьми, каждое 4 - ое из которых в алкогольном или наркотическом опьянении. 2/3 преступлений носят имущественный характер.

Почему это происходит? Настоящая война против детей в нашей стране! Вспомните песни для детей и про детей, которые звучали бы по радио или по ТВ, современных авторов? А фильмы? “Один дома” или эти бесконечные боевики. А реклама? В результате свободы нравов растёт количество самоубийств среди детей. 78% из - за проблем общения, 47% детей не могут с “продвинутыми” общаться, 6 млн. беспризорников. Детей оставляют в роддомах. Каждую среду “Липецкая газета” печатает фотографии “Найди меня, мама”. А преступления взрослых против детей, изнасилования, убийства, втягивание в проституцию – обычное дело для больших городов.

И только 15 – 20 минут в день родители уделяют детям. И даже такой, на первый взгляд, незначительный факт - общение в семье построено на крике, родители мстят детям за то, что они им мешают. А ведь ещё в 19 веке Ф.М.Достоевский сказал: “Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”.

Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.

Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации»,  «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре.  20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка. 10 декабря – день прав).

Поэтому наша встреча называется “Азбука права: права ребенка” и посвящена она Конституции РФ.

Встречаются 3 команды.

1 конкурс «Документы»:

-Перечислите документы, защищающие права ребенка. Разделите их на 2 группы (работа с карточками – приложение 1).

Международные

Российские

Всеобщая декларация прав человека.

Конституция РФ.

Декларация прав ребенка.

Семейный кодекс.

Конвенция о правах ребенка.

Гражданский кодекс.

Уголовный кодекс.

(Максимально – 7 ответов. 1 ответ – 1 балл.

2 конкурс «Даты»:

-Назовите даты принятия документов о правах ребенка (капитаны вытягивают листки с названием документа).

  • Всеобщая декларация прав человека. (1948)
  • Декларация прав ребенка. (1959)
  • Конвенция о правах ребенка. (1989)
  • Конституция РФ. (1993)
  • Семейный кодекс. (1996)
  • Гражданский кодекс. (1996)

За одну дату – 1 балл.

3 конкурс «Узнай право»:

-По предложенному предмету команды по-очереди называют право, которое он напоминает.

  • Свидетельство о рождении (на имя, на жизнь).
  • Мед.полис (на мед.обслуживание).
  • Учебник (на образование).
  • Фото дома (на жилище).
  • Фото семьи (жить и воспитываться в семье).
  • Фото моря (отдых).

За правильный ответ – балл.

4 конкурс «Символы России»:

-Собрать текст Гимна России (по строчкам)

-Собрать флаг России (по цвету)

-Показать Герб России (выбрать из нескольких)

За правильно выполненное задание – 1 балл.

5 конкурс «Правознайка»:

-Найдите и исправьте ошибки в предложенных утверждениях. Если считаете утверждение верным, необходимо сказать об этом (приложение 2). За правильный ответ – балл.

 1)    Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 16-летнего возраста.

2)    По Трудовому кодексу РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 14 лет.

3)    Право избирать и быть избранным относится к гражданским правам.

4)    Право посещать музеи, выставки, кинотеатры относится к социальным правам.

5)   Право на семью и семейные отношения регламентируются Гражданским кодексом РФ.

6)    После достижения 16 лет человек имеет право вносить вклады в банки и распоряжаться ими.

7)    Обязанность защищать свою родину не прописана в Конституции РФ.

8)    Избирательное право получает гражданин, достигший 16 лет.

9)    Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

6 конкурс «Ситуации»:

-Теперь вашему вниманию будут предложены правовые ситуации (приложение 3), которые могут произойти в нашей действительности. Вам необходимо дать правовую оценку и провести правовой анализ этих ситуаций, а также определить были ли нарушены чьи-либо права и какие. Время обсуждения 2-3 минуты. За правильный ответ – балл.

Ситуация 1:

Саша И., которому неделю назад исполнилось 18 лет, пришел в день выборов на избирательный участок. Однако работник избирательного участка отказал ему в праве проголосовать, сославшись на Конституцию РФ и Закон о выборах и на то, что Саша не достиг необходимого возраста.

Ситуация 2:

        16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу, в ночную смену. Правильно ли поступил работодатель при приеме Пети на работу?

Ситуация 3:

Петя во время урока свободно ходит по классу, так как считает, что имеет право на свободу передвижения. Учитель недоволен и садит Петю на место. Значит ли это, что учитель нарушает права Пети?

7 конкурс «Кто больше?»

-Назовите сказки, мультфильмы, литературные произведения, в которых нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Команды по-очереди называют произведения, за каждый ответ – 1 балл. («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси лебеди», …)

Подведение итогов игры.

Приложение 1

-Перечислите документы, защищающие права ребенка.

Международные

Российские

  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Декларация прав ребенка.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция РФ.
  • Семейный кодекс.
  • Гражданский кодекс.

-Перечислите документы, защищающие права ребенка.

Международные

Российские

  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Декларация прав ребенка.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция РФ.
  • Семейный кодекс.
  • Гражданский кодекс.

-Перечислите документы, защищающие права ребенка.

Международные

Российские

  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Декларация прав ребенка.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция РФ.
  • Семейный кодекс.
  • Гражданский кодекс.

Приложение 2

 1)    Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 16-летнего возраста.

2)    По Трудовому кодексу РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 14 лет.

3)    Право избирать и быть избранным относится к гражданским правам.

4)    Право посещать музеи, выставки, кинотеатры относится к социальным правам.

5)   Право на семью и семейные отношения регламентируются Гражданским кодексом РФ.

6)    После достижения 16 лет человек имеет право вносить вклады в банки и распоряжаться ими.

7)    Обязанность защищать свою родину не прописана в Конституции РФ.

8)    Избирательное право получает гражданин, достигший 16 лет.

9)    Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

 1)    Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 16-летнего возраста.

2)    По Трудовому кодексу РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 14 лет.

3)    Право избирать и быть избранным относится к гражданским правам.

4)    Право посещать музеи, выставки, кинотеатры относится к социальным правам.

5)   Право на семью и семейные отношения регламентируются Гражданским кодексом РФ.

6)    После достижения 16 лет человек имеет право вносить вклады в банки и распоряжаться ими.

7)    Обязанность защищать свою родину не прописана в Конституции РФ.

8)    Избирательное право получает гражданин, достигший 16 лет.

9)    Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

 1)    Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 16-летнего возраста.

2)    По Трудовому кодексу РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 14 лет.

3)    Право избирать и быть избранным относится к гражданским правам.

4)    Право посещать музеи, выставки, кинотеатры относится к социальным правам.

5)   Право на семью и семейные отношения регламентируются Гражданским кодексом РФ.

6)    После достижения 16 лет человек имеет право вносить вклады в банки и распоряжаться ими.

7)    Обязанность защищать свою родину не прописана в Конституции РФ.

8)    Избирательное право получает гражданин, достигший 16 лет.

9)    Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Приложение 3

Ситуация 1:

Саша И., которому неделю назад исполнилось 18 лет, пришел в день выборов на избирательный участок. Однако работник избирательного участка отказал ему в праве проголосовать, сославшись на Конституцию РФ и Закон о выборах и на то, что Саша не достиг необходимого возраста.

Ситуация 2:

        16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу, в ночную смену. Правильно ли поступил работодатель при приеме Пети на работу?

Ситуация 3:

Петя во время урока свободно ходит по классу, так как считает, что имеет право на свободу передвижения. Учитель недоволен и садит Петю на место. Значит ли это, что учитель нарушает права Пети?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Цель: изучение данных документов....

Сценарий мероприятия « Ваши права: права ребенка»

« Ваши права: права ребенка» Цели: Ознакомление детей с содержанием Конвенции о правах ребенка. Формирование элементарных знаний о правах человека и праве как регуляторе взаимоотношений между люд...

Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".

На уроке учащиеся  будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...

Семья и право. Права ребенка

Тестовые задания для повторения темы "Семья и право.Права ребенка" для 9-го класса по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцова...