Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия
методическая разработка по теме

Анна Ефимовна Власенко
Методическая разработка социальному педагогу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_vyyavleniya.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Бобровка Красноармейского района Саратовской области»

Алгоритм выявления,

профилактики и устранения

семейного неблагополучия

                                                              Подготовил

                                                                           социальный педагог

                                                                  Власенко А. Е.

2014 год

         “Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

 А. С. Макаренко

 

ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?

      Говорить о ребенке  в неблагополучной семье,  значит,  говорить о том:

    * какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;

    * как отражается семейное неблагополучие на ребенке,  склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;

   * как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать  у родителей раздражение, злость, нетерпение,  превращать семью в неблагополучную, а последнее,  в свою очередь,  может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;

   * что должны, хотя бы в общих чертах,  предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он - то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

  • На основании сигнала об ущемлении интересов ребёнка педагог проводит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребёнка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья.
  • Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники (соседи, коллеги родителей по работе,  детская поликлиника и т.д.).
  • Обобщение полученных данных, оценка уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребёнка.
  • Диагностика семейного благополучия через ознакомительную беседу с ребёнком.
  • Первая встреча с проблемной семьёй (лучше вызвать в учреждение, необходимо участие не только воспитателя, но и психолога, встреча не должна превышать 1 час с небольшим перерывом через 30 минут). Цель её – добиться от родителей признания, что в семье существуют проблемы, которые создают угрозу психическому и физическому здоровью ребёнка, мешают его полноценному развитию и воспитанию.
  • Обсуждение полученной информации на заседании комиссии по охране детства и работе с семьями,  находящимися в социально опасном положении.
  • Работа по повышению воспитательных способностей родителей.
  • Посещение семьи в месте её проживания.
  • Работа по восстановлению воспитательной функции семьи.

1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:

  • Органы социальной защиты населения;
  • Отдел образования;
  • Органы внутренних дел;
  • Органы здравоохранения;
  • Отдел по молодежной политике;
  • Служба занятости населения;
  • Сельская администрация;
  • РКДН и ЗП.

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:

  • Классные руководители;
  • Воспитатели д/с;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Жители поселка;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА:

НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%

  • Бродяжничество;
  • Агрессивность;
  • Хулиганство;
  • Кражи;
  • Вымогательство;
  • Правонарушения;
  • Аморальные формы поведения;
  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

 

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.

  • Низкая успеваемость;
  • Неврастения;
  • Отсутствие навыков личной гигиены;
  • Неуравновешенность психики;
  • Подростковый алкоголизм;
  • Подростковая проституция;
  • Болезни;
  • Недоедания;
  • Уклонение от учебы.

 

НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%

  • Конфликты с учителями;
  • Частое употребление неформальной лексики;
  • Суетливость или гиперактивность;
  • Конфликты с родителями;
  • Контакты с криминогенными группировками.

 

5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ:

  • Принудительное  лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав;
  • Консультирование;
  • Обучающие консультации для родителей;
  • Помощь общественных организаций;
  • Влияние через СМИ;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Административные штрафы;
  • Создание клубов по интересам;
  • Постоянный патронаж;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное  лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

  

ПРИЕМЫ (МЕТОДЫ) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения, либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

 

ВАРИАНТЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.

1.  Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями,  и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом,  и одинокого человека с комплексом неполноценности: уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может вырастить не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным  поведением, если  родители заняты постоянным добыванием средств  к  существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением,  находящаяся  за чертой бедности  по разным причинам: безработица,  низкая зарплата, алкоголизм,  неумение строить бюджет семьи,  - может породить разные последствия: лишение детей  необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей;  эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ;  вовлечение в торговлю,  несоответствующую возрасту,  подрывающую физические силы;  отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье; допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей  семье доход.

4. Семьи со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

5. Семья с нарушенными отношениями,  повышенной конфликтностью между членами семьи,  причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход от благотворного влияния семьи и школы.

6. Семьи  умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя  вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

7. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения,  безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей,  их неуживчивость со сверстниками и педагогами.

    Большое количество  семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не производить корректировки воспитательного воздействия усилиями школы, то приходится иметь дело с неблагополучными семьями.

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

 

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работа с неблагополучной семьей.

1

Диагностика семейного неблагополучия.

  • наблюдения специалистов;
  • анкетирование детей и родителей;
  • опросники;
  • тесты;
  • интервью узких специалистов;
  • мини-консилиумы;
  • тренинги;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • анализ документации паспортно-визовой службы;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
  • протоколы СКДН; РКДН;
  • заявки семьи на оказание помощи;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости.

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

  • советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;
  • консультации специалистов;
  • семейная терапия;
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальный социальный патронаж семей;
  • психотерапия;
  • родительские собрания на дому.

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.

  • группы риска;
  • спортивные группы;
  • тренинговые группы;
  • консультирование;
  • семейные вечера.

4

Профилактика семейного неблагополучия.

  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • семинары для учителей и родителей;
  • лектории для подростков;
  • устройство на работу;
  • летний лагерь;
  • летняя площадка;
  • постановка на учет ОВД, КДН. СКД;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

5

Помощь общества неблагополучным семьям.

  • институт приемной семьи;
  • институт молодой семьи;
  • детские приюты;
  • акции милосердия;
  • акция помоги пойти учиться;
  • материальная поддержка;
  • привлечение спонсорской помощи;
  • обмен одеждой, бывшей в употреблении;
  • лишение родительских прав.

 

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ.

  • Неблагополучные, «трудные родители» требуют особого подхода при общении с ними. Искусству общения с такими родителями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний.
  • Не рискуйте при проведении домашнего визита в семью алкоголиков, наркоманов. Это может быть опасно. Пригласите с собой представителя родительского комитета, психолога, членов комиссии по охране детства…
  • Своевременно информируйте заинтересованных ответственных лиц о фактах неблагополучия ребёнка в семье, нарушениях родителями его прав.
  • Индивидуальные формы работы наиболее эффективны при общении с данным контингентом родителей.
  • Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное общение при встрече, а также упрёки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создастся психологический барьер, из-за чего человек не сможет адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
  • В ситуации, угрожающей жизни и здоровью ребёнка, необходимо немедленно принять меры по ограждению его от негативного воздействия родителей, вплоть до лишения родительских прав.

  

СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

  • Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.
  • Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.
  • Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
  • Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
  • Личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей.
  • Воспитание должно строиться с опорой  на положительное в растущем человеке.
  • Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
  • Оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

 

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
  3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
  4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
  5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительный рост и достижения  действий семьи.
  6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала  услышанное.
  7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
  8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни.
  9. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей.
  10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во  что бы то ни стало, ни  такая  же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия

Алгоритм включает:1. Совместная работа;2. Источники информации о семейном неблагополучии;3. Дополнительные источники;4. Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка;5. Эффективные м...

Семинар классных руководителей "Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия"

Семинарское заняиме с элементами тренинга для классных руководителей среднего звена...

Программа «Шанс» по профилактике и коррекции семейного неблагополучия в условиях социально- реабилитационного центра.

Поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого- педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско- родительских отношений....

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия...

О работе по профилактике социального и семейного неблагополучия

Для эффективной профилактики социального сиротства необходимо выявление и возможная коррекция факторов , способствующих формированию семейного неблагополучия, а также межведомственное сопровождение се...