Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога.
статья на тему

Кырза Наталья Борисовна

Одна из задач социального педагога в образовательном учреждении – содействие в социализации обучающегося, продуктивному личностному росту при решении жизненных проблем и его взаимодействия с окружающим миром.

Социализация – длительный, постоянный и противоречивый процесс вхождения индивида в социальный мир. Он предполагает усвоение актуальных знаний, выработку практических умений, приобщение к пропагандируемой в обществе системе ценностей. В ходе социализации формирующаяся личность осваивает различные социальные роли, накапливает жизненный опыт, обретает устойчивую линию поведения.

К основным аспектам социализации старшеклассников необходимо отнести следующее:

·         формирование положительного отношения к учебе и своему дальнейшему образованию;

·         сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций;

·         выработка системы жизненных приоритетов и ценностей;

·         накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми;

·         формирование гражданской позиции, осознанного отношения к общественно-политическим процессам, происходящим в стране.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_uchashchikhsya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога.

Кырза Наталья Борисовна

социальный педагог МОУ «Майская гимназия»

Одна из задач социального педагога в образовательном учреждении – содействие в социализации обучающегося, продуктивному личностному росту при решении жизненных проблем и его взаимодействия с окружающим миром.

Самое распространённое определение социализации даётся в Российской педагогической энциклопедии, в которой говорится, что социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. В социологическом словаре указано, что социализация – процесс, в ходе которого культура общества передаётся детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни.

Социализация – это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу. Этот процесс проходит как в результате воспитания, целенаправленного воздействия на ребёнка, так и в результате самостоятельного осмысления действительности подростком. То есть социализация имеет двустороннюю направленность: сам человек прилагает усилия для овладения социальными навыками и общество, посредством воспитания, образования, приобщения его к культуре, трансформирует его.

Выделяются факторы десоциализации: антисоциальная семья, нищета семьи, пьянство, наркомания, ранняя беременность, вовлечение в преступные и тоталитарные группы, физические травмы и дефекты, потеря жизненной перспективы, непонимание окружающих, одиночество, травля со стороны сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления, расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью. 

Практически все, что происходит в жизни ребёнка можно рассматривать как причины социализации, обусловливающие усвоение тех или иных норм поведения. За последние 10 лет заметно изменилось социально-экономическая ситуация в стране, стали другими нормы и ценности, людьми поведения в обществе, мир, в который должен вступить выпускник, поэтому социализация старшеклассников приобретает особую актуальность.

Подростковый период называют “трудным возрастом”, “переломным периодом”. Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично с взглядами сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраивается ее верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего “Я” происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Это подтверждают и результаты анкеты, проведенной в МОУ Майская гимназия  в ноябре 2012 года социальным педагогом.

Осознавая себя частицей мира, 53% наших старшеклассников ощущают себя прежде всего гражданами своей страны, считают себя независимыми (“я сам по себе”) – 17%. Наш опрос подтвердил, что семья и родители очень значимые в жизни выпускников.

Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. На первое место наши выпускники ставят семейные и дружеские отношения, затем – “хороший заработок и материальное благополучие”; душевную гармонию и спокойствие, свободу – возможность быть самому себе хозяином.

Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно, если они касаются одежды, внешнего вида, манеры поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику “Я”. Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров “хорошо” и “правильно” только то, что им нравится.

.

Старший школьный возраст – это период вхождения в мир человеческой культуры и общественных ценностей, т.е. это процесс социализации, а с другой – возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я. Самосознание выпускников тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. Опрос, проведенный в ходе анкеты “Молодежный образ жизни”, показал широкий спектр выбираемых профессий – от артиста, журналиста, экономиста, юриста, архитектора до государственного деятеля и предпринимателя. Единицы выбрали для себя профессию врача, военного и рабочего, учителя, инженера, фермера. Эти данные подтверждают и выводы фонда “Общественное мнение”: в начале 2000-го года учителями хотели стать 4% россиян, сегодня – меньше трех. Для старшеклассников характерна ориентация на профессии, не всегда востребуемые обществом.

66% анкетируемых нацелены на продолжение образования в высших учебных заведениях и понимают, что возможность получения хорошего образования зависит от собственного усердия и способностей (79%) и только 12% – от помощи семьи и наличия необходимых средств, нужных знакомств и связей, а 17% надеются на удачу и везение.

61% старшеклассников стремятся к жизненному успеху и мечтает о хорошей карьере, создании семьи, считают, что в семье должно быть 1–2 ребенка, верят в свою счастливую личную жизнь.

Никто не считает важным в своей жизни стремление к удовольствиям. Прагматичность современной молодежи подтверждает факт, что к высокому материальному уровню стремится 28% опрошенных, а к интересной творческой работе только 17%.

Анализ анкет показал, что старшеклассники ориентированы на здоровый образ жизни, считают недопустимыми занятия проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством и воровством. Судя по анкетам, можно считать социализацию наших выпускников вполне успешной. Важный момент деятельности социального педагога это оказание помощи в социальном взрослении старшеклассников, научить их моделировать свое будущее, отстаивать свои права, уважать интересы других людей, избежать опасностей социализации.

Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Одним из направлений работы школы и социального педагога является вовлечение подростков в разнообразные виды деятельности (тематические и воспитательные мероприятия, коллективные творческие дела). Помощь во временном трудоустройстве подростков, особенно из категории социально незащищенных (сироты, малоимущие, многодетные, “трудные” подростки), пропаганда культурного досуга и здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни, профилактика девиантного поведения, употребления ПАВ, подготовка старшеклассников к профессиональной адаптации являются ведущими направлениями в работе социального педагога по социализации старшеклассников.

Школой взросления, самостоятельности является общественное детское объединение, в нашей школе это детская общественная организация « Радуга». Социальный педагог сотрудничает  с объединением по направлению «Милосердие и дружба» — это и сбор вещей для малоимущих. Участие в мероприятиях акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам», «Мы выбираем жизнь», «Правовой ликбез».

В последнее время в практику работы школ входит курс “Мой выбор” для учащихся 9–11-х классов, который позволяет формировать у школьников умения и навыки принимать решение. Брать ответственность за свои поступки, выделять главное и второстепенное в решении проблем, аргументировать свои позицию, находить компромиссные решения в конфликтной ситуации, позволяет школьнику понять особенности своей личности.

Исходя из всего изложенного выше делаем вывод:

Социализация – длительный, постоянный и противоречивый процесс вхождения индивида в социальный мир. Он предполагает усвоение актуальных знаний, выработку практических умений, приобщение к пропагандируемой в обществе системе ценностей. В ходе социализации формирующаяся личность осваивает различные социальные роли, накапливает жизненный опыт, обретает устойчивую линию поведения.

К основным аспектам социализации старшеклассников необходимо отнести следующее:

  • формирование положительного отношения к учебе и своему дальнейшему образованию;
  • сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций;
  • выработка системы жизненных приоритетов и ценностей;
  • накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми;
  • формирование гражданской позиции, осознанного отношения к общественно-политическим процессам, происходящим в стране.

Трудности социализации в этот период связан с тремя главными обстоятельствами:

  • несовпадение высокого уровня притязаний (стремление стать героем, нравиться) и низкого социального статуса подростков, который задан их возрастом;
  • несовпадение старого стиля водительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда останется ребенком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, заданных им психофизиологическим повзрослением;
  • противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников.

Все эти аспекты социализации значимы и взаимосвязаны, ибо личность есть уникальная ценность и “не формируется по частям”.

Социальный педагог, учитывая аспекты социализации, через программы профориентации, полового просвещения и воспитания, правовой культуры, программу “Мой выбор”, через пропаганду здорового образа жизни, приобщение старшеклассников к волонтерскому движению и деятельности детских общественных организаций вносит вклад в социализацию выпускников.

Литература: 

  1. Л.В. Мардакаев. Словарь по социальной педагогике. АСАДЕМА, 2002.
  2. А.И. Кравченко. “Введение в социологию”. М. Просвещение, 2001.
  3. А.В. Мудрик. Социальная педагогика. М., 2003.
  4. П.А. Шептенко, Р.А. Воронина. Методика и технология работы социального педагога. М. АСАДЕМА, 2002.
  5. Р.В. Овчарова. Справочная книга социального педагога. Творческий центр. М., 2001.
  6. В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова. Представление старшеклассников о будущем как аспект их социализации. (1998)
  7. Журнал "Воспитание школьников"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности социального педагога по профессиональной ориентации учащихся основной школы

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Поэтому одно из направлений работы социального педагога  - это профориентация....

Основные направления и содержание деятельности социального педагога

Основные напрвления и содержание деятельности социального педагога...

деятельность социального педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условияхреализации ФГОС.

деятельность социального педагога в процессе социализации и воспитания обучающихся в условияхреализации ФГОС.docx...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Важнейшей задачей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и под...

«Деятельность социального педагога по формированию условий социализации школьников. Гражданско – патриотическое воспитание (на примере МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск)»

laquo;Деятельность социального педагога по формированию условий социализации школьников. Гражданско – патриотическое воспитание (на примере МОУ СОШ № 18 им. Подольских курсантов Г. о. Подольск)...

Персональный контроль работы молодого специалиста как одно из направлений деятельности администрации школы по поддержке молодых учителей.

Цели и задачи персонального контроля. Примерный план работы с молодыми специалистами на учебный год.Анкета: Выявление затруднений в педагогической деятельности учителя....

Нормативно-правовые основы, регламентирующие направления деятельности социального педагога

В данной статье отображены основные документы, регламентирующие деятельность социального педагога в системе образования, которыми он пользуется в повседневной работе....