Добрая Дорога Детства
методическая разработка по обж по теме

Янбекова Индира Фатиховна

Занятия по «ПДД» дают обучающимся основы знаний правил дорожного движения и  направлены на снижение травматизма и сокращения аварийных ситуаций на городских улицах и автомагистралях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdd.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы с детьми. На данных занятиях учащиеся:

  • приобретают знания и навыки поведения на улице;
  • усваивают правила движения по дороге;
  • учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика;
  • усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах;
  • учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем;
  • знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.

Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

Формы обучения младших школьников ПДД:

  • тематические занятия;
  • игровые уроки;
  • практические занятия в «городах безопасности»;
  • конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД.

Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры.

В процессе обучения школьников ПДД не обойтись и без бесед. Лучше строить беседу на разборе  конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Нужно проанализировать, почему совершено нарушение ПДД, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.

Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться в том случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи, общеобразовательного учреждения, и все их действия целенаправленны.

После каждого занятия с помощью контрольных вопросов, заданий необходимо проводить проверку того, как учащиеся усвоили ПДД.

Мы жители  21 века, где из года в год стремительно растет число транспорта.  Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому я считаю, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.

          Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому я составила свою программу «Дорожная азбука» для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.

           Я считаю, что ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому моя программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше я научу детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Эту программу можно использовать для учащихся 1-4 классов.

           Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

         Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.

        Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона.    Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, занятия в «автогородке» или на автоплощадке, имеющихся на территории школы.  

 Учащийся должен иметь отдельную тетрадь, с которой он зарисовывает знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывает конкретные правила и т.д. Во время ответов дети должны не только рассказывать сами правила, но и приводить примеры использования этих правил при передвижении по улицам и дорогам.

              С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.

           Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность.    Проведение КВНов и мероприятий позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди учащихся других классов.

Цель программы: создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей; ученик знающий и соблюдающий ПДД.

Задачи программы:

  • научить  детей культуре поведения на дорогах и улицах;
  • организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков;
  • закрепление знаний ПДД учащимися школы;
  • предоставление базового образования обучающихся в рамках государственных стандартов;
  • создание методической копилки инноваций педагогов школы, разработка методических рекомендаций для проведения классных часов и занятий по ПДД;
  • создание отряда ЮИД, привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Дидактические принципы:

- систематическое изучение правил дорожного движения,

- осознанность в их усвоении,

- постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии

возрастными возможностями обучающихся.

Направления программы

Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:

  • знакомство с историей ПДД
  • развитие практических  навыков
  • применение их в реальной  жизни.

Методическая работа

Создание методической копилки инноваций педагогов;  

разработки мероприятий, тематических вечеров, праздников, памяток, контрольно-диагностических материалов.

         

Ожидаемые результаты        

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
  • Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД
  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ на 25 %).
  • Освещение результатов деятельности в постоянно действующем уголоке безопасности дорожного движения)

Формы обучения по  ПДД:

  • тематические занятия
  • игровые уроки
  • практические занятия в «городах безопасности»
  • конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД
  • настольные, дидактические и подвижные игры, беседы
  • Оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
  • Конкурсы рисунков и стенгазет
  • Конкурсы агитбригад по ПДД
  • Игра «Безопасное колесо»;
  • Посвящение новичков в пешеходы
  • Проведение занятий по ПДД

Совместная работа  с отделом ГИБДД

  • Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися.
  • Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся.
  • Совместное планирование деятельности  с ГИБДД.

Организация работы отряда ЮИД

Работа с родителями

  • Проведение родительских собраний по тематике ПДД
  • Составление и распространение памяток ребенок и дорога
  • Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера
  • Совместные праздники, конкурсы

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Знать:

  • все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
  • правила движения по загородной дороге;
  • все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
  • все сигналы светофора и их значение;
  • правила перехода проезжей части;
  • правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.

Уметь:

  • применять на практике основные правила перехода проезжей части;
  • перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
  • выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.

Формировать и развивать у учащихся:

  • устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
  • познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
  • понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
  • самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

Наименование разделов и тем

Кол-во занятий

Сроки

Примечание

1.

Соблюдай правила дорожного движения. Улицы и движение в нашем городе.

2

Сентябрь

2.

Движение по тротуарам и обочине. Дорожные знаки и дополнительные средства информации.

2

Октябрь

3.

Перекрестки и их виды.                                Правила пользования транспортом.

2

Ноябрь

4.

Движение пешеходов по загородным дорогам.                                                                  Основные  понятия и термины Правил дорожного движения.

2

Декабрь

5.

Дорожная разметка и дорожные знаки. Элементы улиц и дорог.

2

Январь

6.

Сигналы регулирования дорожных знаков. От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге.

2

Февраль

7.

Сигналы транспортных средств.                              На железной дороге.

2

Март

8.

Переход улиц и дорог.                                                          Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (при кровотечениях и ожогах).

2

Апрель

9.

Правила перехода улицы после выхода из общественного транспорта.                                                   Езда на велосипеде.

2

Май

10.

Контрольная по ПДД.

2

Май

Вопросы итогового контроля знаний учащихся

  •   Назови участников дорожного движения.
  • Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
  • Назови части городской (загородной) дороги.
  • Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
  • Как называется место, где пересекаются улицы?
  • Назовите типы перекрёстков.
  • Какие бывают пешеходные переходы?
  • Расскажи свой путь «Дом – школа»
  • Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
  •  Где следует ожидать общественный транспорт?
  •  Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
  • Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
  •  Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
  •  Что такое «зебра»?
  •  Что такое «островок безопасности»?
  •  Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
  •  Какие бывают пешеходные переходы?
  •  Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
  •  Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
  •  Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
  • Где должны ходить пешеходы?
  •  Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
  • Какие дорожные знаки тебе известны?
  • Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?
  •  Какие бывают светофоры?
  •  Что означает каждый сигнал светофора?
  •  Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
  •  Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
  •  Какое движение называют правосторонним и почему?
  •  Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?

Учащиеся, кроме перечисленного, должны знать:

  • что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
  • правила:

- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;

- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;

- перехода железной дороги.

  • Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с - двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

- переходить железнодорожные пути;

- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.

  • Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
  • Какие вы знаете элементы дороги?
  • Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?          
  • Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
  • Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
  • Зачем нужны обочина и кювет?
  • Как отличить главную дорогу от второстепенной?
  • Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
  • Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
  • Для чего нужны дорожные знаки?
  • Где и как устанавливаются дорожные знаки?
  • На какие группы делятся все дорожные знаки?
  • Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
  • Какие   знаки   для   пешеходов   входят   в   группу   информационно-
  • указательных знаков?
  • Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
  • Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
  • Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 6 – 7 ЛЕТ ПО ПДД

1. Тема "Проезжая часть улицы. Тротуар"

Цель: научить ребенка безопасному движению по улице.

Задачи: дать понятия "проезжая часть улицы", "тротуар". Познакомить с правилами безопасного движения по тротуару, научить ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Начать изучение темы с наблюдения за движением машин и людей. Поставить перед ребенком проблему: "Почему же машины не сталкиваются и не наезжают на людей?"

Объяснить, что машины движутся по разным сторонам улицы, и та часть улицы, где едут машины, называется проезжей, а часть улицы, которая предназначена для движения пешеходов, - тротуаром. Познакомить с правилами движения пешеходов по тротуару (по правой стороне), отработать знания на практике.

Задание 1. Провести беседу по картинке, в результате чего ребенок должен узнать и запомнить понятия "проезжая часть улицы",  "тротуар",  "пешеход". Вспомнить правила движения по тротуару и запретить ребенку ходить по бордюрам, отгораживающим дорогу от тротуара.

Задание 2. С целью выяснения того, как дети усвоили понятия «проезжая часть» и «тротуар», попросить их раскрасить проезжую часть в голубой цвет, а тротуар в желтый. Если дети справились с заданием, то тема понята. Полученные знания по теме отработать во время прогулки. С целью повторения правил движения по тротуару ребенку необходимо провести анализ ситуации, работая с тетрадью и во время прогулки.

С целью проверки усвоения материала предложить задание 3. Нарисовать, для кого предназначены тротуары - на тротуаре, а для чего проезжая часть - на проезжей части. Полученные знания отрабатывать на практике во время прогулки. Обязательно хвалите ребенка, когда он соблюдает правила движения по тротуару, и указывайте на неправильное поведение, когда ребенок балуется вблизи проезжей части.

2. Тема "Светофор"

Цель: научить пользоваться сигналами светофора для обеспечения безопасности перехода проезжей части.

Задача: познакомить с сигналами светофора и со значением каждого сигнала.

Перед изучением темы спросить у ребенка: "Как получается, что все машины так дружно останавливаются, а люди узнают, когда им нужно переходить дорогу?" или: "Что будет, если мы сейчас перейдем дорогу?"

Объяснить, что все машины и пешеходы обязаны подчиняться сигналам светофора.

Познакомить ребенка со светофором, с обязательным показом его во время прогулки, рассказать о трех сигналах светофора, о значении каждого цвета. При этом целесообразно использовать стихи и загадки о светофоре.

Задание 1. По образцу раскрасить светофор, но прежде спросить у ребенка, карандашами какого цвета он будет пользоваться. Повторить порядок расположения цветов в светофоре.

Задание 2 предлагает "неправильный" светофор. Ребенок должен рядом расположить цвета в принятом порядке. В результате выполнения этого задания взрослый видит, запомнил ребенок цвета и порядок их расположения в светофоре или нет.

Задание 3. Прежде чем его выполнять, необходимо повторить или изучить (это зависит от того, какие знания уже есть у детей) значение каждого цвета в светофоре. При этом обратить внимание на то, что красный цвет - это цвет опасности, тревоги, запрета и т.д. Попросить детей привести примеры из жизни, когда красный цвет означает опасность или запрет. Если дети не смогут привести такие примеры, то взрослый сам рассказывает об этом. Сравнить красный цвет с огнем. На улице показать машину пожарной службы, которая окрашена в красный цвет; на машине "скорой помощи" есть красный крест.

При выполнении задания 3 взрослый может в игровой форме давать ребенку указания к выполнению. Например:

а)   зажгите тот сигнал светофора, при котором Бом должен стоять (дети, знакомые со значением цветов светофора, должны раскрасить белый кружок красным цветом);

б)  зажгите тот сигнал, при котором Бом может переходить проезжую часть (дети должны раскрасить зеленым цветом белый кружок);

в) зажгите тот сигнал, при котором Бом должен быть очень внимательным: стоять и ждать зеленого сигнала светофора. При выполнении этого задания и при дальнейшем изучении Правил неоднократно напоминайте детям, что на желтый сигнал светофора переходить проезжую часть улицы нельзя: это очень опасно.

Если при выполнении задания 3 дети допускают ошибки или не могут объяснить, почему зажгли тот или иной свет, взрослый иными способами (например, экскурсия) объясняет значение цветов в светофоре:

Красный цвет - стой! Если ослушаешься - обязательно машина собьет, т.к. в это время пешеходы стоят, а машины едут.

Желтый цвет - стой! Это промежуточный цвет: не все машины на него успевают остановиться.

Зеленый цвет - идино прежде еще раз убедись, что все машины стоят.

Все время следует напоминать ребенку о том, что при переходе дороги смотреть только на светофор недостаточно, нужно смотреть на дорогу, т.к. есть водители-нарушители, которые ездят не по правилам, а это очень опасно для пешеходов.

При выполнении этого задания похвалите Бома за то, что на дороге нет машин, а он все равно подчиняется сигналам светофора. Пусть ребенок вспомнит, где ему может встретиться светофор: по дороге в детский сад, магазин, на прогулке и т.д.

Задание 4 предполагает анализ предложенной ситуации. Анализировать должен сам ребенок. От взрослого исходят только два вопроса: "Какое правило нарушил Бам?", "Как нужно было поступить?". Второй вопрос учит ребенка предвидеть ситуацию. Только после того как ребенок сможет четко проанализировать ситуацию сам и ответить на поставленные вопросы, можно привести его на улицу, где движение транспорта небольшое. Дождаться, когда загорится красный сигнал светофора, но машин не будет, и спросить, можно ли переходить дорогу. Затем объяснить, что машина может появиться внезапно: из-за поворота, из-за кустов и т.д.

После того как ребенок достаточно хорошо понял и вместе со взрослым потренировался переходить проезжую часть, обращая внимание на сигналы светофора, предложите ему поменяться ролями: "Давай, ты будешь папой (мамой, воспитателем и т.д.), а я твоим ребенком. Научи меня переходить дорогу, пользуясь светофором".

При этом новый "взрослый" берет крепко за руку свое "дитя", и они вместе переходят дорогу. "Дитя" может намеренно попытаться пойти на желтый сигнал светофора, прослеживая, как прореагирует на это его "папа". Не расстраивайтесь, если Ваш ребенок не заметил ошибки, а лучше тактично исправьте ее, называя своего ребенка "папой". Думается, что в роли взрослого захочется побыть каждому малышу.

Обязательно хвалите ребенка, если он строго следует сигналам светофора и замечает Ваши ошибки.

3. Тема "Дорожная разметка и знаки"

Цель: научить детей пользоваться дорожными знаками как источниками информации об улице.

Задачи: научить детей различать дорожные знаки по внешнему виду и познакомить с их названиями.

Задание 1. При обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах необходимо познакомить их с простейшей разметкой дороги - пешеходным переходом. Знакомство можно начать с загадки о зебре. Показать иллюстрацию с изображением зебры, обратить внимание детей на ее окраску. После этого рассказать и показать во время беседы на прогулке о дорожной разметке, которая называется пешеходный переход. Спросить, на какое животное она похожа, сказать, что пешеходный переход тоже называют "зеброй". Объяснить детям, что переход дороги разрешен пешеходам только по пешеходному переходу. Всю работу по ознакомлению ребенка с пешеходным переходом лучше провести на улице.

Задание 2. Для того чтобы увидеть, понял ли ребенок, для чего нужен пешеходный переход, и повторить значение сигналов светофора, можно предложить такое задание: "Посмотри внимательно и скажи, чего не хватает на рисунке для безопасности Бома?". После этого ребенок должен нарисовать "зебру".

Для того чтобы ребенок понял всю важность движения по пешеходному переходу для безопасности жизни человека на дороге, обратите внимание на людей, переходящих проезжую часть в неположенном месте, а также на то, что машины едут быстро и вмиг остановиться не смогут: если на дороге появится человек - произойдет несчастье. А там, где есть пешеходный переход, водители машин снижают скорость. Покажите ребенку пешеходные переходы в тех местах, где он чаще всего бывает. Вместе перейдите проезжую часть по "зебре", обращая внимание на светофор.

В задании 3 начинается знакомство с дорожными знаками. Уже в дошкольном возрасте можно рассказать детям о том, что дорожные знаки делятся на группы: запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные, предписывающие, знаки сервиса. Объяснить, что сервис - это услуга, а знаки сервиса объясняют, какую услугу можно получить неподалеку. Хорошо будет, если взрослый во время прогулки на улице намеренно приведет ребенка к знаку, и у ребенка появится естественный интерес к нему, или взрослый специально обратит внимание ребенка на знак. Может быть, по дороге в магазин вам случайно встретится какой-нибудь дорожный знак, пусть даже не предусмотренный тетрадью, покажите его ребенку, дайте возможность ему самому пофантазировать: придумать название знаку, место его установки и т.д., а затем сами расскажите о знаке.

Задание 4. На обобщающем занятии по теме "Дорожные знаки" попросить ребенка нарисовать знаки, которые он запомнил, или подобрать заранее загадки, где отгадками будут названия дорожных знаков, которые дети должны нарисовать. После выполнения этого задания нужно напомнить ребенку о тех знаках, которые он не нарисовал. Повторить, зачем нужны знаки, где они ставятся, как выглядят.

4. Тема "Движение группой"

Цель: научить безопасному движению по улице в группе.

Задачи: познакомить с правилами безопасного движения в группе.

Задание 1. По сюжетной картинке воспитатель проводит с детьми беседу, в которой повторяются правила движения группой. Также повторяются темы: "Пешеходный переход", "Светофор".

В задании 2 воспитатель проверяет, насколько хорошо дети усвоили эту тему, и просит внимательно посмотреть на картинку и подумать, что в ней не хватает. Дети рисуют флажки взрослым.

В задании 3 ребенок должен проанализировать ситуации и определить, нарушают ли дети ПДД. Если нарушают, то раскрасить звездочку в красный цвет, если ПДД не нарушены, то раскрасить звездочку в зеленый. В случае а) правила нарушены, т.к. группа идет на красный сигнал. В случае б) правила тоже нарушены, т.к. группа движется не по "зебре". В ситуации в) правила не нарушены. Отвечая, ребенок должен подробно объяснять, почему правила нарушены или не нарушены. 

Спросить, как ходит по улице его семья (он, мама, папа), и не нарушают ли они правила (если идут все вместе, держась за руки, то это неправильно, т.к. они занимают много места на тротуаре или пешеходной дорожке и могут мешать людям, которые идут навстречу).

5. Тема "Транспорт"

Цель: познакомить детей с различными видами транспорта и со значением транспорта в жизни людей.

Работая с сюжетной картинкой 1, воспитатель проводит беседу, в результате которой дети делают выводы: грузовой транспорт - возит грузы, пассажирский - возит людей - пассажиров, легковой - от слова "легкий", и для тяжелых грузов он  не предназначен.

В задании 2 воспитатель проверяет: усвоены ли детьми новые понятия. Нужно раскрасить грузовой транспорт синим цветом, легковой - красным, пассажирский - желтым.

Задание 3. Можно попросить детей нарисовать разные виды транспорта и рассказать, какой это транспорт. Дать разные варианты задания: одни рисуют легковой, другие - грузовой, третьи - пассажирский транспорт или транспорт, который ребенку больше нравится, транспорт будущего, при этом ребенок должен рассказать, для чего такой транспорт нужен, кто им сможет пользоваться. Можно предлагать ребенку все эти задания, но не сразу, а на разных занятиях в разные дни.

После того как ребенок хорошо запомнит различные виды транспорта, на улице объяснить и показать ему ситуацию, когда из-за больших (грузовых) машин или из-за пассажирского транспорта не видно легковой машины, а это опасно тем, что можно попасть под нее, если не быть внимательным. Следует постоянно напоминать, что прежде чем переходить дорогу, нужно дождаться, когда все машины будут хорошо видны. Пронаблюдать, как из-за больших машин выезжают маленькие. Ситуацию проиграть с игрушечными машинками или с кубиками разных размеров, заменяющими машинки.

Используемые источники:

  • Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
  • Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
  • Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
  • Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
  • «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
  • «Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
  • Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
  • Дорожная азбука.- М., 1974.
  • Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
  • Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
  • Материалы газеты «Добрая дорога детства».
  • Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
  • Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
  • Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина.  Казань, 1995.
  • «Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
  • Энциклопедия «Все обо всем».
  • Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
  • Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  • Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.
  • Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Добрая дорога детства"

28 мая 2011 года на базе ООО  УК "Зеленая волна" прошел I районный конкурс рисунков на стене "Добрая дорога детства" на тему безопасности дорожного движения. Инициаторами этого мероприятия стали ...

Программа «Добрая дорога детства»

Программа по обучению ПДД и основам безопасного поведения на улицахи дорогах для детей старшего дошкольного возраста "Добрая дорога детства"...

Добрая дорога детства

Увлекательное путешествие вместе с учащимися 5-7 классов по доброй дороге детства. Ребята побывают в загадочном замке, таинственном лесу, встретят нового друга. ...

"Добрая дорога детства!" (по ПДД)

Классный час в 7 классе по ПДД....

Заметки в местную районную газету "Новости Приобья". Статьи о деятельности объединения "Добрая дорога детства"

Заметка о проводимых мероприятиях и участиях обучающихся объединения "Добрая дорога детства" в профилактических акциях...

Сценарий " Добрая дорога детства"

Информация для педагогов-организаторов и учителей...

Статья "Добрая дорога детства" (по ПДД)

Статья о проведённых мероприятиях по профилактике дорожно-транспортных происшествий...