Проект "Школа волонтёрства".
проект (10 класс) по теме

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”.

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2011_god.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г.Арзамаса

ПРОЕКТ

«ШКОЛА ВОЛОНТЕРСТВА»

Арзамас,2011 год

Пояснительная записка

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”.

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Цели и задачи   проекта

Цели:

1.Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

2.Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

3.Снижение уровня социальной напряженности подростков и молодежи посредством получения ими позитивных эмоций при участии в мероприятиях волонтерского отряда.

Задачи

1.Формирование коллектива волонтеров.

2.Развитие личных и социальных компетенций участников, необходимых в волонтерской деятельности, повышение социального статуса волонтера через средства массовой информации.

3.Возрождение идею шефства как средства распространения волонтерского движения.

4.Пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)

5.Создание условия, позволяющие ученикам своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения  в подростковой среде. Предоставлять подросткам информации о здоровом образе жизни.

6.Создание механизма работы школы с окружающим социумом, через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.

Концептуальные основы проекта

Программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:

Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т. д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.

Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой деятельносмти, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

Последовательность (этапность).

Преемственность.

Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.

Партнерство:консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.

Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

Ожидаемые результаты:

Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

1.Овладение знаниями о здоровом образе жизни и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.

2.Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды.

3.Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН ОМВД России  по городу Арзамасу.

4.Формирование коммуникативных умений учащимися, формирование умения  владеть нормами социально одобряемого поведения.

Кадровое обеспечение проекта

1.Администрация образовательного учреждения.

2.Социальный педагог.

3.Классные руководители.

4.Волонтерский отряд..

Механизм реализации проекта:

Руководят работой волонтеров – Вачаева Т.Ю., социальный педагог.

Основой волонтерского движения является отряд учащихся - добровольцев.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ВОЛОНТЕРОВ

1.Обучение волонтеров

2.Просветительская работа.

3.Индивидуальная и коллективная работа.

Работа волонтеров осуществляется последующим направлениям:

1.«Нам жить и помнить!» - помощь ветеранам Великой Отечественной войны.

Актуальность:        

1.Молодое поколение стало забывать о значении победы в Великой Отечественной Войны, сама победа стала историй, сухими фактами из учебника.

2.Отсутствие должного внимания подрастающим поколением к историческим корням -  ветеранам войн и труженикам тыла века  великих потрясений.  

Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда,  своей семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления.

Задачи:

1.Формирование гордости за отечественную историю, сохранение исторической памяти поколений в памяти потомков;

2.Воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, традициям своей страны.

3.Проявление своей гражданской позиции, борьба с безнравственными и противоправными поступками людей.  

2.«Спорт и здоровый образ  жизни!» - пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании.

Актуальность:

Наша современная молодежь не ведет здоровый образ жизни. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.

Цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Задачи:

1.Воспитание у сверстников культ здоровья и обучение основам здорового образа жизни.

2.Формирование у школьников навыков сопротивления влиянию социальной среды.

3.Способствование преодолению вредных привычек учащихся путем привлечения их к физкультуре и спорту.

3. «За новые горизонты!» - создание социальных проектов, обучение волонтеров.

Актуальность.

В настоящее время проектная деятельность является одним из основных способов решения уставных задач детских и молодежных объединений.

Цель: научить основам проектно-организационной деятельности.

Задачи:

1.обучение основам проектной деятельности, помочь ребятам освоить алгоритм написания проекта, его осуществления;

Проект реализуется не ради самого себя, а ради решения конкретной проблемы!

Социальный проект необходим для того, чтобы решать пусть небольшие, но конкретные проблемы, чтобы видеть и анализировать результаты работы

«Я и закон» -правовое воспитание учащихся, ознакомление с правовым нормами.

Актуальность

Подростки не обладают информацией о правовых нормам и законах, в результате совершают административные правонарушения и преступления.

Цель: правовое воспитание учащихся.

Задачи:

1.Формирование знаний об ответственности несовершеннолетних.

2.Формирование социально одобряемых формах поведения у детей.-

ПЛАН

работы волонтерского отряда  "Школа волонтерства"

в 2012-2013 учебном году.

№ п/п

Направление

деятельности

Содержание деятельности

Сроки проведения

1

Обучение волонтеров

Права и обязанности волонтера

Сентябрь

2

Социальная помощь ветеранам.

«Адреса милосердия»

Сентябрь

3

Пропаганда ЗОЖ

Лекция «Жизнь без наркотиков»

Октябрь

4

Пропаганда ЗОЖ

Презентация фотоальбома «Мое свободное время»

Ноябрь

5

Пропаганда ЗОЖ

Представление «Суд над вредными привычками»

Февраль

6

Обучение волонтеров

Тренинг «Вербальные и невербальные способы общения»

Март

7

Пропаганда ЗОЖ

Соревнования «Веселые старты»

Апрель

8

Пропаганд ЗОЖ

Лекция «Ты то -что ешь»

Апрель

9

Социальная помощь ветеранам

Акция «Память жива»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое Волонтёрство

Волонтёрство понимается разными людьми по-разному. Тем не менее, несмотря на широкое разнообразие понимания, можно выявить некоторыеосновные характеристики, присущие волонтёрской деятельности....

Что такое ВОЛОНТЁРСТВО?

Презентация для классного часа о происхождении, принципах, видах волонтерства....

"Волонтёрство и добровольчество в современной школе"

Брошюра «Волонтёрство и добровольчество в современной школе» может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, ответственным за организацию ученического самоуправления в ГБОУ,...

Волонтёрство - как эффективная стратегия профилактики ПАВ зависимости.

В данной работе представлены методические рекомендации по организации и этапам волонтёрской работы с подростками....

Волонтёрство-презентация на немецком языке.

С каждым годом актуальность волонтерства все больше возрастает и подчас поражает своими масштабами. Активные и заинтересованные люди, неравнодушные к нуждам и проблемам других, есть во всех уголках зе...

Муниципальный этап XIX областного конкурса социальных проектов в рамках Всероссийской акции « Я гражданин – России!» Номинация: «Добровольчества и волонтёрства» Социальный проект «Добрая воля»

Нас в жизни окружает очень много равнодушных людей. Мы хотим изменить такое отношение к жизни у большинства из них.Своим проектом мы хотим привлечь к волонтерскому и добровольческому движению как можн...