Программа работы с трудными подростками в МОУ СОШ с. Утан
методическая разработка на тему

Гордий Оксана Владимировна

Многогранная деятельность МОУ СОШ с. Утан требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
           СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. УТАН

                                                                         «Утверждаю»

Директор МОУ СОШ с. Утан

___________В.А.Матафонова

Программа работы

с трудными подростками
в МОУ СОШ с. Утан

Социальный педагог

Гордий О.В.

с. Утан 2014г.


Оглавление

Пояснительная записка        

Цели и задачи программы        

Алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска» _        

1 этап – выявление детей «группы риска»        

2 этап – дифференциация по подгруппам        

3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности        

Методическое обеспечение   программы        

Кадровое обеспечение программы        

Формы подведения итогов реализации программы        

Ожидаемые результаты        


Пояснительная записка

В настоящее время понятие «дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» мы подразумевали детей с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Подростки из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания; не налажен контакт с педагогами школы. И как следствие, после посещения школы ребята предоставлены самим себе,  идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют.

Поэтому работа по организации свободного времени детей и подростков с девиантным поведением стала жизненно важным условием для школы с. Утан.

Многогранная деятельность МОУ СОШ с. Утан требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов, родителей, работников социальной сферы. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

В 1999 году в России был принят федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (изменения от 11 января 2013 г), регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми «группы риска». Он спроектирован с учетом принципов системности и представляет собой общегосударственную модель и технологию профилактической работы с несовершеннолетними.

Положив в основу данный закон, в МОУ СОШ с. Утан разработана программа деятельности с трудными детьми и подростками. Данная программа направлена на снижение негативных явлений в подростковой среде путем вовлечения ребенка в социально значимую деятельность.

Программа предоставляет детям  и подросткам  возможность попробовать себя (в качестве участника и организатора) в различных видах деятельности (участие в играх, тренингах, в социальных акциях и т.д.), почувствовать себя востребованными.

Направлена программа на детей и подростков с девиантным поведением 5-11 классов, реализуется в течение учебного года.

Цели и задачи программы

Цель программы: 

Социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением в условиях дополнительного образования.

Задачи программы:

  1. Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность.
  2. Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
  3. Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  4. Формирование  творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы.
  5. Повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она комплексная (совмещает в себе самые разнообразные направления работы с подростками) и реализуется с учетом категории подростков (находящихся в трудной жизненной ситуации), возрастных и индивидуальных особенностей участников.

В рамках Программы выработан следующий алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска»:

1 этап – выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

2 этап – дифференциация по подгруппам;

3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности.

Алгоритм сопровождения воспитанников «группы риска» в МОУ СОШ с. Утан

1 этап – выявление детей «группы риска»

Социальный педагог и классные руководители на основе данных операции «Всеобуч» производят сверку, на основе которой формируется банк данных о воспитанниках «группы риска» МОУ СОШ с. Утан. Он представляет собой документ формата doc, в котором хранится информация об обучающихся.

Банк данных позволяет осуществлять количественную и качественную оценку по специально выделенным критериям:

  • персональные данные воспитанника (ФИО, дата рождения, домашний адрес, информация о родителях, вид учета);
  • статистические данные (название объединения, педагог);
  • учет фактов нарушения Устава школы;
  • учет мероприятий, проводимых с обучающимися;
  • характеристика на воспитанника, где отмечаются положительные и отрицательные моменты и динамика изменений.

Банк данных об учащихся «группы риска» является открытым лишь для администрации школы и педагогов.

Полученная информация является источником для анализа и в результате - мониторингом проявления девиаций у учащихся школы, дает возможность более качественно спланировать профилактическую работу с данной категорией подростков.

2 этап – дифференциация по подгруппам

При анализе данных операции «Всеобуч» и состава обучающихся школы выявляются дети «группы риска», которые делятся на 2 подгруппы.

1 подгруппа – учащиеся, состоящие на различных видах учета и посещающие различные кружки школы.

2 подгруппа  - учащиеся школы, имеющие склонности к различным формам девиантного поведения, но не состоящие на учете.

3 этап – координация и осуществление профилактической деятельности

С учащимися первой и второй подгруппы планируется специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа. Главная особенность «гибкого сопровождения» заключается в реализации программ индивидуального сопровождения учащихся. С учащимися психолог школы проводит  диагностики.

Качество и эффективность профилактической работы зависят от того, насколько точно специалисты (психологи, соц. педагог и классные руководители) установят:

  • индивидуальные особенности ребенка, его проблемы психического, речевого развития, проблемы в эмоционально-волевой сфере, в обучении и профессиональном самоопределении;
  • зону его ближайшего развития, перспективы;
  • определят эффективные методы, меры комплексного психологического, педагогического и социального воздействия.

Методическое обеспечение   программы

  1. Социально-реабилитационные технологии:
  • Исследование микросоциума ребенка.
  • Установление доверительных отношений.

  1. Методы обучения и воспитания:
  • Рассказ, беседа, разъяснение, инструктаж, пример.
  • Дискуссия, упражнения, ситуационный метод, воспитывающие ситуации, соревнование, поощрение.
  • Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, видеофильмов.
  • Использование компьютерных технологий, фото и видео – техники.

  1. Диагностика подростков:
  • Исследование интересов подростков.
  • Исследование ценностных ориентаций участников программы.

4.   Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы:

  • на формирование позитивных дружеских отношений.
  • групповую сплоченность.
  • на формирование доверия друг к другу.

5.   Организация и проведение конкурсно - познавательных игр, спортивных мероприятий:

  •  игра «911» - направлена на активизацию знаний по правилам дорожного движения,  противопожарной безопасности и охране здоровья у учащихся «группы риска»  5-6 классов.
  • гражданско-патриотические игры  - направлена на воспитание чувства патриотизма, расширение кругозора у детей девиантного поведения 7-8 классов.
  • познавательная игра «В мире профессий». Цель: профессиональная ориентация трудных подростков 8 – 11 классов.
  • спортивные мероприятия: «Веселые старты»,  настольному теннису, настольным играм (шахматам, шашкам) и т.д.

Кадровое обеспечение программы

К реализации программы привлекаются:

  • психолог: работа по индивидуальному сопровождению обучающихся ;
  • руководители кружков и секций, в которых занимаются дети «группы риска
  • социальный педагог: проведение конкурсно - познавательных игр «911», «В мире профессий» и гражданско-патриотической игры;
  • учитель физкультуры: проведение спортивных мероприятий в клубе «Мальчишник».

Формы подведения итогов реализации программы

  1. Анализ проводимых методик и тестов.
  2. Отзывы подростков – участников программы.
  3. Отзывы заинтересованных лиц (педагогов , родителей, социального педагога, психолога)
  4. Реализация социально значимых мероприятий, их анализ.

Ожидаемые результаты

Выполнение мероприятий подпрограммы позволит:

  • использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия педагогического, ученического коллективов, родительской общественности, социально-психологической службы Центра по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • повысить количество учащихся с девиантным поведением, вовлеченных во внеклассные мероприятия;
  • осуществлять конкретную адресную помощь подросткам в профилактике безнадзорности и правонарушений;
  • создать оптимальные условия для организации отдыха подростков, используя возможности дополнительного образования;
  • совершенствовать правовую подготовку учащихся, родителей, педагогов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа реабилитации трудного подростка

Данная методическая разработка предназначена для социальных педагогов и классных руководителей для организации работы с подростками группы "риска"...

Рабочая программа курса "Трудные вопросы орфографии, морфологии и пунктуации в интерактивном режиме"

Программа разработана и внедрена в 11А классе, как курс школьного компонента в профильном информационно-технологическом классе....

Рабочая программа факультатива " Трудные случаи русской пунктуации"

Программа факультатива для 8 класса. 17  часов в год....

Рабочая программа факультатива «Трудные задачи математики» для 11 класса

Программа факультатива «Трудные задачи математики» поможет решить одну из основных задач   – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических з...

Воспитательная программа с трудными детьми

Основной целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной ...

Программа спецкурса "Трудные вопросы школьного курса математики" 9 класс

   Данный спецкурс направлен на организацию заключительного повторения перед экзаменом по математике в 9 классе, он направлен на выработку умений выполнять устно промежуточные преобра...